Россия осваивает Арктику.
Теперь и через космос. На орбиту вышел спутник "Арктика-М". Российский
космический аппарат будет вести детальный мониторинг климата и
окружающей среды в арктической зоне.
Мечта метеорологов, конструкторов, экипажей Арктического флота и
полярных исследователей. Даже примерно не понятно, сколько людей по
всему миру, затаив дыхание, ждут этого старта. Невероятный и уж точно
исторический запуск первого в мире российского спутника для мониторинга
Северного полюса "Арктика-М".
В районе Мыса Желания, где сходятся Баренцево и Карское моря, в рубке
танкера "Михаил Лазарев" за интернет-трансляцией с Байконура следил
капитан Дмитрий Кравченко. Рассказывает: по Севморпути до сих пор ходят
буквально "на глаз".
"70% успешного форсирования прохождения ледовых участков зависят
именно от информации, получаемой со спутников", – отметил Кравченко.
Дорога по Севморпути от Мурманска на Восток сегодня – это всего 11-14
дней пути. Мощные ледоколы, новейшие суда, плюс уникальный опыт.
Навигация во льдах всегда экстремальная, на предельных нагрузках и часто
в условиях полярной ночи. Бывает, что не пробиться.
Третьи сутки ветер – 20 метров. Сильный дрейф льда и сжатие. Даже
ледокол "50 лет Победы" с танкером развернулись. Не смогли пройти.
Пережидают непогоду. Газовозы по Севморпути курсируют в специальном
морском канале. Это прокопанная дорога в грунте, на дне. Средние глубины
здесь были 10 метров. А для газовозов сделали 15. Но на этом участке
очень интенсивный дрейф льда. Проскочить циклон сегодня смог только
самый мощный наш новый атомный ледокол "Арктика".
Снимков новой космической системы, которые с таким нетерпением ждет
весь Арктический флот, раньше просто не было. До сих пор все
метеорологические спутники работали в плоскости экватора. А земля
круглая, и заглянуть на полюс они не могли. Для этого потребовалась
новая эллиптическая орбита. А это уже абсолютно новые геометрия и
физика.
"Арктика-М", двухтонный спутник, забирается на высоту 40 000
километров. В движении надо постоянно следить за Землей и отворачиваться
от Солнца. Спутник как бы зависает над полюсом и спускается. Нижняя
точка – 1,5 тысячи километров. Период работы – 6 часов.
Гонка была жесткой. Американцы и канадцы постоянно заявляли о
готовности к запуску. Наисложнейшую геометрическую задачу первыми решили
молодые конструкторы НПО Лавочкина.
"Такой космический аппарат, такого назначения, с таким типом целевого
оборудования, то есть который осуществляет съемку в инфракрасном
диапазоне с целью прогнозирования, получения данных для прогноза погоды,
на таких орбитах, в мире таких аппаратов на сегодняшний момент нет. То
есть этот аппарат первый", – заявил Александр Митькин, заместитель
генерального конструктора по электрическим системам НПО им. Лавочкина.
Cпутников такого типа в нашей группировке будет два. Цех сборки, как
операционная. Аппаратура спутника полностью отечественная. Принцип
работы уникальной навигационной платформы, которая обеспечивает
управление, энергопитание – наше абсолютное ноу-хау. Орбиту, по которой
движется "Арктика-М" разработчики между собой называют "молния". Она
родом из советского прошлого, на ней в СССР работали телевизионные
спутники!
К приему в Научно-исследовательском центре косметической
гидрометеорологии уже готовы. Температура. Влажность. Ветер. Движение и
качество льда. Причем даже в условиях полярной ночи – за счет системы
инфракрасного сканирования. Еще – возмущения ионосферы и предмет особого
интереса ученых во всем мире – ледовитые вихри.
"Мы надеемся, что мы первыми увидим арктические вихри. Там много
интересной математики и физики. Никто не видел этих точек бифуркации", –
отметил Василий Асмус, директор ФГБУ НИЦ "Планета".
Арктику часто называют "кухней погоды". На картах Росгидромета хорошо
видно, как мощно она влияет на климат планеты, вплоть до тропической
зоны. Новейшая космическая система обеспечивает круглосуточный
всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого
океана, а также постоянную и надежную связь. 1400 серверов – на прием
информации – самая крупная система мониторинга в мире.
Благодаря таким космическим системам у нас появляется непрерывное,
постоянное поле цифровых метеоданных, что для Арктики не просто важно, а
очень важно, ведь погода меняется так быстро, что глаз не успевает
схватить.
Легендарные кадры. Газовоз "Кристоф де Маржери" завершает
экспериментальный круговой рейс. Впервые в истории в этом году
крупотоннажное грузовое судно прошло в восточном секторе Севморпути в
феврале. Традиционно транзитная навигация здесь завершается в ноябре и
вновь открывается только в июле. Из Собетты в Китай – самостоятельно,
без ледокольной проводки.
На вопрос, как вы это сделали, капитан Сергей Гень отвечает так, как
это обычно делают герои: "Для нас это работа. Все делается для того,
чтобы это были регулярные перевозки и не было эффекта "вау", чтобы люди
открывали новости и слышали, что столько-то тысяч тонн было перевезено
по Севморпути".
Новый этап развития Арктики, в котором мы сейчас находимся, его даже
нельзя сравнивать по масштабам с тем, что было в Советском Союзе.
"И это можно измерить очень простым показателем: грузопоток по
Северному морскому пути за последние шесть лет вырос в восемь раз и
достиг 33 миллионов тонн в прошлом году. Но самое главное, что
происходит, – это строительство нового грузового Арктического флота", –
отметил Владимир Панов, заместитель председателя Государственной
комиссии по развитию Арктики.
От точности и своевременности информации напрямую зависит
коммерческая скорость. Выдержат ли узлы и механизмы судов многодневное
движение в тяжелых условиях и на предельных нагрузках? А еще вопросы
экологии. Наши суда в Арктике научились даже обходить пути миграции
белых медведей. И для этого тоже необходим новый спутник. Большую часть
времени он проводит в апогее своей высокой орбиты. "Арктику-М" отлично
видно во всем Северном полушарии.