суббота, 27 июня 2020 г.

«Снежные драконы» уже в пути. Китай очень хочет стать арктической державой


«Снежные драконы» уже в пути. Китай очень хочет стать арктической державой

КНР готовится стать одной из ведущих арктических держав. На фоне периодических заявлений российских властей о важности освоения Арктики, у Китая уже есть союзники и потенциальные партнеры. Владимир Кузьменкин рассуждает о возможностях, которые дает глобальное потепление Поднебесной.

Экологическая катастрофа, к которой привела авария на ТЭЦ «Норильского никеля», вызвала массу самых разных вопросов, включая сакраментальный «а зачем нам это все надо?» Стоит ли вкладывать огромные ресурсы в освоение территории, где кроме как вахтовым методом и не проживешь? Один только факт прекращает любую дискуссию: в Арктике сосредоточена треть мировых запасов газа. Получить доступ к ее богатствам хотят многие страны, которые к арктическим отнести никак нельзя. Даже при самом большом желании. Например, наш великий друг и сосед – Китай.

«Полярный шелковый путь»

Существует Арктический совет – уважаемая организация, объединяющая восемь стран: Россию, США, Канаду, Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Его очень желает пополнить целый ряд стран. А Китай, например, даже успел получить статус временного наблюдателя. Само присутствие в клубе важно, а возможность влиять на повестку дня тем паче.
Китай всячески демонстрирует, что его стремление участвовать в международном освоении Арктики – это не каприз, а продуманная стратегия. Собственно, она у него даже официально есть – была принята в 2018 году. В Белой книге по политике Китая в Арктике, изданной Госсоветом КНР, говорится о желании развивать торговлю в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». Логика Китая понятна: Арктика принадлежит всем, а не только циркумполярным странам, значит, развивать ее и качать ресурсы тоже могут все. Другое дело, что под силу такое очень немногим.
Явление на полярных территориях Китая страны Арктического совета не приветствуют по понятным причинам, но у него есть большой опыт, как поступать в подобных ситуациях. Артур Инджиев, написавший книгу «Битва за Арктику», объясняет: «Они не хотят быть отрезанными от доступа к Арктике, активно продвигая мысль о том, что у России, контролирующей существенную часть региональных ресурсов, нет ни технологий, ни капитала для добычи этих богатств. Поднебесная, конечно же, печется только о своих интересах». Думая об освоении Северного морского пути и получении доступа к богатствам Арктики, Китай будет показывать всему миру, как много он занимается наукой.
Еще в начале 1980-х в Пекине открылся первый научно-исследовательский институт, а девять лет спустя в Шанхае появился Институт полярных исследований Китая. Наукой ведает специальное управление по Арктике и Антарктике.

Герой уже есть

Чтобы продвигать идею в массы, нужен герой. В Советском Союзе была эпопея челюскинцев, герои-летчики и Папанин с Кренкелем, о которых знала вся страна. В Китае, который очень тщательно изучал советский опыт во многих сферах жизни, такой герой тоже есть.
Им стал старший научный сотрудник исследовательского института телеизмерительных приборов при академии наук Китая Лю Шаочуан. Он стал первым китайцем, который в одиночку пешком добрался до Северного полюса. В 2002 году он прошел из Пекина до Хатанги, где «гостеприимные россияне угостили жареной олениной и водкой». Водка, по словам путешественника, его просто потрясла: «Я даже впал в оцепенение».
Дальше российским вертолетом Лю Шаочуана забросили на остров Комсомолки. С мыса Арктики он и стартовал, прихватив груз общим весом 160 кг. Рассказ о встречах с белыми медведями и трещинами во льду можно опустить. Важен сам факт, что со второй попытки китайский исследователь добрался до Северного полюса. На родине это событие отмечали широко и обрадованный Лю Шаочуан пообещал: «В недалеком будущем я пешком совершу экспедицию в Арктику еще раз. Я заготовил красное вино для празднования победы».

Северный морской путь – преимущество китайской экономики?

Сотрудник Даляньского морского университета Ли Чжэнфу в 2010 году изрек сакраментальную истину: «Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики». За словами уже давно идут дела, поэтому никого не удивило появление в Стокгольмском Институте исследования проблем мира работы Линды Якобсон под названием «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда».
Вывод исследовательницы таков: из-за глобального потепления «торговые пути станут короче, и появится доступ к нетронутым энергоресурсам», поэтому Китай и решил выделить большие средства на исследование Арктики.
Что же значит для мировой экономики тот факт, что арктические льды продолжают таять? То, что станет проще осваивать природные ресурсы – это понятно, но это явно не ближайшая перспектива. А вот новый импульс для судоходства по Северному морскому пути – это уже не фантазии, а реальность. Все ведь уже подсчитано. Путь морем через Арктику от Шанхая до Гамбурга на 6400 км. короче, чем через Суэцкий канал. Да и пираты здесь не водятся – только белые медведи… Подсчеты продолжаются. The Washington Post сообщила, что путь морем из Южной Кореи до Германии через Суэцкий канал занимает 34 дня, а через прибрежные арктические воды России — всего 23 дня. В итоге Китай рассчитывает 20 процентов внешнеторговых перевозок осуществлять к 2025 году через Северный морской путь.
Все замечательно, но как же быть со льдами?

Вывести «снежных драконов» 

Россия – мировой лидер по части ледокольного флота: и по качеству, и по количеству. Но в Китае сомневаются, не станет ли Россия брать слишком дорого за проводку кораблей по Северному морскому пути? Сами по себе корабли КНР, естественно, пройти через льды не смогут – до такой степени потепление все-таки не поможет.
Проблемой предусмотрительные китайцы озадачились давно, и уже в 1994 году у них появился свой ледокол. Точно так же, как и первый их авианосец, он появился на свет на украинских верфях . Созданный в Херсоне корабль назвали «Снежный дракон» (Xue Long) и тут же отправили в экспедицию на Север. С тех пор самый большой в мире неатомный ледокол доставил в Арктику и в Антарктику не одну исследовательскую экспедицию. Между прочим, во время одной из них – в 2010 году – китайские полярные исследователи высадились на вертолете на Северном полюсе. В 2012 году ледокол прошел по Северному морскому пути из Циндао в Исландию, а в 2013 году пытался помочь российскому судну «Академик Шокальский», заблокированному льдами. Он может брать на борт до 100 научных сотрудников, имеет свой глубоководный спускаемый аппарат. До 2030 года он точно будет в эксплуатации.
Xue Long китайцы использовали на все сто. Уже спущен на воду его полный близнец, который построен на китайской верфи. Причем Xue Long-2 не станет последним в серии – Институту полярных исследований нужны новые «Снежные драконы».

Норвежский след

В Антарктиде первая китайская научно-исследовательская станция появилась в 1984 году, а сейчас уже строится пятая. В Арктике пока есть только одна станция «Желтая река» – совсем рядом с Шпицбергеном. На ней постоянно работают с 2003 года до 20 специалистов. Изучают они погоду, льды и северное сияние.
Хотелось бы большего, поэтому Китай не скрывает своего желания прикупить арктической землицы. Речь идет об участке площадью 217 кв. км, выставленном на продажу его частными владельцами. Именно здесь есть уголь –от 20 до 25 млн тонн, чего хватит для стабильной добычи на протяжении 20 лет. Китай готов восстановить и шахту и инфраструктуру, чтобы показать, что он полноправный участник международного освоения богатств Арктики.
Все решает география, а потому Китаю просто необходим стратегический союзник среди стран Арктического совета. Сейчас таковым и международные, и российские эксперты считают Норвегию. Именно Норвегия выступает за то, чтобы Китаю в Арктическом совете был предоставлен статус постоянного наблюдателя.
Представитель норвежского МИДа подтвердил эту позицию на международной конференции «Арктические рубежи». Норвегия была бы очень не прочь финансовую помощь Китая в освоении Арктики. Сближению двух стран помешал тот факт, что Нобелевскую премию мира за 2010 год присудили правозащитнику и диссиденту Лю Сяобо. «Существенное ухудшение», однако, длилось недолго. И вот уже норвежский МИД констатирует: «Мы добились полной нормализации политических и дипломатических отношений с Китаем. Это открывает широкие возможности для сотрудничества».

Исландский вариант

Если не все срастется с Норвегией, у Китая уже есть запасной вариант. Исландия пережила тяжелый финансовый кризис, поэтому и появилась мысль повторить там сценарий Шпицбергена.
Официальные структуры, как обычно, не при делах – с инициативой выступил миллионер, поэт и спортсмен, горячий энтузиаст туризма и один из богатейших китайцев Хуан Нубо. Он просто предложил властям продать ему 300 кв. км острова, что, кстати сказать, составляет почти треть Гонконга.
Официально миллионер-экстремал из Поднебесной намерен развивать элитный туризм и гостиничный бизнес. Но методы проникновения Китая в другие страны известны достаточно хорошо, поэтому в Исландии пошла волна протестов и, в конце концов, правительство страны добро на сделку не дало. Хотя деньги ему очень нужны.

«Русские считают Арктику своим владением»

Китай, несомненно, будет искать все новые варианты проникновения в Арктику для реализации своих стратегических целей. Есть вариант, о котором пока не особенно говорят – возможное тесное сотрудничество с Россией. Геополитическая картина современного мира тому сейчас явно способствует.
А потому командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго в прошлом году предался размышлениям на этот счет. Обошелся без дипломатии: «Важно, чтобы Россия и Китай нигде и ни в чем не получали инициативы. Они хотят, чтобы все перспективные коммерческие проекты – а Северный морской путь является еще и стратегическим – не находились под контролем потенциальных противников США. Вашингтону важно, чтобы Москва нигде и никогда не одерживала психологических побед».
Адмирал отметил, что он наблюдает «значительную совместную деятельность Китая и России», да еще все осложняется тем, что «русские считают Арктику своим владением».
В общем, явление «снежных драконов» в арктических просторах несет с собой неизбежные перемены. Какими они окажутся? Вопрос остается открытым: судить об этом пока не берутся даже эксперты.

Владимир Кузменкин

Ледостойкую платформу для шельфового месторождения газа в Арктике сооружает «Газпром»

ЛСП предназначена для освоения месторождения Каменномысское-море в Обской губе Карского моря

Строительство ледостойкой платформы для шельфового газового месторождения Каменномысское-море в Арктике начал «Газпром». «25 июня в Астраханской области на верфи „Южный центр судостроения и судоремонта“ (входит в „Объединенную судостроительную корпорацию“) состоялась торжественная церемония закладки опорного основания ледостойкой платформы (ЛСП) „Газпрома“ для освоения месторождения Каменномысское-море», — говорится в релизе холдинга.

Длина платформы — более 135 м, ширина — 69 м, высота от основания до вертолетной площадки — 41 м, общий вес превысит 40 тыс. тонн. На платформе, в частности, будут размещены основной и вспомогательный буровые модули, эксплуатационный и энергетический комплексы и жилой модуль на 120 мест. С платформы будут построены 33 основные эксплуатационные скважины, а позднее еще 22 скважины для поддержания добычи будут размещены на сателлитных ледостойких блок-кондукторах. Добытый газ по трубопроводам будет поступать на берег на установку комплексной подготовки газа и дожимную компрессорную станцию. Далее газ будет направлен в Единую систему газоснабжения России.
Акватория месторождения Каменномысское-море отличается низкими температурами (до минус 60 градусов по Цельсию), сильными штормами, небольшими глубинами (5-12 метров), а также толстыми и плотными пресными льдами. Освоение месторождения станет первым в мире шельфовым проектом, реализованным в таких экстремальных ледовых и климатических условиях, отмечает «Газпром».
Месторождение Каменномысское-море, уточняет ПРАЙМ, находится в Обской губе Карского моря. По размеру запасов газа оно относится к категории уникальных — около 555 млрд кубометров. Начало добычи на месторождении планируется в 2025 году, проектная мощность (сеноманские залежи) — 15 млрд кубометров в год.

В видоискателе – Арктика

Пронеслись десять лет творческой деятельности, а он и не заметил. Десять лет съёмок Арктики. Итог – юбилейная выставка, тысячи снимков… и огромные планы
А ведь южанин, родился в Ростове-на-Дону, учился в Киеве!

– В Ростове вообще не было снега зимой! В Киев приехал, там впервые встал на лыжи, но сейчас и в Киеве снега почти нет. А на Полярном круге живу больше 30 лет, – рассказывает Сергей Анисимов, арктический фотограф с мировым именем. – Но первые 20 лет не выезжал никуда по нашему Северу. Как и большинство салехардских семей, мы предпочитали стандартный отдых на юге, у тёплого моря. Всё изменилось с покупкой первого профессионального фотоаппарата. Около 12 лет назад увидел впервые День оленевода, как-то до того не замечал этого совсем. И тут начал интересоваться, естественно, и снимать всё это. В итоге за десять лет наверстал упущенное! Побывал во всех районах и городах округа, своими глазами видел, как он меняется. За последние три года мне удалось отснять все месторождения «Газпрома», «Новатэка». В общем, я своими глазами увидел, в чём заключена жизнь нашего с вами региона. На фестивале «360 градусов. Восток» в Потсдаме (Германия) после презентации нашего округа к главным докладчикам вопросов не было – все обступили меня. В течение получаса отвечал любопытствующим немцам на вопросы об экологии, газе, коренных народах. Люди увидели всё это на моих фотографиях.
– Это же надо иметь колоссальное трудолюбие! – удивляюсь я услышанному, ведь, помимо того, что Сергей Анисимов – фотограф, он ещё и частный предприниматель, а ещё 18 лет отдано инженерной службе в гражданской авиации Ямала.
– Когда снимаю, особенно не задумываюсь о техничности. Во время съёмок мысль не работает, всё на автомате, тем более в условиях холода. Бывает, какие-то сюжеты витают в голове, я иногда их даже зарисовываю. А потом в нужный момент всё это всплывает и реализовывается как будто само собой. Дома убеждаюсь, что всё было сделано правильно.
– У вас есть любимые регионы в Арктике?
– Безусловно – Гренландия и Шпицберген. В Гренландии огромные айсберги разнообразнейших форм. На Шпицбергене невероятно красивый рельеф гор. Всё-таки наш Север немного обделён этим, а там это я могу найти с избытком.
– Такие пейзажи есть в Антарктиде. Туда вас не тянет?
– Тянет, но пока не судьба. Антарктида огромна, чтобы снять её, потребуется несколько экспедиций в разные места материка. Удовольствие очень дорогое. А помимо этого, туда надо ехать летом, то есть по Южному полушарию это ноябрь, декабрь, январь. У меня же в это время по основной работе идёт перезаключение годовых контрактов, от которых зависит жизнедеятельность моего предприятия.
– На выставке в МВК имени Шемановского представлено более 200 ваших работ, а также работы вашего сына.
– Да, я начал его брать с собой в поездки, чтобы он тоже повидал Север, вдохновился им. И несмотря на то, что его фотографии не хуже моих, фотографом он себя не видит. Он уже был и на Чукотке, на острове Врангеля, на Шпицбергене, но фанатизма к съёмке не ощутил. Кстати, ездил также в Уганду, Танзанию, и животных ему снимать понравилось. На Севере сложнее со съёмкой фауны.
– Вспоминается ваш белый мишка. «После холодного душа» – фотография, за которую вы получили золотую медаль на Кубке мира (ISF WORLD CUP 2014).
– Снимок был сделан в 2012 году на Шпицбергене. Мы подъехали на двух лодках к льдине, где стояли медведи. Один из них проявил агрессию к людям на другой лодке. Он прыгнул в воду, лодка отплыла, он за ней. Мы, счастливые, снимаем его – мишка плывёт, мишка в воде, мишка на фоне лодки. Не догнал, вылез из воды на льдину, стряхнул воду, а мы всё это радостно снимаем. И в этот момент он пошёл к нам. А наша лодка у самой кромки. Сначала медленно шёл, все фотографы щёлкали, пока вдруг не поняли, что мишка-то в кадр уже не вмещается. Он разбегаться начинает, в нескольких метрах от нас. Нужно было срочно отплывать. И тут мы понимаем, что лодка – обрезиненная туристическая лодка «Зодиак» – села на нижнюю кромку льда в воде, двигатель работает, а с места мы не двигаемся. Мишка медленно начинает к нам подбираться, в последний момент руками и ногами оттолкнулись и отплыли. Вот такая вышла случайность – увлеклись! Организатор наш сидел в лодке побелевший.
– Вы отправляетесь в туры с другими фотографами?
– Да. На Шпицберген это был фототур одной компании, которая арендует корабль на 10–12 человек, как правило, норвежский. Доводилось плавать и на паруснике, лет шесть назад, но неудачно. Попали в сезон штормов, а это невыносимо, если у вас морская болезнь. Когда с континента отправляешься в Арктику, то проплываешь сначала северные моря. А они все отличаются буйным нравом, штормами. А в самой Арктике уже штиль.
– В этом году уже запланировали какие-то новые интересные поездки?
– Плато Путорана. В нашей стране есть два места в Арктике, которые охраняются ЮНЕСКО. Это остров Врангеля и плато Путорана. Почти недостижимое место, нет дорог, никто не живёт, только поблизости каслают оленеводы. Но там огромное количество водопадов, уникальных по красоте. Малоизученное и почти не снятое место. Сейчас Сергей Горшков получил грант на съёмки плато Путорано. Мы с ним вдвоём снимаем Арктику профессионально, с тем различием, что он больше снимает российскую, я – всю. Мы нашли людей, которые нас туда забросят, вместе с многократным чемпионом по туризму СССР. Там скалы. Конечно, хочется лёгких путей, но нам сказали, что таких нет. На машине, как в Исландии или Канаде, к водопаду никто не довезёт. А вертолёт – очень дорого. Стартовать будем в Норильске, доедем до одного из близлежащих посёлков. Там уже обещают катер, но в прошлом году он сломался. В общем, пока не стану загадывать, как мы туда попадём.
– В отпуск-то поедете?
– А как же, сейчас самое время, чтобы отправиться в Шри-Ланку, например. Поснимать в национальных парках животных. В отпуск всегда езжу зимой, на юг, сейчас осваиваем
с семьёй Юго-Восточную Азию. Хочется разбить нашу зиму, очень долгую. А летом уже в Арктику, когда там воздух прогревается до трёх-пяти градусов.
– Я знаю, вы издаёте ещё и фотоальбомы со своими снимками.
– Да, потому что книги приносят доход, который мне нужен для поездок в Арктический регион. Сейчас у меня подготовлены ещё две книги, но так как печатал их в Европе, то выпуск отложился. Спонсоров не имею, всё организую сам, поэтому завишу от курса евро. Надеюсь, всё же книги будут выпущены, так как в России пока нет объёмного красочного фотоальбома про всю Арктику.
– Ваша фототехника вас не подводит?
– Я её регулярно обновляю. Как только выходит новейшая модель фотоаппарата, сразу покупаю. Потому что считаю: качество снимка должно быть идеальным. И до сих пор
не хватает мощности. Обычно везу с собой в путешествие около 40 килограммов техники.
– Всё-таки ваше трудолюбие вознаграждается победами во многих международных конкурсах.
– В принципе, я уже собрал награды во всех значимых конкурсах. Пару лет назад, к примеру, выиграл неофициальный чемпионат мира по трэвел-фотографии – единственный
россиянин за все годы существования этого конкурса. В мире это самый значимый конкурс для всех фотопутешественников. Ещё один важный для меня конкурс – IPA, проходит в
Лос-Анджелесе, там около 50 номинаций, в том числе и на лучший фотоальбом. Я там получил четвёртое место в мире среди профессионалов за фотоальбом «Люблю тебя, Ямал». Оно для меня дороже многих моих золотых медалей. Это «Оскар» в области фото, даже награждения проходят в том же зале, где вручают премию «Оскар». Возможно, не дотянул до призовых мест из-за того, что стихи ямальских поэтов, которые были в этом фотоальбоме, не переведены на английский. Их я счёл лучшим сопровождением для фотоиллюстраций о нашем крае. Из 81 медали золотых у меня – 47. Все медали храню дома, в обычной обувной коробке.

Нина ФАЛЬШУНОВА, фото: Сергей Анисимов и из архива героя

«Арктика как полюс для привлечения зеленых инвестиций»



«Арктика как полюс для привлечения зеленых инвестиций» - этой теме было посвящено заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). 


Зелеными инвестиции становятся тогда, когда вкладывающие деньги и реализующие проекты компании так или иначе вовлечены в процесс улучшения окружающей среды.

Не нефтью единой

Эксперты обсудили вопросы привлечения и поддержки частных инвестиций в Арктике, методы проектного финансирования ее промышленного освоения, а также возможность задействовать при этом экологическую составляющую.

Мир в целом и наша страна вместе с ним меняются, уверен директор арктического направления в Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дмитрий Фишкин. Все больше будет востребована система государственного планирования при осуществлении проектов.

Человечество начнет уходить от нефти и газа к другим видам энергии. А это потребует и нового подхода к экономике в целом. Существенный акцент сделают на малое и среднее предпринимательство, чувствительнее станет отношение к экологии. Это касается всего мира, не только приполярных территорий. Но Арктика может оказаться в этом процессе пилотным макрорегионом.

Большой прорыв на рынке зеленого финансирования в России отметила заместитель директора АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член общественного совета Минвостокразвития Юлия Зворыкина. Утвержден понятийный аппарат, будет создан национальный стандарт зеленого финансирования.

Проект в Девкиной заводи

В числе инициатив Зворыкина отметила проект создания «зеленого порта» Лиинахамари в Мурманской области, где будут использованы сразу несколько методов финансирования - как привлечение кредитов, так и выпуск бондов.

- Подобный проект может стать прорывным в новом подходе к Арктике, - подчеркнула она.

Природоохранная политика страны в части сохранения экологического баланса арктических территорий требует создания инфраструктуры и возможностей для вывоза, переработки и утилизации отходов производства и жизнедеятельности в процессе освоения Арктики. Поэтому при проектировании морского терминала «Лиинахамари» инвесторы сосредоточились на реализации концепции «зеленый порт».

Этому поспособствует расположение терминала в бухте Девкина заводь - достаточно удаленной как от крупных населенных пунктов и центров производства, так и от особо охраняемых природных территорий и заповедников. Объект планируют обеспечить необходимыми площадями и инфраструктурой для комплексной переработки и утилизации отходов в рамках целевой задачи нулевого сброса.

Совместно с Минвостокразвития и Внешэкономбанком прорабатывается возможность привлечения туда инвестиций путем выпуска так называемых зеленых облигаций, доходы от которых будут использоваться для финансирования проектов, благоприятных для окружающей среды. Морской терминал должен работать в синергии с Северным морским путем.

Время заняться хвостами

Заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Анатолий Шевчук считает, что на сегодня утвержденной трактовки понятия зеленой экономики нет. Хотя именно она могла бы способствовать решению множества проблем - и региональных, и национальных.

По мнению Шевчука, нужен какой-то баланс между экономикой и экологией. И соответствующая модель начинает выстраиваться. Скажем, Росавтодор впервые построил так называемый экодук для пропуска диких животных через оживленную магистраль. Вроде и частность, но достаточно знаковая.

Впрочем, есть и более весомые признаки того, что подходы меняются. О механизмах привлечения инвестиций в разработку техногенных месторождений в Арктике рассказал профессор Российского экономического университета имени Плеханова Иван Потравный. Техногенные месторождения - это те самые хвостохранилища, которые теперь, с появлением новых технологий, могут быть востребованы. Накопленные отходы являются источником новой ресурсной базы. Начали с Якутии. Разработка таких рукотворных месторождений, в частности, позволит обустроить там инфраструктуру, построить дороги из неперерабатываемых отходов. Одновременно произойдет и рекультивация земель.

Миллиарды тонн отходов

А вообще в России, как прозвучало на заседании, накоплено 2,3 миллиарда тонн различных отходов. Список горячих точек составили еще лет десять назад. В арктических регионах их насчитали без малого две сотни - 194 объекта, если уж быть точным. В том числе семь - в Мурманской области.

В свое время военные покидали эти места, бросая все, кроме вооружения. Плюс варварское отношение к природе крупных промышленных предприятий. Для развития чего-то нового, как было подчеркнуто, нужно расчистить то, что осталось негативного с прежних времен. Однако в последние годы в Арктике появилось около 500 новых военных объектов. И нужно иметь представление о том, что будет с ними через 10-15 лет.

Впрочем, серьезные экологические проблемы, конечно, есть и в других странах, включая наших северных соседей. В Баренцевом Евроарктическом регионе (БЕАР), напомнила заместитель директора НИИ «Центр экологической промышленной политики» Татьяна Гусева, 42 экологические горячие точки были закреплены еще в 2003 году. В основном речь шла о предприятиях (металлургических и целлюлозно-бумажных комбинатах), которые использовали устаревшие технологии, загрязняющие окружающую среду. Основным мотивом тогда была возможность получить доступ к каким-то средствам для их реабилитации. Одни производства закрывались, другие смогли привлечь инвестиции и модернизироваться. Существует официальная процедура исключения предприятия из числа горячих точек.

Приложенные экологами усилия не пропали даром. В 2018 году (более новых данных я, к сожалению, не нашел) горячих точек в БЕАР осталось 30. За счет модернизации и отказа от вредных производств из списка, в частности, были исключены Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, цементный завод в Воркуте и ряд других предприятий.

вторник, 23 июня 2020 г.

Фотоальбом "Моя Арктика"

 В фотоальбом «Моя Арктика» вошли фотографии, сделанные мной в 1975–1991 гг. На них запечатлены портреты полярников, их будни и праздники, суровая красота арктической природы. Фотолетопись дополнена современными снимками красноярского фотографа Виталия Иванова. Издание адресовано тем, чья судьба связана с этим суровым и прекрасным краем, а также всем, кто интересуюется жизнью Арктики.

Из огромного фотоархива отобраны 791 чёрно-белая фотография, и на 272 страницах создана эта фотолетопись.
Фотоальбом служит документальным свидетельством динамичного развития Арктики в советский период, которое резко затормозилось в годы перестройки и последовавшего за ней распада СССР. Фотолетопись этого сурового и богатого региона – еще один аргумент, убеждающий в необходимости возобновления научно-исследовательских работ, восстановления полярных станций, реновации портов и инфраструктуры Северного морского пути, возрождения населенных пунктов.

А вот такая обширная география альбома:



Давайте начнем путешествие в завораживающую Арктику...


В главу 1 вошли фотографии с 1975 по 1980 год...






Во 2-ю главу вошли фотографии с 1981 по 1986 год...




3-я глава включает фотографии с 1987 по 1991 год...





В завершающую, 4-ю главу включены современные фотографии красноярского фотографа Виталия Иванова...


Этот шикарный фотоальбом будет напечатан в типографии "Парето Принт" на плотной качественной бумаге с толстой ламинированной обложкой в формате 297х210 см и выборочной лакировкой.
На задней обложке - фотография диксонских пограничников на берегу Карского моря, охраняющих северные рубежи России.

Итак, макет фотоальбома давно готов, и альбом прошел регистрацию в Российской книжной палате, а вот издание его затянулось. Почти год потерян в надежде получить грант на издание в Русском географическом обществе. Несмотря на поддержку Ивановского отделения РГО и высокие предварительные оценки экспертов, грант не выделили. Какая причина? Может, этот проклятый коронавирус помешал (уменьшилось финансирование), а может, другая причина, и поэтому этот проект здесь.
Друзья, давайте вместе издадим этот фотоальбом, который будет прекрасным воспоминанием о людях, местах и событиях помещенных в альбом.

Пусть "Моя Арктика" станет и вашей....

Планируемый тираж 3000 экземляров. При таком тираже цена фотоальбома получается не запредельная. Конечно, экономическая ситуация в стране сейчас не предсказуема и цены на типографские услуги уже выросли на 16%! Чтобы "вписаться" в указанную цену фотоальбома, нужно максимально быстро собрать нужную сумму.
Собранные средства пойдут на оплату типографии, налоги, комиссия платежной системе, а также на услуги дизайнера и редактора, корректора.
Наш проект запущен по системе «всё или ничего», поэтому, если мы не соберём необходимую сумму, ваши деньги вернутся к вам в полном объёме, так что вы ничем не рискуете.

понедельник, 22 июня 2020 г.

Арктика начала теплеть на 80 лет быстрее



Новый температурный рекорд в Сибири свидетельствует о том, что темпы потепления Арктики ускорились. Об этом говорится в статье Daily Mail.
В якутском Верхоянске зафиксирована температура в 38 градусов Цельсия. Это самый высокий показатель для Арктики за всю историю метеонаблюдений: последний рекорд был зафиксирован на Аляске в 1915 году — также 38 градусов.
Ученые предполагали, что таких температур не придется достигнуть до 2100 года, следовательно, потепление Арктики идет на 80 лет быстрее.
Кроме того, 23 мая в красноярском селе Хатанга была зафиксирована температура в 25 градусов Цельсия, что на 11 градусов выше предыдущего рекорда. На этой неделе в Верхоянске ожидается 36 градусов тепла.
Жара вызвала пожары на территориях вечной мерзлоты и спровоцировала выбросы парниковых газов в атмосферу.

В России создан арктический вертолет Ми-8АМТ



1

Холдинг «Вертолеты России», который входит в состав Ростеха, начал серийное производство арктических вертолетов Ми-8АМТ. Об этом сообщили в пресс-службе компании.

Первую машину выпустил Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ). Вертолет готов к использованию. Он успешно прошел программу испытаний и приемку независимой инспекции Росавиации.

Одной из ключевых особенностей Ми-8АМТ является система подогрева агрегатов трансмиссии. Этот механизм позволяет быстро запускать двигатели в условиях крайне низких температур. Технология создана Национальным центром вертолетостроения «Миль и Камов». Вертолет также имеет теплозащиту грузовой кабины и теплоизоляционные шторы. Внутренние коммуникации бортовых систем связываются при помощи морозоустойчивых тефлоновых, пишет ТАСС.

Ранее сообщалось, что самый мощный в мире российский головной атомный ледокол «Арктика», построенный на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге, вышел на ходовые испытания.

Специалисты проверят соответствие параметров ледокола его проектным характеристикам, а также надежность судовых систем и другого оборудования.

Первый арктический форум соцработников в Якутии перенесли на 2021 год



Первый арктический форум социальных работников «Арктика — территория добра и заботы», который был запланирован в Якутске на 25 июня, переносится на июнь 2021 года. Об этом сообщили ТАСС в четверг в пресс-службе министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
«Мероприятие перенесено из-за ситуации с пандемией коронавируса на июнь 2021 года. Это важное мероприятие, на котором мы совместно с коллегами планировали выработать подходы по социальной защите жителей Арктики, ознакомиться с наработками коллег из северных регионов. Мероприятие должно было пройти при поддержке Общественной палаты РФ, чтобы донести методику и опыт, наработанный в регионах Крайнего Севера, по социальной поддержке населения», — сказали в ведомстве.
В качестве участников должны были быть приглашены представители социальных служб Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, Красноярского края и других регионов России.
Предполагалось, что состоится обсуждение по повышению продолжительности жизни, повышению рождаемости и социальной защищенности семей с детьми, борьбе с бедностью, также планировалось затронуть тему особенностей социальной работы с коренными малочисленными народами Севера.

В России начались испытания «арктического» нефтяного танкера

  Судостроительный комплекс «Звезда» сообщил о начале ходовых испытаний «Владимира Мономаха» - первого отечественного танкера типа «Афрамакс» (по классификации AFRA

(Average Freight Rate Assessment). Судно предназначено для транспортировки нефти в неограниченном районе плавания, то есть может ходить в любой возможной для навигации точке Мирового океана. Уникальные конструктивные и технологические свойства танкера позволят эффективно использовать его в Арктике.
До спуска на воду головного судна серии «Владимир Мономах» в производстве на достроечном стапеле находилось четыре «Афрамакса», а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Суда строятся для «Роснефтефлота».
Главная цель создания российских «Афрамаксов» - обеспечение гражданского флота страны морской техникой, способной без ограничений работать в местах освоения природных богатств на арктическом континентальном шельфе России. В будущем производство подобных судов позволит стать полностью независимыми от иностранных судостроительных компаний.
«Владимир Мономах» уже прозвали танкером-гигантом. Дедвейт (полная грузоподъёмность) его составляет 114 тысяч тонн, а по размерам он значительно превосходит один из самых больших ледоколов мира «Арктика», длина которого составляет 174 метра. Параметры «Владимира Мономаха»: 250 метров в длину, 44 метра в ширину, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. Специально разработанное усиление корпуса играет особую роль при использовании «Мономаха» в арктических водах, а защита ото льда и умная навигация являются одними из главных показателей безопасности.
Не менее важна для работы в арктическом регионе и высокая экологичность танкера. Как главная, так и вспомогательная энергетические установки «Владимира Мономаха» могут работать и на традиционном, и на экологически чистом топливе - сжиженном природном газе. За эти качества грузовые судна типа «Афрамакс» получили второе название – «зелёные» танкеры. 

Югорчан приглашают принять участие в конкурсе «Команда Арктики»

В ХМАО, как и по всей России, проходит конкурсный отбор в проект «Команда Арктики».
Участниками могут стать студенты учебных заведений, молодые специалисты, общественные

 деятели и заинтересованные лица в возрасте от 18 до 35 лет, - сообщают организаторы.
Для участия необходимо подготовить эссе на тему «Арктика – для меня и я – для Арктики» объемом до двух страниц. Требуется раскрыть, чем участник проекта может быть полезен в развитии Арктики.
Кроме того, нужно в свободном формате создать видеовизитку продолжительностью до минуты, в которой рассказать о себе, увлечениях и целях участия в отборе.
Затем до 21 июня нужно зарегистрироваться на сайте агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике.

Добавим, что победителей определят в двух категориях «Для молодых людей, проживающих в Арктической зоне России» и «Для проживающих в неарктических регионах России».

Отставание на десятки лет: почему США проигрывают битву за Арктику

 Пока американские ледоколы существуют только на бумаге

В ближайшие дни начнутся ходовые испытания нашего самого современного универсального атомного ледокола - "Арктика". А в конце года, вполне возможно, он уже начнет, как говорят спецы, "тащить" коммерческие суда через Северный морской путь. Теперь на верхушку планеты может сместиться заметная часть глобальных коммерческих, а значит - и денежных потоков. Неудивительно, что интерес к ним проявила и Америка.

Ледокол "Ямал" вгрызается в толстый арктический лед. Идет легко. Притом, что на воду его спустили уже 30 лет назад. Для ледоколов такой срок эксплуатации – норма. Впрочем, совсем скоро российский атомный флот пополнится новым судном.
"В этом году мы получаем первый уже универсальный атомный ледокол "Арктика". С 20-х чисел июня начнутся ходовые испытания и планируем в сентябре, в крайнем случае, в октябре получить его в промышленную эксплуатацию", - сообщил генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Алексей Лихачев.

У России уже сейчас ледоколов больше, чем у всех остальных стран вместе взятых. Новая "Арктика" станет первым из проекта 22220. Кроме нее уже строятся "Урал", "Сибирь" и "Якутия". Через год начнут работы над "Чукоткой". Все это атомные двухреакторные ледоколы. Ни одна страна в мире, кроме России, такие суда не производит. У остальных ледоколы пока только дизельные. Впрочем, ситуация может измениться. По крайней мере, этого хочет президент США Дональд Трамп.  Белый Дом опубликовал меморандум о действиях Соединенных Штатов в Арктике и Антарктике. До 2029 года планируется построить или купить 3 тяжелых атомных ледокола и несколько средних судов. Не забыли и про Пентагон. В регионе должны появиться две американские и две международные военные базы для обеспечения безопасности. Где конкретно – не сообщается. Но уже понятно, что защищать будущие американские ледоколы планируют не от медведей и бельков.

"В документе указана оценка того, какое оборонительное оружие должны иметь будущие ледоколы, особенно для защиты от возможных угроз со стороны "ближайших конкурентов", таких как Россия или Китай", - пишут СМИ.

Впрочем, насчет конкурентов – сказано громко. Соединенные Штаты до последнего времени об Арктике почти не вспоминали. Береговая охрана периодически скромно напоминала о необходимости обновить ледокольный флот, который состоял из 4 потрепанных судов, но на высоком уровне об этом заговорили лишь в 2017-ом. В свойственной для США манере.

"Из всех наших видов войск, только береговая охрана может прорваться сквозь двадцать один фут твердого арктического льда. И я рад сообщить, что под моим руководством мы приняли решение, и будем строить новые тяжелые ледоколы. Это произойдет впервые за 40 лет. И мы построим много таких ледоколов", - сказал Трамп.

Не очень понятно, что имел в виду Дональд Трамп, когда говорил про 21 фут арктического льда. Это почти 6 с половиной метров. Притом, что в Арктике суда обычно вскрывают по 2, максимум 3 метра льда. На ошибку тогда внимания никто не обратил. Видимо, из-за громких аплодисментов. Да и с деньгами на ледоколы потом вышла накладка.

Вот только деньги в данном случае не гарантируют успех. Тем более, если учесть дедлайн, который озвучил американский лидер. Построить почти с нуля три тяжелых атомных ледокола за 9 лет – задача не столько трудная, сколько фактически нереальная.

"Для строительства кораблей по новой концепции требуется от 10-15 до 20 лет. С момента постановки задачи до момента ввода корабля в строй. Это для головного корабля серии. Плюс, еще корабли серии. То есть два-три корабля в течение двух-трех лет они могут ввести. Учитывая, что у России ледоколов несколько десятков, то Соединенным Штатам, чтобы создать адекватный России флот ледокольный, необходимо не менее 30, может, даже 40 лет", - говорит заместитель президента российской академии ракетных и артиллерийских наук, обозреватель "Военно-промышленного курьера" Константин Сивков.

В США, похоже, это все-таки понимают, поэтому и оставили в тексте меморандума лазейку – суда можно будет не только построить, но и купить. Но это в теории. На практике все сложнее. Вряд ли Вашингтон закажет ледоколы у Москвы, особенно с учетом того, что именно Россию Соединенные Штаты называют своим соперником в Арктике. Но даже если 3 ледокола каким-то чудом построит Канада или Норвегия, такого флота американцам все равно будет недостаточно для реальной активности в регионе. А активности этой хочется. Особенно, когда Россия более чем в 15 раз за 15 лет нарастила объем перевозок по Северному морскому пути.

Ну а пока американские ледоколы существуют только в тексте меморандума, в Вашингтоне решили действовать привычным способом. Сенатор от Аляски Лиза Мурковски предложила создать Корпорацию по развитию инфраструктуры арктического маршрута. И места для России в этой корпорации нет. А сама Мурковски преследует исключительно меркантильные цели.

Тот факт, что Северный Морской Путь – это национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике, американского сенатора не смущает. Международные конвенции о регулировании движения судов в регионе Вашингтон отказывается подписывать почти 40 лет.

"США не признают юрисдикцию России над СМП. Они говорят, что под контролем России может быть только 12-мильная зона. Согласно российскому национальному законодательству и Конвенции ООН от 1982 года, которую США до сих пор не ратифицировали, в акваторию СМП включаются территориальные воды и исключительная экономическая зона. На том основании, что это исторически сформированная транспортная магистраль, а еще из-за высоких рисков прохождения по этому маршруту, рисков для экологии и безопасности", - говорит научный сотрудник центра социально-экономических исследований РИСИ Анна Рыжова.

Впрочем, если вспомнить недавнее заявление Трампа, как он, по сути, пытается колонизировать Луну, история с американской Арктикой уже не кажется столь фантастической. Вот только одного твита, пусть и за авторством Трампа, и даже меморандума, для установления своих порядков в Арктике недостаточно. В российском МИДе уже заявили, что Москва "не будет спокойно смотреть, если кто-то решит проверить ее готовность защищать национальные интересы в регионе". Михаил Мишустин на неделе особо отметил: Россия продолжит наращивать ледокольный флот. Вдобавок к уже строящимся судам, в 2020-м должны приступить к созданию еще более мощного и сверхпроходимого ледокола серии "Лидер". Ввести его в эксплуатацию обещают в 2027 году.

На Таймыре откроется новый университет

 Новый Гражданский университет «Красноярская Арктика» планируют открыть общественники на средства Фонда президентских грантов.


Проект нацелен на школьников и их родителей, форматы предусмотрены разные — от командообразовния и волонтерства до дискуссий и создания Атласа современных профессий, необходимых на севере края.

Автор идеи — общественный представитель в регионе Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Анна Карташова, она руководит информационно-методическим центром Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Таймырским фондом содействия развитию науки, культуры, образования и спорта «Красноярская Арктика».
- Хотелось бы сделать отношение старшеклассников к своей малой Родине более осознанным, донести до них информацию о перспективах Арктики, — рассказал генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий.

Ракетам удобнее через Северный полюс: Военный эксперт о возможной атаке США



Военный эксперт Андрей Кошкин оценил возможность атаки США на Россию через Арктический регион. Он отметил, что ракеты удобнее запускать через Северный полюс, ибо речь идёт о кратчайшем маршруте.


Северный маршрут является самым удобным для США, если они решат напасть на Россию. Об этом Ura.ru заявил заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Кошкин.

Как пояснил военный эксперт, речь идёт о кратчайшем пути для ракет. Впрочем, российская сторона прекрасно об этом осведомлена и уже закрыла бреши при помощи перехватывающих систем.


Военный эксперт Андрей Кошкин оценил возможность атаки США на Россию через Арктический регион. Он отметил, что ракеты удобнее запускать через Северный полюс, ибо речь идёт о кратчайшем маршруте.

Северный маршрут является самым удобным для США, если они решат напасть на Россию. Об этом Ura.ru заявил заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Кошкин.

Как пояснил военный эксперт, речь идёт о кратчайшем пути для ракет. Впрочем, российская сторона прекрасно об этом осведомлена и уже закрыла бреши при помощи перехватывающих систем.
"Это наикратчайшее расстояние, и баллистические ракеты будут по этим траекториям наносить свои удары", - пояснил полковник в запасе, комментируя участившиеся полёты американских самолётов над Арктическим регионом.

Непосредственно сенатор Франц Клинцевич отметил, что Штаты также заинтересованы в установлении контроля над богатой ресурсами Арктикой и Севморпутём. Но на регион претендует и Россия, которая и контролирует ценный маршрут.

"Активность России, особенно по обеспечению наших экономических ресурсов, которые может дать нам Север, у них вызывает большую озабоченность, и у них идёт очень большая работа по перехвату возможной инициативы, а потом самих ресурсов", - цитирует слова политика Polit.Info.

Как ранее заявил РИА ФАН эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров, Арктика стала важным регионом в глобальном стратегическом противостоянии России и Соединённых Штатов. Главным преимуществом Вашингтона является авианосный флот, однако он не сможет действовать в сложных погодных условиях Арктического региона (туман, волнение на море, айсберги и обледенение).

Если говорить о подводном флоте США, то он уступает российскому по численности субмарин. Кроме того, у нас есть множество дизельных подлодок, которые производят меньше шума, чем американские атомные, а также способны действовать вблизи берегов.

Финальным аккордом станет отсутствие у США и НАТО ледоколов, флот которых Россия как раз активно развивает.

ТОП виртуальных путешествий по Арктике


ТОП виртуальных путешествий по Арктике Фото: pixabay.com

Режим самоизоляции на Ямале продлен до конца июня. А ведь на улице лето, так и хочется рвануть куда-нибудь подальше, и забыть про гнетущую ковидную реальность… Предлагаем вам это сделать прямо сейчас. Мы подготовили подборку видео о русской Арктике, которые скрасят ваш день. Вперед в увлекательное виртуальное путешествие.
1. WWF России — Всемирный фонд дикой природы предлагает посмотреть на места обитания белых медведей и заглянуть… в берлогу к хищнику. Представляем интервью со смелым исследователем прямо из логова животного.




2. На лосеферме Печоро-Илычского заповедника пополнение. Лосиха Гадя недавно родила двух малышей. Посмотреть, как мама моет детеныша, можно в видео, опубликованном в группе фермы. Также сотрудники организации периодически выкладывают кадры, снятые камерами наблюдения в группе «ВКонтакте». К примеру, в архивах есть волки и медведи.




3. 30-минутный фильм о Крайнем Севере России. Завораживающие виды, удивительные люди и истории, подобных которым не сыщешь. Авторы – канал NSU LIFE на YouTube.


 
4. Выход судна из ямальского порта Сабетта. Видео с канала walkmand на YouTube.
    
5. Виртуальную экскурсию подготовил национальный парк «Русская Арктика». Интернет-пользователи могут посетить бывшую полярную станцию «Бухта Тихая» и узнать об истории места.
    
6. Завораживающее видео ледостава. Можно смотреть и медитировать… Видео из сообщества Печоро-Илычского заповедника во «ВКонтакте».
 
7. Село Териберка в Мурманской области — одна из самых северных точек на карте России. Несмотря на это, климат здесь относительно теплый. Максимальная температура, зафиксированная в поселке — плюс 34,5 градуса Цельсия. Минимальная — 32 градуса Цельсия ниже нуля.
Видео с канала Михаила Проскалова на YouTube для Visitmurmansk.info

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле