понедельник, 28 сентября 2020 г.

Международная экспедиция изучит состояние подводной мерзлоты в арктических морях

 Международная экспедиция на научно-исследовательском судне "Академик Мстислав Келдыш", которая вышла из Архангельска в субботу вечером, изучит состояние подводной мерзлоты в арктических морях и наземной мерзлоты на побережье. Об этом сообщил ТАСС руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН, завлабораторией арктических исследований Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения РАН Игорь Семилетов.



"Основные задачи - мы исследуем геохимические, геологические, климатические, экологические последствия деградации мерзлоты в российском секторе Арктики. Уникальность нашей экспедиции, что мы делаем полный комплекс исследований, исследуем последствия деградации мерзлоты по всем основным научным направлениям", - сказал Семилетов.

Экспедиция продлится 40 суток, работы будут проводиться в Карском море, море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Ученые будут исследовать состояние воздуха, воды и донных осадков. Как пояснил ученый, изучение состояния мерзлоты и ее деградации имеет большое значение для России, поскольку многолетняя мерзлота встречается на значительной части территории. О ее состоянии можно судить по составу веществ, которые переносятся в Северный Ледовитый океан крупными реками. "Мерзлота находится в водосборах великих арктических рек: Оби, Енисея и Лены. Площадь их водосбора 14 млн кв. км - это равно площади Ледовитого океана. И этот геохимический сигнал таяния мерзлоты переносится в море. А мы ловим этот интегрированный сигнал", - сказал Семилетов.

При разрушении наземной мерзлоты в море попадает, к примеру, значительное количество углерода, часть которого окисляется до двуокиси углерода (углекислого газа), а это парниковый газ. "Наша акватория (Северного Ледовитого океана) выделяет двуокись углерода в атмосферу, а не поглощает, в отличие от всего Мирового океана, - добавил он. - Это важно для экологии".

Подводная мерзлота

Еще один потенциальный источник значительных выбросов парниковых газов - это подводная мерзлота на дне шельфа арктических морей. Она появилась, когда во время оледенения шельф был сушей, поскольку уровень Мирового океана был ниже современного на сто метров и более. "Это значит, где сейчас Восточно-Сибирский шельф, там глубины в основном меньше ста метров, это была часть суши, и весь ледниковый период это промерзало-промерзало, там были температуры где-то минус 25 градусов, мощность слоя 800 метров и там внутри гидраты сидят", - сказал Семилетов.

Газогидраты представляют собой молекулярные соединения воды и метана, существующие при низких температурах и высоком давлении. В природе газогидраты встречаются либо в зонах вечной мерзлоты, либо на глубоководье. При деградации подводной мерзлоты, по мнению исследователей, метан начинает выделяться в воду и далее в атмосферу. А это тоже парниковый газ, причем он значительно активнее двуокиси углерода. "Одна молекула метана по своей эффективности равняется 30-50 молекулам двуокиси углерода. Поэтому этот фактор очень важно оценить, сколько метана выбрасывается в атмосферу, - отметил ученый. - Тут надо добавить, что до наших работ считалось, еще лет 10 назад, что таких выбросов метана нет, что подводная мерзлота стабильна. Но мы доказали, что это не так, и есть области разгрузки метана, пузырьковые, в виде пузырьков, как джакузи. Что-то растворяется в воде, но основная часть уходит в атмосферу".

В настоящее время важно оценить, насколько объемы выхода метана значительны. "Потенциально запасы этих гидратов, то есть твердого метана в осадках под мерзлотой, что если даже процента 2-3 выделится, предполагаемый запас, я подчеркиваю, - уточнил Семилетов, - если он выделится в атмосферу, то будет многократное увеличение концентрации метана в атмосфере, что может вызвать более серьезные последствия, чем двуокись углерода, из-за которой сейчас весь шум - Киотский протокол, Парижское соглашение. Но мы не знаем, произойдет это или нет, потому что это будет зависеть от состояния подводной мерзлоты".

Международный проект

В России есть технологии, с помощью которых можно количественно определять пузырьковую разгрузку. Как отметил ученый, тема настолько важна для климатологии, что, несмотря на сложную эпидемическую ситуацию и практически закрытые границы, в экспедиции принимают участие специалисты из Швеции, Норвегии, Италии, Великобритании и Нидерландов. Всего в составе группы более 60 ученых из 15 ведущих российских и европейских университетов. Из российских вузов это МГУ, МФТИ, Сколковский институт науки и технологий, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Северный Арктический федеральный университет (САФУ).

Работу иностранных участников координируют специалисты Стокгольмского университета. "Он курирует работы, он второй в мире по наукам по Земле после Массачусетского технологического института по рейтингу, - добавил Семилетов. - Я должен отметить, что функция этой группы: они нам прислали 12 тонн научного оборудования, и значительную часть они нам передают - у нас такого оборудования в России нет. Их основная миссия - техническое высокопрофессиональное обслуживание этого оборудования, которого у нас нет".

Исследование загрязнителей

В ходе экспедиции ученые будут исследовать воду, воздух, снег, донные отложения на наличие различных загрязнителей. Как сказал ТАСС замдиректора центра коллективного пользования научным оборудованием "Арктика" САФУ Александр Кожевников, в рейсе одна из интересных задач - так называемый нецелевой скрининг. "То есть, когда вы не знаете, что ищете. Это задача сложная, для этого используется достаточно дорогая техника и очень сложные технические приемы, - пояснил он. - Мы рассчитываем обнаружить новые загрязняющие вещества, которые до этого не находили в Арктике. У нас такой опыт уже был, мы обнаружили новые вещества в снеге. Надо сказать, несмотря на то, что это опасные вещества, количество их очень малое".

Он отметил, что в воде, воздухе и, например, в снеге, могут быть найдены разные поллютанты (загрязнители). Группа САФУ планирует также отобрать водоросли для дальнейшего определения их химического состава в зависимости от места произрастания. А для специалистов института нефтехимического синтеза РАН (Москва) архангельские ученые отберут образцы воды из разных точек. "Они будут исследовать, как смешивается нефть с разными водами, а в океане вода немножко разная, разной солености, например. В зависимости от того, она рядом с берегом, где много рек, или далеко от берега. Они хотят это исследовать, и мы им в этом можем помочь", - добавил Кожевников.

Такого еще не было": зачем США перебрасывают ударную авиацию на Аляску

 Истребители пятого поколения, стратегические бомбардировщики и откровенно агрессивные настроения — американцы не оставляют попыток завоевать господство в Арктике. Теперь они заходят в регион со стороны Аляски — уже в ближайшее время Пентагон разместит в штате две авиабазы, в том числе с "невидимками" F-35. О возможных последствиях — в материале РИА Новости.



Два аэродрома

Группировка истребителей пятого поколения на Аляске станет самой крупной в Арктике. Ожидается, что сюда перебросят 150 F-22 Raptor и F-35 Lightning — столько нет ни на одной военной базе США.

Напомним: пока у американских ВВС чуть более 200 F-35, еще 80 машин с вертикальным взлетом и посадкой — у морской пехоты. К Военно-морским силам приписаны около 30 истребителей.

Цель передислокации никто не скрывает — потеснить Россию в Арктике. Авиационные базы на Аляске получили подкрепление еще весной: на один из аэродромов перебросили более 50 "тридцатьпятых". Сюда же доставят более полутора тысяч военнослужащих — для обслуживания летной техники. Самолеты предстоит подготовить к суровым погодным условиям Арктики. Переучат и летчиков.

На Аляске дислоцирована 11-я Воздушная армия ВВС США — крупнейшее авиационное соединение Пентагона на севере Тихоокеанского региона. Один из объектов, авиабаза Эйлсон, — ближайший к российским границам американский военный аэродром.

Самолеты 11-й армии патрулируют акваторию Берингова моря, занимаются радиолокационным наблюдением за восточными областями России, а также перехватом и сопровождением боевых машин потенциального противника.

Еще одна крупная база на Аляске — Эльмендорф. Здесь также базируется истребительная авиация. Главная задача — противовоздушная оборона и поддержка с воздуха Тихоокеанского командования США.

Стратегический форпост

Сухопутных войск на Аляске — всего две пехотных бригады с артиллерией и бронетранспортерами "Страйкер". Из морских сил — только береговая охрана. Полноценной военно-морской базы в регионе нет, в том числе из-за нехватки кораблей ледокольного класса.

Впрочем, недавно власти штата заявили о строительстве глубоководного порта за Полярным кругом для приема и обслуживания кораблей большого водоизмещения. Это, по мнению Вашингтона, послужит сигналом для России и Китая и подтвердит серьезность намерений США закрепиться в Арктике и защищать свои интересы в Северном Ледовитом океане.

По словам заслуженного военного летчика России Владимира Попова, с точки зрения ПВО Аляска прикрыта неплохо — там работает система аэрокосмической обороны NORAD. А боевая авиация остается главной ударной составляющей.

"Аляска удалена от основной территории США, но это форпост по отношению к России — нас разделяет только пролив, граница находится буквально в прямой видимости, — отметил он в беседе с РИА Новости. — Это стратегический для США регион. Сто пятьдесят истребителей повысят боевой потенциал группировки минимум вдвое. Но они предназначены главным образом для обороны — из-за ограниченного радиуса действия. "Невидимки", вероятно, будут выполнять функции ПВО, прикрывать объекты на территории Аляски, сопровождать самолеты-разведчики".

Опрошенные РИА Новости эксперты сходятся в том, что переброска такого количества самолетов — свидетельство агрессивного характера военной доктрины США и не прекращающихся в последние годы попыток втянуть Россию в гонку вооружений.

"Наш авиационный контингент на этом направлении ограничен, — объясняет Попов. — У ВКС есть перехватчики на Камчатке, Сахалине, морская авиация Северного флота. Но если собрать все эти самолеты вместе, получится максимум авиационный полк. По боевой мощи мы здесь уступаем американцам. Поэтому бояться им нечего — мы не демонстрируем превосходство у границ Аляски. Наша стратегия оборонительная — для защиты территории лишь развернуты системы ПВО и радиолокационного контроля".

Он не сомневается, что после переброски "невидимок" впритык к российской границе Генштаб примет адекватные ответные меры. Причем вопрос уже решается — вдоль Северного морского пути восстанавливают аэродромы для базирования перехватчиков и истребителей, оборудуют места базирования сухопутных подразделений, совершенствуют систему противовоздушной обороны.

Манящие льды Арктики

Доктор военных наук Константин Сивков назвал планы по развертыванию F-35 на Аляске серьезной угрозой для России, но подчеркнул, что ее вполне реально нейтрализовать — сил для этого достаточно.

По его словам, хотя радиус действия американских истребителей охватывает всю Камчатку, российские перехватчики МиГ-31БМ с ракетами большой дальности Х-37 способны наносить по ним удары, не опасаясь быть обнаруженными. Особенно при поддержке наземных радиолокационных станций метрового диапазона.

Надо сказать, встречи российских и американских военных летчиков в районе Аляски не редкость уже сегодня. Одно из последних соприкосновений произошло в конце августа: истребители F-22 при поддержке самолетов-заправщиков KC-135 вылетали на перехват трех групп российских самолетов Ту-142. "Тушки" находились в зоне действия американской ПВО около пяти часов, приближаясь к берегам штата на расстояние полусотни морских миль. Однако оставались в международном воздушном пространстве и ни разу не заходили в воздушное пространство США или Канады.

В свою очередь, американцы в начале сентября направили в Арктику стратегические бомбардировщики B-1 Lancer, которые летали вблизи российских границ в районе Восточно-Сибирского моря. Они поднялись в воздух с аэродрома в Техасе, а после выполнения миссии приземлились на авиабазе Эйлсон, продемонстрировав готовность оказать поддержку своим войскам в любой точке земного шара.

Очевидно, Соединенные Штаты продолжат всеми способами усиливаться в регионе. Об этом можно судить хотя бы по новой Арктической стратегии для ВВС. Согласно документу, наряду с Европой Арктика стала для американцев жизненно важным звеном и отказываться от нее они не собираются.

Один из пунктов стратегии — подготовка боевых операций в арктической зоне, в том числе из-за перспектив изменения климата и таяния льдов. Это, по мнению авторов документа, значительно усиливает конкуренцию в регионе между странами. Причем главные вероятные противники в Арктике — Россия и Китай, противостоять которым должны прежде всего ВВС и Космические силы.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле