четверг, 12 декабря 2019 г.

Небо, вертолет, Арктика: в Заполярье появятся мобильные аэродромы

Авиационная промышленность - одна из важных составляющих российской экономики, поэтому Россия, на ряду с ведущими странами мира, уделяет большое внимание развитию данной отрасли, в частности обучению будущих авиаспециалистов.


Российская армия получит "арктические вертолетоносцы". Новые технологии позволят военным за считанные часы развернуть сеть аэродромов за Полярным кругом. На них вертолеты любого класса смогут пополнить боезапас, дозаправиться или пройти небольшой ремонт. Мобильные воздушные гавани обеспечат быстрый доступ к любой точке арктического побережья и островов. Это особенно важно при проведении поисково-спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Такие аэродромы уже развертывали в Заполярье на учениях минувшей осенью, рассказали "Известиям" в Минобороны. Со следующего года эти мероприятия начнут отрабатывать регулярно. Как ранее заявил командир 33-го транспортного авиаполка Анатолий Кизьяков, восемь вертолетов (четыре - Ми-26 и четыре - Ми-8) совершили перелет на один из островов в Северном ледовитом океане. Там "двадцать шестые" провели дозаправку "восьмерок".

"Корова" - заправщик

Основу мобильного аэродрома составляют Ми-26. Эта машина, прозванная в войсках "коровой", является самым большим транспортным вертолетом в мире и способна нести до 20 т груза. При оборудовании воздушной гавани один "двадцать шестой" становится топливозаправщиком. Причем, он может обеспечивать горючим не только армейскую авиацию, но и наземную технику (например, вездеходы). Второй такой вертолет, размещенный рядом, используется как пункт боепитания. Кроме того, в нем располагается необходимое для посадки других машин оборудование, вспомогательная техника и укрытие для персонала и экипажей.

Ранее "Известия" сообщали, что авиация Балтийского флота испытала первый мобильный аэродром. Во время тактико-специальных учений в Финском заливе инженерные службы построили на острове Гогланд полную инфраструктуру на пять посадочных мест для боевых и транспортных вертолетов. Все оборудование и технические средства доставили одним Ми-26. Временный аэродром был готов принимать и обслуживать борта уже через несколько часов после начала работ. При необходимости такие объекты смогут принимать все типы боевых и транспортных вертолетов ВМФ, а также некоторые самолеты фронтовой авиации.

В Заполярье воздушные хабы будут возводить по упрощенной схеме: в глубоком снегу невозможно оснастить полосу металлическими плитами, как это сделали на Балтике. Поэтому в Арктике ограничатся только самым необходимым оборудованием и ресурсами. Однако и это имеет большое значения для коммуникаций в регионе.

Винты Заполярья

В состав оперативно-стратегического командования (ОСК) "Север" входит 45-я армия ВВС и ПВО, в частях которой несут службу транспортные вертолеты Ми-8МТВ-5 и противолодочные Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Но это далеко не вся авиация, которая может быть задействована в Заполярье.

В частности, в распоряжении командующего Восточным военным округом находится 18-я бригада армейской авиации, в составе которой как раз вертолеты Ми-26, а также Ми-8МТ и Ка-52. В авиации Западного и Центрального военных округов числится большой парк вертолетов Ми-8 различных модификаций. Все эти силы при необходимости могут быть задействованы в северных широтах.

- Речь идет о налаживании постоянных маршрутов движения в регионе, - отметил доцент РЭУ имени Плеханова, полковник Александр Перенджиев. - Это своего рода военные маршрутки, которые связывают базы. С их помощью ротация военнослужащих в Арктике будет происходить проще и оперативнее. Самое главное - наличие инфраструктуры создает у людей психологическую уверенность, что у них есть связь с Большой землей, что их не бросили.

Мобильные аэродромы будут играть большую роль при использовании армейской авиации против диверсантов, охоты за кораблями противника или прикрытия наземных объектов. Особенно критично наличие такой инфраструктуры при выполнении поисково-спасательных работ.

- К вопросу военного присутствия в Арктике мы подошли системно, - рассказал "Известиям" вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. - Там создан не просто экспедиционный корпус. Система складывалась многие десятилетия. Еще в советское время строились базы на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа и на других арктических территориях. Но одних баз недостаточно. Нужны и мобильные силы. Теперь мы к этому пришли. Это очень эффективное сочетание - мобильные силы, способные быстро прибыть в любой район, и ледокольный флот, способный их поддержать. Другим арктическим странам придется учитывать наши заявки и требования.

Но помимо военного значения система временных аэродромов имеет и другое, отметил эксперт: они выведут на новый уровень мирное освоение региона.

- Арктика воспитала целую плеяду спасателей. Но другое дело, какими средствами они были обеспечены. А сейчас возможности современной техники в сочетании с мужеством наших людей дают очень серьезные перспективы: освоение Арктики теперь должно быть менее опасным. У людей появится уверенность, что в случае опасности их обязательно спасут, - заключил Владимир Анохин.

Россия начала наращивать военное присутствие в Арктике в середине нынешнего десятилетия. В декабре 2014 года было создано объединенное стратегическое командование "Северный флот" с базой в Североморске. Оно получило под свое управление территории и воинские части, выделенные из состава Западного военного округа. Затем арктическую группировку усилили войсками Центрального и Восточного военных округов, расположенными в Заполярье.

В береговые войска флота вошел 14-й армейский корпус в составе 80-й и 200-й отдельных мотострелковых бригад. На их вооружении состоят снегоболотоходы ТРЭКОЛ-39294 и "Беркут", квадроциклы, гусеничные вездеходы ДТ-30 "Витязь", танки Т-80БВМ, модернизированные МТ-ЛБ, беспилотники и катера на воздушной подушке. Бойцы соединений умеют воевать на лыжах, использовать оленьи и собачьи упряжки, строить иглу - жилища эскимосов из снега.

"Т-34" в белой шубе "бороздит" просторы Арктики.

Учёные-биологи, которые работают в эти дни на Новой Земле, "подписали" одного из белых медведей. На белой шубе мишки появилась надпись "Т-34", отражающая его мощь и силу. Медведь бороздит просторы Арктики и вызывает улыбки в Сети.


Работающие на Новой Земле учёные-биологи "подписали" одного из белых медведей, рассказал ТАСС Иван Мизин, замдиректора Национального парка "Русская Арктика" по научной работе. Он участвовал в работе исследовательской группы на архипелаге. На белоснежной шкуре биологи вывели патриотическое "Т-34". Они объяснили, что сделали это, чтобы не путать мишку с другими его сородичами. Краска легко стирается, уточнил учёный.
По словам Мизина, такие надписи - обычная практика: "Это используется в разных странах: в США, Канаде, в Гренландии. Никакого вреда животным это не наносит", - сказал собеседник агентства.
Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН и Национального парка "Русская Арктика" как раз сейчас наблюдают за медведями в районе поселка Белушья Губа, рассказывает агентство. В феврале здесь был объявлен режим ЧС из-за нашествия этих зверей. Возле посёлка заметили более 50 медведей, которые иногда вели себя агрессивно. "Сейчас  медведи вблизи посёлка тоже появляются. Но ситуация спокойная", - отметил Мизин.
Пользователей Сети история про мишку позабавила.
"А также к нему прилагается балалайка, гармошка, АК, шапка-ушанка" 
 Завершилась деловая программа IX международного форума «Арктика: настоящее и будущее». В обсуждении приняли участие делегаты из 38 регионов нашей страны и 22 иностранных государств.

Участники из 38 регионов России и 22 иностранных государств побывали на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». На 35 панельных сессиях вместе с экспертами они обсудили пути развития Арктического региона страны. Самые главные вопросы обсуждались на двух пленарных заседаниях.

В рамках одного из них руководители регионов рассказали о предстоящих проектах по развитию арктической зоны. Мурманская область представила программу по повышению качества жизни «На Севере – жить». В Якутии разработали региональную стратегию развития до 2035 года. А представитель Республики Коми предложил включить в состав Арктической зоны три района региона.

На площадке другого пленарного заседания «Новые горизонты государственной политики в Арктике» Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заявило, что уже в следующем году на территории региона будет введен особый экономический режим. Также в развитие арктической зоны вложат около 15 трлн рублей.

Отдельно на форуме было подписано несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе между Ассоциацией полярников и Минвостокразвития.

Атомный ледокол «Арктика» начнет ходовые испытания на дизельных двигателях

Атомный ледокол «Арктика», головное судно проекта 22220 «Арктика», выйдет на ходовые испытания в аварийном режиме с использованием одних только дизельных двигателей; реакторы в движении задействованы не будут. Об этом, как сообщает Mil.Press FlotProm, заявил генеральный директор «Балтийского завода» Алексей Кадилов. По его словам, это будет сделано ради перестраховки.

Ледокол проекта 22220 относится к классу ЛК-60Я (ЛедоКол мощностью 60 мегаватт с Ядерной установкой). Ледоколы типа «Арктика», как ожидается, будут работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы.

Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра, ширине 34 метра и высоте 15,2 метра. Судно выполнено двухосадочным с минимальной осадкой 8,55 метра и максимальной — 10,5 метра. При глубокой осадке судно сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — проводить корабли по замерзшим руслам рек. Ледокол сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде.

Ледокол «Арктика» оснащен двумя реакторами РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт каждый. Реакторы созданы по интегральной схеме, при которой 4 парогенератора размещены в корпусе активной зоны. Такое решение позволило уменьшить размеры реакторов и снизить риск утечки из первого контура. Мощность ледокола «Арктика» на валах составляет 60 мегаватт — каждый из реакторов обеспечивает по 30 мегаватт.

Помимо реакторов судно оснащено дизельными силовыми установками. Они должны обеспечивать ледокол энергией и вращать движители в случае неисправности реакторов. По словам Кадилова, ходовые испытания «Арктика» начнет на дизельных двигателях, потому что в ходе строительства ледокола «переделок было большое количество».

Согласно новым планам, судно будет проходить испытания с задействованными реакторами после прохождения заводских ходовых испытаний. Запуск реакторов на ледоколе «Арктика» был произведен в начале октября 2019 года. Специалисты вывели реакторы на минимальную мощность.

К настоящему времени готовность «Арктики» составляет 95 процентов. Ожидается, что судно будет передано госкорпорации «Росатом» до конца 2020 года. Кроме «Арктики» для госкорпорации построят еще четыре ледокола проекта 22220, два из которых — «Сибирь» и «Урал» — уже спущены на воду.

понедельник, 9 декабря 2019 г.

В Арктике в течение 15 лет будет создано порядка 200 тыс. рабочих мест

Правительство РФ рассчитывает, что в течение ближайших 15 лет в Арктике будет создано порядка 200 тыс. рабочих мест, которые будут предоставляться в первую очередь гражданам РФ, сообщил в четверг на пленарном заседании форума "Арктика: настоящее и будущее" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.


"В течение ближайших 15 лет в Арктической зоне мы ожидаем запуск нескольких сотен средних и крупных проектов, в рамках которых может быть создано до 200 тысяч новых рабочих мест. И это рабочие места в первую очередь для граждан России", - сказал Крутиков.
Он также добавил, что правительство РФ намерено привлечь на работу в Арктику молодое поколение россиян. "Чтобы решить проблему кадров, мы должны сделать работу на Севере вновь популярной среди молодого поколения, привлекать на работу в Арктику людей со всей страны. Этим займется Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Оно будет ежегодно готовить долгосрочный прогноз потребности в кадрах для Арктики, заниматься вместе с регионами изменением набора специальностей и контрольных цифр приема под эту потребность, модернизировать инфраструктуру образования", - добавил заместитель министра.

При этом, по словам Крутикова, кроме привлечения кадров, власти делают ставку на развитие науки и технологий в Арктике. "Бурный рост экономической деятельности в Арктике, который мы ожидаем, и продолжающиеся глобальные климатические изменения формируют особый спрос на развитие науки и технологий. Вместе с Российской академией наук мы договорились о подготовке комплексных программ фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития Арктики", - пояснил он.

Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года определяются документом, который был подписан в 2008 году Дмитрием Медведевым, возглавлявшим страну на тот момент. 30 ноября в Минвостокразвития сообщали, что ведомство завершило работу над проектом стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Девятый международный форум "Арктика: настоящее и будущее" проходит в Санкт-Петербурге 5-7 декабря на площадке конгрессно-выставочного центра "Экспофорум". Его организатором выступает Ассоциация полярников при поддержке Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. По данным организаторов, в форуме принимают участие около 2,5 тыс. делегатов от 40 регионов России и 20 зарубежных стран. Участники обсудят развитие инфраструктуры грузовых перевозок по Северному морскому пути, сохранение животного мира в Арктике, внедрение цифровых технологий при освоении северных территорий, совершенствование технологий строительства в арктических условиях и другие темы.

Перейти на сайт с вакансиями и контактами

Развитие Арктики вахтовым методом

Девятый арктический форум в Санкт-Петербурге открылся в четверг, 5 декабря, пленарным заседанием «Новые горизонты государственной политики в Арктике», которое вёл заместитель министра РФ по делам Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. Об этом журналистам рассказал депутат Государственной думы от НАО Сергей Коткин.
 
– Для меня были очень важны слова Крутикова о том, что Арктика является важнейшим направлением в ближайшей перспективе экономического развития России. Цели поставлены амбициозные: приток инвестиций в Арктику в объёме 15 трлн рублей за 15 лет за счёт льгот, предусмотренных «Стратегией развития Арктической зоны РФ до 2035 года, – сообщил Сергей Коткин.
 
Прорыв в развитии Арктики, как ожидается, должны обеспечить льготное налогообложение на добычу полезных ископаемых и большое количество преференций.
 
– Ещё один важный момент – заявление замминистра о том, что качество жизни на Крайнем Севере за 10 лет должно быть доведено до среднероссийского. Затраты на развитие здравоохранения, образования, инфраструктуру, строительство жилья за это время планируется довести до 350 млрд рублей, – отметил Сергей Коткин.
 
То есть, как подчеркнул парламентарий, развитие Арктики вахтовым методом, как предлагают некоторые «горячие головы», – не наш путь. Как считает Коткин, развитие Арктики означает необходимость создания новых технологий, которые будут соответствовать реалиям.
 
– Они не могут быть одинаковы в центральных регионах и на Севере, поэтому уже в 2020 году на научные исследования в Арктике планируется направить 1,7 млрд рублей. И эти средства предусматриваются в федеральном бюджете, – сказал Сергей Коткин.
 
Он отметил большой интерес у российских и у зарубежных специалистов и экспертов к конференции «Северный морской путь», прошедшей в рамках форума. 
 
В частности, было заявлено, что к 2035 году объём перевезённых грузов по Северному морскому пути (СМП) достигнет 160 млн тонн. Это вдвое превышает показатели, запланированные на 2024 год. Рост грузоперевозок предполагается достичь за счёт активного освоения минерально-сырьевых центров, что, в свою очередь, приведёт к развитию инфраструктуры СМП.
 
В первый день форума прошёл круглый стол по развитию арктических муниципалитетов, на котором выступил мэр Нарьян-Мара Олег Белак. Он рассказал о проблемах, с которыми столкнулись муниципальные образования на Севере в постсоветский период, назвав основными из них ветхое и аварийное жильё и износ коммуникаций.
 
Кроме того, по мнению Белака, тормозом для развития малых арктических муниципалитетов сегодня является несовершенство нормативной базы, которая не учитывает их особенности, и зачастую провоцирует избыточные требования надзорных органов. Между тем, создание комфортной городской среды, развитие инфраструктуры, наполнение бюджета – всё это требует разумного и взвешенного подхода. 
 
На второй день форума, 6 декабря, запланировано пленарное заседание с участием депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова. Тема заседания: «Регионы как ключевые участники развития Арктической зоны РФ».
 
Также пройдёт несколько рабочих сессий, на одной из которых – посвящённой развитию авиасообщения в Арктике – выступит с докладом Сергей Коткин.
 
Напомним, IX Арктический форум проходит в Санкт-Петербурге 5–7 декабря 2019 года. Его организатор – Ассоциация полярников России. Форум собрал свыше 2,5 тысяч участников из 40 регионов России и многих зарубежных стран.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле