среда, 18 марта 2020 г.

«Газпром» провел традиционные комплексные учения по реагированию на ЧС в Арктике

В ходе учений были отработаны навыки по тушению пожара на буровой платформе, ликвидации разлива нефтепродуктов и спасению человека, оказавшегося за бортом
В 2019 г. «Газпром» построил в Карском море 2 скважины: разведочную №4 на Ленинградском газоконденсатном месторождении и поисково-оценочную №1 на Скуратовском лицензионном участке.
Компания уделяет большое внимание безопасности работ в море, на шельфе и ежегодно проводит комплексные учения по реагированию на чрезвычайные ситуации.
Мероприятия направлены на отработку совместных действий различных служб и подразделений, например, по ликвидации пожара или разлива нефтепродуктов.
Только в прошлом году в учениях в Карском море приняли участие более 600 человек, 15 судов и вертолет экстренной медицинской эвакуации.

Подробнее — в фоторепортаже «Газпрома».

Арктика-01.jpg

«Газпром» считает своей сверхважной задачей защиту и сохранение уникальной части нашей планеты — Арктики — и поэтому относится с особым вниманием и осторожностью ко всем проводимым здесь работам.

Арктика-02.jpg

У специалистов «Газпрома», работающих на шельфе Карского моря, есть всего около 100 дней в году, чтобы успеть построить морские разведочные скважины в так называемый межледовый период, который обычно длится с июля до середины октября.
Но даже летом и в начале осени здесь сохраняется суровая погода: плотные туманы, сужающие видимость до нескольких метров, штормы высотой с двухэтажный дом, ледяной ветер с порывами до 40 м/с (144 км/ч).

Арктика-03.jpg

Более того, осложняют ситуацию расстояния.
Места проведения геологоразведочных работ зачастую удалены от береговых баз снабжения и портов на расстояние до 250 км.

Здесь заканчивается территория человека и начинается дикая природа, со своими законами и особенностями.
Чтобы не нарушить хрупкую экосистему Арктического региона, «Газпром» строго соблюдает правила промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Каждый, кто работает здесь, — всегда готов к любым ситуациям.

Например, ко встрече с белыми медведями: они любопытны, практически не боятся людей и техники и часто подходят вплотную к местам проведения работ.
Такие встречи могут быть весьма опасными.
Поэтому в ходе специального инструктажа работникам рассказывают, как себя вести в этих ситуациях.

Арктика-04.jpg

Моржи, напротив, не проявляют активности и интереса к геологоразведчикам: они достаточно пугливы.
Чтобы их не потревожить, специалисты стараются обходить места скопления этих животных.

Арктика-05.jpg

Учения 2019 г. по традиции были направлены на проверку готовности специалистов и техники к оперативным действиям во время нештатных ситуаций.

1й «нештатной ситуацией» в ходе учений стал «пожар» на буровой платформе.
Для борьбы с условным очагом возгорания были задействованы многофункциональные аварийно-спасательные суда (МФАСС).
Они оснащены пожарными лафетными стволами, которыми при необходимости управляют дистанционно из рубки.

Арктика-06-01.jpg

Система пожаротушения использует забортную воду, а создаваемое давление позволяет бороться с огнем на расстоянии 100 м.
Кроме того, суда такого класса имеют систему самоомовения мелкодисперсной водой.
Это позволяет подходить к очагу максимально близко, исключая опасный нагрев корпуса.

Арктика-06.jpg

Арктика-06-02.jpg

После успешной ликвидации «пожара» специалисты отрабатывали навыки по локализации и дальнейшей ликвидации условного разлива нефтепродуктов.
Для этого была спущена на воду боновая система — специальные заграждения.
Развертывание системы прошло за 1,5 ч силами 7 человек палубной команды и катера бонопостановщика.
В каждую секцию бона, перед тем как выпустить в море, закачали воздух.
Это позволило создать монолитное заграждение длиной 250 м, которое ограничило «растекание нефтепродуктов».
В их качестве использовался специальный сорбент из органических опилок и рисовой шелухи, совершенно безопасный для местной флоры и фауны.

Арктика-07.jpg

Арктика-08.jpg

Затем с помощью специального устройства — скиммера (нефтесбощика) — был произведен сбор «нефтепродуктов» с поверхности воды.
Эта работа выполняется с помощью системы щеточных конвейеров: скиммер забирает водно-нефтяную смесь и сепарирует ее, после чего «нефтепродукты» сливаются в специальные емкости для дальнейшей утилизации на берегу.

Арктика-09.jpg

Следующая отрабатываемая на учениях внештатная ситуация — «человек за бортом».
Его роль выполнял манекен.
В этой операции крайне важна оперативность, ведь температура воды в Карском море в летние месяцы колеблется от 0 до +7 °С.
Находиться в такой воде человек может не более 15 мин.
«Пострадавшего» забрали с поверхности воды и оказали первую помощь.
На всех МФАСС постоянно дежурят врачи, суда оборудованы лазаретами и медицинской техникой, позволяющей, в том числе, провести реанимационные мероприятия.

Арктика-10.jpg

По сценарию учений после оказания помощи на борту судна «пострадавшего» необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег.
Для оперативной транспортировки используется вертолет Ми-8 МТВ экстренной медицинской эвакуации, оборудованный системами жизнеобеспечения.

Арктика-11.jpg

Помимо возможных нештатных ситуаций с людьми и техникой, Арктика кроет в себе еще одну опасность — айсберги и льдины.
Они способны нанести серьезный урон буровым платформам и судам при столкновении.
Во избежание таких ситуаций компания изучает ледовые объекты в Арктике и совершенствует операции с ними.

Арктика-12.jpg

Лед айсберга состоит из замерзшей пресной воды, плотность которой примерно на 10% ниже плотности морской, что позволяет ему уверенно держаться на поверхности моря.
Однако около 90% айсберга находится под водой, поэтому важно контролировать и прогнозировать перемещение таких ледовых объектов при проведении геологоразведки.

Арктика-13.jpg

Перед стартом работ проводится обязательная ледовая разведка с помощью ледоколов.

Арктика-14.jpg

Для наблюдения за географическим положением и строением больших льдин площадью в несколько квадратных километров специалисты компании высаживаются на ледовые поля и устанавливают до 3х радиобуев по краям и один в центре.
После таяния и разрушения льда буи попадают в воду.
Их собирают с поверхности аварийно-спасательные суда и ледоколы.

Арктика-15.jpg

Если с высадкой на льдину особых проблем не возникает, то с айсбергами все сложнее.
Здесь важную роль играют беспилотные летательные аппараты, которые также могут устанавливать радиобуи для получения необходимых данных.

Арктика-16.jpg

Кроме того, за айсбергами ведется наблюдение из космоса.
Потенциально опасные ледовые объекты выявляются и отслеживаются благодаря спутникам, ведущим радиолокационную, мультиспектральную и оптическую съемку морских участков.
Информация попадает в аналитический ледовый центр Морспасслужбы, специалисты анализируют ее и выдают прогнозы дрейфа и разрушения ледовых объектов.
Ежедневно отчеты о спутниковом мониторинге передаются на все суда, находящиеся в районе работ.

Арктика-17.jpg

Есть лишь 1 способ избежать неприятных последствий от встречи с дрейфующей глыбой льда — подвинуть айсберг на безопасное расстояние.
Во время учений 2019 г. специалисты ООО «Газпром геологоразведка» (с января 2020 г. — ООО «Газпром недра») впервые в России осуществили буксировку айсберга стальными тросами.
Водоизмещение айсберга составило 1,5 млн т.
Ранее для таких операций использовались полипропиленовые тросы.
В 2018 г. «Газпром геологоразведка» даже поставила отраслевой рекорд, отбуксировав айсберг объемом 2 млн т.
Использование стальных тросов позволяет увеличить скорость буксировки и в перспективе «захватывать» айсберги большей массы.

Операция происходит следующим образом: суда подходят друг к другу, металлический трос крепится к кормовым частям судов, затем они огибают айсберг с 2х сторон, охватывая его тросом, и начинают движение параллельным курсом.
Ледовые объекты буксируются на 2 мили (около 4 км) в безопасный район для изменения траектории дрейфа.

Арктика-18.jpg

Таким образом, во время традиционных учений специалисты достигли всех поставленных целей, подтвердив готовность сил и средств.
Такая регулярная отработка навыков по реагированию на чрезвычайные ситуации наряду со строжайшим соблюдением правил региона, обеспечением промышленной безопасности и охраной окружающей среды является гарантом сохранения первозданной природы Арктики.

Военные РФ готовы к военной экспансии в Арктике и отражают системами С-400 нападение условного противника

В Арктике боевые расчеты зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 "Триумф" зенитного ракетного полка соединения ПВО Северного флота, дислоцированного на острове Южный архипелага Новая Земля, провели учение по охране и обороне воздушного пространства Северного морского пути, "уничтожив" самолеты условного противника, которые нарушили воздушные границы РФ.


Системы ПВО дальнего действия С-400 встали на боевое дежурство в Арктике в сентябре 2019 года, а в ноябре российские военные развернули на архипелагах Новосибирские острова и Земля Франца-Иосифа береговые ракетные комплексы "Бастион" для прикрытия Северного морского пути, который считается национальной транспортной коммуникацией Россией.

РФ за последние годы значительно усилила военную группировку в арктической зоне и на данный момент остается самым сильным игроком в Арктике. Именно российские военные-полярники являются основными специалистами-"колонизаторами" в высоких широтах, причем с постоянным базированием. Создание инфраструктуры Арктической группировки является одним из главных приоритетов развития вооруженных сил РФ, пишет "Независимая газета".

Как сообщало ранее агентство военной информации Army Recognition, Россия к 2030 году намерена взять под контроль 55% всей арктической нефти и газа (Арктика содержит до 25% мировых запасов углеводородов). При этом Арктика - самый короткий путь для нацеленных на РФ американских баллистических ракет и самый короткий путь из Северной Европы в Азию, который постепенно освобождается ото льда.

США и НАТО в "битве" за Арктику регулярно проводят там учения Ice Exercise (IceX) с участием подводных лодок. 10 марта атомная подлодка USS Toledo (SSN-769) типа "Лос-Анджелес", пробив лед, всплыла на поверхность в непосредственной близости от российской военной базы "Арктический Трилистник" на Земле Франца-Иосифа. В среду, 18 марта, на севере Норвегии (на границе с Мурманской областью) должны были завершиться совместные с НАТО учения Cold Response ("Холодный ответ"), которые планировались в ответ на чрезмерную военную активность России в арктической зоне. Подразделения альянса были уже переброшены на север Норвегии - 16 тысяч военных из 10 стран мира (США, Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия, Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия), однако учения были отменены из-за угрозы распространения коронавируса.

В целях усиления безопасности, а так же для исследования арктического региона, президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе. Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. Первого декабря того же года было создано Объединенное стратегическое командование (ОСК) "Северный флот" для защиты национальных интересов России в Арктике.

В 2014-2015 годах Спецстрой России развернул создание военных городков и аэродромов в шести районах Арктики - на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в поселке Рогачево на Новой Земле, на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шмидта, на острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова). Уникальность созданной арктической группировки регулярно подтверждается на практике. Осенью 2019 года корабли Северного флота совершили восьмой поход по Северно-Ледовитому океану, выйдя из постоянных портов Североморска и Мурманска в Баренцево море.

А самый первый масштабный поход в восточную часть российской Арктики состоялся 8 лет назад, в 2012 году. Тогда морские пехотинцы Северного флота впервые в истории российского ВМФ осуществили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный, напоминает "Независимая газета".

Сейчас в интересах освоения Арктики и улучшения группировки работают самые разные исследовательские институты и военные заводы. Год назад для арктических подразделений Северного флота были переданы новые уникальные радиолокационные станции (РЛС) "Подлет", разработанные специально для Крайнего Севера. В арктическом исполнении "Подлеты" окрашены в белый цвет, накрываются огромным радиопрозрачным куполом, который защищает все это оборудование от суровых северных ветров. Представьте только, что при экстремально низких температурах до минус 50 станция одновременно сопровождает до 200 воздушных целей. Еще один важный сегмент, позволяющий сделать небо над Арктикой абсолютно прозрачным, обеспечивает станция "Каста". Работая в одной цепи с другими нашими РЛС, она полностью закрывает все высоты от поверхности Северо-Ледовитого океана до МКС на орбите.

Уникальность комплексов Радиотехнических войск для Арктической группировки заключается в их мобильности. Все станции размещены на автомобилях самой высокой проходимости, они способны передвигаться по болотам тундры и глубокому снегу. А время развертывания РЛС не превышает 15-20 минут.

Военная база "Арктический трилистник" на Земле Франца-Иосифа может непрерывно работать в течении 18 месяцев в составе 150 человек. Она включает в себя две взлетно-посадочные полосы, оснащена береговыми ракетными комплексами "Бастион". А на базе "Северный клевер" (остров Котельный в море Лаптевых) служат 250 человек, работает радиолокационная станция для наблюдения за воздушными судами и комплекс "панцирь - С1" для противовоздушной обороны.

Специально для арктических условий в 2015 году была создана 80-я отдельная мотострелковая бригада. Ее вооружили специальными бронетранспортерами с широкими гусеницами и самоходными гаубицами "Гвоздика" арктической проводимости. Кроме того, арсенал бригады усилен зенитно-ракетным комплексом "Тор-М2ДТ" с 16 ракетами дальностью полета 16 километров и поражением цели на высоте 10 километров. В состав бригады также входит зенитно-ракетный и пушечный комплекс "Панцирь-СА", вооруженный 18 ракетами дальностью действия 20 километров и способностью поражать цели на высоте 15 километров.

"Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе", - говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства еще в 2018 году. Он неоднократно отмечал, что военнослужащие Северного флота испытывают перспективную военную технику в экстремальных условиях Арктики. "При поддержке Русского географического общества продолжается комплексная экспедиция подразделения арктической бригады Северного флота на архипелаг Новая Земля. В экстремальных условиях проводится апробация перспективных образцов военной техники и средств навигации", - заявил министр.

Как отмечает НГ, страны НАТО постоянно заявляют о том, что намерены расширять свое присутствие в Арктике, однако соревноваться в этом с Россией они уже вряд ли смогут. 28 февраля 2020 года на заседании коллегии военного ведомства глава Минобороны РФ заявил, что в Арктике в составе Северного флота сформирована новая дивизия ПВО. Северный морской путь находится под надежной защитой. По словам министра, ежегодно Северный флот отрабатывает с ВДВ, ВКС и Силами специальных операций "оборону важных промышленных объектов и защиту экономических интересов России в Арктической зоне".

"Мы заложили там надежный фундамент для создания военной инфраструктуры. На островах арктических архипелагов построены не имеющие аналогов в мире административно-жилые комплексы, в которых военнослужащие несут боевую службу, боевое дежурство на ротационной основе", - сообщил Шойгу.

В ближайшее время Северный флот получит первый атомный подводный ракетный крейсер нового проекта "Борей-А" "Князь Владимир" и фрегат "Адмирал Касатонов", а до конца 2020 года - еще четыре надводных корабля, подлодки и катера. Всего до конца 2020 года армия РФ получит более 180 единиц вооружений и военной техники, адаптированной к использованию в суровых условиях Арктики.

вторник, 17 марта 2020 г.

Коронавирус в Арктике удаленная работа, обучение, развлечение

Коронавирус в Арктике удаленная работа, обучение, развлечение

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле