Царь-мост в Крым могли построить еще при Сталине
Но «вождь народов» решил сэкономить и обойтись паромной переправой
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ И СЛИШКОМ ДОРОГОЙ 
В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Движение по мосту (он будет из двух параллельных путей: автомобильного и железнодорожного) обещают запустить в 2019 году.
А ведь строить мост из Тамани в Керчь собирались еще в послевоенном 1949 году.
В обсуждении проекта в 1949-м участвовал лично Сталин. Мост протяженностью 4 километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Он планировался двухуровневым - сооружение для СССР тех лет почти фантастическое. Стройка даже, как говорят, началась. Строители успели возвести по обоим берегам пролива не только временные сооружения, но и приступили к основному объекту.
- В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен бык - одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался один миллиард рублей в масштабе послевоенных цен, - вспоминал ветеран войны и труда Григорий Сирота, который в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так называлась стройка моста через пролив).
Но после возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для послевоенного бюджета СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро. Предстояло решить: строить в Крым мост или обойтись гораздо более дешевым вариантом - паромной переправой. Рассказывают, что инженеры пытались прорекламировать Сталину свое детище: «Это будет Царь-мост!» «Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив: «Ну, царя мы еще в 1917 году свергли». А узнав общую стоимость строительства моста (точная цифра так и осталась неизвестна), Сталин вынес вердикт: «Будем строить переправу». В 1954 году из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А мощный бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега.
  ЦЕНА РАВНЯЛАСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ
ЦЕНА РАВНЯЛАСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ 
- Реально ли было построить в 1949 году мост в Крым и сколько бы это стоило? - спрашиваю у историка архитектуры Николая Васильева.
- Проект моста через Керченский пролив 1949 года, конечно, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то что бы был невозможен, но его реализация была бы сопоставима с восстановлением разрушенных войной областных и республиканских центров - Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода... Инженерная задача и сейчас очень трудная, тогда же ее решение отняло бы огромные силы. По сложности это как первый раз построить метро или высотку. В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя - главной базы Черноморского флота. Мог ли проект быть реализован? Конечно, мог. При условии совсем другого масштаба внимания руководства СССР к Крыму.
- Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Украины и Крыма. Как вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, мог бы Хрущев принять другое решение?
- Решение Хрущева о передаче Крыма УССР имело много причин. Но большая экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, могла бы повлиять на решение Хрущева. Правда, лишь в том случае, если бы мост построили быстро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том небольшом количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит очень целесообразным. А железная дорога имела бы скорее военное, чем гражданское значение.
  КСТАТИ
КСТАТИ 
На плотину тоже сил не хватило
Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. Хотели построить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что после возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина могла это поправить. По ее верху планировалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог. Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на цены наших дней на него требовалось около 400 миллионов долларов. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано: «...временно отложить...»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Опоры проваливались в грунт»
- На самом деле Сталин проект Царь-моста в Крым поначалу одобрил, - рассказал «КП» свою версию старший сотрудник Крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. - Но когда начали устанавливать первые опоры моста, оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. Сколько специалисты ни старались, укрепить подпорки не получалось, ведь таких технологий, как сейчас, тогда не было. Поэтому после нескольких месяцев мороки проект свернули.
  Справка «КП»
Справка «КП» 
Гитлер уже и флажки завез...
Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. В СССР даже изготовили для него первые железные конструкции. Но война помешала выполнению планов. Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство моста (используя советские конструкции). Немцы собирались гнать по этой переправе в Германию нефть и зерно с Кавказа. Работы собирались закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже готовились к пуску первого поезда и даже завезли флажки со свастикой. Но наступление советских войск весной и летом 1944 года не позволило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались сотни тонн цемента и горы готовых к установке конструкций (и немецких, и советских - еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно - за 5 месяцев. Именно по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференции. Но укрепить мост не успели. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход, часть опор не выдержала и мост рухнул. Восстанавливать его не стали.
В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Движение по мосту (он будет из двух параллельных путей: автомобильного и железнодорожного) обещают запустить в 2019 году.
А ведь строить мост из Тамани в Керчь собирались еще в послевоенном 1949 году.
До 2002 года эскизы послевоенного проекта моста в Крым хранились в  архивах под грифом «секретно». Его автором был известный инженер Борис Константинов - создатель Крымского моста (случайное ли совпадение?) в Москве.
В обсуждении проекта в 1949-м участвовал лично Сталин. Мост протяженностью 4 километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Он планировался двухуровневым - сооружение для СССР тех лет почти фантастическое. Стройка даже, как говорят, началась. Строители успели возвести по обоим берегам пролива не только временные сооружения, но и приступили к основному объекту.
- В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен бык - одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался один миллиард рублей в масштабе послевоенных цен, - вспоминал ветеран войны и труда Григорий Сирота, который в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так называлась стройка моста через пролив).
Но после возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста оказалось слишком дорогим для послевоенного бюджета СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро. Предстояло решить: строить в Крым мост или обойтись гораздо более дешевым вариантом - паромной переправой. Рассказывают, что инженеры пытались прорекламировать Сталину свое детище: «Это будет Царь-мост!» «Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив: «Ну, царя мы еще в 1917 году свергли». А узнав общую стоимость строительства моста (точная цифра так и осталась неизвестна), Сталин вынес вердикт: «Будем строить переправу». В 1954 году из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А мощный бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега.
Не забыли в проекте главное - гигантскую статую  «вождя народов». Мост по сравнению с товарищем Сталиным - просто  жердочка через ручей. Фото: kerch-most.ru 
- Реально ли было построить в 1949 году мост в Крым и сколько бы это стоило? - спрашиваю у историка архитектуры Николая Васильева.
- Проект моста через Керченский пролив 1949 года, конечно, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то что бы был невозможен, но его реализация была бы сопоставима с восстановлением разрушенных войной областных и республиканских центров - Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода... Инженерная задача и сейчас очень трудная, тогда же ее решение отняло бы огромные силы. По сложности это как первый раз построить метро или высотку. В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя - главной базы Черноморского флота. Мог ли проект быть реализован? Конечно, мог. При условии совсем другого масштаба внимания руководства СССР к Крыму.
- Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Украины и Крыма. Как вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, мог бы Хрущев принять другое решение?
- Решение Хрущева о передаче Крыма УССР имело много причин. Но большая экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, могла бы повлиять на решение Хрущева. Правда, лишь в том случае, если бы мост построили быстро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том небольшом количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит очень целесообразным. А железная дорога имела бы скорее военное, чем гражданское значение.
Проект был оформлен по всем правилам: тяжеленный альбом с золотым тиснением. Фото: kerch-most.ru 
На плотину тоже сил не хватило
Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. Хотели построить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что после возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина могла это поправить. По ее верху планировалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог. Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на цены наших дней на него требовалось около 400 миллионов долларов. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано: «...временно отложить...»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Опоры проваливались в грунт»
- На самом деле Сталин проект Царь-моста в Крым поначалу одобрил, - рассказал «КП» свою версию старший сотрудник Крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. - Но когда начали устанавливать первые опоры моста, оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. Сколько специалисты ни старались, укрепить подпорки не получалось, ведь таких технологий, как сейчас, тогда не было. Поэтому после нескольких месяцев мороки проект свернули.
Мост в разрезе: автотрасса  на втором этаже, железная дорога -  на первом.  Фото: kerch-most.ru 
Гитлер уже и флажки завез...
Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. В СССР даже изготовили для него первые железные конструкции. Но война помешала выполнению планов. Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство моста (используя советские конструкции). Немцы собирались гнать по этой переправе в Германию нефть и зерно с Кавказа. Работы собирались закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже готовились к пуску первого поезда и даже завезли флажки со свастикой. Но наступление советских войск весной и летом 1944 года не позволило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались сотни тонн цемента и горы готовых к установке конструкций (и немецких, и советских - еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно - за 5 месяцев. Именно по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференции. Но укрепить мост не успели. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход, часть опор не выдержала и мост рухнул. Восстанавливать его не стали.
 
