В правительстве планируют повысить инвестиционную привлекательность
Арктики. Государственная финансовая поддержка обещана нескольким крупным
проектам «с общим объемом инвестиций свыше 214 млрд руб.». Ранее, в
рамках заключения на проект бюджета, Счетная палата указала на
экологические риски реализации госпрограммы, посвященной Арктике.
Сейчас, судя по всему, готовятся исключения из закона, предписывающего,
что все проекты строящихся и реконструируемых объектов в Арктике должны
проходить государственную экологическую экспертизу. Исключить
предлагается как объекты социальной и транспортной инфраструктуры, так и
буровые скважины.
Правительство утвердило перечень арктических инвестиционных проектов,
которым будет оказываться государственная поддержка. Об этом сообщил в
понедельник премьер Михаил Мишустин. По его словам, в их числе
«несколько крупных проектов с общим объемом инвестиций свыше 214 млрд
руб.».
На сайте правительства сообщается, что речь идет о «создании
горно-металлургического комбината в Мурманской области, освоении
Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре и открытии
предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на архипелаге
Новая Земля (остров Южный)». В перечень также попали «специализированный
глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений в порту
Мурманска, завод для разведения лосося и форели (Мурманская область) и
проект технического перевооружения порта Витино и Беломорской
нефтебазы».
«Господдержка доступна компаниям, чьи инициативы соответствуют ряду
условий: стоимость – не менее 300 млн руб.; покрытие субсидии в виде
налоговых поступлений в срок до 10 лет; создание рабочих мест за счет
запуска новых производств или модернизации уже существующих», –
перечисляется в распоряжении. Компании «смогут рассчитывать на
безвозвратную субсидию от государства в размере до 20% своих вложений».
«Принятое решение повысит инвестиционную привлекательность Арктики», –
добавили в правительстве.
«Относительно низкая конкуренция, необходимость привлечения крупного
капитала при развитии проектов способствуют приходу в регион известных
добывающих, транспортно-логистических компаний, запуску проектов в том
числе с госфинансированием», – пояснил аналитик компании «Фридом Финанс»
Евгений Миронюк.
Как говорит руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев, Арктика –
«последняя неосвоенная российская нефтегазовая провинция». «Проблема,
правда, в том, что без налоговых льгот большинство месторождений
рентабельно только при цене нефти от 100 долл. за баррель, – утверждает
эксперт. – Для освоения месторождений нужны очень серьезные
инвестиционные расходы».
Судя по инициативам, поступающим как от крупного бизнеса, так и от
парламентариев, для инвестиционной привлекательности Арктики не хватает
еще одного условия. В середине минувшей недели Минприроды поддержало
замену недавно введенной обязательной пообъектной государственной
экологической экспертизы добычных проектов в Арктике на другие процедуры
и дополнительные меры по охране окружающей среды. Об этом, как передает
ТАСС, заявил глава Минприроды Александр Козлов на совещании с крупными
компаниями-недропользователями.
«С учетом предложений полагаю возможным исключить проектную
документацию в отношении строительства и реконструкции буровых скважин в
Арктике с учетом замены данного инструмента согласительным процедурами и
реализацией дополнительных мер по охране окружающей среды», – сообщил
министр.
Как напоминает информагентство, в августе 2020 года вступил в силу
закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в
Арктической зоне РФ», который установил, что все проекты строящихся и
реконструируемых объектов в Арктике должны проходить государственную
экологическую экспертизу.
«Я понимаю, что вы зажаты сроками, определенными лицензиями на
пользование недрами, сезонностью проведения работ. А обязательность
экологической экспертизы потребует дополнительного времени – минимум
четырех месяцев», – сказал Козлов недропользователям.
Могут быть и другие исключения. В минувший четверг группа депутатов и
сенаторов внесла в Госдуму законопроект, предлагающий отменить
требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня
проектной документации объектов социальной и транспортной
инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных
пунктов, находящихся на территории Арктической зоны РФ. Перечень таких
объектов установит правительство РФ.
«Принятие законопроекта положительно повлияет на ускорение
строительства объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий
комплексного социально-экономического развития Арктической зоны РФ», –
считают авторы.
В конце минувшего года Счетная палата изучила государственные
программы в рамках заключения на проект федерального бюджета на
2021–2023 годы. Анализируя госпрограмму «Социально-экономическое
развитие Арктической зоны РФ», Счетная палата отметила: цели, задачи и
основные мероприятия проекта паспорта этой госпрограммы «не
предусматривают мер по экологическому сопровождению деятельности,
осуществляемой в Арктической зоне РФ, что в условиях фрагментарного
правового регулирования потенциально может привести к росту количества
объектов накопленного экологического вреда».
«Учитывая накопленный экологический ущерб и уязвимость природы
Арктики, представляется целесообразным предусмотреть в госпрограмме
механизмы обеспечения экологической устойчивости региона, в том числе
посредством внедрения полноценной системы управления рисками, в первую
очередь в сфере экологии и окружающей среды», – призывали аудиторы.