На острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа находится старая заброшенная полярная база. Между тем она представляет собой огромное культурно-историческое значение. Петербургские историки собираются за четыре года отреставрировать станцию, а в находящемся на нейавиационном ангаре открыть экспозицию, посвященную освоению Русского Севера. О том, что представляет собой база и как будет проходить процесс реставрации, «Ленте.ру» рассказал представитель Военно-исторического центра СЗФО, автор этой инициативы — кандидат исторических наук Павел Филин.
«Лента.ру»: Как зародилась идея этого проекта?
Филин: Сама по себе полярная станция в бухте Тихая — одна из самых интересных, самых ранних из сохранившихся. В ней много строений 20-30-х годов. В ее создании принимали участие знаменитые полярники, такие как Отто Юльевич Шмидт, а строительством лично руководил Иван Папанин. Поэтому она еще и связана с ключевыми исследователями Севера, известными не только специалистам, но и каждому жителю нашей страны.
На этой базе есть ангар для самолетов — такое брендовое, известное здание, если брать высокоширотную Арктику и ее антропогенные объекты. В последние несколько лет на основе этой станции формируется научный стационар национального парка «Русская Арктика». Постепенно ее восстанавливают, возвращают к жизни.
Поэтому у нас и возникла идея (достаточно давно, надо сказать) создать там комплекс под открытым небом. Примерно три-четыре года назад министерство культуры Архангельской области поставило на госучет практически все строения бухты Тихой как объекты культурного наследия, поэтому теперь их в любом случае необходимо сохранять и реставрировать.
К тому же через бухту Тихая идет основной туристический поток на Северный полюс, она является чуть ли не единственной точкой, где в обязательном порядке делают высадку все круизные суда, которые ходят в Арктике. Их, конечно же, немного — это туризм для, пожалуй, самых богатых на планете людей, и именно они высаживаются в бухте Тихая. Но ситуация и в стране, и в мире, и в Арктике меняется, эта отрасль будет развиваться. Арктический туризм, конечно, никогда не будет массовым, но он и не должен быть массовым — иначе туристы затопчут там всю природу.
Сейчас на острове кто-то живет постоянно?
Нет, в последнее время там размещается только стационар парка «Русская Арктика».
Насколько разрушены строения? На фотографиях видно, что ангар стоит практически без обшивки.
В рамках совместного проекта национального парка «Русская Арктика» и Арктического музейно-выставочного центра при поддержке Военно-исторического центра СЗФО туда уже отправляли четырех специалистов-архитекторов, которые провели осмотр строений. Действительно, стоит только остов, обшивки уже нет, она вся слетела — там ледник, который постоянно тает. Но каркас находится в хорошем состоянии, и в принципе здание подлежит восстановлению. Поэтому сейчас необходимо провести противоаварийные работы, а потом уже разработать проект реставрации.
А проекта еще нет?
Пока нет, но он делается. Говорить о том, что будет создаваться полноценный музей, тоже нельзя. У музея много функций — и хранение экспонатов, и изучение образцов. Но в этом ангаре будет скорее вариант экспозиции, консервируемой на зиму, так как помещение, скорее всего, не будет отапливаться. Тут будет, возможно, несколько экскурсоводов, или парк «Русская Арктика» станет осуществлять экскурсионную деятельность.
Что будет представлено в экспозиции — хотя бы примерно?
Пока трудно сказать. На станции есть какие-то бытовые предметы, связанные с жизнью полярников. Скорее всего, поскольку в этом ангаре ремонтировали самолеты (либо У-2, либо Ш-2), мы там разместим макет одного из них. Вокруг него будет плоскостная экспозиция, рассказывающая о быте и работе полярников, об освоении Арктики — поскольку эта станция была перевалочной базой для Папанина перед основанием дрейфующей станции «Северный полюс». Конечно, языками экспозиции станут два — русский и английский, чтобы и зарубежные туристы знакомились с историей освоения региона.
Когда станция была заброшена, что там происходило? Как она пришла в то состояние, в котором находится сейчас?
Она давно была заброшена — ее законсервировали еще при советской власти. База просуществовала с 1929-го по 1957 год. После этого полярная станция заработала в другом месте. Оказалось, что здесь не удается получать репрезентативные научные данные — это связано с особенностями местности. Так она и простояла до современности в хорошем, в принципе, состоянии, а потом ее распечатали в связи с созданием парка «Русская Арктика».
В других строениях сохранились какие-нибудь свидетельства быта полярников, старое оборудование?
Да, сейчас в другом здании собирают эти предметы — даже небольшая экспозиция получилась. Если удастся отреставрировать ангар, то, конечно, она будет более масштабной.
Есть ли у реставрации в условиях Крайнего Севера какая-нибудь специфика?
Не просто специфика — это будет первый в мире проект реставрации в высокоширотной Арктике. И это будет самый северный музейно-выставочный центр. Примеров подобных нет — разве что на Шпицбергене.
Какой объем материалов для реставрации предстоит перевести на остров? Вы вроде бы собираетесь делать это на ледоколе?
Это основная проблема: у нас как раз сейчас спрашивают, сколько все это будет стоить. Но тут стоимость разбивается на стоимость самих материалов и стоимость завоза их на остров, которая очень высока. Мы рассчитываем все же договориться с хозяйствующими субъектами Арктики, чтобы они нам помогли с доставкой — желательно бесплатно. Сама реставрация менее затратна.
Кто будет ее осуществлять?
Мы выберем организацию, которая будет выполнять работы. А если говорить о деньгах — они будут внебюджетными, скорее это будут частные инвестиции.
Вы говорите, что туристы, пусть и очень богатые, приезжают туда нечасто. Есть какой-нибудь примерный план по развитию туризма в этом уголке Арктики?
На данный момент такого плана нет, хотя он, конечно же, появится. Отдельные регионы составляют планы развития туризма в Арктике, хотя нужна общая стратегия. Мы даже предлагали разработать стратегию сохранения культурного наследия в регионе и привязанную к ней стратегию развития туризма. Концептуальную часть мы написали, но дальше нужно налаживать работу с министерствами…
Есть какие-то проблемы?
Да. Проблема в том, что у них пока нет понимания важности всего этого. Регионы как-то лучше понимают — например, Архангельская область достаточно активно участвовала в постановке тех же самых объектов бухты Тихая на госучет. А федеральное министерство культуры как-то более формально относится к этому вопросу, пока сотрудничество у нас не складывается, но мы надеемся на изменение ситуации. Объекты культурного наследия в Арктике важны — забота о них показывает, что государство там присутствует и что-то делает.