Царь-мост в Крым могли построить еще при Сталине
Автомобильная часть моста (слева) и железнодорожная (справа) должны были сливаться воедино уже над волнами пролива. Фото: kerch-most.ru
Но «вождь народов» решил сэкономить и обойтись паромной переправой
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ И СЛИШКОМ ДОРОГОЙ
В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Движение по мосту (он будет из двух параллельных путей: автомобильного и железнодорожного) обещают запустить в 2019 году.
А ведь строить мост из Тамани в Керчь собирались еще в послевоенном 1949 году.
В обсуждении проекта в 1949-м участвовал лично Сталин. Мост протяженностью 4 километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Он планировался двухуровневым - сооружение для СССР тех лет почти фантастическое. Стройка даже, как говорят, началась. Строители успели возвести по обоим берегам пролива не только временные сооружения, но и приступили к основному объекту.
- В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен бык - одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался один миллиард рублей в масштабе послевоенных цен, - вспоминал ветеран войны и труда Григорий Сирота, который в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так называлась стройка моста через пролив).
Но после возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для послевоенного бюджета СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро. Предстояло решить: строить в Крым мост или обойтись гораздо более дешевым вариантом - паромной переправой. Рассказывают, что инженеры пытались прорекламировать Сталину свое детище: «Это будет Царь-мост!» «Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив: «Ну, царя мы еще в 1917 году свергли». А узнав общую стоимость строительства моста (точная цифра так и осталась неизвестна), Сталин вынес вердикт: «Будем строить переправу». В 1954 году из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А мощный бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега.
ЦЕНА РАВНЯЛАСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ
- Реально ли было построить в 1949 году мост в Крым и сколько бы это стоило? - спрашиваю у историка архитектуры Николая Васильева.
- Проект моста через Керченский пролив 1949 года, конечно, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то что бы был невозможен, но его реализация была бы сопоставима с восстановлением разрушенных войной областных и республиканских центров - Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода... Инженерная задача и сейчас очень трудная, тогда же ее решение отняло бы огромные силы. По сложности это как первый раз построить метро или высотку. В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя - главной базы Черноморского флота. Мог ли проект быть реализован? Конечно, мог. При условии совсем другого масштаба внимания руководства СССР к Крыму.
- Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Украины и Крыма. Как вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, мог бы Хрущев принять другое решение?
- Решение Хрущева о передаче Крыма УССР имело много причин. Но большая экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, могла бы повлиять на решение Хрущева. Правда, лишь в том случае, если бы мост построили быстро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том небольшом количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит очень целесообразным. А железная дорога имела бы скорее военное, чем гражданское значение.
КСТАТИ
На плотину тоже сил не хватило
Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. Хотели построить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что после возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина могла это поправить. По ее верху планировалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог. Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на цены наших дней на него требовалось около 400 миллионов долларов. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано: «...временно отложить...»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Опоры проваливались в грунт»
- На самом деле Сталин проект Царь-моста в Крым поначалу одобрил, - рассказал «КП» свою версию старший сотрудник Крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. - Но когда начали устанавливать первые опоры моста, оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. Сколько специалисты ни старались, укрепить подпорки не получалось, ведь таких технологий, как сейчас, тогда не было. Поэтому после нескольких месяцев мороки проект свернули.
Справка «КП»
Гитлер уже и флажки завез...
Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. В СССР даже изготовили для него первые железные конструкции. Но война помешала выполнению планов. Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство моста (используя советские конструкции). Немцы собирались гнать по этой переправе в Германию нефть и зерно с Кавказа. Работы собирались закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже готовились к пуску первого поезда и даже завезли флажки со свастикой. Но наступление советских войск весной и летом 1944 года не позволило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались сотни тонн цемента и горы готовых к установке конструкций (и немецких, и советских - еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно - за 5 месяцев. Именно по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференции. Но укрепить мост не успели. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход, часть опор не выдержала и мост рухнул. Восстанавливать его не стали.
В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Движение по мосту (он будет из двух параллельных путей: автомобильного и железнодорожного) обещают запустить в 2019 году.
А ведь строить мост из Тамани в Керчь собирались еще в послевоенном 1949 году.
До 2002 года эскизы послевоенного проекта моста в Крым хранились в архивах под грифом «секретно». Его автором был известный инженер Борис Константинов - создатель Крымского моста (случайное ли совпадение?) в Москве.
В обсуждении проекта в 1949-м участвовал лично Сталин. Мост протяженностью 4 километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Он планировался двухуровневым - сооружение для СССР тех лет почти фантастическое. Стройка даже, как говорят, началась. Строители успели возвести по обоим берегам пролива не только временные сооружения, но и приступили к основному объекту.
- В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен бык - одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался один миллиард рублей в масштабе послевоенных цен, - вспоминал ветеран войны и труда Григорий Сирота, который в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так называлась стройка моста через пролив).
Но после возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для послевоенного бюджета СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро. Предстояло решить: строить в Крым мост или обойтись гораздо более дешевым вариантом - паромной переправой. Рассказывают, что инженеры пытались прорекламировать Сталину свое детище: «Это будет Царь-мост!» «Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив: «Ну, царя мы еще в 1917 году свергли». А узнав общую стоимость строительства моста (точная цифра так и осталась неизвестна), Сталин вынес вердикт: «Будем строить переправу». В 1954 году из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А мощный бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега.
Не забыли в проекте главное - гигантскую статую «вождя народов». Мост по сравнению с товарищем Сталиным - просто жердочка через ручей. Фото: kerch-most.ru
- Реально ли было построить в 1949 году мост в Крым и сколько бы это стоило? - спрашиваю у историка архитектуры Николая Васильева.
- Проект моста через Керченский пролив 1949 года, конечно, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то что бы был невозможен, но его реализация была бы сопоставима с восстановлением разрушенных войной областных и республиканских центров - Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода... Инженерная задача и сейчас очень трудная, тогда же ее решение отняло бы огромные силы. По сложности это как первый раз построить метро или высотку. В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя - главной базы Черноморского флота. Мог ли проект быть реализован? Конечно, мог. При условии совсем другого масштаба внимания руководства СССР к Крыму.
- Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Украины и Крыма. Как вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, мог бы Хрущев принять другое решение?
- Решение Хрущева о передаче Крыма УССР имело много причин. Но большая экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, могла бы повлиять на решение Хрущева. Правда, лишь в том случае, если бы мост построили быстро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том небольшом количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит очень целесообразным. А железная дорога имела бы скорее военное, чем гражданское значение.
Проект был оформлен по всем правилам: тяжеленный альбом с золотым тиснением. Фото: kerch-most.ru
На плотину тоже сил не хватило
Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. Хотели построить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что после возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина могла это поправить. По ее верху планировалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог. Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на цены наших дней на него требовалось около 400 миллионов долларов. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано: «...временно отложить...»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Опоры проваливались в грунт»
- На самом деле Сталин проект Царь-моста в Крым поначалу одобрил, - рассказал «КП» свою версию старший сотрудник Крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. - Но когда начали устанавливать первые опоры моста, оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. Сколько специалисты ни старались, укрепить подпорки не получалось, ведь таких технологий, как сейчас, тогда не было. Поэтому после нескольких месяцев мороки проект свернули.
Мост в разрезе: автотрасса на втором этаже, железная дорога - на первом. Фото: kerch-most.ru
Гитлер уже и флажки завез...
Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. В СССР даже изготовили для него первые железные конструкции. Но война помешала выполнению планов. Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство моста (используя советские конструкции). Немцы собирались гнать по этой переправе в Германию нефть и зерно с Кавказа. Работы собирались закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже готовились к пуску первого поезда и даже завезли флажки со свастикой. Но наступление советских войск весной и летом 1944 года не позволило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались сотни тонн цемента и горы готовых к установке конструкций (и немецких, и советских - еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно - за 5 месяцев. Именно по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференции. Но укрепить мост не успели. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход, часть опор не выдержала и мост рухнул. Восстанавливать его не стали.