четверг, 18 ноября 2021 г.

Атомоход «Сибирь» отправится в Арктику к концу 2021 года

Арктика скоро примет в свои холодные объятия первый серийный атомоход проекта 22220 «Сибирь», строящийся на Балтийском заводе. Ожидается, что к концу нынешнего года он может вступить в строй вслед за флагманом серии, пополнившим ледокольную группировку «Росатомфлота» в октябре 2020-го. Но лишь в том случае, если программа заводских ходовых испытаний в Финском заливе, к выполнению которой этот ледокол-универсал приступил, будет выполнена в полном объеме и без нареканий.

Атомоход «Сибирь» отправится в Арктику к концу 2021 года  | Фото Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

График строительства самых мощных и крупных в мире атомоходов данной серии ее заказчику, госкорпорации «Росатом», приходилось корректировать не единожды. Даже после того, как в ходе сооружения первенца проекта атомного ледокола «Арктика» многочисленные «но», казалось, удалось устранить. Что говорить, трудностей в работе над созданием этих не имеющих аналогов в мире судов хватает и поныне.

Они строятся в соответствии с программой «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» для развития Севморпути. И призваны заменить старую ледокольную флотилию, чтобы последовательно выводить из эксплуатации суда советской постройки «Вайгач» (в 2023 – 2024 гг.), «Таймыр» (в 2025 – 2026 гг.) и «Ямал» (в 2027 – 2028 гг.). А в перспективе – еще и самый молодой в этом ряду атомоход «50 лет Победы», остававшийся до недавнего времени (пока не вступила в строй новая «Арктика») также самым большим и мощным в мире.

Причем это будет более чем равноценная замена – недаром последователи старых ледоколов считаются универсальными. Особенность их состоит в том, что один такой гигантский ледокол длиной 173,3 метра, шириной 34 метра и полным водоизмещением 33,5 тыс. тонн с ядерной силовой установкой может заменить, меняя осадку с помощью балластных цистерн, два других разного класса.

Благодаря этому атомоходы проекта 22220 мощностью 60 МВ обеспечат круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики, преодолевая льды толщиной до трех метров и ведя за собой караваны судов. А также будут работать в устье северных морей, на мелководье, прокладывая путь танкерам водоизмещением до 100 тыс. тонн с углеводородным сырьем, добываемым на Ямале, Гыданском полуострове и на шельфе Карского моря. Такими возможностями наделили их петербуржцы —проектировщики из ЦКБ «Айсберг».

В условиях пандемии, сказавшейся на судоходстве, рост грузоперевозок по Севморпути замедлился. Но с начала текущего года (точнее, с 1 января по начало ноября) объем перевезенных по этой морской магистрали грузов вырос по сравнению с тем же периодом годовой давности почти на 5% – до 28,2 тыс. тонн. А объем транзитных перевозок увеличился на 66% – до 2,1 млн тыс. тонн, сообщило Федеральное агентство морского и речного транспорта. Выросла и общая интенсивность судоходства на данном маршруте.

Для работы в нынешних особых условиях это, конечно, неплохо. Но недостаточно с учетом больших задач по обеспечению российского лидерства в Арктике, которые стоят в том числе перед судостроителями, детища которых в этом регионе ждут не дождутся. Но и торопиться с выполнением контракта, по которому на Балтийском заводе строится ныне четыре атомных ледокола проекта 22220, тоже не нужно, уверены корабелы. Риски при такой спешке слишком велики.

Срок сдачи «Сибири», первого серийного атомохода, по ряду причин пришлось сдвинуть, но некритично. В ближайшие три недели сдаточная команда верфи, выполняя в Финском заливе программу ходовых испытаний, проверит работу паротурбинной установки судна, систем автоматики и электродвижения, навигационного оборудования, якорного и рулевого устройств. Словом, основных общесудовых систем и механизмов заказа, а также работу вертолетного комплекса.

В испытаниях участвуют представители проектной организации и предприятий-поставщиков. Получение успешных результатов тестирования ускорит передачу заказчику этого судна, которое было спущено на воду в конце сентября 2017 года.

О том, что это реально, специалисты «Атомфлота» не раз говорили в этом году, выступая на разных форумных площадках. А вице-премьер – полпред президента РФ в Дальневосточном округе Юрий Трутнев, рассказывая в верхней палате парламента о реализации стратегии развития Арктической зоны РФ, недавно сообщил, что круглогодичная навигация по Севморпути начнется в 2023 – 2024 годах. 

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле