пятница, 7 января 2022 г.

«Самое страшное — оказаться в пургу вне станции»: полярник о жизни и работе в Арктике и Антарктиде

 

Океанолог Виктор Меркулов Фото Алексея Симинела

Виктор Меркулов с детства любил воду и путешествия, поэтому он решил стать океанологом — учёным, который исследует море.

Во время учёбы в университете, в 2012 году, он впервые отправился в экспедицию в Антарктиду. За следующие девять лет он побывал в десяти экспедициях и провёл за полярным кругом больше пяти лет.

Кто такие полярники

Профессии «полярник»‎ не существует: так называют всех, кто работает в Арктике и в Антарктиде. В основном это учёные, например, метеорологии, океанологии, геофизики и изучающие ледники гляциологи, а также обслуживающий персонал.

Все они живут на полярной станции. Это небольшой посёлок с домами, техническими постройками с оборудованием и бесперебойно работающей дизельной электростанцией.

Сложности работы

Зимовку на станции нельзя назвать простой. Арктика — это проверка на прочность, случайные люди здесь не приживаются.

Во-первых, я и ещё примерно два-три десятка полярных исследователей изолируемся от внешнего мира примерно на год. Это психологически тяжело. Во-вторых, мы живем и работаем в суровых погодных условиях. Температура в самые холодные месяцы может опускаться до -50, а летом поднимается максимум до 10-15 градусов.

В зимние месяцы в Арктике часто ветряно. При порывах ветрах 40 м/с из-за снега не видишь собственной вытянутой руки. Обычно в такие дни никто не выходит на улицу. Но и в комнате спокойно не посидишь — ветер очень сильно раскачивает помещение.

Полярная ночь длится около трёх месяцев. Иногда страшно от ощущения постоянной темноты вокруг. Зато с какой безграничной радостью приветствуешь солнце, показавшееся на горизонте весной.

Летом наступает полярный день, и до конца августа нельзя выходить наружу без солнцезащитных очков — от яркого света может получить ожог клетчатки глаза, или снежную слепоту.

Несмотря на всю суровость условий, зимовки затягивают, опыт работы на крайнем севере меняет человека. И чем дольше я тут, тем меньше желания возвращаться в нормальную жизнь на большую землю.

Восход на полярной станции «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля.  Фото Никиты Кузнецова

Выбор профессии

Мне 29 лет, я родом из Калининграда. Мой отец мечтал стать моряком, от него мне передалась любовь к природе и воде. Я читал книги про полярников и путешественников, смотрел фильмы, а в школе любимым предметом была география.

Поэтому я решил учиться на океанолога: люди этой профессии ходят в морские рейсы, которые длятся один-два месяца, и в полевых условиях изучают химический состав воды в океане. Это помогает лучше понять некоторые процессы, например, почему происходит глобальное потепление.

После школы я поступил в Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Это одно из немногих мест в стране, где учат специалистов по гидрологии, океанологии и метеорологии.

Сборы в первую экспедицию

В первую полярную экспедицию я отправился в 2012 году. Мне было 20 лет, я учился на четвёртом курсе, когда мой преподаватель предложил поработать в Антарктиде. Экспедицию организовывал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).

Океанолог Виктор Меркулов Фото Леонида Старцева

На работу в ААНИИ меня оформили в штат по трудовому договору, на должность инженера. Для экспедиции необходимо было собрать некоторые документы:

  • Удостоверение личности моряка и мореходная книжка. Чтобы их получить, нужно пройти курсы по спасению живучести судна. В Санкт-Петербурге такое обучение есть на базе Морского технического колледжа. Оно платное, стоит 8-10 тысяч рублей, но работодатель сам платит.
  • Свидетельство о прохождении медосмотра: он включает эндоскопические исследования и УЗИ, анализы крови, осмотр терапевта, офтальмолога и других врачей. Его проводят в частных центрах или в поликлинике по месту жительства, направление выдаёт отдел кадров института перед экспедицией.
  • Сертификат о прививках против дифтерии и жёлтой лихорадки.
  • Справки об отсутствии психических болезней, туберкулеза и наркотических зависимостей за последние три года.
  • Справка о прохождении психического тестирования. Она действует пять лет и делается не в поликлинике по месту жительству, а в больнице, специализирующейся на психических расстройства. Тестирование очень важно, так как на станции в суровых условиях нужны люди со стабильной психикой.

Сертификат по спасению живучести судна вместе с медицинскими справками и заполненным трудовым договором я подал в администрацию порта. Там делают удостоверение личности моряка — ламинированную карточку с фотографией.

Планировалась длительная экспедиция на год, поэтому мне нужно было заранее закрыть сессию и взять академический отпуск. Одновременно я подрабатывал продавцом в магазине, чтобы закупить снаряжение для поездки.

Каждому полярнику институт выдаёт минимальный набор спецодежды:

  • Зимний, демисезонный и флисовый комплект.
  • Летние ботинки.
  • Валенки.
  • Шапка и шарф.
  • Шерстяные и термоноски.
  • Флисовые перчатки для работы с мелкими деталями на холоде.
  • Рукавицы на меху с кожаным непродуваемым верхом для поездок на снегоходах.

Перед первой экспедицией пришлось самостоятельно оплачивать:

  • Горнолыжные очки — 1500 рублей.
  • Медкомиссия — 8000 рублей.
  • Прививки от желтой лихорадки и дифтерии — 3000 рублей.
  • Психическое тестирование — 2000 рублей.

Также я обновил некоторые личные вещи, например, купил мяч. Одна из любимых забав полярников — игра на свежем воздухе в футбол. Я знал об этом еще до первой экспедиции.

В 2012 года на оформление документов и покупку личных вещей и снаряжения ушло около месяца и 25 тысяч рублей. Но при поездке в 2020-2021 годах потратил в два раза больше — около 50 тысяч рублей: теперь, когда есть деньги, хочу тщательнее обустраивать свою жизнь на Севере, покупать, например, товары для хобби и качественные солнцезащитные очки.

Антарктида: первая экспедиция

Чтобы попасть в Антарктиду, полярники обычно добираются до Кейптауна на самолёте или корабле. Там делают остановку на несколько дней, а затем добираются до места назначения на судне «Академик Фёдоров».

Но в мою первую экспедицию из Кейптауна на полярную станцию нас доставил военно-транспортный самолёт ИЛ-76. Из него мы вышли полностью экипированные посреди ледяной пустыни.

Там я работал геофизиком-реометристом: наблюдал за прибором, который измеряет параметры озонового слоя — реометра, фиксировал его показания и следил, чтобы техника работала без помех. В Антарктиде и Арктике измерения получаются наиболее точными, ведь там нет такого большого человеческого влияния, как на других территориях.

В конце каждого дня я скачивал данные в виде графиков, передавал их радисту, а он отправлял информацию в институт.

У нашего института в Антарктиде есть восемь постоянных станций: «Новолазаревская», Мирный», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Восток», «Русская», «Ленинградская» и «Молодёжная». Последние три сезонные, и на них нет постоянных зимовщиков.

«Новолазаревская», где проходила моя первая полярная зимовка, состоит из нескольких домиков:

  • Кают-компания, где мы отдыхали и ели.
  • Дизельная электростанция.
  • Несколько домов, где живут сотрудники.
  • Павильон с приборами.
Ледник в Антарктиде

В Антарктиде я прожил 14 месяцев и заработал около 1 млн рублей: на станции тратить деньги не на что. В первые месяцы пребывания мне было всё интересно. Потом устал от однообразия, к концу зимовки перегорел и часто ловил себя на мысли, что работаю через силу.

Вернувшись в Санкт-Петербург, я уволился из ААНИИ, чтобы завершить учебу — мне оставалось ещё два года. После выпуска в 2016 году меня приняли в тот же научный институт на должность океанолога. Предполагалось, что помимо научной работы, я буду ездить в полярные экспедиции.

Ледовая база в Арктике

Через пару месяцев после трудоустройства в 2016 году я отправился во вторую экспедицию, но теперь на северный полюс, в Арктику. Там работы проводятся на архипелаге Шпицберген в Баренцбурге, в обсерватории Тикси, на полевой станции «Хастыр» и на ледовой базе «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля.

Есть и другие институты в России, которые изучают Арктику и Антарктиду, но полярников они отправляют через ААНИИ, так как только у этого института есть подходящие суда.

Уже в июне 2021 года у меня завершилась десятая по счету экспедиция и четвертая зимовка. Зимовки длятся по 10-13 месяцев, а экспедиции бывают короткие — от нескольких недель до двух месяцев.

С июля 2020 года я провёл 13 месяцев на полярной научно-исследовательской станции «Мыс Баранова». Как и станция «Новолазаревская» в Антарктиде, «Мыс Баранова» тоже состоит из нескольких домиков, основные из них:

  • Радиодом, где есть интернет.
  • Домик с баней и электростанцией.
  • Домики с каютами сотрудников.
  • Павильоны с оборудованием.

На станции находятся в основном научные сотрудники. Но есть несколько человек, главная задача которых — поддерживать жизнедеятельность базы. Это механики, повар, два врача и начальник станции. Последний отвечает за всё: от закупки провизии до научной работы.

Все они, чтобы попасть на полярную станцию, проходят через отдел кадров ААНИИ. Например, человек с дипломом повара подает заявку на работу и, если есть потребность в специалисте, его зачисляют в резерв. Ему также, как и научным сотрудникам, нужно собрать все те же документы для допуска в экспедицию.

В разное время года количество человек на станции может отличаться. Например, на зимовке 2020-2021 годов:

  • Во время полярной ночи с конца ноября по февраль на станции «Мыс Баранова» было 18 человек.
  • Весна — сезон активных работ, и раз в две-три недели приезжали новые учёные. В мае 2021 года на станции находилось 27 человек.
  • Летом могут работать максимально до 40 сотрудников.

Женщин в России на зимовки не берут, только в короткие сезонные экспедиции.

Заработок

Минимальная зарплата полярника начинается от 50 тысяч рублей в месяц, также начисляются бонусы за работу в суровых условиях. Максимальная надбавка составляет 100%. Чем больше времени работаешь за полярным кругом, тем выше зарплата. Например, повар, который работает в десятой экспедиции, получает больше, чем научный сотрудник, приехавший первый раз.

Опытный полярник за одну зимовку может отложить примерно 1,2-1,4 млн рублей. Деньги приходят на карту ежемесячно, но тратить их негде, и они копятся.

В первой экспедиции моя полярная надбавка составляла около 10% к зарплате, каждые полгода она вырастала ещё на 10%. В 2021 году моя зарплата с учётом опыта работы и надбавки в 60% — около 100 тысяч рублей. Но вне экспедиций я получаю голый оклад, без процентов.

Помимо этого, чем больше у полярника зимовок, тем раньше он может выйти на пенсию. У кого-то пенсионный возраст начинается в 50 лет, но у большинства — в 57 лет.

Питание

Кормят на станции разнообразно.

  • На завтрак каши или бутерброды, а по воскресеньям дают яичницу и вареные яйца.
  • На обед супы, гарнир с мясом и компот.
  • На ужин чаще всего какое-нибудь блюдо из картофеля или риса, например, плов.

Главное, чтобы в каждом приеме пищи было мясо — без него сложно работать в условиях севера. Каждый четверг — рыбный день. Дополнительно пьём витамины, нам их регулярно выдаёт доктор.

По праздникам сотрудники вместе с поваром делают бутерброды с красной рыбой и салаты: оливье, селёдку под шубой, крабовый. А ещё мы иногда готовим шашлык или лепим пельмени — чтобы потом заморозить и есть в течении всей зимовки. Также поём песни под гитару, устраиваем конкурсы и играем в настолки.

Празднование нового года на полярной станции «Мыс Баранова» Фото из архива героя

Типичный день

У нас строгое расписание:

  • В 8 утра нас будит радист, который по связи сообщает, какая сегодня погода.
  • В 8:30 — завтрак.
  • В 10 часов — выезд на лёд. Заранее надо собраться и завести снегоход. Обязательно нужно взять с собой ружьё, ракетницы и рации. Если выезд дальний, то не забыть спутниковый телефон. Во время полярной ночи — фонарик.
  • В 14 часов у нас обед. После него работаем на станции: обрабатываем данные с приборов, пишем отчёты.
  • В 18:00 — ужин и потом свободное время.

Для работы на льду мы обычно берём с собой:

  • Приборы — чаще всего CTD-зонд.
  • Пешню.
  • Лопату.
  • Моторуб для выбуривания отверстий на льду.
  • Пилу «акулий зуб», если нужно делать майну.
  • Фал — веревку.
  • GPS-навигатор.
  • Ноутбук.
  • Инструменты.

Бывает, что уезжаем на весь день, далеко от станции. Тогда берём с собой бутерброды и пару термосов с чаем. Снегоходы используем, если работаем рядом с базой, а на далекие расстояния — гусеничные вездеходы. Они могут пройти через сугробы и торосы, в них можно согреться и переночевать.

Подготовка снегоходов к выезду на лед

Фото Никиты Кузнецова

Иногда приходится ездить за 40 километров через пролив Шокальского на соседний остров. В условиях Арктики такое расстояние преодолеть нелегко. Здесь нет дорог, и на поездку нужно потратить 3-4 часа — едем примерно со скоростью 10 км/ч.

Воду добывать здесь непросто — её привозят с озера Твёрдое, которое находится в пяти километрах от станции. Поэтому банные дни у нас только пару раз в неделю.

Иногда несколько дней никуда за пределы станции не выезжаем из-за сильного ветра и метели. Во время полярных ночей, когда уходим за пределы станции, берем с собой ружьё и собак — чтобы отпугивать белых медведей, если заблудимся.

В ночное время собаки сопровождают полярников к месту проведения работ Фото из архива героя 

Что берут с собой

Основная цель экспедиций на «Мыс Баранова» — непрерывный мониторинг окружающей среды, постоянный цикл измерений. С каждой экспедицией институт доставляет на станции какие-то вещи. Вот, например, самое основное, что мы везли в мою десятую экспедицию:

  • Топливо. На работу дизель-генератора в год уходит 250 тонн.
  • Еду. В среднем 16 тонн. Половина продуктов доставляется в замороженном виде: мясо, рыба, колбасы, сосиски и сливочное масло. Есть продукты, которые долго хранятся: бакалея, соленья и консервы. Кроме того, везут ультрапастеризованное сухое молоко, яйца и сладкое.
  • Оборудование. На станции есть самое необходимое оборудование для атмосферных, аэрологических, ледовых и геофизических наблюдений. Но перед каждой следующей экспедицией нужно доставить что-то дополнительное.
  • Большая часть грузов — это запчасти для дизель-генераторов, техники и снегоходов.
  • Расходные материалы. В этот раз мы доставили 684 таблетки для посудомоечной машины, 20 наборов аптечки, 90 банных веников, 5 коробок бумаги для принтера и канцелярию.

Каждый полярник берет с собой личные вещи: ноутбук, налобный фонарь, личная аптечка и всё, что нужно для хобби.

Во время долгой зимовки нужно обязательно найти своё дело. Я, например, вёз семена, грунт и ультрафиолетовые лампы для оранжереи, и в конце сезона у нас выросли вкусные огурцы. Почти каждый привозит книги. Некоторые ребята взяли с собой музыкальные инструменты — гитару и укулеле.

Также я вез с собой газовую плитку и гейзерную кофеварку, водительское удостоверение на снегоход и много книг про полярников — Франклина, Норденшельда, Пири и Кука.

Экспедиция — дело добровольное. Обычно институт предлагает сотрудникам поехать. Но можно подать заявку самому: бывают поездки, организуемые иностранными институтами. И если откликнуться на их предложение, то могут взять.

Научные исследования

У каждой экспедиции своя программа. По ней мы и работаем. Основная цель исследований — изучение арктической природы в условиях меняющегося климата. Заказчиком всех научных работ является государство.

План работ по каждому направлению разрабатывается заранее внутри научных отделов института и утверждается на семинарах. А затем формируется направление работ и состав полярной экспедиции. В неё могут входить:

  • Океанологи.
  • Гляциологи — изучают ледники.
  • Геофизики — земные недра, мировой океан и окружающее воздушное пространство.
  • Аэрологи — погоду в верхних слоях атмосферы.
  • Метеорологи — следят за нижними слоями атмосферы.
  • Ледоисследователи — исследуют морской лёд.
  • Гидрохимики — химический состав воды и снега.

В 2020-2021 годах мы установили автономную буйковую станцию в самой глубокой точке пролива Шокальского, между морем Лаптевых и Карским. Это нужно для того, чтобы собрать информацию об атлантической водной массе, которая попадает в глубоководные желоба пролива из моря Лаптевых. На установку потратили около 12 часов.

Чтобы опустить под воду приборы, нужно вырубить во льду довольно большую прорубь. Когда она готова, при помощи треноги и системы блоков мы опускаем станцию под воду. Груз аккуратно укладывается на дно и держит станцию на одном месте. Запрограммированные приборы начинают запись данных и ведут её, пока мы их не поднимем.

Прибор называется CTD-профилограф, расшифровывается как Conductivity Temperature Depth: электропроводность, температура, глубина. То есть, прибор после установки записывает все эти параметры, а также солёность воды.

Установка буйковой станции в проливе Шокальского

На буйковой станции установлена серия измерителей: акустический доплеровский профилограф, который показывает скорость и направление течений во всей толще воды, а также несколько CTD-приборов.

Буйковая станция будет считывать характеристики морской воды в непрерывном режиме. Примерно через год полярники вытащат её из воды, снимут приборы, очистят их от водорослей, подключат к компьютеру и скачают данные. Эта информация покажет состояние водных масс в западном желобе пролива Шокальского.

Свободное время и развлечения на станции

Полноценных выходных на станции нет, потому что каждый день нужно заниматься сбором данных и следить за работой приборов.

В свободное время я читаю книги про путешествия полярников-первооткрывателей и изучаю языки. На станции есть библиотека. Любители активного отдыха играют в футбол на снегу, бадминтон и занимаются на тренажерах.

Интернетом пользоваться всё время нельзя, так как есть часы для приема и отправки научной информации, их нельзя занимать. Скорость — 256 Кбит/с. Есть возможность скачивать музыку, общаться с родными по Skype. Но для этого всего один компьютер на всю станцию.

Можно подключиться к платной Wi-Fi сети с выходом в интернет. Трафик дорогой – около 2000 рублей за 1 ГБ.

Ещё на станции есть целая коллекция настольных игр. Иногда группами ездим осматривать красоты ближайших островов и фотографировать, но, как правило, этот досуг сочетается с какой-нибудь работой по сбору данных.

В комнатах всех сотрудников размещают по одному, чтобы люди имели возможность побыть в одиночестве и успокоиться. В каюте есть кровать, диван, шкаф, стол и стулья.

Экстремальные ситуации

Самое страшное — оказаться в пургу за пределами станции. Пару лет назад, работая на норвежском Шпицбергене, мы ехали из одного поселка в другой. Начался буран, и мы встряли в сугроб. Выбраться не смогли, так как у нас сломался снегоход. Через несколько часов нас спасли проезжающие на гусеничном ратраке норвежцы.

На большой земле расстояние в 20-30 метров кажется незначительным, но в Арктике в пургу, если ты отойдешь в сторону от товарищей на 20 метров, то можешь пропасть без вести.

Я помню свою первую дорогу домой из Антарктиды. В день, когда мы должны были отплыть от полярной станции, у побережья нарос толстый слой льда. Около трех недель мы были заперты на судне и ждали, когда всё растает. На базу было уже не вернуться — туда доставили новый состав полярников.

В Арктике связь с большой землей налажена. В 800 км находится Хатанга, ближайший к нашей станции город. Если кто-то серьёзно заболел, есть возможность вызвать вертолет, он отвезёт в больницу в крупный город. Несложные операции анестезиолог и хирург делают на станции.

В Антарктиде всё иначе. У полярников, работающих на «‎Новолазаревской»‎, отсутствует связь с большой землей. Туда во время зимовки не может долететь ни один самолет, добраться ни одно судно. Поэтому в критической ситуации со здоровьем операцию будут делать прямо на станции.

Работа вне экспедиции

После экспедиции мы работаем в институте в пятидневном графике с 9 до 18 часов — пишем отчёты на основе тех данных, которые удалось собрать. Затем они проходят экспертизу Росгидромета, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и другими контролирующими государственными инстанциями.

После того, как все полученные данные проверят, можно на их основе писать научные статьи и выступать с докладами на конференциях.

Обычно после экспедиции я работаю в институте над отчётами, потом еду отдыхать в какую-нибудь тёплую страну. В 2020 году по понятным причинам никуда не ездил.

Но уже через пару месяцев работы в Санкт-Петербурге хочется вернуться в Арктику. С зимовки на «Мысе Баранова» я вернулся в Санкт-Петербурге в июне 2021 года, но дома пробыл всего месяц. Затем начались очередные сборы, на этот раз — в месячную морскую экспедицию на судне «Академик Трешников».

Научно-экспедиционное судно ледового класса «Академик Трешников» Фото Андрея Абрамова

Это совместный рейс с иностранными коллегами, в рамках международной экспедиции проекта MOSAiC. Цель рейса — изучение процессов арктической климатической системы в Центральной Арктике.

Арктика: изменение климата сеет хаос

 


Ученые говорят о серьезных и даже разрушительных изменениях экосистемы северной части Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Исследования на протяжении последних пяти лет показывают беспрецедентные масштабы вымирания животных в водах Чукотского и Берингова морей, моря Бофорта. Исчезают целые виды рыб и беспозвоночных, обитающих в океане. Это не может не оказывать влияния на  местных тюленей, моржей и медведей, а также мигрирующих серых китов, птиц, морских львов и многих других животных. Об этом рассказывается в научной статье онлайн-журнала Science X.

Ученые описывают происходящее не столько как коллапс экосистемы, сколько как жесткую «смену режима» – событие, в результате которого многие виды могут исчезнуть, а другие придут им на смену. «Об этом явлении мы рассуждаем с точки зрения победителей и проигравших», – говорит Джанет Даффи-Андерсон из Сиэтла, она ведет ежегодные исследования Берингова моря для Научного центра рыболовства на Аляске.  «Что-то должно появиться и стать более доминирующим видом, а что-то будет приходить в упадок, не все смогут адаптироваться к этой изменяющейся пищевой сети».

Команда The Times побывала на Аляске и побеседовала с десятками ученых, проводящих исследования в Беринговом море и Арктических широтах. Результаты показывают, что эта обширная приполярная экосистема, стабильная в течение тысяч лет и устойчивая к кратковременным, но резким перепадам температуры, претерпевает необратимый переход. Ученые констатируют исчезновение «холодного бассейна» – региона северной части Берингова моря.  Он на протяжении тысячелетий служил барьером, защищающим холодноводные виды, такие как арктическая треска и снежный краб, от субарктических видов, таких как минтай и тихоокеанская треска. За последние пять лет многие из этих арктических видов почти полностью исчезли из северной части Беринга, в то время как популяции более теплой рыбы увеличились. Вот лишь несколько цифр. В 2010 году в северной части Берингова моря насчитывалось 319 000 тонн краба-стригуна, а 2021 году количество снизилось более чем на 75%. Между тем, объем субарктической рыбы, тихоокеанской трески, стремительно вырос — с 29 124 тонн в 2010 году до 227 577 тонн в 2021 году. Пока неясно, заставило ли потепление мигрировать виды, обитающие в сверххолодной воде, дальше на север или запад через границу США и России, где американские ученые больше не могут наблюдать за ними. 

В силу погодных и логистических причин Арктика трудный регион для ученых. Только недавно у них появилась возможность использовать для наблюдений точечные камеры, а не обзорные съемки с самолетов, стали использовать звуковое оборудование на льду и поверхности моря, чтобы фиксировать движения китов, тюленей и медведей. 

Случившиеся изменения в Арктике имеют большие последствия. Берингово море является одним из основных рыболовных угодий планеты.  Например, его восточная часть обеспечивает более 40% годового улова рыбы и моллюсков в США  и является важным источником пищи для тысяч россиян и коренных жителей Аляски, которые получают протеин благодаря рыбе, моржам, тюленям и яйцам птиц.  В глобальном масштабе именно холодноводные экосистемы поддерживают мировой рыбный промысел. Это палтус, вся треска, крабы, омары. Уменьшение количества рыбы может привести к тому, что мигрирующие животные будут голодать. К ним относятся серые киты и короткохвостый буревестник - птица, которая ежегодно преодолевает более 14 000 километров из Австралии и Новой Зеландии, чтобы получить свой питательный корм в Арктике. 

Изменение климата в Арктике наглядно демонстрирует уменьшение ледяного покрова. Из-за атмосферного потепления мировые океаны удерживают столько избыточного тепла, что оно не дает Чукотскому морю снова покрыться толстым многолетним льдом. Слой сезонного льда за последние 50 лет стал намного меньше и на Беринге. В исследовании 2020 года, опубликованном в журнале Science, было зафиксировано сокращение площади льда в 2018 и 2019 годах на 60-70% по сравнению со средними значениями в другие исторические периоды. В отчете об Арктике, опубликованном в конце 2021 года, федеральные ученые назвали изменения в регионе «тревожными и неоспоримыми». Данные, полученные с причала в Беринговом море, показывают, что средняя температура по всей толще воды заметно выросла за последние несколько лет: в 2018 году температура воды была на 9 градусов выше среднего исторического значения.

Это заметили не только ученые, но и рыба. Вот, как это отразилось, к примеру, на минтае, который является одним из важнейших промыслов региона. Взрослые особи минтая не любят слишком холодную воду, а молодые особи, наоборот, тянутся внутрь холодного бассейна. В этом защитном холодном куполе молодые рыбы не только ограждены от хищников, которые избегают холодных вод, но и, поскольку их метаболизм замедляется из-за низких температур, они могут наедаться и расти за счет жирных, богатых источников пищи арктической экосистемы. Теперь холодный бассейн исчез, и для маленьких рыбок, стремящихся вырасти, «нет убежища», им с трудом приходится выживать среди взрослой рыбы. 

Ученых беспокоит, что вся динамика пищевой сети под воздействием потепления распадается, больше звеньев добавляется в пищевую цепочку и меньше энергии получается взамен. Ученые-климатологи во всем мире давно предупреждают, что по мере потепления планеты люди и дикие животные станут более уязвимыми для инфекционных заболеваний. Раньше места с низкой температурой ограничивали распространение вирусов. Их появление, по мнению исследователей, могло стать фактором массовой гибели птиц в Беринговом море. По оценкам экспертов, с 2013 года там умерли не менее десятков тысяч птиц. Виновником гибели стала птичья холера, которая не была раньше замечена в этих высоких широтах, и  редко поражала таких морских птиц, как толстоклювые кайры, конюхи, обыкновенные гаги, северные глупыши и чайки.

Научному сообществу непросто примириться с тем, как сбалансированная система может так быстро сойти с рельсов. Теперь, имея знание, необходимо разработать шаги, которые способны сделать будущее биоразнообразия Арктики более стабильным. 

В России исчезает одна из самых популярных профессий



Эти тяжелые грузовики некому водить


В 2021 году мир столкнулся с серьезнейшей логистической проблемой. Речь идет о большой нехватке водителей для большегрузного транспорта, и дефицит шоферов грузовиков затронул в том числе и Россию. Почему внезапно резко снизилось число желающих работать в этой профессии и что в итоге может привести к ее полному исчезновению?


По данным аналитического агентства Transport Intelligence, сейчас нехватка водителей в Европе превышает 400 тысяч человек. Недавний опрос Международного союза автотранспорта, в котором приняли участие около 800 автотранспортных предприятий из 23 стран, подтвердил, что проблема дефицита профессиональных водителей продолжает усугубляться. В Евразии в течение последнего года не были заполнены 20% вакансий для водителей.


Некому возить


Наиболее сложная ситуация складывается в Польше – сейчас там недостает 124 тыс. водителей, указывает партнер по управлению персоналом ГК «Монополия» Юлия Шумилова. В Великобритании, по ее словам, все тоже серьезно – не хватает 60–76 тыс. водителей грузовиков, и нынешней осенью это уже спровоцировало кризис в розничном звене: из-за проблем с кадрами оказалась затруднена доставка бензина на британские АЗС, а нормализовать их работу удалось только благодаря подключению армии. Кроме того, есть серьезный дефицит водителей в Германии, оцениваемый в 45-60 тыс. человек.


В России ситуация ненамного легче. Еще в конце лета на отечественных рекрутинговых порталах было размещено более 41 тыс. вакансий водителей-экспедиторов и дальнобойщиков, а активных резюме было в три раза меньше.


В России, по официальным данным, насчитывается около четырех миллионов грузовых автомобилей. Число водителей, понятно, должно быть сопоставимым. Таким образом, профессия водителя большегруза – одна из самых распространенных в нашей стране.


«Спрос на водителей грузовиков, в частности, малокубатурных машин, увеличился кратно, – комментирует Константин Чубаров, управляющий партнер агрегатора операторов экспресс-доставки POSTBURO. – Объяснение простое: вырос спрос на курьерские услуги, например, на доставку продуктов питания из гипермаркетов, а также на доставку из интернет-магазинов. При этом у самих интернет-магазинов сильно упали объемы продаж, основная часть грузооборота проходит через маркетплейсы».


На эту тему


    Представитель движения «12 тонн»: Контроль большегрузов работает неправильно

    «Правый сектор» несколько дней удерживал дальнобойщиков из Белоруссии

    Дальнобойщиков не удастся построить в «пятую колонну»


К тому же, считает эксперт, спрос на водителей сильно перегрели новоиспеченные гиганты индустрии доставки, которая раньше считалась «епархией» малого бизнеса. Платформы-консолидаторы заказов предлагают заработную плату сильно выше рынка, и водители уходят из интернет-магазинов и маленьких курьерских компаний к ним на работу. «Вероятнее всего, эти компании обладают финансовыми возможностями, чтобы в доставке работать себе в убыток, нарабатывая таким образом свою клиентскую базу. Маленькие компании, увы, лишены таких возможностей», – констатирует аналитик.


В России проблема с нехваткой водителей прогрессирует, добавляет директор по транспортной логистике компании «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. Принципиального решения, по его словам, пока нет: «Приток молодых кадров не наблюдается. Сейчас перевозчики сталкиваются с тем, что машин у них порой бывает больше, чем самих водителей, поэтому машины могут простаивать из-за нехватки водителей».


Дефицит опытных водителей препятствует выходу мировой экономики из кризиса, констатирует операционный директор компании СДЭК Олег Коробкин. По его словам, спрос на международные перевозки грузовиками резко вырос из-за сложностей с контейнерными перевозками из Китая, в результате на границах России появились заторы из фур, количество которых возросло в несколько раз. «В этом году мы запустили магистральные рейсы собственных автомобилей, но нам потребовалось значительное время, чтобы укомплектовать штат водителей», – отмечает представитель логистического бизнеса.


Немодная профессия


Некоторый недостаток водителей в грузоперевозках ощущался еще до пандемии. Например, в Германии разрыв между числом вакансий в этой сфере и количеством зарегистрированных в стране безработных дальнобойщиков достиг исторического максимума в 2018 году. По мере роста мировой торговли и стремительного увеличения интернет-продаж усиливался и спрос на транспортные услуги вместе с дефицитом водителей.


Есть и другие долгосрочные проблемы. Такие факторы, как старение рабочей силы, трудности с привлечением в профессию женщин и молодежи, невысокая заработная плата и недостаточное количество новых сотрудников из-за условий труда и проблем с имиджем профессии, мучают отрасль уже много лет.


    Первоочередная проблема – старение профессии.


Водители со стажем выходят на пенсию, а молодые люди не стремятся садиться за руль большегрузных фур, так как их отталкивают условия работы: от заработной платы до постоянной переработки и отсутствия во многих странах должного уровня инфраструктуры.


Средний возраст водителей в России – 49 лет, напоминает руководитель таможенного брокера «КВТ Сервис» Юлия Шленская. По ее словам, средняя предлагаемая на порталах вакансий зарплата дальнобойщика в середине этого года составляла 76 тыс. рублей, в некоторых регионах можно получать и 100 тысяч в месяц. «Но профессия не считается среди молодежи престижной. К тому же молодые люди понимают, что это тяжелый изнуряющий труд, и предпочитают более спокойные и комфортные условия, даже если зарплата меньше», – говорит Шленская.


Профессия водителя в грузоперевозках давно стала транснациональной – при определенных языковых компетенциях и желании работать за границей не является проблемой. Согласно недавнему исследованию немецкой газеты Bild, начальная зарплата дальнобойщика в Германии сегодня составляет 1700-1800 евро (примерно 140 тыс. рублей), но с увеличением стажа она растет.


Правда, в России зарплаты постепенно подтягиваются к европейским – за последние пару лет прибавка составила порядка 20-30%, указывает Виталий Скуратов. Но молодежь по-прежнему неохотно идет в эту профессию. А те, кто всё же решает стать водителем, предпочитают, чтобы для них изначально были созданы комфортные условия: только новые машины со всем необходимым для автономного существования.


Особенно остро кадровая проблема стоит в магистральных грузоперевозках, поскольку дальнобойщикам приходится долго быть вне дома, отмечает Юлия Шумилова. В итоге возникает двойной вызов: опытные водители уходят из профессии в силу возраста, потребности быть с семьей и более комфортных условий труда при аналогичном уровне дохода, а молодежи эта работа неинтересна. «Необходимы системные решения: создание удобной инфраструктуры для водителей, популяризация профессии среди молодежи, инвестиции в новые подходы обучения вождению с помощью технологий виртуальной реальности», – считает Шумилова.


Гендерно-технологические нюансы


Еще один любопытный аспект нехватки кадров в грузоперевозках, о котором говорят отраслевые специалисты – это мизерная доля женщин в водительской профессии. Кстати, в России с 1 января этого года женщинам разрешено работать водителями-экспедиторами, но потока желающих нет.


В целом это типовая картина: по данным Международного союза автотранспорта, сегодня в мире среди водителей грузового транспорта всего 2% женщин, и их доля снижается. Хотя еще пять лет назад опрос, проведенный крупнейшим профсоюзом водителей Великобритании Freight Transport Association, констатировал, что 79% женщин хотят сесть за руль грузовика. Экономический и социальный комитет Евросоюза считает, что привлечение женщин в транспортную отрасль может сыграть решающее значение для устойчивости цепочек поставок и стать способом снизить дефицит водителей.


    «Женщин у нас в профессии среди дальнобойщиков как не было, так и нет, несмотря на то, что для них сняли ограничения. Причин несколько. Вот хотя бы одна из них. Система техпомощи на дорогах в России не очень хорошо развита: в случае поломки машины в пути, водителя ожидает внезапный тяжелый физический труд»,


– говорит Виталий Скуратов.


Наконец, есть еще один вызов для профессии водителя, который пока очевиден не для всех, но в перспективе ближайших лет он определенно станет проявляться во многих странах. При всех затратах на повышение престижа профессии, ее перспективы становятся неочевидными в связи с масштабными проектами по развитию беспилотных грузоперевозок, считает директор Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде.


«Безлюдные» решения может подсказать логистическим компаниям сама жизнь, поскольку кадровое предложение не успевает за спросом, а ситуация становится только хуже. По словам Святослава Вильде, исследование, которое провели недавно его коллеги, опросившие игроков рынка, показало, что 10% российского большегрузного транспорта попросту простаивает в автопарках, так как людей катастрофически не хватает. И правда, самое время задуматься о беспилотных решениях, раз уж желающих идти работать водителями днем с огнем не сыщешь.


Разработки в области беспилотных грузоперевозок активно ведутся за рубежом, напоминает Олег Сковородников, директор по цифровой трансформации российской транспортной компании ПЭК. Например, у китайско-американского стартапа TuSimple сейчас уже порядка 70 беспилотных грузовиков, у американской компании Waymo – более 100 машин. Это, подчеркивает эксперт, не экспериментальные прототипы, а действующие магистральные грузовики. «В России есть перспективные разработки, но пока нет готового грузовика, – говорит Олег Сковородников. – Однако с учетом профессионализма нашей инженерной школы и заинтересованности государства ожидать его появления можно уже в ближайшее время». 

За три года в якутскую Арктику вложат 1,15 млрд федеральных средств

За три года в якутскую Арктику вложат 1,15 млрд федеральных средств

1 января глава республики Айсен Николаев сообщил в соцсетях о выделении из федерального бюджета на развитие Арктической зоны Якутии и коренных малочисленных народов Севера суммы в размере 1 млрд 154 млн 374,5 тысяч рублей.

Айсен Сергеевич назвал это решение «отличной новостью» и пояснил, что 384 млн из указанной суммы выделят в 2022 году, 419 млн в 2023-м и 350 млн в 2024 годах. По словам главы, эти средства будут направлены на реализацию программ по поддержке коренных малочисленных народов Севера и «Дети Арктики».

«Арктика — это будущее Якутии и всей страны. Мы должны беречь ее и развивать, создавать условия для того, чтобы повысить уровень жизни людей», - подытожил своё сообщение Ил Дархан.

Дети из регионов Арктики смогут бесплатно отдыхать на российских курортах


С 2022 года школьникам, которые проживают в регионах из состава Арктической зоны, будут предоставлять бесплатные путёвки в детские лагеря на российских курортах. Ежегодно на эти цели направят по 500 млн рублей. Постановление об этом утвердил председатель правительства Михаил Мишустин, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на сайт кабмина. 


Бесплатные путёвки получат ученики с пятого по восьмой классы. С их помощью ребята смогут поехать в детские лагеря на Черноморском побережье Краснодарского края, Крыма и Севастополя, на побережьях Азовского, Каспийского, Японского морей, а также в Республике Адыгея и Кавказских Минеральных Водах.


Подчёркивается, что длительность поездки должна составлять от семи дней до 21. Расходы регионов на оплату путёвок и стоимости проезда будут финансироваться из федерального бюджета. Предполагается, что в 2022 году такие путёвки получат почти шесть тысяч детей.


Ранее предприниматели попросили продлить программу детского туристического кешбэка, предусмотрев для этого финансирование в объёме порядка пяти миллиардов рублей. Она действовала с 25 мая по 31 августа.


Выплаты перечислялись в размере 50 процентов стоимости одной путёвки в детский лагерь, но не более 20 тысяч рублей, на банковскую карту национального платёжного инструмента. Количество поездок на одного ребёнка ограничено не было.

Ученые СВФУ строят математические модели для решения задач Арктики


Бывшая полярная станция Остров Уединение в Карском море - РИА Новости, 1920, 06.01.2022
Мегагранты правительства РФ с 2010 года реализуются для привлечения ведущих учёных в вузы России. Президент страны Владимир Путин в декабре встретился с участниками Конгресса молодых учёных, где отметил, что это один из самых успешных проектов правительства РФ, и необходимо увеличить срок его объем финансирования и сроки. Глава государства подчеркнул, что в рамках программы мегагрантов 300 с лишним проектов реализуются в 36 субъектах России, включая Якутию. СВФУ является победителем двух конкурсов на научные мегагранты – по лингвистике и по проекту "Многомасштабные модели пониженного порядка".
Российский ученый бурит лед для взятия пробы на Северном Полюсе - РИА Новости, 1920, 24.12.2021
"Наш проект посвящен созданию эффективных нестандартных вычислительных методов, которые можно применить в самых разных сферах жизнедеятельности. Актуальными темами в проекте являются добыча углеводородного сырья и других полезных ископаемых, а также вопросы, связанные с климатическими особенностями Арктики и Крайнего Севера. Мы строим математические модели, на основе которых можно получить точные прогнозы для сложных природных и технических процессов. При помощи математического моделирования можно рассчитать много факторов, которые не всегда можно учесть при экспертном подходе. Для крупных предприятий точные прогнозы могут дать как экономию, так и дополнительный доход", - рассказал Григорьев.
В свою очередь, ведущий ученый лаборатории, профессор Техасского университета США Ялчин Эфендиев рассказал, что мегагрант реализуется не только на финансы правительства РФ, но также из других фондов поддержки научной деятельности объемом более 40 миллионов рублей. "СВФУ сотрудничает с учеными ведущих российских и зарубежных университетов. В течение пяти лет в рамках мегагранта ученые исследовательской лаборатории вуза опубликовали много научных статей в высокорейтинговых журналах", - сказал собеседник агентства.
"Это важно для университета и в целом для развития науки. У нас в лаборатории работают где-то 15 молодых ученых. Проект "Многомасштабные модели пониженного порядка" включает в себя научные исследования по различным направлениям. Например, как можно применить искусственный интеллект для прогнозирования лесных пожаров, и тем самым минимизировать последствия. Это большой проект, над которым мы работали вместе со многими передовыми научными коллективами России и мира", - добавил профессор.

Из густонаселенных районов Арктики могут начать переносить заводы



Это предусматривают вступившие в силу изменения в программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

 Заводы могут начать переносить из густонаселенных районов Арктики. Это предусматривают вступившие с нового года в силу изменения в государственную программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".


"Основными задачами в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации", - говорится в тексте документа.


Также одно из нововведений госпрограммы - это создание специальных формирований для гражданской обороны.


Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" была принята 15 апреля 2014 года. Ее реализует МЧС России, а соисполнителями значатся Минстрой, Минздрав, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Госпрограмма реализуется до 2030 года. За это время предусматривается выделение более 3,6 трлн рублей на ее финансирование.


Как инуитка смогла выжить одна на острове среди белых медведей, или Подвиг жизни ради сына




В суровых арктических водах Восточно-Сибирского и Чукотского морей расположен небольшой остров, носящий имя Врангеля. Этот одинокий кусочек суши в окружении сибирских льдов населяют лишь белые медведи. Когда-то это место стало свидетелем одной из самых донкихотских и злополучных арктических экспедиций в истории человечества. В 1921 году здесь высадились 5 человек, а спустя два года выжил только один, чтобы рассказать эту полную трагизма историю. Этим героем была 25-летняя инуитка по имени Ада Блэкджек. Она смогла победить смерть ради сына, которому обещала вернуться.

Героями могут быть не только мужчины



Ада Делетук или Ада Блэкджек.

Ада Делетук или Ада Блэкджек.

Очень часто, читая различные истории выживания, может сложиться ошибочное впечатление о том, что сильными бывают лишь мужчины. Все привыкли к рассказам о героизме сильного пола и об их победах над превозмогающими обстоятельствами. Причина явного мужского превосходства в подобных историях довольно проста. «Сильный» пол в отличие от «слабого» больше любит искать различные опасные приключения на свою пятую точку. Женщины же более дальновидны и предусмотрительны, они весьма расчётливы и стараются не попадать в подобные обстоятельства. Если почитать истории их выживания, то попадали они в такие неприятности по вине мужчин. Всегда. Так было и на этот раз. Фантастическая история выживания Ады Делетук или Ады Блэкджек служит тому подтверждением.

Героями могут быть не только представители сильного пола.

Героями могут быть не только представители сильного пола.


Спорная территория

Как это часто бывает дело началось со спора. Остров Врангеля изначально принадлежал Российской Империи, потом перешёл в наследство Советскому Союзу. Это издавна весьма беспокоило соседнюю Канаду. Очень уж им почему-то хотелось водрузить над островом свой флаг. В 1913 году с этой целью к его берегам пристало их исследовательское судно «Карлук». Всё бы хорошо, только вот покинуть остров команда уже не смогла. Не помогли даже российские ледоколы. В этом путешествии погибло от голода 15 человек. Остальные были спасены только через год. Находились они в состоянии крайнего физического и морального истощения. После этого канадцев на некоторое время попустило.

Манящий остров Врангеля.

Манящий остров Врангеля.

Экспедиция в «гостеприимную» Арктику

В 1921 году было решено организовать ещё одну экспедицию на «гостеприимный» остров. Причём целью его было исследование и последующая организация на этом краю света... колонии! Это было детище Вилхьялмура Стефанссона, опытного исследователя Арктики из Манитобы. Он всегда выступал против представления северного полярного региона как негостеприимной пустоши и вместо этого продвигал его как «дружественную Арктику». Стефанссон мечтал сделать из острова авиабазу для арктических полётов Канады и Великобритании.

Вилхьялмур Стефанссон.

Вилхьялмур Стефанссон.

Для этой миссии были наняты четверо опытных профессиональных полярников. Среди них было три американца и два канадца. В конце августа того же года исследователи прибыли в Ном на Аляске. Там планировалось нанять для экспедиции проводника и чернорабочих. Из местных жителей предложением заинтересовалась лишь одна женщина-инуитка по имени Ада Блэкджек.

В девичестве Ада Делетук родилась в 1898 году в деревне Спрус-Крик. Когда она была ещё маленькой девочкой, мать отправила её в Ном. Там она воспитывалась методистскими миссионерами. Они обучили Аду грамоте, а также навыкам шитья меховой одежды и умению готовить еду для «белых людей». В 16 лет Ада вышла замуж за Джека Блэкджека. Она родила ему троих детей. Из них выжил только один мальчик. Супруг нещадно избивал женщину, морил голодом и она с ним развелась. Сын Беннет жил в приюте, Ада была не в состоянии его содержать. Кроме того, ребёнок страдал от хронического туберкулёза.

Нанять смогли лишь одну женщину-инуитку Аду Блэкджек.

Нанять смогли лишь одну женщину-инуитку Аду Блэкджек.

Все умения и способности женщины были бесценны для такой арктической экспедиции. За работу Стефанссон пообещал ей космические для неё 50 долларов. Ада планировала их потратить на лечение единственного сына. Она очень боялась ехать и нервничала. Её пугали все возможные опасности экспедиции, плюс она до смерти боялась белых медведей. Ада даже решила посетить шамана, чтобы узнать, что её ждёт в этом путешествии. Тот сказал, что впереди смерть и опасность, а ей следует остерегаться ножей и огня.

Пришло время отправляться и Аде показалось совершенно немыслимым ехать одной с четырьмя мужчинами. Те тоже считали неприличным путешествовать с одинокой дамой. Исследователи рассчитывали нанять несколько инуитов во время своей остановки в Сибири. Это и успокоило всех. Итак, 9 сентября они отправились в путь: 20-летний канадец Аллан Кроуфорд, американцы Лорн Найт и Фред Маурер, 28 лет, Милтон Галле, 19 лет, Ада Блэкджек и котёнок Вик, подаренный мужчинам командой корабля, доставившего их в Ном. Они прибыли к месту назначения семь дней спустя. Никого в помощь по дороге нанять так и не удалось. Инуиты не желали отправляться в столь опасный путь. Когда Ада поняла, что осталась одна с «белыми» мужчинами, она расплакалась от отчаяния. Исследователи тем временем водрузили на острове британский флаг.

Аллан Кроуфорд, Мильтон Галле, Фред Маурер, Лорн Найт и Ада Блэкджек перед отправлением в экспедицию.

Аллан Кроуфорд, Мильтон Галле, Фред Маурер, Лорн Найт и Ада Блэкджек перед отправлением в экспедицию.

Сначала команде везло. Погода была на удивление довольно мягкой для этого края. Все занимались делом. Только Ада всё больше замыкалась в себе. При виде ножей она впадала в состояние неконтролируемого ужаса. Она ведь помнила предупреждение шамана. Её присутствием мужчины были недовольны и слишком явно это демонстрировали. В результате инуитка решила, что они хотят её убить.

Девушка впала в такое состояние глубокой депрессии, что решила покончить с собой. Однажды она покинула лагерь и ушла в снега с бутылкой дезинфицирующего средства, которое собиралась выпить. Потом ушла по лисьим следам прочь. Ада считала, что лисицы — это добрые духи, которые хотят ей помочь. Готовить и шить она прекратила практически полностью. Исследователи сначала пытались её уговаривать. Потом стали угрожать, шантажировать, а в конце и откровенно издеваться. Аде не давали есть, неоднократно привязывали на улице к флагштоку, на лютом морозе. Прошло какое-то время и женщина, кажется, успокоилась. Настало некое затишье. Она стала готовить еду и перестала шарахаться от ножей.

Над Адой издевались коллеги по экспедиции.

Над Адой издевались коллеги по экспедиции.

По мере того как приближалась зима, настроение Ады, казалось, улучшалось. Она с головой окунулась в работу. Люди интуитивно объединились, чтобы дружно пережить тяжкие времена. Все пятеро с огромным нетерпением и надеждой ждали лета, когда должен был прибыть корабль с продовольствием и другими нужными вещами. Лето пришло, достигло своего пика и... прошло. Помощи не было. Непреодолимый ледяной барьер сковал остров. Ни один корабль не смог добраться до лагеря исследователей. Наступила опять суровая арктическая зима. Последние надежды таяли с последними крохами продовольствия.

Корабль «Тедди Беар», который в 1922 году предпринял тщетную попытку добраться до острова Врангеля и команды Кроуфорда.

Корабль «Тедди Беар», который в 1922 году предпринял тщетную попытку добраться до острова Врангеля и команды Кроуфорда.

Обещанное Стефанссоном обилие дичи в виде тюленей, лис и медведей, перебралось подальше от негостеприимных мест. Люди стали голодать. Со слабостью неизменно пришли болезни. Первым заболел Найт. Молодой человек таял просто на глазах как свечка. Кроуфорд, Маурер и Галле двинулись по льдам в сторону Сибири, намереваясь по прибытии организовать спасательную операцию. Больше их никто никогда не видел.

Стефансссон слегка преувеличил обилие дичи в этих местах.

Стефансссон слегка преувеличил обилие дичи в этих местах.

Ада осталась с умирающим Найтом. Неопытной женщине пришлось взять на себя заботы не только о себе самой, но и о больном мужчине. Некоторое время ей это прекрасно удавалось. Ада научилась охотиться. Она ловила лисиц в капканы, стреляла птиц, отпугивала медведей, которых боялась больше всего в жизни. Найту Ада отдавала большую часть мяса, чтобы он мог побороть цингу. Лучше ему не становилось. Молодой человек слабел с каждым днём. Он ругал Аду, обвинял в том, что она слишком мало делает для его спасения. Тем временем цинга свалила с ног и её.

Правительство поддержало КМНС Арктики на 500 млн рублей




Правительство РФ профинансировало регионы Арктической зоны на 500 миллионов рублей. Средства пойдут на поддержку традиционных промыслов коренных малочисленных народов, сообщает информационно-аналитический портал Arctic Universe.


Министр по развитию Дальнего Востока Арктики Алексей Чекунков отметил, что в частности, на эти деньги приобретут снегоходы для перевозки детей до кочевых школ. В регионах Арктики построят мастерские по обработке и переработке оленьих шкур, создадут сеть торгово-логистических центров для организации закупки, переработки, хранения и сбыта продукции местных производителей.


Оленеводов и родовые общины хотят обеспечить мобильными жилыми домами, для поиска отбившихся от стада оленей задействуют эскадрилью беспилотников вертолетного типа, которые могут летать на расстояние до 50 километров. В селе Эгвекинот откроют этнопарк, в который войдут комплекс жилищ и построек морских охотников, флотилия традиционных лодок и модульный гостиничный комплекс.


В Минвостокразвития добавили, что сейчас средства уже довели до арктических регионов. Их будут выделять ежегодно.

В Коми 14 предприятий получили статус резидента Арктической зоны

 


Статус резидента Арктической зоны России получили 14 предприятий в Коми. Это компании из Воркуты, Инты и Усинска с объемом заявленных инвестиций около 1,6 миллиарда рублей. По планам они должны будут создать более 500 новых рабочих мест.

Как рассказали в минэкономразвития Республики, 28 декабря 2021 года статус резидента Арктической зоны России получила еще одно предприятие из Воркуты с проектом в сфере общепита.

В ведомстве уточнили, что работы по формированию реестра потенциальных резидентов региона ведется с 2020 года на Инвестиционном портале Арктической зоны России (www.arctic-russia.ru).

Сейчас в Коми работают уже три арктических резидента – завод по производству карбида кальция и ферросплавов, проект по модернизации производства по глубокой переработке оленины в Инте, а также Кафе Кондитерская в Воркуте.  

Северный флот и пограничники ФСБ проведут учения по защите Арктики в 2022 году



Экипажи боевых кораблей отработают проведение досмотровых действий подозрительных судов

Арктическая группировка Северного флота проведет совместные учения с кораблями ФСБ России по защите Северного морского пути в этом году. Об этом сообщили журналистам в четверг в пресс-службе Северного флота.


Как сказали в пресс-службе, арктическая группировка Северного флота, созданная на основе кораблей соединений Кольской флотилии разнородных сил, обеспечит безопасность гражданского судоходства и морской экономической деятельности России по трассе Северного морского пути в ходе очередного похода, в который отправится в начале августа. Военнослужащие проведут в Арктике ряд учений.


"Морские пехотинцы отработают высадку техники и личного состава на ранее не опробованные участки побережья арктических островов и континента. Будет уделено значительное внимание отработке взаимодействия с кораблями погрануправления ФСБ России по западному арктическому району и проведению совместных учений", - сообщили в пресс-службе.


Отдельными элементами похода станут действия по оказанию помощи условному судну, потерпевшему аварию в арктических морях, и спасению людей на воде. Также экипажи боевых кораблей отработают проведение досмотровых действий подозрительных судов.


один указ Путина поставил крест на арктических планах НАТО


Sohu: один указ Путина поставил крест на арктических планах НАТО

Президент России Владимир Путин весьма лаконично ответил на выпады Североатлантического альянса, но одной его подписи хватило, чтобы НАТО охватила паника, пишет Sohu.

Аналитики китайского издания, материал которых приводит «ПолитРоссия», обратили внимание на указ № 374, ранее подписанный президентом РФ. На первый взгляд, этот документ ничем не примечателен и является исключительно внутрироссийским решением. Именно поэтому экспертов Sohu так озадачила паническая реакция НАТО.

«Президент РФ подписал важный приказ, и после него командование НАТО впало в панику», — говорится в статье.

Указ Путина обеспечил Северному флоту ВМФ РФ военно-административную самостоятельность в пределах Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа. На Западе такому решению явно не обрадовались, так как президент России одним указом поставил крест на арктических амбициях Альянса.

Sohu: один указ Путина поставил крест на арктических планах НАТО

США и их союзники по НАТО давно строят планы на регион, не прекращая попыток ослабить влияние России в северных широтах. С этой целью НАТО методично наращивает активность за полярным кругом. С указом № 374 такие маневры станут невозможными.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что российские рубежи в Арктике надежно прикрыты от иностранной агрессии. По его словам, на Северном полюсе размещены ракетные комплексы и системы противовоздушной обороны, а также построены две военные базы ВС РФ.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле