пятница, 28 февраля 2020 г.
среда, 26 февраля 2020 г.
Сработают ли 200 000 новых рабочих мест?
На международном IX форуме «Арктика: настоящее и будущее» в декабре 2019-го обсудили, какие новые виды поддержки планируют внедрить для Арктики.
По оценке геологической службы США, российская арктическая зона — самая богатая. Особенно перспективным американцы считают район Карского моря, где, по их предположению, залегает четверть всех неразведанных запасов планеты.Александр Иванов, участник форума «Арктика: настоящее и будущее»
«Сегодня в России создано министерство и государственная комиссия по развитию Арктики, учрежден профессиональный праздник — День полярника. Еще пять лет назад об этом можно было только говорить. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать, впереди напряженная работа», — сказал Артур Чилингаров, президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
Всё сводится к программе повышения качества жизни «На Севере — жить». По словам заместителя министра Александра Крутикова, льготы стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года обеспечат 200 тысяч новых рабочих мест, а инвестиции в модернизацию региона составят 15 трлн рублей.
Кстати вот здесь мы писали, как глава Мурманской области Андрей Чибис раздавал жителям Апатитов и Кировска толстовки с лозунгом «На Севере — жить!»
Форум прошёл с 5 по 7 декабря, а уже на заседании правительства 27 декабря правительство Мурманской области утвердило стратегический план по программе на 10 лет («На Севере — жить.2030»). Интересно, что главным показателем качества жизни выбрали именно численность населения. Работу по проекту будут вести в четырёх направлениях:
- повышение рождаемости,
- увеличение числа переездов в Мурманскую область из других регионов,
- снижение смертности,
- числа отъездов из Заполярья.
О чём ещё говорили на форуме?
- Власти Архангельской области создают центр арктической медицины на базе Северного Государственного медуниверситета.
- Для поддержки малых коренных народов в Арктике Красноярского края запустят пилотный проект этнопоселков. Власти намерены поддерживать традиционные подходы местных жителей к производствам, чтобы сохранить их культуру, и окажут адресную помощь оленеводам (раньше она была по заявлениям).
- В Красноярском крае продолжают формировать индустриальный проект «Енисейская Сибирь», который должен дать до 25 тысяч новых рабочих мест.
- В Ямале доходы от масштабных проектов по добыче полезных ископаемых направляют на расселение аварийного жилья, которое планируется сделать в течение 5 лет.
Также на форуме Валентина Пивненко, первый зампредседателя комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, подчеркнула, что Государственная Дума заинтересована в продвижении инициатив нового пакета документов по развитию Арктической зоны.
Виновата Арктика: синоптики объяснили причину аномально теплой зимы
С капризами «небесной канцелярии» столкнулись в этом году не только в России, но и в США и странах Европы.
Американские метеорологи из Weather Underground и Weather Tiger LLC назвали свою версию аномально теплой зимы в России, сообщают «РИА Новости». Одновременно они объяснили странности погоды нынешнего сезона и в США.
Ученые считают, что во всех аномалиях виновата Арктика – в районе Северного полюса сложилась крайне устойчивая область низкого давления. Обычно ветры перемещают холодный воздух на юг, принося в разные страны снегопады и морозы, но в этом году у них этого сделать не получилось. В итоге холода оказались заперты в одном месте. Природная аномалия оказала влияние на погоду не только в России, но и в США, где нынешняя зима может стать самой теплой за последние 140 лет, а также в Канаде и на севере Европы.
А вот, что заблокировало холодные массы на Северном полюсе и как долго они будут там находиться, ученые пока понять не могут.
Ранее российские синоптики назвали причины аномально теплой зимы в нашей стране. По их мнению, в этом году в атмосфере не сформировался «сибирский максимум».
В Арктике планируют запретить использование флотского мазута
Использование флотского мазута в Арктике может оказаться под запретом в течение ближайших лет. Рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений (PPR) Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к приложению I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью».
Изменения были представлены и приняты на пленарном заседании комитета в Лондоне. Ожидается, что запрет вступит в силу с 1 июля 2024 года, исключение составят суда, имеющие двойной корпус, они смогут использовать мазут до июля 2029 года.
Флотам стран с арктическим побережьем (Россия, Канада и другие) также продлён срок использования мазута до 2029 года в связи с тем, что они обеспечивают северный завоз. Правила выдачи таких разрешений будут определены Международной морской организацией дополнительно.
«Наша страна может показать пример ухода от использования любых нефтепродуктов в качестве судового топлива в Арктике уже в ближайшие годы. Так, по нашим оценкам, доля транзитных судовых перевозок по СМП на сжиженном природном газе (СПГ) в 2019 году составила 43%, такого показателя в Арктике пока и близко никто не достиг. Важно подчеркнуть, что переход на СПГ не только исключает риски нефтеразливов, но и существенно снижает выбросы загрязняющих веществ и сажи в атмосферу. Таким образом, весь набор экологических преимуществ от перехода на СПГ может сделать судоходство по СМП более конкурентным»», — прокомментировал Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса.
Он отметил, что около 75% всего топлива, которое сейчас используется в арктическом судоходстве, — это флотский мазут. Его разливы наносят огромный вред коренным народам Арктики и морским экосистемам: гибнут птицы, рыбы, звери. Судовое остаточное топливо очень медленно разлагается в холодных водах, и от него практически невозможно избавиться в случае разлива. Кроме того, использование мазута приводит к выбросам большого объёма таких загрязнителей, как оксид серы и твёрдые сажевые частицы («чёрный углерод»). По этим причинам использование судового остаточного топлива уже запретили в Антарктике.
На Новой Земле появится визит-центр для туристов
Первый визит-центр для туристов на мысе Желания архипелага Новая Земля будет открыт летом 2020 года. Об этом ТАСС рассказал директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.
«Это будет первый визит-центр нацпарка на Новой Земле. В этом году очень большой интерес туристов к посещению мыса Желания», — сказал Кирилов.
По его словам, центр будет находиться в одной из построек бывшей метеостанции. Это деревянное здание раньше использовалось как тракторный склад. Его территория очищена от мусора, постройка уже частично восстановлена, строительные работы продолжаются. После открытия здесь разместится выставка о Новой Земле и мысе Желания, а также почтовое отделение, чтобы путешественники могли отправлять открытки.
В нацпарке ожидают рекордный приток туристов этим летом. Обычно к архипелагу прибывают два-три круизных судна, в сумме около 200 посетителей. В этом году число судов может увеличиться до восьми, это 600-700 человек. «Всего на наши архипелаги ожидается 19 судозаходов. К нам заходят компании, которые раньше не ходили — это Endurance, из новых судов, кроме National Geographic, это Greg Mortimer. Это новые суда, построенные для Арктики и Антарктики, и первыми рейсами пойдут на Землю Франца-Иосифа на территорию "Русской Арктики"», — пояснил собеседник агентства.
Он добавил, что в 2019 году нацпарк посетили 1306 туристов. В этом году их число должно вырасти до двух тысяч.
«Это будет первый визит-центр нацпарка на Новой Земле. В этом году очень большой интерес туристов к посещению мыса Желания», — сказал Кирилов.
По его словам, центр будет находиться в одной из построек бывшей метеостанции. Это деревянное здание раньше использовалось как тракторный склад. Его территория очищена от мусора, постройка уже частично восстановлена, строительные работы продолжаются. После открытия здесь разместится выставка о Новой Земле и мысе Желания, а также почтовое отделение, чтобы путешественники могли отправлять открытки.
В нацпарке ожидают рекордный приток туристов этим летом. Обычно к архипелагу прибывают два-три круизных судна, в сумме около 200 посетителей. В этом году число судов может увеличиться до восьми, это 600-700 человек. «Всего на наши архипелаги ожидается 19 судозаходов. К нам заходят компании, которые раньше не ходили — это Endurance, из новых судов, кроме National Geographic, это Greg Mortimer. Это новые суда, построенные для Арктики и Антарктики, и первыми рейсами пойдут на Землю Франца-Иосифа на территорию "Русской Арктики"», — пояснил собеседник агентства.
Он добавил, что в 2019 году нацпарк посетили 1306 туристов. В этом году их число должно вырасти до двух тысяч.
Студенческие стройотряды готовы участвовать в развитии Арктики
Минвостокразвития РФ планирует отладить вопросы привлечения
студенческих отрядов к работе на проектах крупных российских компаний в
Арктической зоне РФ.
Замглавы министерства Александр Крутиков провел встречу с представителями властей арктических регионов, крупных компаний, в числе которых Роснефть, «Газпром нефть», «Газпром», «Норникель», «НОВАТЭК», и командиром Центрального штаба общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Михаилом Киселевым.
Проработать вопрос привлечения студентов на стройки в Арктической зоне поручил в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин по итогам встречи со студенческим активом. По словам Михаила Киселева, молодежь из студотрядов была задействована на крупнейших российских стройках, в том числе при подготовке объектов Олимпиады в Сочи, Универсиад в Казани и Красноярске и многих других. С учетом больших планов по развитию Арктики студенты заинтересованы в работе там.
Напомним, Ямал традиционно принимает студенческие отряды с 70-х годов прошлого века. На территории автономного округа работали студотрядовцы из Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Томской, Архангельской, Омской, Кировской, Нижегородской и Курской областей. Приезжали также бойцы из Алтайского края, Удмуртии, Санкт-Петербурга, Пермского края, Республики Татарстан, Луганской области (Украина) и других территорий. В разные годы на Ямале трудились от 200 до 1600 студентов.
Замглавы министерства Александр Крутиков провел встречу с представителями властей арктических регионов, крупных компаний, в числе которых Роснефть, «Газпром нефть», «Газпром», «Норникель», «НОВАТЭК», и командиром Центрального штаба общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Михаилом Киселевым.
Проработать вопрос привлечения студентов на стройки в Арктической зоне поручил в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин по итогам встречи со студенческим активом. По словам Михаила Киселева, молодежь из студотрядов была задействована на крупнейших российских стройках, в том числе при подготовке объектов Олимпиады в Сочи, Универсиад в Казани и Красноярске и многих других. С учетом больших планов по развитию Арктики студенты заинтересованы в работе там.
«Уже примерно понятен список объектов, куда можно будет привлекать студентов. Есть воля государства поддерживать студентов, к тому же и отчисления по страховым взносам в случае привлечения студотрядов ниже. Надо просто, чтобы воля была и непосредственно в регионах у тех, кто отвечает за эти стройки. У меня просьба к регионам. Речь же о студентах, молодых россиянах, которые хотят сделать что-то полезное для страны, причем в той сфере, куда сегодня не все молодые люди стремятся. Это надо поддерживать, и не по указке сверху, а с пониманием, что это правильно с точки зрения политики государства», — сказал Александр Крутиков.Представители компаний заверили на совещании в готовности взаимодействия со студенческими отрядами, — сообщает пресс-служба Минвостокразвития РФ. Они заинтересованы приглашать молодежь не только в качестве разнорабочих, но и на специализированные стройки, и в качестве медицинских сотрудников.
Напомним, Ямал традиционно принимает студенческие отряды с 70-х годов прошлого века. На территории автономного округа работали студотрядовцы из Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Томской, Архангельской, Омской, Кировской, Нижегородской и Курской областей. Приезжали также бойцы из Алтайского края, Удмуртии, Санкт-Петербурга, Пермского края, Республики Татарстан, Луганской области (Украина) и других территорий. В разные годы на Ямале трудились от 200 до 1600 студентов.
«Наш регион обустраивался силами молодых людей из стройотрядов со всей страны — это исторический факт. Именно тогда Ямал стал лучшим местом, где можно реализовать свой потенциал, где старшие доверяли молодому поколению решение самых сложных задач. Труд бойцов студенческих отрядов востребован и сегодня, ведь в округе реализуются уникальные промышленные и инфраструктурные проекты, и опыт работы в команде, на Крайнем Севере закаляют характер необыкновенно», — отметил губернатор автономного округа Дмитрий Артюхов.
Проект вертолета для Арктики почти готов
Вертолет будут использовать для освоения месторождений «Газпрома» на континентальном шельфе
Разработку
вертолета для работы в Арктике завершают «Вертолеты России» и
«Газпром», сообщил ТАСС замначальника управления газового холдинга
Владимир Димитров в рамках международного арктического саммита «Арктика и
шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие».
«Вертолеты
России» и «Газпром» подписали в мае 2017 года соглашение о намерениях
по созданию вертолетов морского предназначения типа Ми-171А2. Машины
будут использоваться для освоения месторождений «Газпрома» на
континентальном шельфе.
«По
поручению Дмитрия Рогозина, который тогда исполнял обязанности
председателя госкомиссии по Арктике, была создана совместная рабочая
группа по разработке офшорного вертолета, в которую вошли сотрудники
„Газпрома“. Был проведен полный аудит всех предприятий холдинга
„Вертолеты России“, мы поняли, что компания имеет необходимый потенциал
для создания нужной машины. На сегодняшний день „Вертолеты России“ при
участии специалистов рабочей группы завершают проект вертолета последней
модификации, которая называется Ми-171А3», — сказал Димитров.
По
его словам, вертолет будет соответствовать всем необходимым требованиям
безопасности при офшорных (над морем) полетах на арктическом шельфе.
Вертолет сможет перевозить группы специалистов, грузы, а также
осуществлять спасательные операции над морем. Машина оснащена
интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом бортового
оборудования КБО-17, который позволяет эксплуатировать машину без
присутствия инженера в составе экипажа
Не обожгитесь – Арктика! Нервозность климата под контролем «Полярной звезды»
Агентство Bloomberg со ссылкой на американских ученых из Weather
Underground и Weather Tiger LLC сообщает, что нынешняя аномально теплая
зима в России, в странах Европы и США объясняется необычной ситуацией в
Арктике.
Все дело - в сформировавшейся необычано устойчивой областью низкого давления в районе Северного полюса. Из-за нее ветры, которые обычно «отправляют» холодный воздух на юг, оказались буквально заперты в одном месте. Они циркулируют на самом севере планеты и не попадают в южные районы.
Такая ситуация привела к тому, что в США температура оказалась выше средней на 3 градуса. По данным местных метеорологов, если аномальная ситуация продлится до конца февраля, то нынешняя зима станет самой теплой в Соединенных Штатах за последний 141 год. Аналогичная ситуация складывается в Европе, восточной части Канады, а также большей части России. Ученые пока не выяснили, что стало причиной аномалии.
В том числе и на этот вопрос должна ответить начавшаяся пять месяцев назад, 20 сентября 2019 года, крупнейшая за всю историю изучения и освоения Арктики научная экспедиция на немецком ледоколе Polarstern («Полярная звезда»). Сейчас Polarstern, вмерзший в паковый лед, дрейфует в районе Северного полюса. Проект получил название MOSAiC (The Multi-Disciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate program – «Многопрофильная дрейфующая обсерватория по программе изучения арктического климата»).
Презентации этой уникальной исследовательской экспедиции была посвящена традиционная зимняя встреча, организованная московским бюро Объединения им. Гельмгольца (Германия). Президент Объединения им. Гельмгольца профессор Отмар Вистлер подчеркивает: «Мы уже получили огромный массив данных, касающихся проблемы изменения климата… Но науку не ледоколы делают, а ученые, светлые головы».
Горячая Арктика
Экспедиция на одном из самых современных исследовательских ледоколов «Полярная звезда» рассчитана на год. На борту медленно вползающего в льды Центральной Арктики судна трудится команда ученых, 100 человек из 17 стран. Каждые два месяца – пересменка.
В исследовательском консорциуме под руководством Института им. Альфреда Вегенера, германского центра полярных и морских исследований, совместно работают более 70 институтов. Бюджет MOSAiC – 140 млн евро. Зачем все это?
«То, что происходит в Арктике с изменением климата, не остается только там. Арктика представляет собой «большую кухню» и для погоды в Центральной Европе. Мы – возможно, последнее поколение, которое наблюдает Арктику, покрытую льдом круглогодично», – подчеркнул в интервью журналу Helmholtz Perspektiven руководитель экспедиции, специалист по физике атмосферы Маркус Рекс.
Уже имеющиеся экспериментальные данные действительно не слишком оптимистичны. «Мы существенно теряем лед в Арктике, – подчеркивает член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Сергей Гулев. – За 40 лет количество льда сократилось на 30%».
«Все может прийти к тому, что ледяной покров в Арктике станет сезонным. Если бы растаяли льды Гренландии, уровень Мирового океана поднялся бы на семь метров», – подчеркивал директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (Росгидромет) Владимир Катцов. И по словам Катцова, с середины ХХ века большая часть глобального потепления связана с антропогенным воздействием.
Научных проблем в Арктике хватает. В общем, хотелось бы лучше понять влияние происходящих в Арктическом регионе изменений на глобальный климат. «Если дело так пойдет дальше, то во второй половине столетия мы сможем из порта Гамбурга дойти под парусом до Северного полюса и открыть там бутылку шампанского», – невесело шутит Маркус Рекс.
Океан и Россия
«Наблюдаемый климат изменяется, – резюмирует Сергей Гулев. – Средняя глобальная температура за 100 лет выросла на один градус. Эти изменения выводят климатическую систему из равновесия: 2002 год – наводнение в Германии; 2003 и 2010 годы – волны тепла во Франции и России.
Но самое главное – это изменение происходит неравномерно. Так, в среднем по России температура выросла на 1,3 градуса за 100 лет...» Это явление получило уже и специальное название – «нервозность климата». Естественно, что нервничают и люди, и есть от чего.
По словам Гулева, на 86% нынешнее потепление – это потепление океана. На всех глубинах до 2000 м его теплосодержание растет. И это критически важно. В среднем по планете динамика роста уровня океана составляет 3 мм в год, регионально этот показатель может составлять до 6–7 мм в год. И динамика этого показателя усиливается. (Замеры производятся с 1880 года.)
В регионах, относящихся к Арктике, добывается 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На долю Арктики приходится более трети российской добычи рыбы и морепродуктов и около 20% производства рыбных консервов.
«Отступление вечной мерзлоты – это очень важный показатель для оценки
устойчивости территории России, – подчеркивает Сергей Гулев. – Вся
инфраструктура в Арктике опиралась на устойчивость вечной мерзлоты. И
это важно для планирования хозяйственной деятельности». Это не просто
общие фразы, констатация очевидного. К северу от полярного круга
расположено 20% (3 млн кв. км) территории России… В Российской Арктике
живет около 2,5 млн человек, и это, как ни странно, преимущественно
городское население.
И все эти процессы, актуальные и потенциальные, надо исследовать. Скажем, Германия и Франция в 2024 году специально для изучения вечной мерзлоты готовятся запустить спутник. Но одно ясно уже сейчас: вечная мерзлота деградирует. Вопрос только в том, какова динамика этого процесса. Как отметил Владимир Катцов, «сама наука адаптируется к изменениям климата: «Сейчас невозможно подобрать подходящую льдину для научной полярной станции. Приходится создавать искусственную дрейфующую платформу». И в 2019 году в России началось строительство своей «искусственной льдины» – дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Она рассчитана на 34 ученых и 14 членов экипажа. Очень похоже на Polarstern, только в уменьшенном масштабе.
Каковы стратегии поведения государства в арктическом макрорегионе? От научных экспедиций, подобных MOSAiC, политики, бизнес и общество ждут конкретных рекомендаций, обоснованных прогнозов. Как заметил на конференции Московского бюро Объединения им. Гельмгольца государственный секретарь Федерального министерства образования и научных исследований Германии Вольф-Дитер Лукас, «люди нуждаются не в панических выкриках, а в объяснениях».
Без суперкомпьютеров и математических моделей с этой задачей не справиться…
Погода с точностью до гектара
«Моделирование климата – это самое дорогое упражнение для современных компьютеров», – замечает Сергей Гулев. Судя по всему, Германия может себе такое позволить. По крайней мере на презентации MOSAiC специалист Центра им. Гельмгольца по исследованию окружающей среды Георг Тойч заявил: «Мы можем, наблюдая потоки энергии и массы, строить модели с привязкой к любому региону мира с разрешением 1–3 км. Мы можем на 80–100 лет предсказывать температуры, урожаи, запыленность. Модели могут имитировать сотни вариантов развития событий в зависимости от исходных данных».
По словам Георга Тойча, спутниковые данные позволяют получить разрешение до одного конкретного поля и даже до отдельной борозды на этом поле. Обработка этих данных производится сегодня, конечно, с использованием возможностей систем искусственного интеллекта. Логика такая: надо готовиться к изменениям климата как можно раньше: это проще и дешевле. Но, не зная причин, ни о какой адаптации к климатическим изменениям говорить не приходится.
Вообще на конференции Объединения им. Гельмгольца приводились результаты математического моделирования, которые впечатляют. Например, матмодели сегодня позволяют одновременно анализировать состояние 3–4 млрд деревьев! То же самое – относительно моделирования экологического статуса городов: как функционируют зеленые насаждения в городских условиях. Причем можно проследить историю отдельных деревьев за 100 лет…
Есть и еще одна проблема, особенно чувствительная для России с ее огромным шельфом.
«На арктическом шельфе существуют зоны активного выброса метана, – подчеркивает член-корреспондент РАН, руководитель геологического направления Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Леопольд Лобковский. – Происходит нагрев толщи многолетнемерзлых пород – отсюда и выбросы метана из газогидратов».
Так, за последние 10 лет температура воздуха над восточно-сибирским шельфом увеличилась на 5 градусов. «Потепление может быть связано и с разрушением берегов, с выбросом метана, – поясняет Леопольд Лобковский. – Некоторые общие оценки: вся почва – это примерно 1400 гигатонн метана, одна гигатонна – это миллиард тонн. Подводная мерзлота восточно-сибирского шельфа оценивается в 1400 гигатонн газогидрата. Это на два порядка больше, чем метана в атмосфере. Два порядка! И если даже выделяется 0,01 – это уже сравнимо с тем, что сегодня находится в атмосфере. Это очень большой потенциал».
Самое интригующее – вполне может быть, что деятельность человека здесь ни при чем. Просто 10 тыс. лет назад нынешний шельф был сушей со средней температурой грунта минус 17 градусов. Затем океан поднялся, температура повысилась до минус 1 градуса, и метан стал «газить». «Это одна из возможных причин потепления в Арктике», – отмечает Леопольд Лобковский.
Как бы там ни было, но однозначного ответа на вопрос – насколько во всех этих климатических изменениях повинен антропогенный фактор? – до сих пор не может дать ни одна математическая модель. Дело здесь, возможно, в масштабе.
Да, действительно, с 1500 года концентрация углекислого газа в атмосфере возросла очень сильно. На больших масштабах времени, по-видимому, основную роль играет изменение орбитальных параметров Земли – наклон оси, например. Уже в историческое время мамонты ходили на остров Врангеля, там было тепло! А на картинах Брейгеля, XVI век, жители Нидерландов катаются на коньках по замерзшим каналам.
Но на масштабах нескольких столетий трудно исключить влияние хозяйственной деятельности человека. «Без учета антропогенного воздействия современные модели климата не способны объяснить наблюдаемые экспериментальные данные», – констатирует Сергей Гулев…
Впрочем, на бытовом уровне пафос, конечно снижается. «Мы, кто живет в вечной мерзлоте, относимся к этому более спокойно, – заверила всех участников презентации президент Северо-Восточного федерального университета Евгения Михайлова. – Проблемы мы не отметаем, но и не драматизируем». Адаптация, о которой говорили ученые, в действии.
Все дело - в сформировавшейся необычано устойчивой областью низкого давления в районе Северного полюса. Из-за нее ветры, которые обычно «отправляют» холодный воздух на юг, оказались буквально заперты в одном месте. Они циркулируют на самом севере планеты и не попадают в южные районы.
Такая ситуация привела к тому, что в США температура оказалась выше средней на 3 градуса. По данным местных метеорологов, если аномальная ситуация продлится до конца февраля, то нынешняя зима станет самой теплой в Соединенных Штатах за последний 141 год. Аналогичная ситуация складывается в Европе, восточной части Канады, а также большей части России. Ученые пока не выяснили, что стало причиной аномалии.
В том числе и на этот вопрос должна ответить начавшаяся пять месяцев назад, 20 сентября 2019 года, крупнейшая за всю историю изучения и освоения Арктики научная экспедиция на немецком ледоколе Polarstern («Полярная звезда»). Сейчас Polarstern, вмерзший в паковый лед, дрейфует в районе Северного полюса. Проект получил название MOSAiC (The Multi-Disciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate program – «Многопрофильная дрейфующая обсерватория по программе изучения арктического климата»).
Презентации этой уникальной исследовательской экспедиции была посвящена традиционная зимняя встреча, организованная московским бюро Объединения им. Гельмгольца (Германия). Президент Объединения им. Гельмгольца профессор Отмар Вистлер подчеркивает: «Мы уже получили огромный массив данных, касающихся проблемы изменения климата… Но науку не ледоколы делают, а ученые, светлые головы».
Горячая Арктика
Экспедиция на одном из самых современных исследовательских ледоколов «Полярная звезда» рассчитана на год. На борту медленно вползающего в льды Центральной Арктики судна трудится команда ученых, 100 человек из 17 стран. Каждые два месяца – пересменка.
В исследовательском консорциуме под руководством Института им. Альфреда Вегенера, германского центра полярных и морских исследований, совместно работают более 70 институтов. Бюджет MOSAiC – 140 млн евро. Зачем все это?
«То, что происходит в Арктике с изменением климата, не остается только там. Арктика представляет собой «большую кухню» и для погоды в Центральной Европе. Мы – возможно, последнее поколение, которое наблюдает Арктику, покрытую льдом круглогодично», – подчеркнул в интервью журналу Helmholtz Perspektiven руководитель экспедиции, специалист по физике атмосферы Маркус Рекс.
Уже имеющиеся экспериментальные данные действительно не слишком оптимистичны. «Мы существенно теряем лед в Арктике, – подчеркивает член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Сергей Гулев. – За 40 лет количество льда сократилось на 30%».
«Все может прийти к тому, что ледяной покров в Арктике станет сезонным. Если бы растаяли льды Гренландии, уровень Мирового океана поднялся бы на семь метров», – подчеркивал директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (Росгидромет) Владимир Катцов. И по словам Катцова, с середины ХХ века большая часть глобального потепления связана с антропогенным воздействием.
Научных проблем в Арктике хватает. В общем, хотелось бы лучше понять влияние происходящих в Арктическом регионе изменений на глобальный климат. «Если дело так пойдет дальше, то во второй половине столетия мы сможем из порта Гамбурга дойти под парусом до Северного полюса и открыть там бутылку шампанского», – невесело шутит Маркус Рекс.
Океан и Россия
«Наблюдаемый климат изменяется, – резюмирует Сергей Гулев. – Средняя глобальная температура за 100 лет выросла на один градус. Эти изменения выводят климатическую систему из равновесия: 2002 год – наводнение в Германии; 2003 и 2010 годы – волны тепла во Франции и России.
Но самое главное – это изменение происходит неравномерно. Так, в среднем по России температура выросла на 1,3 градуса за 100 лет...» Это явление получило уже и специальное название – «нервозность климата». Естественно, что нервничают и люди, и есть от чего.
По словам Гулева, на 86% нынешнее потепление – это потепление океана. На всех глубинах до 2000 м его теплосодержание растет. И это критически важно. В среднем по планете динамика роста уровня океана составляет 3 мм в год, регионально этот показатель может составлять до 6–7 мм в год. И динамика этого показателя усиливается. (Замеры производятся с 1880 года.)
В регионах, относящихся к Арктике, добывается 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На долю Арктики приходится более трети российской добычи рыбы и морепродуктов и около 20% производства рыбных консервов.
Ледокол Polarstern фактически стал ядром исследовательского городка, созданного вокруг него. Иллюстрация © Helmholtz Perspektiven. 2020 |
И все эти процессы, актуальные и потенциальные, надо исследовать. Скажем, Германия и Франция в 2024 году специально для изучения вечной мерзлоты готовятся запустить спутник. Но одно ясно уже сейчас: вечная мерзлота деградирует. Вопрос только в том, какова динамика этого процесса. Как отметил Владимир Катцов, «сама наука адаптируется к изменениям климата: «Сейчас невозможно подобрать подходящую льдину для научной полярной станции. Приходится создавать искусственную дрейфующую платформу». И в 2019 году в России началось строительство своей «искусственной льдины» – дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Она рассчитана на 34 ученых и 14 членов экипажа. Очень похоже на Polarstern, только в уменьшенном масштабе.
Каковы стратегии поведения государства в арктическом макрорегионе? От научных экспедиций, подобных MOSAiC, политики, бизнес и общество ждут конкретных рекомендаций, обоснованных прогнозов. Как заметил на конференции Московского бюро Объединения им. Гельмгольца государственный секретарь Федерального министерства образования и научных исследований Германии Вольф-Дитер Лукас, «люди нуждаются не в панических выкриках, а в объяснениях».
Без суперкомпьютеров и математических моделей с этой задачей не справиться…
Погода с точностью до гектара
«Моделирование климата – это самое дорогое упражнение для современных компьютеров», – замечает Сергей Гулев. Судя по всему, Германия может себе такое позволить. По крайней мере на презентации MOSAiC специалист Центра им. Гельмгольца по исследованию окружающей среды Георг Тойч заявил: «Мы можем, наблюдая потоки энергии и массы, строить модели с привязкой к любому региону мира с разрешением 1–3 км. Мы можем на 80–100 лет предсказывать температуры, урожаи, запыленность. Модели могут имитировать сотни вариантов развития событий в зависимости от исходных данных».
По словам Георга Тойча, спутниковые данные позволяют получить разрешение до одного конкретного поля и даже до отдельной борозды на этом поле. Обработка этих данных производится сегодня, конечно, с использованием возможностей систем искусственного интеллекта. Логика такая: надо готовиться к изменениям климата как можно раньше: это проще и дешевле. Но, не зная причин, ни о какой адаптации к климатическим изменениям говорить не приходится.
Вообще на конференции Объединения им. Гельмгольца приводились результаты математического моделирования, которые впечатляют. Например, матмодели сегодня позволяют одновременно анализировать состояние 3–4 млрд деревьев! То же самое – относительно моделирования экологического статуса городов: как функционируют зеленые насаждения в городских условиях. Причем можно проследить историю отдельных деревьев за 100 лет…
Есть и еще одна проблема, особенно чувствительная для России с ее огромным шельфом.
«На арктическом шельфе существуют зоны активного выброса метана, – подчеркивает член-корреспондент РАН, руководитель геологического направления Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Леопольд Лобковский. – Происходит нагрев толщи многолетнемерзлых пород – отсюда и выбросы метана из газогидратов».
Так, за последние 10 лет температура воздуха над восточно-сибирским шельфом увеличилась на 5 градусов. «Потепление может быть связано и с разрушением берегов, с выбросом метана, – поясняет Леопольд Лобковский. – Некоторые общие оценки: вся почва – это примерно 1400 гигатонн метана, одна гигатонна – это миллиард тонн. Подводная мерзлота восточно-сибирского шельфа оценивается в 1400 гигатонн газогидрата. Это на два порядка больше, чем метана в атмосфере. Два порядка! И если даже выделяется 0,01 – это уже сравнимо с тем, что сегодня находится в атмосфере. Это очень большой потенциал».
Самое интригующее – вполне может быть, что деятельность человека здесь ни при чем. Просто 10 тыс. лет назад нынешний шельф был сушей со средней температурой грунта минус 17 градусов. Затем океан поднялся, температура повысилась до минус 1 градуса, и метан стал «газить». «Это одна из возможных причин потепления в Арктике», – отмечает Леопольд Лобковский.
Как бы там ни было, но однозначного ответа на вопрос – насколько во всех этих климатических изменениях повинен антропогенный фактор? – до сих пор не может дать ни одна математическая модель. Дело здесь, возможно, в масштабе.
Да, действительно, с 1500 года концентрация углекислого газа в атмосфере возросла очень сильно. На больших масштабах времени, по-видимому, основную роль играет изменение орбитальных параметров Земли – наклон оси, например. Уже в историческое время мамонты ходили на остров Врангеля, там было тепло! А на картинах Брейгеля, XVI век, жители Нидерландов катаются на коньках по замерзшим каналам.
Но на масштабах нескольких столетий трудно исключить влияние хозяйственной деятельности человека. «Без учета антропогенного воздействия современные модели климата не способны объяснить наблюдаемые экспериментальные данные», – констатирует Сергей Гулев…
Впрочем, на бытовом уровне пафос, конечно снижается. «Мы, кто живет в вечной мерзлоте, относимся к этому более спокойно, – заверила всех участников презентации президент Северо-Восточного федерального университета Евгения Михайлова. – Проблемы мы не отметаем, но и не драматизируем». Адаптация, о которой говорили ученые, в действии.
вторник, 25 февраля 2020 г.
понедельник, 24 февраля 2020 г.
Арктические «рестораны» откроются для военнослужащих на Крайнем севере
Российские войска, выполняющие боевые
задачи в условиях Крайнего севера, скоро получат уникальные кухни —
арктические столовые, которые приспособлены для работы в сложных полевых
условиях.
По его словам, новое столовые комплексы будут способны обслуживать военных в самых трудных местах дислокации: Сибирь, Арктика, Антарктика, Дальний Восток.
В состав передвижного арктического «ресторана» вошли большие столовые на несколько десятков мест, кухни со специализированным оборудованием и подвижные продуктовые склады с водовозками.
Первый мобильный комплекс-столовая уже используется в 80-ой отдельной мотострелковой бригаде, которая расположена в поселке Алакуртти Мурманской области.
Эксперты отметили преимущества подобных кухонь, которые способны работать при температурах в минус 50 градусов. По их мнению, такие передвижные кухни вызваны жизненной необходимостью, так как от правильной пищи зависит боеспособность частей, расположенных в северных широтах.
Комплексы мобильных столовых включают в себя двухзвенные вездеходы Д-30 с широкими гусеницами, которые были созданы специально для эксплуатации в сложных климатических условиях. Эти машины хорошо себя зарекомендовали, как шасси для комплексов ПВО «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА»
Первый спутник «Арктика-М» отправится на орбиту не ранее декабря
Определена дата запуска первого космического аппарата
дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в рамках проекта «Арктика-М». Об
этом, как сообщает «РИА Новости», рассказали осведомлённые источники в
ракетно-космической отрасли.
Проект «Арктика-М» предусматривает вывод двух спутников в составе
высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы.
Орбитальная платформа создаётся на основе базового модуля служебных
систем «Навигатор». Космические аппараты обеспечат круглосуточный
всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого
океана, а также постоянную надёжную связь и другие телекоммуникационные
услуги.
В состав бортового оборудования спутников войдут многозональное сканирующее устройство гидрометеорологического обеспечения (МСУ-ГСМ) и гелиогеофизический аппаратурный комплекс (ГГАК). Задача МСУ-ГСМ — получение многоспектральных изображений облачности и подстилающей поверхности в пределах видимого диска Земли. Инструмент ГГАК, в свою очередь, предназначен для мониторинга вариаций электромагнитного излучения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом спектральных диапазонах.
Спутники получат аппаратуру ГЛОНАСС-GPS и обеспечат ретрансляцию сигналов от аварийных радиобуев системы Коспас-Сарсат.
«Пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и первым спутником "Арктика-М" планируется на 9 декабря», — сообщили осведомлённые лица. Таким образом, формирование ДЗЗ-системы «Арктика-М» начнётся в конце нынешнего года.
В состав бортового оборудования спутников войдут многозональное сканирующее устройство гидрометеорологического обеспечения (МСУ-ГСМ) и гелиогеофизический аппаратурный комплекс (ГГАК). Задача МСУ-ГСМ — получение многоспектральных изображений облачности и подстилающей поверхности в пределах видимого диска Земли. Инструмент ГГАК, в свою очередь, предназначен для мониторинга вариаций электромагнитного излучения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом спектральных диапазонах.
«Пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и первым спутником "Арктика-М" планируется на 9 декабря», — сообщили осведомлённые лица. Таким образом, формирование ДЗЗ-системы «Арктика-М» начнётся в конце нынешнего года.
Популярные статьи и вакансии
-
Получить консультацию удобным способом - онлайн консультация 24/365 - скайп - Ватцап - Вайбер - Электронная почта - Чат - Мобильный ...
-
Арктика (от др.греч.— "северный", "находящийся под созвездием Большой Медведицы") — географический район, примыкающ...
-
Кадровый резерв для развития Арктической зоны формируют в Петербурге. В недавно созданном городском ведомстве по делам Арктики уже начались...
-
Баимское месторождение Освоение Баимской рудной зоны: проект на старте В конце декабря 2019 года Министерство энергетики РФ завершило работу...
-
Только пять человек из ста готовы переписываться с работодателем через WhatsApp — эксперты считают, что не надо стесняться ...
-
МАГНИТ, Розничная сеть Уровень зарплаты Город Требуемый опыт работы от 27 000 до 30 000 руб. Азов 1–3 года Большая компания — Большие в...
-
В прошлой статье описывалась археологическая экспедиция в Ямало-Ненецкий автономный округ, в этой речь пойдёт о ...
-
Зарплата: 100 000 - 200 000 руб. Описание вакансии Основные условия: Для работы в Ар...