пятница, 14 января 2022 г.

Инженер производственно-технического отдела

 


Доступно для трудоустройства особых категорий граждан (см. в блоке «Условия работы») 


Заработная плата

    до 115000 


Организация

    СОВСПЕЦСТРОЙ Общество с ограниченной ответственностью


Район трудоустройства

    п Куюмба

Система оплаты

    Оклад


Характер работы

    Постоянная


Режим работы

    Ненормированный рабочий день


Профобласть

    Должности специалистов, общие для всех сфер деятельности


Должностные обязанности

    - оформление, подписание и сдача разрешительной и исполнительной документации (АОСР, АООР, общего журнала работ, специальных журналов, входной контроль) в соответствии с требованиями заказчика;

    - работа с КС-2, КС-6а;

    - подписание актов на дополнительные работы;


Транспорт

    доставка до места работы служебным транспортом


Дополнительные пожелания

    - оформление, подписание и сдача разрешительной и исполнительной документации (АОСР, АООР, общего журнала работ, специальных журналов, входной контроль) в соответствии с требованиями заказчика; - работа с КС-2, КС-6а; - подписание актов на дополнительные работы; 


Требования к кандидату Свернуть


Образование

    Высшее


Стаж

    0


Ключевые навыки

    Ответственность


Условия работы Свернуть


Социальные гарантии

    Социальный пакет


Условия работы и компенсации

    Вахта 2/1. Официальное трудоустройство.  


Особенность работы

    По вахтовому методу


Возможно трудоустройство следующих категорий граждан

    Безработные граждане 


Вид рабочего места

    Сохраненное рабочее место


Сведения о работодателе Свернуть


Наименование организации

    СОВСПЕЦСТРОЙ Общество с ограниченной ответственностью 


Форма собственности

    Частная


Вид деятельности

    Строительство жилых и нежилых зданий 


Контактное лицо

    Пономарева Светлана Васильевна, (913) 0321636, ssv1205@mail.ru 


Адрес рабочего места

    р-н Эвенкийский, п Куюмба


Датская разведка обвинила Россию в активизации шпионажа в Арктике


Россия, Китай и Иран активизировали шпионскую деятельность против Дании, в том числе в Арктике, сообщил Reuters со ссылкой на доклад датской службы разведки и безопасности.

Ряд разведслужб пытаются установить контакт с компаниями, учеными и студентами в Дании для получения информации о технологиях и исследованиях, говорится в докладе.

Также сообщается, что в 2019 году американский сенатор получил поддельное письмо, в котором министр иностранных дел Гренландии сообщал о подготовке референдума о независимости острова от Дании.

"Очень вероятно, что письмо было сфабриковано и распространено в интернете российскими агентами влияния, которые хотели посеять замешательство и возможный конфликт между Данией, Гренландией и США", - приводят Reuters выдержки из доклада датской разведки.

Посол России в Дании Владимир Барбин отверг обвинения, заявив, что они должны "рассматриваться исключительно как операция по сокрытию скандала, в рамках которого датские власти предоставили Агентству национальной безопасности США доступ к коммуникационным кабелям, проходящим через датскую территорию".

Китайское и иранское посольства не ответили на запросы Reuters о комментариях.

  • Арктика приобретает все большее геополитическое значение, поскольку Россия, Китай и Соединенные Штаты соперничают за доступ к природным ресурсам, морским путям, исследовательским и военно-стратегическим районам.

Арктика сегодня: в РАН связали будущее арктического туризма с детокс-турами, цифровыми технологиями и плоггингом

Арктика сегодня: в РАН связали будущее арктического туризма с детокс-турами, цифровыми технологиями и плоггингом
Фото: Вадим Кантор / GeoPhoto


Арктический туризм в постпандемийную эпоху сможет предложить россиянам и зарубежным гостям целый ряд новых продуктов, считают специалисты Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН). По их мнению, новыми направлениями туризма в высоких широтах станут детокс-туры, цифровой туризм. Также распространение получит плоггинг — уборка мусора во время пробежки. Такие выводы содержатся в недавнем исследовании Института экономических проблем имени Г.П. Лузина КНЦ РАН на тему «Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского севера России и Западной Арктики», представленном 12 января.

«В пандемийный и постпандемийный периоды необходимо уделить особое внимание развитию активных видов природного и экотуризма в немноголюдных местах, индивидуальным и семейным турам, автомобильному и велотуризму. Среди новых направлений северного туризма после снятия ограничений станут [развиваться] детокс-туры и digital-туризм», – делают вывод исследователи.

Ученые убеждены, что особой популярностью может пользоваться детокс-туртерапия. Речь идет об отдыхе в экологически чистых слабозаселенных местах Севера, который будет совмещен с очищением организма от токсинов, накопленных жителями экологически неблагополучных городов. В свою очередь, digital-туризм предполагает внедрение широкого спектра цифровых сервисов – элементов игр, дополненной реальности и т.д. Эксперты КНЦ полагают, что в АЗРФ имеет перспективу ещё один вид рекреационной активности — плоггинг, сочетание бега трусцой с уборкой мусора, получивший распространение в Скандинавии.

Туризм – одно из важнейших направлений развития Арктики. Рекреационные возможности макрорегиона еще далеко не изучены. Так что весьма актуальны инициативы, направленные на осмысление возможных путей использования этого огромного потенциала. 

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.

Видеоролики проекта «Православный дух Арктики» на YouTube набирают обороты

Видеоролики проекта «Православный дух Арктики» на YouTube набирают обороты Проект «Православный дух Арктики» Центра развития туризма в Норильске стал победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2021», в рамках которого и созданы видеоролики. Главными экскурсоводами по святым местам выступают представители Норильской и Туруханской епархии, а также светские историки.

 Когда российские самодержцы строили в Петербурге свои роскошные резиденции, они не имели в виду привлечение в город большого числа туристов. Понятие «туризм» в России вообще появилось в конце XIX века. Но именно прекрасные архитектурные ансамбли северной столицы сегодня манят к себе все новых и новых путешественников.

 Число храмов, часовен, молельных комнат, появившихся на севере Красноярья, некогда именуемого Туруханским краем, приближается к пяти десяткам. Строили их и продолжают строить на волне возрождения православия. Но сегодня, когда взоры туристов все больше привлекает Север, эти объекты с интересной историей и в прекрасном архитектурном исполнении придают суровым местам дополнительную привлекательность в глазах искателей впечатлений.


 Сотни любителей путешествий с духовным смыслом уже посмотрели на YouTube-канале ЦРТ вышедшие перед Новым годом ролики «Православный дух Арктики», «Большая экскурсия по храмам Норильска, Таймыра и Туруханска», «Долганский православный балок» и другие и успели оценить труд их создателей. В Туруханском крае есть на что посмотреть и о чем рассказать. И это не только традиции, обычаи и одежда аборигенов.

 Про историю Свято-Троицкого Туруханского мужского монастыря рассказывают монахиня Илариона (Сухова), наместник монастыря игумен Софроний (Семенов), клирик Корнилий (Огарков), директор Таймырского краеведческого музея Ольга Корнеева. 

 Монастырю более 350 лет, изначально он был оплотом православия, поддержкой первопроходцам, обителью врачевания и образования, поясняют авторитетные экскурсоводы. Здесь открылась первая и единственная в Восточной Сибири школа для иноверцев. Сюда были перенесены мощи святого Василия Мангазейского, с именем которого связано множество чудес. В Свято-Троицком Туруханском монастыре многие годы трудился настоятелем нынешний епископ Норильский и Туруханский Агафангел. 

 Вместе с благочинным Таймырского благочиния протоиереем Георгием Ицковым, старейшим представителем Норильской епархии, можно заглянуть еще в два храма с биографией: Свято-Богоявленский храм села Хатанга и храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Дудинке. Не только заглянуть, но и услышать о многих перипетиях их истории.

Видеоролики проекта «Православный дух Арктики» на YouTube набирают обороты
Храм Богоявления села Хатанга

 Краевед и переводчик Анна Барболина проведет экскурсию в православном балке Дудинского этностойбища «Ойкумена» на фоне стены, оббитой ситцем в мелкий цветочек. Составитель Молитвослова на долганском еще и прочитает молитву на своем родном языке.

 Долганский язык звучит и во время службы в дальнем храме в честь иконы Божией Матери «Леньковская» села Хета, открывшемся в 2019 году. Взрослые и дети в расшитых бисером нарядных парках добавляют картинке северной экзотики.

 Молодой священник Димитрий Прохоров, выпускник православной гимназии Норильской епархии, напомнит о строительстве первого официального храма Норильска – кафедрального собора Всех Скорбящих Радость. Одна из самых впечатляющих историй – о том, как во время сильного ветра установить пятый крест на куполе храма удалось только его настоятелю Сергию Шачину.

 Монахиня Илариона увлекательно расскажет о фресках храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Норильске. Эти росписи превратили святое место в произведение искусства и стали новой летописью православия. По соседству с евангельскими сюжетами здесь можно увидеть мученика в фуфайке – современного святого Стефана Наливайко, не боявшегося в суровые годы репрессий призывать жить по Евангелию и попавшего за это в Норильлаг. Иллюстрацией к теме «В память вечную будет праведник» стали изображения сосланных на Север в годы гонений на церковь священнослужителей высшего ранга, в их числе святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

 Видеоэкскурсии доведут до милого и уютного деревянного храма Троицы Живоначальной в Талнахе, о первой службе в котором в лютый мороз при отсутствии окон и дверей расскажет протоиерей Даниил Тихонов.

 Проект «Православный дух Арктики» поможет развитию реального православного туризма на Крайнем Севере. Среди партнеров проекта значатся Норильская епархия, администрация города и компания «Норникель», экспертный центр – Проектный офис развития Арктики (ПОРА), Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь, Туристский информационный центр Красноярского края, управление культуры Таймыра, Таймырский местный фонд содействия развитию науки, культуры, образованию и спорту «Красноярская Арктика», Агентство развития Норильска, фонд поддержки социально-экономического и регионального развития «Возможность», ООО «Анабар Тур», Таймырский краеведческий музей, Таймырский дом народного творчества, семья Карташовых, а также медиакомпания «Северный город».


 Посмотреть видеоэкскурсии можно на YouTube-канале ЦРТ по ссылке.

"Господи, где же я?" О "легенде соло-путешествий", прошедшей в одиночку через Таймыр



Лаптевых/Карское. Душа землепроходца

На самой северной оконечности материка Евразия — мысе Челюскин — находится метеостанция имени Федорова. Здесь с одной стороны Карское, с другой стороны море Лаптевых. Непростые климатические условия, быстро меняющаяся погода. Бывают метели со скоростью ветра выше 30 м/с, температуры ниже –40 °С. Программа наблюдений станции обширная: стандартные метеорологические и аэрологические наблюдения, гидрологические — так как станция находится в проливе Вилькицкого. В ледовом плане это один из самых сложных участков Северного морского пути.

Метеостанция имени Е.К. Федорова Вера Костамо/ТАСС

Метеостанция имени Е.К. Федорова

© Вера Костамо/ТАСС

На фоне заснеженного берега силуэт женщины кажется очень хрупким. Легкая куртка не по погоде, тонкая шапка. Она вышла встречать "Сомов", заключительный этап ее путешествия пройдет на судне: от мыса Челюскин до Тикси. Далее самолетом в Москву. Это Марина Галкина — "легенда соло-путешествий". До Челюскина она дошла через горы Бырранга от Хатангского залива. Это 800 км: часть пути на каяке, часть пешком.

Марину на судне узнают. Подходят, просят сфотографироваться, расспрашивают о путешествии.

— Я такой родилась. В детстве, я помню, мы заходим в лес, а мне нужно идти дальше и дальше. Всегда хотелось увидеть, что там — за горизонтом. Наверное, у меня душа землепроходца. Она во мне живет, и я не могу ничего с этим сделать, — рассказывает Марина. — Мне нравятся путешествия, где можно пересечь какое-то протяженное пространство. Испытать чувство оторванности. Иногда думаешь: господи, где же я?

На эту тему

"Не все хотят быть блогерами, кто-то мечтает летать".

Родители хотели, чтобы Марина занималась музыкой, а девочке больше нравилось забираться на деревья и смотреть, как мальчишки играют в футбол. В первый поход Марина пошла в пятом классе. Десятидневное путешествие было сложным, но домой Марина вернулась очень счастливой. В настоящие экспедиции девушка попала, уже учась на биофаке МГУ.

— Идеи путешествий сидят где-то внутри меня. Папка с надписью "Таймыр" была собрана давно. Я смотрю чужие отчеты об экспедициях, анализирую их. Самый логичный маршрут шел от реки Верхняя Таймыра через озеро к Нижней Таймыре. Она впадает в Карское море, далее нужно было немного пройти по побережью — и ты на мысе Челюскин. Мне такой вариант не понравился. Нужно все время плыть. Я предпочитаю пеше-водные варианты.

Марина Галкина Вера Костамо/ТАСС

В свое первое путешествие по Чукотке Марина прошла от Тихого до Северного Ледовитого океана, сплавилась по неизвестной дикой реке. Об этом приключении Галкина напишет книгу "Одна на краю света". Говорит, что вдохновил на этот маршрут писатель и геолог Олег Куваев.

"Есть люди, которым труднее других. И на них обязанность быть лучше. Другим сходит с рук, а им нет… Это вроде бы каждый обязан. Но если человек решился жить по мечте, то он обязан вдвойне. Потому что большинство по мечте жить трусит… Или благоразумие мешает. А те, кто живет по мечте, — они вроде примера. Или укора", — напишет Олег Куваев в повести "Тройной полярный сюжет". И кажется, что это о Марине.

Из книг Куваева на судне только "Территория". Уже утратившая свою оригинальную обложку, в библиотеке "Сомова" не задерживается, всегда на руках. И знаменитые цитаты из нее подтолкнули не одного человека к путешествиям и полевым профессиям.

Сила человеческого духа

Бывают у Марины не только одиночные экспедиции, и практически всегда оказывается, что она подготовлена более тщательно. Иначе, считает Марина, нельзя — будет очень нелегко. Последние десять лет в теплое время года Марина ежедневно бегает, постоянно занимается парковым ориентированием. Зимой в будние дни проходит около 20 км на лыжах, в выходные — 50−60.

— Путешествие в одиночку хорошо тем, что можно идти в своем ритме. Не бывает споров и лишних разговоров, меньше надеешься на подстраховку и не рискуешь.

На эту тему

"Здесь о себе понимаешь две вещи".

А еще, когда ты не один, психологически приятнее пережидать непогоду.

— Бывает, по три-четыре дня сидишь в палатке. А в компании можно поговорить, поделиться эмоциями. Сейчас я хожу с камерой и могу рассказать о своих впечатлениях зрителям. Хочу поделиться редкой красотой. И показать, на что способен человек и его сила духа, — рассказывает Марина.

Марина всегда путешествовала без средств связи. Говорит, что так полностью отрываешься от цивилизации.

— Друзья подарили спутниковый трекер, которым я в этой экспедиции пользовалась впервые. Я плохо дружу с электронными приборами и постоянно боялась, что нажму что-то по ошибке или не отправлю вовремя СМС с координатами и все решат: что-то случилось. Мне больше нравится по-другому: оставляю свой маршрут в турклубе, и мы обговариваем, до какого числа точно вернусь. Если не вышла — будут искать. Но в этом походе с трекером все получилось, и я немного успокоилась.

С собой Марина носит заряженные аккумуляторы к камере. И когда встречает геологов или оленеводов на маршруте, батареи удается зарядить от генератора.

При таких дальних соло-переходах каждый грамм веса рюкзака учитывается.

Марина шьет экипировку из отечественных тканей сама. Например, рюкзак из тонкого капрона весит 600 г. Многие вещи универсальны и используются по-разному. Мягкая спинка рюкзака — это и дно лодки, и коврик для ночевки. Гидроштаны весят 450 г, гидрокуртка — 400 г, пара сапог — 800 г, палатка — 250 г, тент 1,2 кг, лодка — 3,2 кг. В итоге экипировка и снаряжение для водного похода вытягивают 18 кг.

В начале маршрута рюкзак Марины весит 40 кг с лишним. Более 20 кг продуктов, остальное — снаряжение и газовые баллоны.

Питание аскетичное: завтрак — 50 г овсянки с маслом, ужин — 60−80 г риса или гречки и ложка мяса. В обед — чай с баранками и топленым маслом.

— Беру килограмм сухого мяса, залитого жиром — пеммикан, как у индейцев. Подсолнечное масло — пол-литра на месяц, 800 г сухого молока. Десять шоколадок: в день получается три дольки. Сухари, соль, сахар, мед, чай, какао. Бывает, что условия не позволяют поесть. Например, прошла 50 км на веслах и в этот день не обедала.

44 дня без людей

Часть пути Марина шла бечевой (каяк на воде, который человек тащит за веревку). Это трудоемкий процесс, когда начинаются мели и перекаты, каяк нужно разгружать, чтобы не порвать днище лодки. Приходится разделять груз: сначала перетаскивать одну часть, потом возвращаться за следующей. Кроме этого, были отрезки маршрута, когда Марина гребла против течения, были и волоки от 1 до 8 км.

На эту тему

Полгода без звезд, полгода без солнца.

— Перед экспедицией я общалась с человеком, который летает в оленеводческие бригады. Он сказал, что на Таймыре кочевников можно встретить только на юге от реки Хатанги. На севере от нее только смерть, никто не живет. Отговаривал и очень переживал.

Марина понимала, что путешествие по Таймыру будет очень сложным. Только на 44-й день маршрута она вышла к геологам.

— Встретила я их очень вовремя, началась непогода, и мне бы пришлось грустно пережидать ее одной в палатке. А так я провела время в отличной компании. Здесь сплошная плоскость, негде укрыться.

Настоящее путешествие, считает Марина, когда не все просчитано и есть место неожиданностям. Галкина шла маршрутом, которым никто не ходил.

— "Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома…" — в детстве эта песня мне очень нравилась, но вызывала грусть. Все очень правильно в ней. Когда тяжело, "кажутся нелепыми обиды", это так. Когда ты находишься перед вечностью, то всякие ссоры и проблемы кажутся ерундой.

Самым сложным в своих путешествиях Марина называет разлуку с сыном и близкими людьми.

— Я уже не могу без таких путешествий. Это не испытание себя. Первый раз, наверное, да. А сейчас куда мне себя испытывать? Я волнуюсь, хватит ли сил, здоровья дойти. Испытания духа нет, — говорит Марина. — Я не могу не дойти до вершины. Я не преодолеваю себя! Я иду на поводу у своего стремления. Смотрю на гору и решаю — не пойду, выпаду из маршрута, не стоит, основная цель дальше, но подхожу к горе. И говорю: ну надо сходить, за полдня успею, это недолго. Схожу! И радостно иду на вершину.

С крупными хищниками, бурыми медведями Марина сталкивалась на Чукотке. Все обошлось мирно. Здесь, на Таймыре, медведи, только уже белые, могли встретиться ближе к морю. Но самым страшным зверем оказался больной или голодный песец — он нападал на Марину несколько раз.

Марина попала в циклон, который ходил трое суток. Она не знала, выдержит ли новый тент, вокруг не было камней, чтобы закрепить палатку. Ветер был настолько сильным, что не давал спать.

— В конце маршрута я спешила. Почти кончились продукты и силы. Заметила, что погода здесь цикличная: несколько суток непогоды чередуются с хорошими днями. Сидеть под снегом в грязной тундре мне совсем не хотелось. Были места, где некуда поставить рюкзак — вокруг сплошная глина. К тому же рядом могли ходить медведи.

Марина говорит, что всегда помнит, что за спиной стоит смерть. Это она почувствовала в 16 лет, когда первый раз прыгнула с парашютом. И теперь старается каждый день жить по полной.

— Да, какие-то важные события в жизни близких мне людей проходят мимо, пока я в экспедициях, но я ничего не могу с собой поделать. Это мое. Я должна находиться здесь — это моя сущность.

Четыре месяца без солнца

Челюскин суровый: черный камень, белый снег, серое море. Много оставленных людьми зданий, в которых иногда живут медведи. Метеостанция.

В мае 1742 года Семен Челюскин записал в путевом журнале: "Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою".

Самый сложный период жизни и работы на мысе — полярная ночь. Четыре месяца совсем нет солнца. Хорошо, что в зимнее время медведи предпочитают охотиться на льду и к берегу подходят нечасто.

Начальник станции Дмитрий Бодров в Арктике оказался случайно, если такие случайности вообще возможны.

Дмитрий Бодров Вера Костамо/ТАСС

— С прежним начальником станции, Сергеем Охрименко, мы познакомились на Валааме. Он там работал на метеостанции, а я ездил в качестве туриста. Разговорились, он рассказал о профессии. А я с детства мечтал стать полярником. Решил съездить на Челюскин на год, посмотреть север. Вот уже 13 лет смотрю и не могу уехать, — рассказывает Дмитрий.

Первые два года он отработал без выезда. Вспоминает, что был в восторге от севера. Все было настолько непривычно, как на Луне.

— Сложно сказать, ради чего мы здесь. В Арктике чувствуешь необычность жизни. Там, на Большой земле, ты как винтик у машины. Бегаешь в офис. А здесь как на другой планете. Отчасти чувствуешь важность работы, себя на нужном месте — все вместе, совокупность причин. Люди на севере совсем другие. Дикого эгоизма нет, все друг другу помогают, больше честности и открытости. Взаимопомощь осталась.

К пейзажам Дмитрий привык. Тяжело на мысе с сентября по июнь, в это время все покрыто снегом. С середины ноября до середины февраля — полярная ночь. Краешек солнца появляется 14 февраля на несколько минут.

— Когда смотришь на наши условия с точки зрения городского жителя, кажется, что так жить невозможно. Но на самом деле привыкаешь и к темноте, и к метелям и вполне нормально себя чувствуешь. Психика перестраивается, и дискомфорта нет, — считает Дмитрий.

На эту тему

"Автостопом" по Арктике.

С медведями у метеорологов отношения нейтральные. Полярники стараются отогнать хищников от станции побыстрее и меньше взаимодействовать. Однажды медведица с детенышами легла в 20 м от крыльца станции. В таком соседстве люди и звери прожили месяц. Медведица не пускала малышей к полярникам, отгоняла от собачьих мисок. Так она прятала детенышей от самцов. Знала, что они не подойдут близко к станции.

— Здесь остаются работать интроверты. Человек, который привык активно общаться, здесь не приживется. Мы уже обо всем переговорили, все друг о друге знаем. Поэтому говорим по делу, шутим много. Юмор очень выручает, — говорит Дмитрий. — У нас особенная профессия. Я не просто это чувствую, я это знаю. Обычно, когда в городе спрашивают, где работаю и кем, — люди очень удивляются. Не верят, говорят — шутите.

"Сомов" заканчивает снабжение станции. Последним бортом улетают на судно члены экспедиции и экипажа. Дорога лежит все дальше на восток.

Горнорабочий подземный. Вакантных рабочих мест 34. По вахтовому методу

 


  


Заработная плата

    от 80000 до 110000 


Организация

    ООО "Сибирское горномонтажное управление"


Район трудоустройства

    г Воркута

Система оплаты

    Повременная форма оплаты труда


Характер работы

    Постоянная


Режим работы

    График сменности


Профобласть

    Общие профессии горных и горнокапитальных работ 


Должностные обязанности

    Монтаж, демонтаж, ремонт, наладка, опробование, сдача в эксплуатацию аппаратуры и оборудования с элементами электронной (полупроводниковой) техники, пневмоавтоматики, радиоэлектроники, телемеханики и изотопных приборов в системах энергоснабжения, гидравлики, автоматизации и дистанционного управления: в очистных забоях, оборудованных широкозахватными и узкозахватными комбайнами, стругами, бурильными установками, выемочными комбайнами и агрегатами.


Дополнительные пожелания

    Наличие удостоверения по профессии. Знание устройств, технических характеристик и принципов работы машин, механизмов и оборудования, применяемых в шахте. 


Требования к кандидату Свернуть


Образование

    Среднее общее (11 кл.)


Стаж

    1


Ключевые навыки

    Ответственность


Условия работы Свернуть


Социальные гарантии

    Предоставление спецодежды


Условия работы и компенсации

    Возможна работа вахтой в г. Воркута (при вахтовом методе: предоставление жилья, компенсация проезда, льготная пенсия, дополнительный отпуск)  


Особенность работы

    По вахтовому методу


Сведения о работодателе Свернуть


Наименование организации

    ООО "Сибирское горномонтажное управление" 


Форма собственности

    Частная


Вид деятельности

    Подготовка строительной площадки, Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей 


Контактное лицо

    Ляховченко Елена Владимировна, (913) 4001086, sgmu-okvorkuta@yandex.ru 


Адрес рабочего места

    г Воркута, ул Ленина, д. 64, офис 403


Главный инженер (в прочих отраслях)




Должностные обязанности


    осуществляют руководство и координацию деятельности подразделений (служб), связанной со строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию объектов производственного, жилищного, коммунального и культурно-бытового назначения; выполняют свои должностные обязанности при общем руководстве руководителя предприятия или организации (его заместителей) и во взаимодействии с руководителями других структурных подразделений (служб).


Требования к кандидату


    коммуникабельность, ответственность, умение работать в команде, стрессоустойчивость,


    Образование: Высшее


Данные по вакансии

Профессия: Главный инженер (в прочих отраслях)

График работы: Полный рабочий день

Тип занятости: Полная занятость

Количество рабочих мест: 1

Дополнительные сведения по вакансии: Сохраненное рабочее место

Ответственность

Премии и бонусы


    Санаторий(профилакторий)

    Бесплатный проезд на отдых

    Детский сад

    Социальный пакет


Контактная информация центра занятости населения


краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Норильска»


Адрес: 663305, Красноярский край, г.Норильск, ул.Б.Хмельницкого, 16


Контактное лицо: Фесенко Юлия Викторовна

Телефон: +7(3919)315394

Email: fesenko@airport-norilsk.ru

Дополнительная информация по адресу: 663302, г Норильск, Строение 1-Аэровокзал (здание грузовых операций)



до 300 000 руб.

общество с ограниченной ответственностью Аэропорт Норильск

Главный механик


Должностные обязанности


    Главный механик Управления промышленных активов ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» обеспечивает эффективное использование и эксплуатацию промышленных активов в структурных подразделениях и Блоке строительных материалов, конструкций и цемента, осуществляет организацию и проведение работ по выполнению программ ремонтов и монтажа основных производственных активов по направлению деятельности, минимизации технико-производственных рисков, техническому обслуживанию и ремонтам технологического оборудования и развитию новых технологий, осуществлению бюджетного планирования и контролю расходования средств, разрабатывает нормативно-методические документы в рамках работы Управления промышленных активов Общества.


Требования к кандидату


    высшее образование (техническое), знание нормативных и методических материалов по обслуживанию и ремонту Механических инженерных систем, опыт работы в АС Закупки, АС «Планирование и учёт капитальных ремонтов», SAP ERP, опыт работы на руководящих должностях в области эксплуатации и ремонта технологического оборудования не менее 3 лет


    Опыт работы от 3 лет

    Образование: Высшее


Данные по вакансии

Профессия: Механик

График работы: Полный рабочий день

Тип занятости: Полная занятость

Количество рабочих мест: 1

Дополнительные сведения по вакансии: Сохраненное рабочее место

Управление промышленных активов аппарат управления

Ответственность

Данные вакансии проверены работодателем

Премии и бонусы


    Социальный пакет


Контактная информация центра занятости населения


краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Норильска»


Адрес: 663305, Красноярский край, г.Норильск, ул.Б.Хмельницкого, 16


Контактное лицо: Казачинова Лилия Рустамовна

Телефон: +7(3919)253572

Email: KazachinovaLR@nornik.ru

Дополнительная информация по адресу: 663319, г Норильск, ул Нансена, д. 64, УОТКиСП Аппарата управления ООО «Норильский обеспечивающий комплекс», каб. 123


до 230 880 руб.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОРИЛЬСКИЙ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС"

четверг, 13 января 2022 г.

Начальник отдела (в промышленности)

 


Должностные обязанности


    Координирует деятельность и управление специализированными контрольными подразделениями, а также контролерами рисков по вопросам методологии планирования и проведения контрольных мероприятий.


Требования к кандидату


    Опыт работы по специальности, отсутствие медицинских противопоказаний


    Опыт работы от 2 лет

    Образование: Высшее


Данные по вакансии

Профессия: Начальник отдела (в промышленности)

График работы: Полный рабочий день

Тип занятости: Полная занятость

Количество рабочих мест: 1

Дополнительные сведения по вакансии: Сохраненное рабочее место

Управление, Отдел внутреннего контроля, аудита и риск-менеджмента

Ответственность

Данные вакансии проверены работодателем

Премии и бонусы


    Социальный пакет


Контактная информация центра занятости населения


краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Норильска»


Адрес: 663305, Красноярский край, г.Норильск, ул.Б.Хмельницкого, 16


Контактное лицо: Пыркова Ирина Юрьевна

Телефон: +7(3919)267791

Email: ok@oao-ntek.ru

Дополнительная информация по адресу: 663305, г Норильск, ул Ветеранов, д. 19


до 273 000 руб.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НОРИЛЬСКО-ТАЙМЫРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"

Полная занятость

Красноярский край, 

Мастер (линейный)


 Должностные обязанности


        Организация очистки полости газопровода, сбора, хранения загрязнений и их утилизации

        Организация работы по заливке метанола для предотвращения гидратных образований в газопроводе и их разрушения

        Организация обслуживания трубопроводной арматуры

        Проверка работоспособности приборов на трубопроводной арматуре и трубопроводах

        Организация работ по укреплению берегов рек и оврагов, ликвидации размывов

        Проведение мероприятий по подготовке ЛЧМГ к работе в осенне-зимний период

        Проведение мероприятий по подготовке ЛЧМГ к работе в период весеннего паводка


Требования к кандидату


        Правила очистки полости ЛЧМГ

        Технология очистки газопровода от гидратных образований (способы, параметры и последовательность выполнения работ)

        Методы и средства контроля прохождения очистного устройства

        Правила сбора, хранения и утилизации загрязнений, выносимых из газопроводов

        Требования к емкостям для хранения, устройствам для заливки метанола, сбора и хранения загрязнений, выносимых из газопровода

        Требования по охране окружающей среды и системе экологического менеджмента

        Правила перевозки, хранения и заливки метанола

        Физико-химические свойства метанола

        Технические и конструктивные характеристики трубопроводной арматуры

        Состав и периодичность проведения работ по обслуживанию трубопроводной арматуры

        Максимально-разрешенное и рабочее давление в газопроводе

        Характеристики установленных приборов

        Требования к эксплуатации приборов

        Способы защиты грунта от природного воздействия

        Инженерная защита территории от затопления и подтопления

        Требования нормативных документов по подготовке ЛЧМГ и сооружений к работе в осенне-зимний период

        Требования нормативных документов по подготовке ЛЧМГ и сооружений к работе в период весеннего паводка

        Производить работу по очистке полости ЛЧМГ от гидратных образований, по их предотвращению

        Производить работу по сбору, хранению и утилизации загрязнений, выносимых из газопровода

        Производить работу по перевозке, хранению и заливке метанола

        Производить работу по обслуживанию трубопроводной арматуры

        Работать с технической документацией на трубопроводную арматуру

        Считывать показания приборов, установленных на трубопроводной арматуре

        Определять структуру грунта на отдельных участках трассы линейной части газопровода

        Определять вид эрозионных нарушений и способы закрепления грунта

        Определять состав и очередность проведения работ по подготовке ЛЧМГ и сооружений к работе в осенне-зимний период

        Определять состав и очередность проведения работ по подготовке ЛЧМГ и сооружений к работе в период весеннего паводка


    Опыт работы от 3 лет

    Образование: Среднее профессиональное


Данные по вакансии

Профессия: Мастер

График работы: Вахтовый метод

Тип занятости: Полная занятость

Количество рабочих мест: 1

Дополнительные сведения по вакансии:


График работы вахтовый   30/30 дней. Заработная плата указана с учетом всех налоговых вычетов за одну вахту 30 дней.

Данные вакансии проверены работодателем

Контактная информация


Контактное лицо: Титова Ирина Ивановна

Телефон: +7(391) 925-32-71

Email: TitovaII@nornik.ru


243 000 - 304 000 руб.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НОРИЛЬСКТРАНСГАЗ"

Полная занятость

Красноярский край, г. Норильск, Газовиков Заполярья площадь, дом: ДОМ 1; 

Старший Мастер по ремонту турбинного оборудования

 


Заработная плата

    от 118674 


Организация

    Пермский филиал АО "Энергоремонт Плюс"


Район трудоустройства

    пгт Северный

Система оплаты

    Повременная форма оплаты труда


Характер работы

    Временная


Режим работы

    Пятидневная рабочая неделя


Профобласть

    Административно-управленческий персонал предприятий и организаций


Должностные обязанности

    Обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов. Определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах, готовит необходимые обоснования технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации систем энергоснабжения.


Дополнительные пожелания

    Опыт работы на тепловых станциях. Город проживания Воркута. Желательно без вредных привычек.


Требования к кандидату Свернуть


Образование

    Среднее общее (11 кл.)


Стаж

    0


Ключевые навыки

    Ответственность


Условия работы Свернуть


Социальные гарантии

    Социальный пакет


Условия работы и компенсации

    Срочный трудовой договор на период выполнения работ 2 года. 4% за "вредные" условия труда. доп. отпуск  


Сведения о работодателе Свернуть


Наименование организации

    Пермский филиал АО "Энергоремонт Плюс" 


Форма собственности

    Частная


Вид деятельности

    Ремонт машин и оборудования 


Контактное лицо

    Нестеренко Лидия Владимировна, (82151) 94757, (922) 0879263, Lidiya.Nesterenko@tplusgroup.ru 


Адрес рабочего места

    г Воркута, пгт Северный, Воркутинская ТЭЦ-2


Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики - о туризме и Северном морском пути

Дальневосточникам за третьего ребенка будут давать миллион рублей, а размер туристического кешбэка за тур на Дальний Восток составит 40 тысяч рублей - вдвое больше, чем по остальной России. Об этом в интервью "РГ" рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Алексей Чекунков: Некоторых маршрутов раньше просто не было. Фото: Александр Корольков
Алексей Чекунков: Некоторых маршрутов раньше просто не было. Фото: Александр Корольков

Как с транспортной доступностью регионов ДФО - станут они ближе в 2022 году?

Алексей Чекунков: Увеличено финансирование субсидируемых тарифов для дальневосточников - с 5,49 до 6,5 млрд рублей. Еще 4 млрд выделяется на субсидирование магистральных авиаперевозок для граждан, которые пользуются социальными льготами. Так что доступность точно повышается.

Главным результатом 2021 года считаем создание Единой дальневосточной авиакомпании. Это полноценная межрегиональная компания, в которой каждый из 11 регионов имеет свое представительство. Межрегиональные дальневосточные линии получили серьезный толчок для развития.

Первые 20 социальных маршрутов были профинансированы на 1,23 млрд рублей в 2021 году. В 2022 году 5,9 млрд выделено на субсидирование 36 социально значимых межрегиональных маршрутов. Некоторых маршрутов раньше просто не существовало. Были опасения, что они окажутся невостребованными, но загрузка в сезон достигала 90%. Высоким спросом пользовались рейсы из Южно-Сахалинска в Комсомольск-на-Амуре, из Владивостока в Улан-Удэ. Билеты реализуются по приемлемым для людей ценам - от 2,2 тыс. до 10 тысяч рублей.

Конечно, есть куда расти. Дальний Восток очень большой.

Некоторые населенные пункты очень далеки и от центральной части России, и друг от друга. Поэтому наша цель - 535 маршрутов к 2025 году и 2 млн пассажиров в год. Это потребует расширения и обновления авиапарка. Уже подписан график - будет закуплено 45 новых самолетов российского производства SSJ-100, Ил-114, Л-410 и ЛМС "Байкал" в 2022-2025 годах.

Все аэродромы готовы принимать эти новые суда?

Алексей Чекунков: Аэродромная сеть Дальнего Востока большая еще с советских времен. Но авиаинфраструктура сильно поизносилась, в плане реконструкции более 30 аэродромов. В ближайшее время начнем работы по первым семи - обновим светосигнальное и навигационное оборудование. Реконструируем грунтовые полосы, потому что не везде можно строить бетонные. Это дорого, долго и не всегда нужно.

Традиционно эти аэродромы служили для Ан-2. Сейчас он выходит из эксплуатации, а современные самолеты требуют более длинных, иногда более широких полос со специальным покрытием. Но это можно сделать сравнительно быстро. Мы договорились с Росавиацией о том, что будем применять модульные конструкции для создания быстро возводимых терминалов. Теплых и комфортных для людей, но не требующих гигантских капитальных затрат. И это позволит нам быстро привести в порядок те самые малые и отдаленные аэродромы, которые сегодня находятся в удручающем состоянии. Где-то это фактически поляна без каких-либо сооружений.

В столицах регионов дела лучше - открылся новый терминал внутренних линий аэропорта Хабаровск, уже строится международный терминал. В 2022 году будет достроен терминал в Южно-Сахалинске. Строится новый шикарный терминал в Петропавловске, который обыгрывает тему вулканов. В Новом Уренгое достраивается терминал, который обыгрывает тему традиционных северных чумов.

Турист меняет локацию

Расчет на туристов?

Алексей Чекунков: Конечно, это связано с высокими ожиданиями инвесторов от развития туристического комплекса. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия подстегивает внутренний туризм - он вырос на 48% к предыдущему году. Мы рассчитываем, что по итогам 2021 года более 2,3 млн человек посетят Дальний Восток.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Я думаю, что в течение 3-5 лет предложение туристических услуг на Дальнем Востоке существенно возрастет. Это тот случай, когда спрос и предложение растут параллельно. Люди открывают для себя новые места для туризма на Дальнем Востоке, они будут возвращаться, рассказывать друзьям. Сейчас народный телеграф - социальные сети - очень хорошо работают. Благодаря тому, что картинка у нас беспроигрышная - куда ни попади, всюду красота мирового уровня - привлекаем все новых туристов.

Хорошо помогают чартеры. В феврале 2022 года стартует вторая чартерная программа на Сахалин (туры от 42 тыс. руб. с полным пакетом на 7 ночей. - "РГ") и четвертая чартерная программа из Москвы в Бурятию (туры от 36 тыс. руб., авиаперелет Москва - Улан-Удэ - Москва, 7 ночей, трансфер, экскурсии. - "РГ"). В 2022 году планируется запуск чартеров на Камчатку и в Якутию. Также совместно с Ростуризмом прорабатываем увеличение кешбэка на туристические путевки Дальнего Востока до 40 тысяч рублей. Но, конечно, внутренний туризм - это только первый акт оперы под названием "бурное развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике".

В доле доходов домохозяйств туризм может достичь 10% уже в следующие пять лет. Я ожидаю, что сначала это случится на Камчатке, в Приморье, Бурятии

Второй акт - это международный туризм?

Алексей Чекунков: Пандемия неизменно закончится. Такие места, как остров Онекотан, горячие источники на Итурупе, - они уникальны. Как известно, сейчас самый большой в мире туристический рынок - азиатский. В Азии есть операторы с большим опытом и множеством объектов по всему миру. Мы рассчитываем, что сможем заинтересовать их как проектами в уже зарекомендовавших себя местах - Камчатка, Байкал, Приморье, так и в новых локациях - Курилы, Чукотка, Крайний Север.

Будем экспериментировать с форматами - от экспериментальных мест типа научных туров на станцию "Снежинка" на Ямале до курортных отельных комплексов. Рано или поздно те же Курилы с уникальными термальными источниками должны превратиться в достопримечательности мирового уровня. И в этом смысле мы хотим, чтобы туристы всего мира открыли для себя Дальний Восток и Арктику.

Сколько туристов способен реально переварить Дальний Восток, в частности его "экологически хрупкие" регионы - Камчатка?

Алексей Чекунков: Если в один год приезжает миллион туристов, а в следующий - два миллиона, природе это не понравится. Здоровый рост - это 20% в год, когда за пять лет удваивается количество международных туристов.

Моя мечта - круизный турпродукт от Санкт-Петербурга до Владивостока, до Корсакова на Сахалине. Любой человек может иметь мечту хоть раз в жизни пройти по Северному морскому пути. Не всем дано идти зимой за ледоколом и высаживаться на льдины. Это уже экстремальный туризм, и он очень дорогой. Но Север прекрасен, а люди сейчас охотятся за уникальными впечатлениями, эмоциями и фотографиями.

Спрос есть, и мы видим, что на него начинают реагировать и зарубежные компании. Круизы на Северный полюс предлагают норвежские и французские компании. Здесь очень важно не отстать, поэтому мы работаем с корпорацией "Туризм.РФ" и регионами, у которых есть порты, над формированием сети маршрутов. Будем стимулировать круизные компании фрахтовать суда и предлагать этот продукт на маршрутах от юга Приморья до Мурманской области. Кроноцкий заповедник уже предлагает создать на базе поселка Жупаново на юге заповедника опорную инфраструктуру для приема международных круизных лайнеров и малых судов.

Люди открывают для себя новые места для туризма на Дальнем Востоке и будут туда возвращаться. Фото: Сергей Михеев

Когда туризм может стать серьезной статьей доходов региона и источником тысяч рабочих мест?

Алексей Чекунков: В доле доходов домохозяйств туризм мог бы занимать 10%, может быть, даже 20%, но не более. Экономика Дальнего Востока и Арктики все-таки построена на таких мощнейших столпах, как недропользование, транспортная логистика, которые измеряются десятками миллиардов долларов. Ямал дает больше 80% экспорта газа, Арктика дает более 20% национального дохода. В таких условиях туризм не сможет стать сопоставимой по величине статьей. Но туризм может достичь 10% уже в следующие пять лет. Я ожидаю, что сначала это случится на Камчатке, в Приморье, Бурятии.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Это может стать рецептом развития для регионов, которым не повезло иметь в экономике ресурсный либо логистический козырь. Например, для Еврейской автономной области, если правильно раскрыть формулу приграничного туризма, туризм мог бы стать крупнейшей статьей дохода. Для этого должны строиться санатории, базы отдыха, торговые центры. У нас вводится мост русско-китайский. Целевая аудитория - это ни много ни мало 100 млн жителей приграничных регионов Китая, которым бы интересен такой туризм. Но они не приедут просто смотреть на природу. Они должны приехать и получить какую-то услугу.

Пока с туристической инфраструктурой дела не очень.

Алексей Чекунков: Сейчас на Дальнем Востоке более 2100 гостиниц, они могут принимать одновременно 52 тыс. постояльцев. Правда, из них классифицированных гостиниц всего 962.

Но отрасль развивается. С 2017 года в пять раз выросло количество резидентов ТОР, реализующих турпроекты. Строятся более 200 объектов туриндустрии, включая 121 отель, туристские комплексы, базы отдыха, санаторно-курортные комплексы - на Сахалине, в Бурятии, на Камчатке, в Приморье, Хабаровском крае, Забайкалье, 10 спортивно-развлекательных парков, два глэмпинга - в Якутии и Приморье.

Есть экзотические места, которые привлекают туристов совершенно необычным турпродуктом. Например, полюс холода. Это даже забавно. Извечное соперничество Верхоянска и Оймякона приводит к тому, что некоторые люди, охотясь за самым предельно низким градусом, едут и туда, и туда. Трудно себе представить, что такое -50, я уже не говорю про -65, но это тоже туристическая фишка, которую надо правильно развивать. Якутия, например, подхватила туризм экстремальных холодов.

Отчасти повышению туристической привлекательности должна поспособствовать и программа реновации. В каких дальневосточных городах она пройдет?

Алексей Чекунков: Во всех столицах регионов Дальнего Востока и городах с населением свыше 50 тысяч человек. Также программа распространена на Тынду, Северобайкальск, Большой Камень, Корсаков, Советскую Гавань.

Все 25 городов представят нам на конкурс концептуальный мастер-план уже в первом квартале 2022 года. Не менее трех мастер-планов, один из которых Владивосток, представим на ВЭФ-2022.

Мастер-планы должны дать ответы на главные вопросы: О чем этот город? Какова его главная проблема? Что нужно создать в первую очередь, чтобы жители быстро почувствовали улучшение качества жизни? Какая экономика есть и какая создается? И те города, которые справятся с этой задачей лучше всего, покажут самый эффективный и быстрый путь к улучшению качества города, получат первыми средства на реновацию.

Проигравших не будет. Все 25 обязательно предложат идеи, которые мы будем реализовывать вместе, независимо от их победы в конкурсе. Если города определят, что кому-то нужна набережная, кому-то новый парк, кому-то модернизация системы освещения или общественного транспорта, то пропорционально населению этих городов мы будем стараться выделять средства по механизмам единой субсидии и дальневосточной концессии. С тем, чтобы все 25 городов в течение ближайших пяти лет вошли в эту программу и жители почувствовали осязаемый прогресс и улучшение качества городской среды.

Параллельно началась реализация программы "Дальневосточный квартал", направленной на развитие комплексного жилищного строительства. Где появятся дальневосточные кварталы?

Алексей Чекунков: В Приморье, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Улан-Удэ, Чите, Якутске.

Тут больше вопрос готовности участка с точки зрения юридической чистоты. Там, где эти участки свободны от любых прав третьих лиц, проектирование начнется уже в 2022 году.

Весь год мы, без преувеличения, бились за возможность реализовать эти проекты в режиме ТОР. Руками отбирали, наверное, даже правильнее сказать, ногами обошли абсолютно все крупные города наших регионов, отобрали восемь площадок. В 2022 году начнем проектирование и выйдем на стройку на первых площадках.

Программа "Дальневосточный квартал" даст дополнительно 2,2 млн квадратных метров жилья на Дальнем Востоке. Каждый из дальневосточных кварталов изменит образ города и повлияет на цены. Для сравнения, за год на всей Камчатке были сданы немногим более 60 тыс. кв. м нового жилья, а один только дальневосточный квартал - 120 тыс. Еще больший контраст - Магадан, который в 2019 году сдал всего 9 кв. м - один дом. А там планируется построить более 200 тыс. кв. м. Это фактически новый Магадан. Только увеличением предложения мы можем сбалансировать спрос и понизить цены.

Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Поскольку это проекты комплексной застройки, в их рамках мы реализуем более продуманный, качественный стандарт строительства целыми кварталами. К сожалению, из-за небольшого объема строительства, так называемой точечной застройки, во многих регионах у нас не получалось создать новое качество жизни. Дом появлялся, но подъезд к нему, окружение, тротуары, детские площадки не подтягивались. Вокруг одного дома создать всю социальную инфраструктуру сложно.

Фундамент для мерзлоты

А что с городской средой в Арктике?

Алексей Чекунков: Из-за экстремальных температур и вечной мерзлоты, из-за особенностей социально-экономического развития Арктика требует другого подхода, чем остальной материк. С минстроем мы завершаем работу над арктическим стандартом, который задействует лучшие из решений, используемых в других арктических странах. Он станет рекомендательным стандартом, по которому будут создаваться любые новые объекты в Арктике. Большой победой 2021 года стал запуск комплексной программы развития Норильска объемом 120 млрд руб. Норильску повезло с наличием такого мощного стратегического инвестора, как "Норникель". Во всех арктических городах будем действовать именно так, соединяя бюджетные инвестиции и привлекая внебюджетные средства компаний, которые зарабатывают в арктических регионах.

В Арктике из-за таяния вечной мерзлоты деградируют фундаменты, есть риски ущерба для железных дорог, газопроводов. Есть ли программа по ремонту или расселению жилых зданий, для которых есть риски?

Алексей Чекунков: Температура верхних горизонтов вечной мерзлоты в Арктике за последние 30 лет выросла примерно на 1,5-2,5 C. Указанные программы есть у некоторых муниципалитетов для тех жилых зданий, для которых деформации пока не превышают допустимые.

Для прогнозирования устойчивости зданий и инженерных сооружений минприроды разрабатывает специальную систему мониторинга вечной мерзлоты. Запланировано бурение более ста скважин для анализа грунтов и замера динамики. Мониторинг как диагностика это первый шаг к излечению. Остановить процесс таяния вечной мерзлоты невозможно, но адаптироваться к нему можно. Есть серьезные технологические наработки у крупных нефтегазовых компаний, которые десятилетиями успешно работают на вечной мерзлоте - строят сложные тяжелые сооружения, проводят трубопроводы. И все эти наработки сейчас задействуются и в жилищно-коммунальном строительстве в Норильске и Якутске.

К каким ресурсам откроет доступ таяние мерзлоты в Арктике?

Алексей Чекунков: Cокращение ледового покрова в Арктике позволит добывать на шельфе углеводородное сырье, но необходимы дополнительные геологоразведочные работы. Возможно, громоздкие ледостойкие буровые платформы будут не такими дорогими, как и в целом добыча нефти и газа. Таяние мерзлоты облегчит добычу золота, угля, полиметаллов. На отдельных месторождениях, наоборот, могут возникнуть трудности. Например, с устойчивостью алмазных карьеров или при подземной разработке различных месторождений.

Но серьезной проблемой при таянии могут стать как выбросы метана, так и распространение патогенов, вирусов, замороженных сегодня в слоях вечной мерзлоты. Поэтому здесь очень важен мониторинг и серьезный научный подход.

В некоторых аспектах глобальное потепление помогает России как северной державе - например, расширяется ореол для сельского хозяйства. Больше появляется территорий, где возможно заниматься растениеводством, животноводством. Но вообще современные технологии позволяют делать все что угодно. В Дубае можно кататься на лыжах, а у нас в Магадане и Якутске клубнику выращивают в теплицах. В Якутии есть лыжная трасса в ангаре, стоящем над теплотрассой. И когда снаружи -50, уж точно погода не для лыж, внутри этого никак не обогреваемого помещения -10, тепло отдает теплотрасса. Это экзотические примеры, но они показывают тренд. Смекалка и изобретательность людей, живущих в этих суровых условиях, иногда дают такие необычные решения, эффективные и дешевые, которые нигде в мире не встретишь.

Достижима ли цель по росту грузопотока по Севморпути до 80 млн тонн в год к 2024 году? Если да, то за счет чего?

Алексей Чекунков: 80 млн тонн будет при условии реализации компании "Восток Ойл" своих планов. В большой степени это все-таки сжиженный природный газ (СПГ). В 2021 году грузооборот Севморпути составил 33,6 млн тонн, в том числе 2,04 млн тонн транзита. Пока в основе грузопотока нефтегазовые инвестпроекты: СПГ и газоконденсат - 19,6 млн тонн, нефть и нефтепродукты - 7,7 млн тонн.

Для развития Севморпути важна синхронизация развития всех его компонентов. Неплохо строятся ледоколы, но нужно больше. Это хорошо показал кризис декабря 2021 года. Чтобы этого не было, нам нужно интенсифицировать строительство ледокольного флота, добавить два ледокола.

Гарантированный и надежный северный завоз возможен только при наличии флота. Это стратегический вопрос

Очень важная задача, к которой мы пока не подошли, это принять национальный план модернизации флота ледового класса. Трезво оценив, какая его часть может быть произведена на верфях РФ, какая его часть должна быть импортирована. Потребность исчисляется в сотнях судов ледового класса. Многие суда ледового класса, которые сегодня ходят, особенно на каботажных перевозках, старше 30 лет. Они несовременны и не соответствуют по своей защите тем экстремальным нагрузкам, с которыми могут столкнуться на Севморпути. Будем проводить детальную работу с минпромторгом, минтрансом, "Росатомом", шиппинговыми компаниями и судовладельцами, чтобы на перспективу десяти и более лет видеть план по обновлению ледового флота.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Елена Березина

Маршрут для контейнера

Планируется ли создать для развития Севморпути национального оператора, которой взял бы на себя транзит и занимался бы проводкой во льдах?

Алексей Чекунков: "Росатом" с DP World (глобальная компания, специализируется на портовой инфраструктуре. - "РГ") уже заключили совместное соглашение о развитии пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике.

Мы, со своей стороны, сфокусированы на внутрироссийских каботажных перевозках. Предусмотрено субсидирование каботажных перевозок грузов из порта Санкт-Петербург (порта Мурманск) в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении. В федеральный бюджет на это заложено 560 млн руб. ежегодно, всего в 2022-2024 гг. - 1,68 млрд. В первом квартале 2022 года планируется утвердить правила предоставления субсидии перевозчику, а также определить перевозчика по результатам отбора и график рейсов на год.

Планируется осуществлять не менее двух субсидируемых кругорейсов в год. Это гарантирует перевозчикам, что их контейнеры из пункта А в пункт Б по Севморпути приедут в установленные даты по фиксированной цене, которая должна быть для них выгоднее альтернативных маршрутов. Так мы пытаемся этот маршрут раскатать. Министерство сфокусировано на каботаже, альянс "Росатома" и DP World - на транзите. Но для полноценного транзита, как я сказал, помимо ледокольного флота нужен новый транспортный флот. И это большая национальная задача. Я считаю, первостепенно для нас обеспечить качество северного завоза и каботажа.

Фото: iStock

В какой стадии законопроект о северном завозе?

Алексей Чекунков: Законопроект будет внесен в Госдуму в 2022 году. Сегодня любой автомобиль двигается по навигации, которая рассчитывает все аспекты - трафик, погоду. Но нет цифровой модели северного завоза, от которого зависит благополучие, жизнь и здоровье людей. Все фрагментировано, снабжение жизненно важными товарами отдано на откуп регионам и даже муниципалитетам. Это пробел в законодательстве мы планируем ликвидировать.

Закон о северном завозе определит, что это такое, кто его участники, каковы их обязанности, ответственность, как взаимодействуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. С тем, чтобы была ответственность у перевозчиков в первую очередь обслуживать социальные грузы, у портов - переваливать социальные грузы, у регионов - заранее давать заявки на эти грузы. Возможно, введем биржевые механизмы, чтобы снизить цены. Дальше электронная система рассчитает оптимальную логистику с учетом транспортных средств, наличия складов, мощностей портов.

На примере Якутии мы уже оцифровали более 600 населенных пунктов, тысячи точек логистических и несколько сот судов. Также будем оцифровывать грузовики. В Якутии система будет тестироваться в начале 2022 года. И к середине года, в случае успеха, распространим ее уже на всю Арктическую зону РФ.

Будет обязанность по созданию минимальных резервов ключевых товаров жизнеобеспечения. И мы хотим поднять ответственность на федеральный уровень для того, чтобы не допустить такого вакуума ответственности, который случился осенью 2021 года в дальневосточных портах. Когда частные перевозчики просто, извиняюсь, отказались от своих обязательств и перебросили суда и контейнеры на более выгодные маршруты. Каждый из них, может быть, и не считал, что он нанесет какой-то ущерб благополучию граждан, но когда все одновременно перестали везти памперсы на Камчатку и арматуру на Чукотку, то регионы остались без важных товаров. А потом на это еще наложились льды.

Гарантированный и надежный северный завоз возможен только при наличии флота. Это стратегический вопрос. Мы хотим, что северный завоз был качественным не только сегодня, но и в 2035 году. Он нам даже более важен в 2035 году, когда у нас там совершенно другая экономика будет. Все проекты запустятся, о которых мы сейчас говорим. И если мы увидим, что многие десятки судов будут списаны к тому моменту, то надо уже сегодня честно ответить на вопрос: а вместо них кто встанет на эти линии?

Если мы говорим, что встанут российские корабли, на каких верфях они будут построены? Есть ли уже эти верфи? Есть ли эти технологии? Есть ли этот металл?

Я на сто процентов за то, чтобы мы строили все из российских материалов на российских верфях, по российским технологиям. Но надо быть реалистами - где не хватает этих мощностей и нет времени их создавать, мы должны идти на разумный импорт. Кооперироваться, делать совместные предприятия, как, например, на "Звезде" мы делаем совместное предприятие с корейскими судоверфями. Но флот нам нужен обязательно. Мы северная держава, и снабжение наших северов - это вопрос национальной безопасности.

Ключевой вопрос

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2021) вы сделали предложения по новым мерам стимулирования рождаемости на Дальнем Востоке. Когда они заработают?

Алексей Чекунков: Рассчитываем, что в 2022 году некоторые из них уже будут реализованы в части регионов ДФО, если не во всех. Предлагаем давать миллион рублей за третьего ребенка. Сначала обкатаем эту ключевую меру в качестве "пилота" на части территории Дальнего Востока, в случае успеха распространим на весь ДФО.

среда, 12 января 2022 г.

«Арктика учит любить и ценить жизнь»

 



«Арктика учит любить и ценить жизнь»: Ирина Шадрина дала интервью порталу «Ректор говорит!»

Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) — крупнейший вуз за Полярным кругом, единственный российский арктический университет, который расположен непосредственно на территории Арктики.

Такое расположение определяет миссию университета: вуз нацелен на решение приоритетных задач не только Мурманской области, но и всей Арктической зоны России.

Какие это задачи, как организован учебный процесс и научная деятельность в таком вузе? Об этом мы поговорили с ректором МАГУ, доктором педагогических наук, доцентом, почетным работником высшего профессионального образования Шадриной Ириной Михайловной.

В интервью Ирина Шадрина определяет тенденции развития территорий Арктической зоны России и раскрывает нюансы «арктической прошивки» — того самого набора жизненных ценностей, которым обладают люди Севера.

«Арктика сегодня — это не столько экстрим, сколько — драйв, поэтому наших студентов можно назвать „драйверами“: драйверами исследований, драйверами изменений. Рискну предположить, что те выпускники нашего университета, которые уезжают с Севера, а выпускники МАГУ живут и трудятся по всей стране и за рубежом, более предприимчивы и проактивны, они готовы к вызовам этого времени».

От прошлого к современности

«С 1939 года исчисляется история нашего университета. Старейший вуз Заполярья за это время сменил несколько названий: учительский — педагогический — гуманитарный — арктический, при этом всегда оставаясь кузницей кадров для Мурманской области», — рассказывает ректор МАГУ.

По ее словам, за более чем 80 лет университет прошел полный путь формирования современного вуза: от учительского института советской эпохи до современного университета с международными проектами. «А с 2017 года МАГУ входит в группу из 33 опорных университетов России, при этом являясь единственным в Арктической зоне России опорным университетом — с богатой историей, славными традициями и новыми масштабными проектами», — добавляет Ирина Шадрина.

Как отмечает ректор, у вуза крепкие, выстроенные отношения со стейкхолдерами региона и крупными предприятиями горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, такими как ФосАгро и Норникель, с Мурманским морским торговым портом и другими компаниями. «Это позволяет нам, во-первых, взаимодействовать с работодателями напрямую на этапе настройки образовательных программ под реальные потребности компаний, а во-вторых, готовить специалистов, востребованных на рынке: так, в университете реализуется порядка 140 программ по заказам стейкхолдеров Мурманской области. МАГУ всегда чутко реагирует на запросы бизнеса», — подчеркивает ректор.

Ирина Шадрина также уделяет особое внимание географическому расположению вуза: благодаря близости к странам Северной Европы у МАГУ сложились партнерские отношения с вузами Норвегии и Финляндии, а вся международная деятельность университета имеет ярко выраженную приграничную и арктическую специфику. Однако основная деятельность вуза связана с подготовкой кадров и обучением молодого поколения профессионалов.

«В этой связи повседневная, кропотливая работа связана с формированием интереса не только к освоению знаний, но и к созданию запроса на саморазвитие и мотивацию к профессиональному росту», — считает ректор.

Подготовка кадров для Арктики

«Географическое расположение нашего университета — Арктическая зона РФ — и особые климатические условия позволяют нам говорить о том, что большая часть реализуемых в вузе образовательных программ от уровня СПО до уровня высшего образования обладают арктической спецификой в той или иной степени», — рассказывает Ирина Шадрина.

По ее словам, особую роль в удовлетворении кадровых потребностей Арктической зоны играют специальности, связанные с работой градообразующих предприятий Мурманской области, — это геология, электроэнергетика и электротехника, горное и маркшейдерское дело (отрасль горной науки и техники, изучающая структуру месторождения, форму и размеры тел полезных ископаемых в недрах на основе натурных измерений и последующих геометрических построений — прим. ред.), экология и природопользование.

Однако не стоит забывать о туризме и дизайне, тоже относящихся к движителям экономики. В некотором роде это общемировые тенденции: так, креативные индустрии сегодня вносят существенный вклад в мировую экономику, достигая в развитых странах 5−6%. В России за период с 2017 по 2019 год численность занятых в креативной экономике выросла примерно на 14% и продолжает расти. Эта тенденция актуальна и для Мурманской области: поток туристов вырос в 1,5 раза, что принесло региону более 3 млрд рублей.

«Долгосрочная задача университета в этой нише — заложить метакомпетенции креативного характера для развития социального и экономического потенциала региона, реализовать ключевую роль университета как драйвера образовательного кластера», — уверена ректор.

Кроме того, открыто новое направление обучения в университете — «Лечебное дело». В регионе не хватает врачей первичного звена, и три года назад МАГУ получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по этой специальности: «Это достижение университета — наша особая гордость». Лекции по базовым медицинским дисциплинам студентам читает профессорский состав Северного государственного медицинского университета Архангельска и Петрозаводского государственного университета, а практические занятия у студентов проводят врачи-практики — кандидаты и доктора медицинских наук лечебных учреждений Мурманска.

А ещё на базе университета действует объединение студентов-медиков. Оно позволяет студентам реализовывать инициативы в сфере здравоохранения и проводить просвещение жителей региона, главным образом молодежи, по принципу «равный — равному»: «Будущие врачи уже сейчас выходят к школьникам и сверстникам с лекциями по вопросам здоровьесбережения и профилактики так называемых „северных заболеваний“ — характерных для арктических регионов болезней, а также рассказывают, почему надо вести здоровый образ жизни и почему важно соблюдать личную гигиену, особенно в пандемию».

Тенденции в развитии Арктической зоны России

Медицина, туризм и дизайн, геология, электроэнергетика и электротехника, горное и маркшейдерское дело — некоторые из этих сфер традиционно востребованы в арктическом регионе, другие становятся актуальными в наше время. Можно ли в целом попытаться определить, как изменилась потребность в кадрах для арктической зоны за последние 10−15 лет?

По словам ректора МАГУ, с 1990-х годов население Мурманской области сократилось в 3 раза в связи с миграционным оттоком, и уже в 2021 году региону требуется 14 тысяч сотрудников на замену тем, кто уехал из региона или ушел на пенсию, и еще 8 тысяч — на развитие инвестиционных проектов. Далее потребность в кадрах будет только расти, причем в геометрической прогрессии.

Связано это во многом с настоящими и будущими тенденциями в развитии территорий Арктической зоны России. Сейчас это, например, активное развитие отраслей по добыче территориальных ресурсов и увеличение объемов перевозок по Северному морскому пути. В ближайшем будущем будут востребованы такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспортировка. Кроме того, увеличение потребности в кадрах будет наблюдаться в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

Поэтому уже сейчас университет открывает новые образовательные программы: лечебное дело, логистика, металлургия, автоматизация технологических процессов и производств, химия, креативная экономика, урбанистика и другие. МАГУ обеспечивает практически 49% общего объема подготовки кадров с высшим образованием и 4% — со средним профессиональным образованием в Мурманской области. «Мы являемся единственным поставщиком специалистов с высшим образованием для системы образования, гуманитарной сферы, искусства, культуры и здравоохранения региона. Около 20% выпускников нашего университета разных уровней профессионального образования обеспечивают отрасли инженерного дела, технологий и технических наук в регионе», — рассказывает ректор.

Научно-исследовательская деятельность

«Проведение научных исследований и разработок является неотъемлемой частью деятельности любого университета как в России, так и за рубежом, — отмечает Ирина Шадрина, говоря о значимости не только образовательной, но и научной деятельности вузов. — Отличия заключаются в перечне приоритетных научных направлений и в выборе уровня проводимых исследований, то есть на какую научную повестку они ориентированы: региональную, национальную или международную».

Арктика является стратегической территорией не только для России, но и для многих других стран — Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, Канады и США. Эти страны наравне с Россией входят в Арктический Совет, одной из сфер влияния которого является определение приоритетов в научных исследованиях. «Поэтому научные исследования арктической направленности должны быть ориентированы на мировую научную повестку. А вот уникальность проводимых исследований может определяться региональной спецификой».

В программе развития МАГУ на 2022−2035 годы определены 7 основных научных направлений: мониторинг и сохранение экосистем Арктики, климат и космическая погода, арктическая урбанистика, арктический туризм, цифровые технологии в горном деле, инновационные педагогические технологии и здоровье человека в Арктике.

Какими исследованиями и разработками с арктической спецификой занимаются ученые в вузе? Например, они представили гибридную технологию фитоэкстракции тяжелых металлов из сточных и загрязненных природных водоемов, которая применима в условиях Крайнего Севера и может быть внедрена на горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятиях, работающих в Арктике. Кроме того, исследователи разработали численную глобальную модель верхней атмосферы Земли, которая известна в мировом научном профессиональном сообществе и применима для решения многих фундаментальных и прикладных геофизических задач, включая изучение ионосферных предвестников землетрясений и других гидрометеорологических опасных природных явлений, в том числе происходящих в Арктике. Также в настоящее время разрабатывается многоуровневая модель прогнозирования рисков арктического берегового природопользования.

Как отмечает ректор, ученые вуза активно занимаются и международными проектами. Так, только за 2020 год 50% дохода МАГУ по научно-исследовательской работе составили именно международные проекты и инициативы. «Особенно качественно и результативно выстраивается международное научное сотрудничество с Норвегией и Финляндией благодаря приграничному положению Мурманской области и долгой истории сложившегося взаимодействия», — подчеркивает Ирина Шадрина.

Сейчас МАГУ взял курс на расширение международного сотрудничества с Китаем, Японией, Белоруссией, Киргизией и другими странами.

Студенческая практика и экспедиции

Расширяется не только география партнерских связей вуза — сам вуз предоставляет возможность студентам углубить свои знания об арктическом регионе на практике.

Так, уже долгое время студенты-естественники изучают особенности существования и развития биологических систем Арктики в полярных условиях. Каким образом? Выезжая на практику.

Во время производственной практики, организуемой кафедрой естественных наук МАГУ и Мурманским морским биологическим институтом, студенты, а потом и магистранты принимают участие в полярных морских экспедициях к архипелагу Шпицберген, изучают бактериопланктон, моллюсков и других представителей морской фауны.

Во время летней полевой практики студенты участвуют и в экспедициях. Два года назад в рамках практики студенты отправились на остров Кильдин в Баренцевом море, в экспедицию, организованную совместно с Русским географическим обществом. Рассказывает Ирина Шадрина: «Проект РГО „Колыбельная трескового озера“ позволил студентам приобрести бесценный опыт исследовательской работы, так как на острове Кильдин расположено озеро Могильное — уникальное морское озеро, единственное в своем роде. Морские озера — это малоизученная категория морских систем, поэтому такой опыт для студентов особенно ценен».

Там же, на острове Кильдин, студенты во главе с руководителем научно-исследовательской лаборатории мониторинга и сохранения природных экосистем Арктики МАГУ Марией Меньшаковой обнаружили уникальный цветок — ирис щетинистый (арктический). Статья-отчёт о такой редкой флористической находке была опубликована в международном научном журнале «Фитотакса» («Phytotaxa»).

Чем еще занимаются студенты во время полевой и полярной практики? Студенты-биологи изучают колонии птиц арктических птичьих базаров, крупнейшие колонии моёвок и кайр на северном побережье Кольского полуострова. Студенты-экологи проводят инвентаризацию древесной растительности Мурманска, оценивают влияние воздействия горно-металлургического комбината на морфометрические характеристики хвои ели сибирской. Практиканты берут пробы вод Кольского залива и исследуют их на предмет загрязнения нефтепродуктами, изучают видовое разнообразие морских животных в экстремальных условиях Арктики.

Портрет студента

Вся эта работа проводится студентами МАГУ. Но можно ли попытаться определить, какой он — студент арктического вуза?..

Студенческая пора — это время поиска себя, удовлетворения собственных амбиций, с одной стороны, и определенной беззаботности — с другой. Это время экспериментов и здорового авантюризма. Всё это присуще студентам любого вуза, где бы они ни находились. Но ректор уверена: те, кто выбирают арктический вуз, а по сути — выбирают Север (по крайней мере на время обучения), по-своему одержимы идеей открытий, изучения заполярных, арктических особенностей — от ландшафта до геополитики.

«Говорят, что северяне всегда живо откликаются на проблемы окружающих, так как выживание в экстремальных условиях без помощи и поддержки затруднительно. Я бы не стала сейчас всерьез педалировать эту тему, потому как времена, когда человеку действительно приходилось преодолевать, побеждать Север и выживать во всей его арктической суровости, канули в лету. Так или иначе, здесь, на Севере, люди более остро чувствуют возможность столкнуться с ситуацией, где понадобится помощь и, наверное, поэтому интуитивно ощущают необходимость быть отзывчивее, внимательнее к ближнему, они готовы прийти на помощь по первому зову. Ведь совершенно неизвестно, будешь ли ты дарителем этой помощи или ее получателем», — рассуждает Ирина Шадрина.

Она продолжает: «Сама природа Севера, атмосфера края земли диктуют такое поведение как норму жизни и образ мысли. Это определенная арктическая прошивка, если хотите, набор жизненных ценностей, в основе которого лежат взаимопомощь и взаимовыручка. Эти характеристики, пожалуй, присущи всему северному обществу, вне зависимости от национальной составляющей или же длительности проживания в Арктике. Поэтому и те, кто рожден на Севере, и те, кто приезжает сюда, в Арктику, становятся носителями этих ценностей. Студенты — не исключение!»

Можно ли сказать, что студенты, которые отправляются на Север, едут туда за экстримом и приключениями? Ирина Шадрина так не считает: слишком много другого, ценностного компонента в этом «путешествии» длиной в 4−6 лет обучения: «И все-таки Арктика сегодня — это не столько экстрим, сколько — драйв, поэтому наших студентов можно смело назвать „драйверами“: драйверами исследований, драйверами изменений. Рискну предположить, что те выпускники нашего университета, которые уезжают с Севера, а выпускники МАГУ живут и трудятся по всей стране и за рубежом, более предприимчивы и проактивны, готовы к вызовам этого времени».

По мнению ректора, Арктика становится не только проверкой на прочность: «Арктика учит любить и ценить жизнь, несмотря на трудности и лишения, которые дает Север и суровый климат. Наверное поэтому, северяне — это люди, которые могут выжить практически в любых непростых условиях, сохранив при этом жизнерадостность, оптимизм и дружелюбие. Из Арктики можно уехать, но нельзя расстаться с теми ориентирами, идеалами и смыслами, обретенными на Севере раз и навсегда».

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле