четверг, 19 ноября 2020 г.

Какой будет Арктика через 15 лет? Главное из указа Путина

 На этой неделе президент России Владимир Путин окончательно утвердил стратегию развития Арктической зоны. Если коротко: за три пятилетки с 2020 по 2035 год власти планируют сделать всё, что не успели сделать за время открытия и покорения Арктики. Рассказываем самое главное из президентского указа: какие проекты планируются, как они изменят туристическую сферу и что ждет в Арктику в будущем.

Указ президента

Судя по документу, у властей есть три месяца, начиная с этой недели, чтобы утвердить единый план по «реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Стоит отметить, что в плане по развитию Арктики внимание уделяется и национальной безопасности. Стратегия по ее обеспечению также включена в указ № 645.

Кроме того, именно местные власти будут отвечать за контроль реализации президентского указа. Однако встает вопрос: о каких конкретно территориях идет речь? Разберемся, что из себя представляет понятие «Русская Арктика».

Русская Арктика

Арктическая зона России — АЗРФ — это северная оконечность Европейской и Азиатской частей страны. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Это самая протяженная морская граница России (19724,1 км). Площадь сухопутной части АЗ РФ составляет 18% территории России вообще – 3,1 млн. кв. км. Территория континентальной части АЗРФ составляет 4,9 млн. кв. км. Острова занимают площадь 0,2 млн кв. км. Шельфовые и внутренние моря АЗРФ достигают площади 4 млн. кв. км.

Итак, какие субъекты РФ входят в состав Арктической зоны?

  • Архангельская область (город Архангельск, Мезенский район, городской округ Новая Земля, город Новодвинск, Онежский район, Приморский район, городской округ Северодвинск, Лешуконский район, Пинежский район)
  • Красноярский край (город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Туруханский район, частично Эвенкийский район — 10 сельских поселений)
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Республика Карелия (Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Костомукшский городской округ, Лоухский район, Сегежский район)
  • Республика Коми (городской округ Воркута, городской округ Инта, городской округ Усинск, Усть-Цилемский район)
  • Республика Саха, Якутия (Абыйский улус, Аллаиховский улус, Анабарский улус, Булунский улус, Верхнеколымский улус, Верхоянский район, Жиганский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский район, Среднеколымский улус, Усть-Янский улус, Эвено-Бытантайский национальный улус)
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ

Почему этот регион так важен?

Некоторые особенности Арктической зоны наконец-то обратили внимание властей на ее социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности.

Для начала, Арктика в первую очередь это экстремальные природно-климатические условия, крайне низкая плотность населения и отвратительный уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры.

Катастрофа в Норильске в очередной раз продемонстрировала как важно охранять территорию Арктики. Халатное отношения к охране окружающей среды уже нанесло экологии огромный вред, последствия которого придется устранять еще много лет. Кроме того, стоит обратить внимание и на торфяные территории и регионы с вечной мерзлотой. Если Сибирь называют «легкими России» (да и важной частью экологии планеты), то территория вечной мерзлоты — главное захоронение углекислого газа. Дать этим землям растаять — все равно, что открыть клапан с парниковыми газами. К сожалению, стоит отметить, это уже происходит.

В принципе, о важности климатических изменений, которые приводят к рискам не только для окружающей среды, но и для деятельности малонаселенных народов также говорится в указе.

Кроме того, географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем приковывает внимание властей к региону. 

Особо стоит отметить инфраструктурные сложности. На данный момент, обеспечение хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и жизненно необходимых товаров вообще ставит транспортный вопрос особенно остро. Кроме того, это мешает развитию туризма.  

Да, у Арктического региона огромный туристический потенциал, который никак не используется на данный момент. Транспортных и кластерных систем, которые есть сейчас, явно недостаточно. Так что же изменится?

Новая Арктика

Дополнительное строительство жилья и автомагистралей, развитие железнодорожной сети, модернизация морских и аэропортов и забота о культурном наследии — все это может поспособствовать росту инвестиций в регион, чей потенциал практически не используется с туристической точки зрения. А зря. 

Немного цифр. Зарубежные туристические компании предлагают целые туры в «Русскую Арктику» и цены для таких туров начинаются от 11 тысяч долларов.

Что же предлагают смотреть в Арктике?

Вот выдержка из коммерческого предложения американской туристической компании Steppes Travel:

Российская Арктика простирается от Мурманска на западе до Анадыря на востоке, охватывая Баренцево, Карское моря и моря Лаптевых, а также Берингов пролив. На отдаленных островах и архипелагах, таких как Врангель, Геральд, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля, обитает потрясающее множество птиц и дикой природы. Остров Врангеля — самый северный в мире объект всемирного наследия ЮНЕСКО, и здесь обитает такая большая плотность белых медведей, что путешественники в российской Арктике часто видят сотни или более медведей за одну поездку.

Steppes Travel

Звучит заманчиво, но с неразвитой инфраструктурой — не самое доступное развлечение даже для россиян.

Как заявляют в компании, с 1989 году организаторы начали продавать туры в Россию, а затем расширились, предлагая путешествия в российскую Арктику для клиентов, «которые ищут по-настоящему „внетрассовый“ арктический отдых. Это страна огромного неба, заснеженных гор и возвышенностей, скал с птицами, дикой тундрой и деревьями, на которые можно смотреть сверху вниз».

Рынок экологического, активного и экстремального, само собой, отдыха на севере России растет. Время отвечать на этот запрос.

Какие изменения ждут Арктику?

Кроме заботы об экологии и малых народах, проект предусматривает такие амбициозные идеи, как «интернет в каждый дом» и «демографический бум». И создание туристического рая, конечно.

Согласно указу, в АЗ РФ планируется строительство новых и модернизация старых дорог (авто и ж/д), реконструкции морских портов, аэропортов, расширение маршрутной сети, запуск круизов, создание туристских кластеров на каждом шагу.

Разберем, что конкретно ждет каждый регион

Мурманская область

Во-первых, власти планируют развить морской порт Мурманска, тем самым превратив его в мультимодальный транспортный хаб. Также судьба ждет и аэропорт города. Кстати, вскоре «Аэропорт Мурманск» установит приаэродромную территорию. Об этом давно просили местные жители. Также северный город ждет полномасштабное развитие туристических кластеров на территории Кировска, Териберки, Ковдорского, Печенгского и Терского районов. Стоит отметить, что туры в Териберку уже сейчас пользуются невероятной популярностью благодаря уникальной природе и возможности зимой увидеть северные сияние. Зачастую туры организуются на джипах, другие варианты практически отсутствуют. Причина проста — проблемы с инфраструктурой.

Ненецкий автономный округ

Судя по указу президента, НАО ждут  большие перемены. Во-первых, заявлено о планах по строительству морского порта Индига, железнодорожной магистрали Индига — Сосногорск и автомобильной дороги Усинск — Нарьян-Мар. Кроме того, планируется реконструкция морского порта Нарьян-Мар, аэропортов Нарьян-Мар и Амдермы. Чтобы сделать судоходство более доступным, также планируется углубление дна реки Печора.

Чукотский автономный округ

На Чукотке планы по модернизации состоят, в основном, из развития туризма и строительства дорог и транспортных узлов. Например, в указе  отмечается развитие круизного туризма и формирование, опять же, туристических кластеров на территории Анадыря, Певека и посёлка Провидения. Певек, кстати, ждет развитие морского порта, а поселок Провидения — создание транспортного узла. Кроме того, услышаны просьбы автомобилистов о строительстве дороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь. Все это сделает Чукотку более доступным регионом.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Примечательно, что в ЯНАО все теже туристические кластеры планируют создать а территориях Салехарда, Лабытнанги и посёлка Харп. В отличии от Салехарда, который находится прямо у реки Обь, Лабытнаги находятся в некотором отдалении. Постоянные перебои в работе паромной переправы не упрощают жизнь местным жителям. Остается надеется, что развитие туристической сферы включает в себя и улушение инфраструктуры поселка. Что касается морского порта Сабетта, его, согласно указу также ждет развитие. Кроме того, запланировано строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и Обская — Бованенково — Сабетта.

Республика Карелия

Карелия — один из самых красивых регионов России. Это регион озер, спокойной северной природы, край мастеров, уникальных традиций древних карелов. Карелия — один большой природный заповедник.

Здесь находится Валаам — уникальный монастырь, ведущий свою историю с 15 века. На острове Кижи туристы найдут неповторимый ансамбль деревянного зодчества. Здесь же несет свои воды второй по величине равнинный водопад Европы — Кивач. Посещение мраморного каньона и водные прогулки по ладожским шхерам давно стали популярным способом отдохнуть. Основное направление, которому власти уделят внимание, это создание кластеров и развитие крайне популярного экотуризма.

Республика Коми

Коми, в основном, ждет улучшение транспортной системы. А именно, развитие маршрутной сети авиаперевозок и модернизация аэропорта Воркуты. Важно отметить строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог. Запланирована реконструкция участков автомобильной дороги Сыктывкар — Ухтра — Печора — Усинск — Нарьян-Мар и строительство железнодорожной магистрали Индига — Сосногорск, а также реконструкция участка Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги. Строительство участка Вендинга — Карпогоры и реконструкция участка Микунь — Вендинга требует обоснования.

Республика Саха (Якутия)

Якутию, которая уже давно популярна у иностранных туристов из-за экстремально низких температур, ждет комплексное развитие посёлка Тикси, в том числе и морского порта. Кроме того, планируется создание «Всемирного центра мамонта». Для лучшей проходимости кораблей будт проведены работы по углублению дна рек Лена, Яна, Колыма, Индигирка, Анабар.

Красноярский край

В Красноярском крае местные жители наконец-то дождутся развитие развития маршрутной сети авиаперевозок и модернизации аэропорта Хатанга. Инвесторы оценят обновление портов Диксон и Дудинка, а туристы создание опять же туристского кластера на территориях Норильска, Дудинки и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Архангельская область

Арктический туризм, который стал очень популярен на западе, будет активно развиваться в Архангельской области. Власти планируют развитие туристического кластера на арктических территориях и круизного туризма на Соловецких островах. Запланированы и инфраструктурные обновления, а именно модернизация архангельского морского порта, развитие архангельского аэропорта. Кроме того, президент потребовал «проработать целесообразность» строительства железнодорожных участков Карпогоры — Вендинга, Микунь — Соликамск.

Какой же будет Арктика через пятнадцать лет? Сказать точно сейчас невозможно. Однако остается надеется, что все намеченные планы будут выполнены и уникальный регион ждет не только наращивание военной мощи, но устойчивое экологического развитие и знакомство большего количества людей с этим уникальным местом.

«Восток Ойл» в Арктике продажа

 «Роснефть» нашла покупателя на долю в проекте 

Покупателем доли в арктическом проекте «Восток Ойл» стала сингапурская Trafigura. Переговоры об участии шли также с Индией и британской BP. Эксперты оценивают стоимость всего проекта от $70 млрд до $100 млрд


Международный нефтетрейдер Trafigura (Сингапур) войдет в арктический проект «Роснефти»: компания купит десятипроцентную долю уставного капитала ООО «Восток Ойл». Об этом говорится в отчете о заседании совета директоров «Роснефти».

«16 ноября 2020 года состоялось заседание совета директоров ПАО «НК «Роснефть». В ходе заседания была одобрена сделка по продаже компании Trafigura PTE LTD десятипроцентной доли уставного капитала ООО «Восток Ойл», — сообщили в «Роснефти». Сделка получила одобрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу правительства.

Сумма сделки не раскрывается. Согласно отчетам Goldman Sachs и Bank of America (есть у РБК), оценка стоимости проекта «Восток Ойл» без учета перспектив производства СПГ колеблется от $70 млрд (Bank of America) до $100 млрд (Goldman Sachs). Источник РБК, близкий к одной из сторон сделки, оценивает стоимость 10% проекта не менее чем в $7 млрд. По его словам, «Роснефть» продолжает вести переговоры с другими потенциальными инвесторами, в том числе с индийской ONGC и британской BP.
РБК направил запрос в компанию Trafigura.

«Восток Ойл» — совместный проект «Роснефти» и структур бывшего президента компании Эдуарда Худайнатова. В него должны войти Лодочное, Тагульское и Ванкорское месторождения «Роснефти», Западно-Иркинский участок, участки совместного предприятия «Роснефти» и ее британского акционера BP «Ермак» в Якутии, а также Пайяхи (блок месторождений «Нефтегазхолдинга»). Потенциальные запасы этого кластера «Роснефть» оценила в 37 млрд баррелей нефтяного эквивалента.

В феврале 2019 года стало известно, что Худайнатов предложил британской BP инвестировать в Пайяхский проект — несколько месторождений на севере Таймыра с общими запасами 163 млн т нефти.



Карта новых российских военных баз в Арктике

 Арктика (от др.греч.— "северный", "находящийся под созвездием Большой Медведицы") — географический район, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины Евразии и Северной Америки, Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных норвежских), а также прилегающие части Атлантики и Тихого океана.

Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.).
Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.).
Карта новых российских военных баз в Арктике

1. Главная военно-морская база Северного флота ВМФ России находится в городе Североморск Мурманской области. Является местом базирования кораблей и судов 43-й дивизии ракетных кораблей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Североморск_(пункт_базирования)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Североморск_(пункт_базирования)

2. "Рогачево" на архипелаге Новая Земля - один из пунктов базирования сил Объединенного стратегического командования "Север". Здесь находится военный аэродром, на котором с сентября 1972 года дислоцировался 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Ранее на архипелаге Новая Земля проводились ядерные испытания. В настоящее время также создано радиолокационное отделение с РЛС.

Панорама летного поля в поселке Рогачево на архипелаге Новая Земля
Панорама летного поля в поселке Рогачево на архипелаге Новая Земля

3. "Арктический трилистник" - военная база ПВО на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, рядом с поселком Нагурское. В состав базы входит самое северное в мире капитальное здание — административно-жилой комплекс.

В центре здания находится атриум, над центральной опорой которого размещена застеклённая смотровая площадка, с которой контролируется вся территория базы.
В центре здания находится атриум, над центральной опорой которого размещена застеклённая смотровая площадка, с которой контролируется вся территория базы.

4. На острове Средний в Красноярском крае расположен единственный на архипелаге Северная Земля аэродром, а также при нем склады горючего, хозяйственные постройки и действующая погранзастава.

Разгрузка чартера на острове Средний архипелага Северная Земля
Разгрузка чартера на острове Средний архипелага Северная Земля

5. "Северный клевер" - это военная база острове Котельный архипелага Новосибирские острова в Республике Саха (Якутия) - первый в Вооружённых Силах России военный городок замкнутого цикла жизнеобеспечения, который позволяет личному составу 99-й тактической группы не выходить во внешнюю среду без особой необходимости.

Все системы связаны между собой закрытыми переходами - это позволяет максимально обезопасить военнослужащих от воздействия неблагоприятных погодных условий.
Добавьте подпись
Все системы связаны между собой закрытыми переходами - это позволяет максимально обезопасить военнослужащих от воздействия неблагоприятных погодных условий.

6. "Полярная звезда" на острове Врангеля (Чукотский автономный округ). В 2010 году здесь была возобновлена деятельность метеостанции. А в 2014 году построен военный городок, обслуживающий радиолокационный пост и пункт наведения авиации.

База состоит из двух 34-модульных комплексов, позволяющим свободно перемещаться внутри, максимально ограничив нахождение в условиях низких температур.
База состоит из двух 34-модульных комплексов, позволяющим свободно перемещаться внутри, максимально ограничив нахождение в условиях низких температур.
В 20 метрах от военного городка построена часовня. Она установлена на сваях и возвышается на 1,5 метра над поверхностью земли (конструкция фундамента выбрана в связи с особенностями строительства в зоне вечной мерзлоты).
В 20 метрах от военного городка построена часовня. Она установлена на сваях и возвышается на 1,5 метра над поверхностью земли (конструкция фундамента выбрана в связи с особенностями строительства в зоне вечной мерзлоты).

7. Аэропорт на мысе Шмидта полуострова Чукотка. В 2014 году здесь заступили на учебно-боевое дежурство по охране воздушных границ РФ подразделения Восточного военного округа, был введен в эксплуатацию модульный жилой блок для военнослужащих.

2018 году реконструирована ВПП (её длина увеличена до 3 км).
2018 году реконструирована ВПП (её длина увеличена до 3 км).
"Основными задачами в сфере обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике являются: <…> повышение боевых возможностей группировок войск (сил) общего назначения ВС России, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против России", — говорится в "Основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 года", утвержденных указом Президента РФ Владимира Путина.
Карта арктических военных баз "глазами" НАТО
Карта арктических военных баз "глазами" НАТО

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле