Из-за поломки правого гребного электродвигателя во время швартовых
испытаний головного и самого мощного атомного ледокола повис вопрос о
сроках сдачи атомохода, а главное – о том, в каком виде он будет сдан.
В начале февраля 2020 года в ходе швартовых испытаний на Балтийском
заводе (Санкт-Петербург) вышел из строя гребной электродвигатель (ГЭД)
на правом валу атомного ледокола «Арктика». По
данным «Коммерсанта»,
во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче
напряжения от преобразователя частоты на правый ГЭД сработала защита, и
произошло аварийное отключение преобразователя частоты. Выявлено
замыкание на корпус носовой статорной обмотки ГЭД, обмотка была
повреждена. Сейчас специальная комиссия разбирается с причинами поломки,
но уже установлено, что ремонт двигателя на борту невозможен.
По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова,
поломка такого важного агрегата на швартовых испытаниях у причальной
стенки – это очень печальный факт. В Арктике, в реальных льдах условия
эксплуатации будут намного жёстче.
«Думаю, нам всех подробностей этого инцидента и не сообщают.
Постоянные срывы сроков ввода в эксплуатацию нового атомного ледокола –
это уже потеря репутации. А поломка ГЭД добавила к тому же еще один
большой минус строителям», – отметил Золотков, который несколько
десятилетий проработал на ФГУП «Атомфлот», в том числе, на атомных
ледоколах.
Напомним, что для новых ледоколов, строительство которых идет полным
ходом, был специально разработан инновационный комплект
электрооборудования: два генератора с системами управления возбуждением и
три гребных электродвигателя. Каждый из ГЭД обладает мощностью в 20 МВт
(27 тыс. лошадиных сил). И весит около 300 тонн.
Контракт на строительство головного ледокола проекта 22220 между ФГУП
«Атомфлот» и ООО «Балтийский завод» был подписан в августе 2012 года.
Стоимость судна составляет 37 млрд рублей. Сдача ледокола «Арктика»
первоначально намечалась на конец 2017 года. Впоследствии сообщалось о
переносе сроков на декабрь 2019 года, затем – на май 2020 года. Помимо
«Арктики» Балтзавод должен построить еще четыре серийных атомных
ледокола проекта 22220 типа ЛК-60Я, два из которых – «Сибирь» и «Урал» –
уже находятся в процессе строительства.
На данный момент долгостроем среди атомных ледоколов остается «50 лет
Победы». Он был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен
на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было
приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было
возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на
ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг поднят 23 марта
2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки
Мурманск.
«Мне не приходилось быть на окончательной приемке какого-либо
ледокола на заводе. Какие-то недоделки всегда бывали, и их устраняли
даже в Мурманске, но это не касалось основного оборудования, тем более
ГЭД. В основном, были донастройки и доработки, но это не касалось
основных узлов», – рассказывает Золотков.
Есть единственный случай в истории, когда с атомным ледоколом
проводили серьезный ремонт, затрагивающий его конструкцию и корпус. Это
затопление всего реакторного отсека атомного ледокола «Ленин» с
последующей установкой новой ядерной энергетической установки.
Поскольку поломанный гребной электродвигатель восстановлению не
подлежит, а с неработающим ГЭД никто ледокол не примет, рассматривается
вариант его замены в доке в Кронштадте в 2021 году (цикл изготовления
нового ГЭД – как минимум год).
Правительство прорабатывает различные варианты сдачи ледокола,
который должен быть передан заказчику не позже мая 2020 года. Наиболее
вероятный – ледокол будет сдан в этом году в так называемую опытную
эксплуатацию с потерей мощности с 60 МВт до 50 МВт. Вот только что
означает термин «опытная эксплуатация», подразумевает он переход в
Мурманск и выход в Арктику или что-то другое, никто не объясняет.
По словам Золоткова, потеря мощности – это проблема для любого
судна. Не зря многие используют осторожную фразу про возможную «опытную
эксплуатацию», поскольку ледокол не может быть даже испытан на те
параметры, о которых заявлено в планах. Основное – это ледопроходимость
по толщине льда и скорости. Нет требуемой мощности – нет и никаких
достоверных показателей.
Сейчас судно продолжает испытания – запущены система электродвижения,
реакторы и паровая система, но сроки их завершения будут сдвинуты из-за
нерабочих недель.
«На судне осталось завершить ряд пусконаладочных работ, строительные
работы выполнены в полном объеме. Проблемные вопросы в ходе
пусконаладки, конечно, возникают, но предприятие с ними справляется.
Далее атомоходу предстоит завершить ходовые испытания», –
рассказали «Коммерсанту» в Объединенной Строительной Корпорации.
Поскольку в ситуации многое остается неясным, ведомства и корпорации
отказываются от официальных комментариев. Судостроители затрудняются
сказать, когда «Арктика» будет готова к сдаче в эксплуатацию, и будет ли
сдвинут срок сдачи атомохода.
ФГУП «Атомфлот» отказался комментировать Беллоне.Ру, готово ли предприятие принимать новый ледокол без одного двигателя.
Впрочем, «Росатом» продлил срок эксплуатации трех действующих
отечественных атомных ледоколов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» до 2025,
2027 и 2028 года соответственно, что смягчает проблему ледокольного
обеспечения новых проектов в Арктике.
Что касается будущей приемки ледокола, то тут, по мнению Золоткова,
все будет зависеть от приказа сверху: «Атомфлот – это элемент «вертикали
власти»: прикажут принять недоделанный атомный ледокол в так называемую
«опытную эксплуатацию», так они и сделают».
Но даже если будет принято решение об «опытной эксплуатации», то все
равно возникает огромное количество вопросов, на которые пока нет
ответов. Как судно с работающей ядерной энергетической установкой да с
таким дефектом может быть застраховано на переход в Мурманск? Cогласятся
ли в таком виде пропустить атомный ледокол через проливы? Даже если
предположить, что, несмотря на все трудности и препятствия, судно
прибудет в Мурманск, решатся ли пустить новую «Арктику» в Арктику, в
реальные льды – а вдруг чего еще случится?
Пока что самый безопасный вариант – подписать все необходимые
документы и оставить ледокол на Балтийском заводе или в районе
Петербурга при остановленной ядерной энергетической установке в ожидании
изготовления нового ГЭД.
«Сейчас вопросов больше, чем предлагаемое пока единственное решение в
виде «опытной эксплуатации» с возможным переходом из Петербурга в
Мурманск, а потом обратно. С завода судно или корабль должны выходить
исправными и готовыми к реальной работе, а не имитировать выполнение уже
давно нарушенных планов и сроков», – уверен руководитель мурманской
«Беллоны».