понедельник, 19 августа 2019 г.

Арктика - новые острова по снимкам из космоса

В ходе научно-практических экспедиций Северного флота, действующих в Арктике, планируется подтвердить открытие новых островов в районе архипелага Новая Земля.
Гидрографы Северного флота ищут новые острова по снимкам из космоса


Буксирное судно «Алтай» и гидрографическое судно «Горизонт» направились в район архипелага Новая Земля, чтобы подтвердить существование новых островов и других географических объектов, замеченных ранее из космоса. Об этом сообщили в понедельник, 19 августа, в пресс-службе Северного флота.
В настоящее время оба судна находятся в Карском море. Экипаж «Горизонта» занимается гидрологическими исследованиями в районе острова Белый. Судно вошло в Карское море несколько дней назад через пролив Карские ворота.
Маршрут частично повторит путь первопроходцев. Команда пройдет по пути экспедиции Юлиуса Пайера 1874 года, Фредерика Джексона 1897 года, а также спасательной экспедиции штурмана Валериана Альбанова.
В настоящее время «Алтай» уже перешел пролив Маточкин Шар, разделяющий острова Южный и Северный архипелага Новая Земля. В понедельник специалисты высадятся на острове Пахтусова чтобы найти следы первых экспедиций.

Проектный офис развития Арктики открыл подразделение в Мурманске

   Ученые представили интерактивную карту экологических проблем Баренц-региона.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Проектный офис развития Арктики (ПОРА) открыл в Мурманске свое подразделение – Лабораторию устойчивого развития. Она будет заниматься научными, просветительскими, экологическими и другими проектами в области развития Арктики, а также собирать и представлять идеи для стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.
Директором организации назначен Евгений Боровичев, кандидат биологических наук, замдиректора по научной работе Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН.

«Мурманск – это и ворота в Арктику, и центр Баренц-региона. В регионе активно развиваются горнодобывающая отрасль, металлургические заводы-гиганты, добыча углеводородов. Природа здесь крайне ранима, поэтому проблемам устойчивого развития нужно уделять первостепенное значение. Нам здесь жить, именно поэтому Лаборатория устойчивого развития открылась в Мурманске», – цитирует Евгения Боровичева официальный сайт ПОРА.
По мнению директора лаборатории, надо комплексно смотреть на эколого-экономические и социальные аспекты жизни в городах, тогда из них не будут уезжать. Арктика станет для людей домом, о котором они будут заботиться. При этом очень важно просвещать население и популяризировать знания об экологии.
«Приведу такой пример: недавно в интернете обвинили Кольскую ГМК и АО «Апатит» в том, что в области пожелтели ели. На самом деле это результат размножения ржавчинных грибов, которые появляются потому, что тепло и сыро. Когда мы все это объясняем людям, они понимают, где загрязнение, а где естественные процессы», – пояснил Евгений Боровичев.
«В Лаборатории устойчивого развития мы планируем проводить региональные заседания дискуссионного клуба и обсуждать проблемные вопросы развития Арктической зоны РФ. Сюда также будут стекаться заявки со всего региона в рамках нашей грантовой программы. Заявку на грант может подать как организация, так и физическое лицо», – сообщил координатор программ ПОРА Александр Стоцкий.
На открытии лаборатории ученые представили интерактивную карту экологических проблем Баренц-региона.

На момент запуска в интерактивной карте описали и систематизировали свыше 300 объектов. Для наглядности в нее интегрировали данные «Полярного индекса Баренц-региона» – рейтинга устойчивого развития компаний и территорий, который ПОРА создал совместно с экономическим факультетом МГУ. 

Что грозит «Газпрому» и «Роснефти» в Арктике

Трутнев предложил допустить иностранцев на шельф по норвежской модели Чем это грозит «Газпрому» и «Роснефти», которые с 2012 года являются монополистами на шельфе
Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, в письме президенту России заявил о срыве госкомпаниями сроков развития российского шельфа. Он предложил допустить к работе на нем иностранные и частные компании по норвежской модели.


Почему в России проблемы с освоением шельфа

Вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев предупредил Владимира Путина, что арктический шельф «не работает на экономическое развитие России». Об этом говорится в письме вице-премьера на имя президента России, направленном в конце июля, сообщили РБК четыре источника — два федеральных чиновника и два собеседника в нефтегазовых компаниях, знакомых с документом.

По данным Трутнева, с 2012 года, когда право на доступ к шельфу получили только госкомпании с пятилетним опытом работы (под это определение попали «Газпром» и «Роснефть»), правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет. Но за семь с половиной лет, к лету 2019 года, было пробурено только пять скважин и первоначальные сроки освоения шельфа «сорваны», говорится в письме.

Причиной такого медленного развития проектов на шельфе, упущенную выгоду от которого в приросте ВВП России к 2035 году эксперты оценивают в 18 трлн руб., Трутнев называет отсутствие конкуренции. «Роснефть» и «Газпром», а также его «дочка» «Газпром нефть», обладающие исключительным правом работать на шельфе Арктики, не заинтересованы форсировать разработку этих запасов, так как обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно, указано в письме, говорят источники, знакомые с его содержанием.

Трутнев публично выступает за более активное развитие шельфа Арктики. В марте 2019 года в интервью «Интерфаксу» он сказал, что если не начать разрабатывать месторождения на шельфе в ближайшие годы, то эти запасы перестанут быть востребованы во время жизни следующих двух поколений. Он тогда выразил мнение, что Арктика получит дополнительный стимул к развитию, если право работать на российском шельфе получат иностранные компании. После заседания госкомиссии по Арктике 25 июля, отвечая на вопрос РБК, Трутнев заявил, что в Арктике недостаточно конкуренции: «Когда нет конкуренции и возможности сравнивать, невозможно в рамках абстрактной экономической модели посчитать расходы компаний и экономику крупного проекта».
Трутнев заявил о нехватке конкуренции в Арктике

Теперь Трутнев решил обратиться напрямую к президенту с предложениями по изменению правил работы на шельфе.

«Каких-либо решений на сей счет не принималось. Служебную переписку традиционно не комментируем», — сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представители Трутнева и «Газпрома» не ответили на запросы РБК. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

«Упреки Трутнева в адрес нефтегазовых компаний в срыве сроков освоения шельфа понятны. Без кратного роста транспортировки нефтегазовых грузов (за исключением сжиженного природного газа, СПГ) по Северному морскому пути не увеличить его грузооборот к 2024 году до 80 млн т, как поручено в майском указе президента», — сказал РБК директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его мнению, освоение шельфа Арктики сейчас целесообразно и экономически: себестоимость добычи нефти там рентабельна при цене на нефть $70–80 за баррель.

Что предлагает вице-премьер

Если допустить на нераспределенные участки шельфа иностранных и российских инвесторов в консорциуме со специально созданной для этого госкомпанией-оператором, то Россия получит не только прирост запасов нефти и газа, но и активизирует другие отрасли промышленности — от судостроения до геологоразведки, пересказывают собеседники РБК изложенные в письме предложения вице-премьера. Он считает необходимым внедрить в России самую передовую модель работы на шельфе — норвежскую, которая предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. Благодаря этому на шельфе Норвегии работают многие международные компании, в том числе крупнейший в Европе нефтегазовый холдинг Wintershall Dea со штаб-квартирой в Германии (33% принадлежит LetterOne Михаила Фридмана и партнеров).
Госкомпании, уже владеющие лицензиями в Арктике («Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть»), по мнению Трутнева, должны заключить с правительством обязывающие инвестиционные соглашения до 2022 года по разработке шельфа. В случае отсутствия у этих компаний планов по запуску проектов вице-премьер предлагает обязать их возвращать лицензии в Роснедра.
Трутнев также предлагает построить российскую буровую платформу ледового класса за 100 млрд руб., чтобы сдавать ее в аренду нефтегазовым компаниям, работающим в Арктике. В этом случае ее можно будет окупить за 11 лет, говорят собеседники РБК.

Путин перенаправил письмо Трутнева министру энергетики Александру Новаку, поручив «рассмотреть» инициативу и доложить свои предложения, сказали РБК два федеральных чиновника.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/19/08/2019/5d566ab49a7947078cda33b5?from=from_main


Варианты дизайна КАМАЗ-Арктика

Разрабатывая дизайн грузового специализированного автомобиля КАМАЗ-Арктика, конструкторы учитывали большое количество различных нюансов, которые имели значение.


Интересным моментом становится тот факт, что было много различных версий машины, каждая из которых заслуживает внимания. Во многих вариантах дизайна, которые были предложены различными дизайнерами, использована классическая кабина грузовика и колесная база 6х6.

В дальнейшем был разработан вариант с кабиной К5, которая сейчас устанавливается на магистральный тягач КАМАЗ-54901. Конечно, говорить о комфорте в кабине КАМАЗ-Арктика не приходится, так как сейчас машина разработана как стандартный грузовик. Но, по словам водителей, они уверены, что рано или поздно, производители выпустят новую версию машины, оснащенную именно комфортной и вместительно кабиной.

Панда на полюсе

Китай включается в борьбу за запасы арктического шельфа и транспортные артерии через Северный Ледовитый океан. Хотят этого северные государства или нет, но в борьбе за Арктику наступает новая — глобальная — эра. Арктическая политика России оказывается перед лицом новых вызовов


Арктика долгие годы была закрытым клубом пяти государств, имеющих непосредственный выход в Северный Ледовитый океан. Россия, Норвегия, Дания (благодаря Гренландии), Канада и США делили сушу и океан, укрепляли свои рубежи и искали богатые месторождения. Ледовитость океана влияла и на градус споров: запасы и транзитные возможности Арктики были и остаются замороженными в буквальном смысле. Но раздел шкуры неубитого медведя продолжается.
Новую волну споров спровоцировал Китай, провозгласив себя «околоарктическим» государством и разработав собственную арктическую стратегию. С помощью финансовых вливаний в регион и научных экспедиций Пекин вступает в борьбу за водные и подводные ресурсы Севера. Выход на арктическую арену нового амбициозного игрока разрушает и без того хрупкий статус-кво в полярных широтах.

Китай — Азия или уже Арктика?



В январе 2018-го Китай опубликовал первую Белую книгу о госполитике в Арктике, где заявил, что «географически является страной, ближайшей к Северному полярному кругу», а значит, представляет собой «околоарктическое» (near-Arctic) государство. Столь нетривиальное в географическом смысле заявление вызвало у многих наблюдателей оторопь. Некоторые страны выразили свое недовольство открыто: «Кратчайшее расстояние между Китаем и Арктикой — 900 морских миль. Есть только арктические и неарктические страны. Никаких других стран нет», — ответил Пекину госсекретарь США Майк Помпео. Однако Китай продолжает расширять собственную арктическую политику, невзирая ни на какие отповеди.
В июле 2019 года был сдан в эксплуатацию китайский ледокол Xuelong-2 («Снежный дракон — 2»), разработанный в партнерстве с финской компанией Aker Arctic. В составе китайского флота это уже второй ледокол: первый Xuelong был переоборудован из украинского грузового судна и с 1994 года совершил девять экспедиций в Арктику и 22 экспедиции на Южный полюс. В 2017 году он впервые прошел через центральный фарватер Северного Ледовитого океана. Оба «дракона» — ледоколы не атомные, но способны преодолевать полутораметровые льды, они предназначены для морских исследований и наблюдений и будут ходить к обоим полюсам.

Первая составляющая интереса Китая к Арктике — запасы полезных ископаемых, в особенности углеводородов. Сегодня Китай потребляет чуть более 200 млрд кубометров газа в год, из которых импортирует 40%. Правительство КНР планирует сокращать потребление угля и нефти, поэтому к 2020 году цифра вырастет до 260–300 млрд кубометров. В Арктике сосредоточено около 13% мировых неразведанных запасов нефти и более 30% запасов природного газа, не считая других полезных ископаемых. Упускать из виду такой перспективный регион Китай не собирается.

Арктика. Дозаправка Ту-160 , учение морской авиации и десант на Таймыре

Экипажи 2х стратегических ракетоносцев Ту-160 в ходе летно-тактических учений дальней авиации выполнили перелет из Чукотского автономного округа в Саратовскую область, преодолев более 8 тыс. км.
Об этом сообщило Минобороны РФ 16 августа 2019 г.

В летно-тактическом учении было задействовано около 10 самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ил-78.

Перелет из Чукотки в Саратовскую область
Маршрут перелета проходил над акваторией Северного Ледовитого океана, Восточно-Сибирского и Карского морей, в пределах российских границ.
В ходе учения экипажи самолетов Ту-160 выполнили попутную дозаправку топливом в воздухе.

Ил - 38 Северного флота РФ

Одновременно с этим закончилось комплексное учение морской авиации Северного флоте, которое длилось более 1 недели над акваторией Баренцева и Норвежского морей, и над Кольским полуостровом.
В учениях участвовали более 50 единиц истребительной, бомбардировочной и противолодочной авиации на самолетах Ту-142, Ил-38, МиГ-31, Су-33 и Су-24, которые сделали 100 самолетовылетов с аэродромов объединения ВВС и ПВО Северного флота и провели в воздухе более 300 часов.
Учения обеспечивали и около 2 тыс военных наземного обслуживания.
Военлеты морской авиации активно взаимодействовали с самолетами дальней, бомбардировочной и военно-транспортной авиации ВКС РФ.
В ходе учения военлеты-североморцы:
-  завоевали господство в воздухе,
- провели учебные воздушные бои с выполнением до 20 стрельб по воздушным мишеням ракетами класса «воздух-воздух»,
- выполнили полеты на поиск подводных лодок условного противника с постановкой гидроакустических буев,
- поразили наземные объекты противника,
- выполнив бомбометание несколькими 10ми авиабомб калибром до 250 кг на полигоне Лумбовский,
- отработали над морем дозаправку топливом от самолета -  танкера Ил-78.


Морские пехотинцы на Таймыре
Не дремлют и морпехи СФ РФ.
17 августа на  полуостров Таймыр высадился морского десанта на необорудованное побережье реки Енисей в районе Дудинки. 
В учении приняли участие экипажи кораблей, морские пехотинцы и арктические мотострелки Северного флота,  а также подразделения ВДВ.
После нанесения авиационного удара по позициям условных террористов началась заброска групп спецназа в тыл к боевикам для корректировки артиллерийского огня с кораблей. 
С получением целеуказаний боевые расчеты батарей АК-100 большого противолодочного корабля (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», впервые принимавшего участие в подобном учении на реке Енисей, открыли огонь по закрытым береговым позициям, успешно подавив огневые точки условного противника. 

Затем вертолетами Ка-27ПС на побережье были доставлены группы военных инженеров, которые провели разминирование подходов к берегу и подготовили место высадки техники, обозначив его сигнальными фальшвеерами.
Действия инженеров прикрывали бравые морпехи, высадившиеся на быстроходных лодках с борта БПК «Вице-адмирал Кулаков».
После подготовки позиции для высадки техники морского десанта к береговой линии друг за другом подошли БДК «Кондопога» и «Александр Отраковский», из  твиндеков которых были десантированы способом «на упор» более 20 единиц колесной и гусеничной техники морпехов, стрелков арктической бригады и соединения ВДВ: БТР-82А, БМД-3, МТ-ЛБВ, САУ 2с1 «Гвоздика» и ТТМ-4902ПС-10. 

Россия не пустила норвежский лайнер в Арктику

Россия отказала норвежской круизной компании Hurtigruten на право прохода ее корабля через территориальные воды РФ. Моряки объяснили это тем, что через две недели в этом регионе стартуют военные учения. Отказ уже прокомментировал журнал Forbes, который назвал происходящее "очень удивительным".

Сообщается, что экспедиционный корабль MS Spitsbergen должен был отправиться из Тромсе в Мурманск, а затем пройти около архипелага Земля Францы-Иосифа, где сейчас расположены военные базы, включая "Трехлистник".

По словам директора компании Анне Марит Бернфлатен, они сотрудничали с русскими много лет, и тем удивительнее кажется запрет. Теперь Hurtigruten должна вернуть каждому пассажиру около $6,2 тыс. Как известно, арктические круизы одни и самых дорогих.

Северный флот только несколько дней назад провел учения в Арктике, в которых участвовали большие противолодочные корабли "Вице-адмирал Кулаков", "Кондопога" и "Александр Отраковский". Морпехи отрабатывали высадку на полуостров Таймыр, а также удержание плацдарма.

В сентябре начнутся большие учения "Центр-2019". В ходе одного из эпизодов произойдет самая масштабная высадка воздушного десанта почти за 40 лет. В частности, парашютисты должны приземлиться на на арктических островах и на архипелаге Новая Земля. В Норвегии уже выразили беспокойство по этому поводу, так как маневры пройдет недалеко от побережья провинций Нордланд и Тромсе.

Кроме того, по данным западных СМИ, в районе Новой Земли проходили испытания ракеты с ядерной силовой установкой "Буревестник". Также 8 августа на морской платформе в Белом море произошел взрыв с последующим радиоактивным выбросом, позже обстановка нормализовалась.

За последние несколько лет отношения с Норвегией у России стали напряженнее, так как Москва стала активнее строить и восстанавливать военные базы, а Осло еще теснее сотрудничать с США. Норвежцы уже заявляли о сбоях сигнала GPS, в которых якобы виноваты российские военные, а также утверждали, что Су-24 отрабатывали бомбардировку Варде.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле