четверг, 14 марта 2019 г.

Подводная профессия «Погружение в Арктику»


В Кировске впервые пройдет фестиваль подводных профессий «Погружение в Арктику». Это значимое для города событие, должно стать одной из вех по развитию в городе центра арктических компетенций, сообщил глава администрации Кировска Юрий Кузин. «В начале апреля в Санкт-Петербурге состоится V Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», в котором примет участие делегация из Кировска. Будет представлен и фестиваль «Погружение в Арктику», – рассказал он. Юрий Кузин подчеркнул, что основным организатором выступает известный дайвер, обладатель нескольких мировых рекордов по подводным погружениями Александр Губин. Ледовый лагерь появится на озере Малый Вудъявр уже 18 марта, 19 марта состоится торжественное открытие фестиваля. 20, 21 и 22 марта участники проведут практические погружения, демонстрацию спасательной операции и погружений на задержке дыхания (подледный фри-дайвинг), отработают техники психологической подготовки ныряльщика. В вечернее время пройдут серии обучающих мероприятий и панельные сессии «Безопасность на водных объектах, актуальные вопросы организации водолазных работ в условиях низких температур», «Медицинское обеспечение водолазных спусков». Участники также обсудят снаряжение для погружений в арктических условиях Предварительные замеры показали, что толщина льда превышает 1 метр, что говорит о полной безопасности нахождения участников. Ожидается, что участие в фестивале примут около 50 профессионалов из разных уголков России.

Депутат Госдумы предостерег НАТО от попыток сунуться в Арктику




Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам
Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам vk.com / ФГУП

В Государственной думе предостерегли страны НАТО от попыток незаконных действий в российской Арктике, учитывая, что Россия усиливает свой потенциал в этом ключевом регионе мира.
«Если кто-то попытается сунуться в Арктику, то кто их спасать будет? У них же нет ледокольного флота. Куда они собираются приземляться, если планируют применять авиацию?» — задается вопросами первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин.
В беседе с военкором Федерального агентства новостей депутат напомнил, что Россия уже много лет проводит учения в Арктике, высаживает десанты и развивает здесь свои военные базы.
«В Арктике идет строительство. Такого в советское время не было. У нас есть чем ответить, и они [на Западе] это прекрасно знают. Поэтому и занимаются болтовней», — считает собеседник ФАН. 

Первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин
Первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин Pr Scr youtube.com /

Александр Шерин прокомментировал недавние заявления представителей Пентагона и официального Лондона о необходимости наращивать группировку в Арктике для сдерживания России.
«Тем же англичанам нужно с «Брекситом» разобраться, а не отводить внимание от своей внутриполитической ситуации и угрозы потери Северной Ирландии», — полагает первый заместитель комитета Госдумы по обороне.
По его словам, соотношение сил и средств в военной сфере между Россией и Великобританией выглядит не в пользу последней.
«Около 115 тысяч личного состава военнослужащих армии Великобритании и миллион человек в России. И далее по списку. Возможности нашего государства и Великобритании несовместимы», — напомнил депутат.  

Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам
Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам mil.ru / Министерство обороны РФ

Кроме того, Александр Шерин указал на уникальные возможности России в арктической зоне, чего не имеют те же США.
«Пусть американцы восхищают авианосцами своих союзников в теплых водах, а у Российской Федерации есть Арктика, которая принадлежит нам исторически, географически и юридически. У нас развернута арктическая группировка Вооруженных сил, оснащенная всем необходимым.
Мы, кстати, единственная страна в мире, которая имеет там соответствующую военную базу. У нас есть атомный ледокольный флот и высокоточное оружие», — рассказал собеседник ФАН.
Он также обратил внимание на прорывные технологии, которые Россия использует в модернизации своих военно-морских сил, что скажется на безопасности Северного морского пути.
«Напомню о нашем подводном дроне — торпеде «Посейдон» двадцати метров в диаметре и ста — в длину, которая может развивать скорость около двухсот километров в час и практически не ограничена по дальности применения», — рассказал депутат.

Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам
Депутат Госдумы приравнял Севморпуть по важности к Босфору и Дарданеллам youtube.com / Prt Scr Минобороны России

Шерин добавил про ядерную начинку этого принципиально нового вида вооружений.
«Боезаряд мощностью около 100 мегатонн, размещенный на «Посейдоне», — хороший аргумент, для того чтобы общаться с любыми шальными умами», — выразил уверенность первый зампред комитета Госдумы по обороне. 
Учитывая установленный Россией порядок прохождения иностранных судов по Северному морскому пути, Александр Шерин сравнил эту коммуникацию с проливами Босфор и Дарданеллы.
«Северный морской путь — такой же российский, насколько Босфор и Дарданеллы являются турецкими. Российская Федерация никому не запрещает пользоваться Северным морским путем. Единственный вопрос — в согласовании с нами и учете законодательства РФ», — резюмировал парламентарий.

Пролив Босфор
Пролив Босфор wikipedia.org / PD

Ранее глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, выступая перед иностранными военными атташе в Москве, заявил о том, что Россия ужесточит контроль своих пограничных арктических зон.
«Ситуация в Керченском проливе нас многому научила, — сказал Шаманов. — Мы не намерены пассивно наблюдать за тем, как иностранные вооруженные силы играют мускулами у наших берегов. Мы готовы ужесточать контроль».
По заявлению Шаманова, Россия не позволит иностранным судам использовать Северный морской путь в военных целях.

Норвегия осуждает Россию за Крым, но готова сотрудничать в Арктике

В своем интервью для High North News министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сорейде дала понять, что участие делегации высокого уровня на саммите в РФ означает развитие уже существующего двустороннего политического диалога, но никак не норвежские «заявления» о возобновлении двустороннего сотрудничества, тем самым опровергая российскую позицию.
«У нас ведется постоянный диалог в ряде областей, таких как, например, управление рыболовством и ядерная безопасность. Визит министра окружающей среды Улы Эльвестюэн в Москву на прошлой неделе отражает это. Если россияне предпочитают называть несогласие выражением отсутствия диалога, они могут это делать, — заявила Ине Сорейде. — В то же время, мы все очень четко понимаем норвежскую внешнюю политику, и Россия знает нашу позицию по Крыму».
В начале года, на конференции «Арктические рубежи» было заявлено о разработке Белой Книги о многостороннем сотрудничестве. «ООН находится под давлением, ВТО находится под давлением, права человека и многие другие вопросы находятся под давлением. Нам нужно потратить больше ресурсов, чем мы привыкли, чтобы защитить ряд вещей», — говорит министр Норвегии.
Арктика — важнейшая стратегическая область, и она всегда будет приоритетной. По этой причине должен быть трезвый и реалистичный подход, как эффективно использовать силы и ресурсы для интересов Норвегии.
На вопрос, касающийся принадлежности континентального шельфа Шпицбергена, министр ответила, что нет разногласий относительно норвежского суверенитета: «Некоторые утверждают, что не согласны, однако это не означает, что есть разногласия».
Перспективы российско-норвежского сотрудничества, как и существующий диалог, также неоднозначны. «Инициатива, которую мы предприняли в отношении загрязнения морской среды, является отличным примером того, как расширить некоторые формы сотрудничества, которые важны для обеих сторон. У нас также был плодотворный круглый стол в Баренцевом Секретариате, где мы получили информацию о гражданском обществе и текущих проблемах в России». По словам министра Норвегии, большинство инициатив были приостановлены правоохранительными органами РФ, поэтому механизмы для предоставления поддержки гражданскому обществу работают не так, как раньше.
Напомним, что международный арктический форум «Арктика — территория диалога», пройдет в Санкт-Петербурге 9 — 10 апреля 2019 года.

Нацпроект "Экология" и безопасность Арктики обсудят на конгрессе в Екатеринбурге

IV всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" пройдет с 13 по 14 марта


ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 марта. /ТАСС/. IV всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" начнется 13 марта в Екатеринбурге, среди новых тем - реализация нацпроекта "Экология" и экологической безопасности арктических территорий. Об этом во вторник на пресс-конференции в региональном информационном центре ТАСС сообщил министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов.
"В четвертый раз Свердловская область принимает всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" <…> В этом году в рамках конгресса будут и новые темы - это касается и Арктики и национального проекта "Экология", - сказал Кузнецов.
Министр пояснил, что Свердловская область включена в реализацию нацпроекта по направлениям "Чистый воздух", "Чистая страна", "Чистая вода", "Сохранение биологического разнообразия", "Сохранение уникальных водных объектов" и "Сохранение лесов".
Член совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Владислав Жуков отметил важность международного аспекта в вопросе экологической безопасности Арктики. "За Россией пристально наблюдает международное сообщество, особенно по поводу освоения арктических территорий. Насколько мы грамотно и цивилизованно, с соблюдением норм международной экологической безопасности будем подходить к этим вопросам, сыграет не только имиджевую роль для РФ, но и геополитическую роль - настолько Россия будет воспринята в международном глобальном экологическом диалоге", - уточнил Жуков.
IV всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" проходит в Екатеринбурге с 13 по 14 марта на площадке Международного центра торговли.
ТАСС является информационным партнером IV всероссийского конгресса "Промышленная экология регионов".

Ученые трех стран обсудят в Мурманской области влияние космических излучений на Арктику

Всего в семинаре, который продлится до конца недели, принимают участие более 120 ученых
МУРМАНСК, 12 марта. /ТАСС/. Представители около 20 научных организаций России, а также ученые из Китая и Финляндии принимают участие в 42-м международном семинаре "Физика авроральных явлений" в Полярном геофизическом институте (Апатиты, Мурманская область). Как рассказал ТАСС директор института, доктор физико-математических наук Борис Козелов, всего в семинаре, который продлится до конца недели, принимают участие более 120 ученых.
"Представлены исследования, которые затрагивают не только сами полярные сияния, солнечный ветер и магнитные бури, но практически все сферы жизни и деятельности в полярных областях", - сказал он.
Российские участники семинара приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калининграда, Иркутска, Якутска, Мурманска. Это ученые, занимающиеся исследованиями в области физики магнитосферы, ионосферы, солнечно-земных связей.
Как пояснил Козелов, процессы в околоземном космическом пространстве оказывают существенное влияние на деятельность в Арктике, в частности на работоспособность спутниковых и наземных систем радиосвязи и навигации, безопасность авиаперелетов, систем энергообеспечения и коммуникации. Кроме того, эти фундаментальные исследования необходимы для изучения и освоения космоса.

Глава Карелии включён в состав оргкомитета Международного арктического форума



Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков включён в состав организационного комитета по подготовке и проведению Международного арктического форума «Арктика – территория диалога».

V Международный арктический форум пройдёт 9–10 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге. Главная тема Форума этого года – «Арктика. Океан возможностей». Арктический форум «Арктика – территория диалога» объединяет усилия органов государственной власти, международных организаций, представителей научных и бизнес-сообществ России и зарубежных стран для заинтересованной дискуссии и обстоятельного обмена мнениями по актуальным проблемам устойчивого развития Арктического региона.

Среди тем, которые будут обсуждаться в рамках деловой программы Форума – территориальное развитие арктических регионов, международное сотрудничество в Арктике, развитие туристического потенциала, сохранение природы и экологии Арктики и многие другие.

С программой V Международного арктического форума можно ознакомиться по адресу https://forumarctica.ru/programma-2019/. 

На форуме «Арктика – территория диалога» обсудят строительство современных судов и использование СПГ

На V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» обсудят строительство современных судов, а также производство и использование СПГ в Арктике.
Отдельную сессию деловой программы «Открытый океан» на форуме посвятят развитию строительства современных судов. Речь пойдет об экологичных видах топлива, двигателях для него, технологиях защиты ото льда и снижения ледовой нагрузки, проектировании средств автономного и дистанционного управления крупными судами.
Напомним, до 2024 года в России планируется строительство четырех ледоколов на сжиженном природном газе для круглогодичной отгрузки сырья из порта Сабетта. И здесь тема судостроения тесно связана с производством и использованием в Арктике сжиженного природного газа. Этому тоже будет посвящен отдельный разговор на форуме. Ожидается, что в работе этих площадок примут участие президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов и министр энергетики РФ Александр Новак. V международный арктический форум «Арктика – территория диалога» пройдет в Санкт-Петербурге 9 и 10 апреля.

«Арктика» пошевелилась, а Арктика приготовилась

Арктика, которая не ледокол, а природный холодильник Северного полушария, кажется, решила оставить «Арктику», которая ледокол, без работы. Более того, продемонстрировала своё намерение столь демонстративно и нахально, будто работает на Госдепартамент США.
Швартовные испытания на долгострое
Специалисты «Балтийского завода», где делается судно проекта 22220, перешвартовали «Арктику» на другой причал достроечной набережной. В официальном изображении пресс-службы завода «перестановка «Арктики» осуществлена для обеспечения проведения швартовных испытаний атомохода».

Фото: www.globallookpress.com
В общем, гигант впервые по-настоящему зашевелился. Хотя надо отметить, что задержка в развитии ему была уготована не от рождения, а стараниями братьев наших младших: Харьковский турбинный завод отказался выполнять свои обязательства по контракту. В результате два необходимых турбогенератора были установлены на ледокол окончательно только в апреле 2018 года.
А это, по сути, главное устройство во всей двигательной системе корабля. Именно два паровых турбогенератора мощностью по 36 МВт приводят в действие электромоторы, которые и вращают три винта фиксированного шага. А энергией всю эту машинерию снабжают две ядерные энергетические установки с реакторами РИТМ 200 мощностью по 175 МВт каждый. И всё это делает российский корабль самым большим и мощным в мире атомным ледоколом, способным на постоянном ходу проламывать лёд толщиною до 2,9 метра!

Кстати, ядерное топливо в реакторы планируется начать загружать в мае этого года. И тогда ещё через год, в мае 2020 года, должна будет произойти официальная сдача судна в эксплуатацию. Да, действительно получился долгострой: в 2020 году первоначально планировалась сдача уже третьего ледокола серии «Урал». «Арктика» должна была рассечь свой первый лёд в 2017 году, её коллега «Сибирь» – в 2019-м.
Главная особенность
Главная особенность ледоколов этой серии состоит в том, что это – двухосадочные корабли, то есть они могут работать и с глубокой осадкой, что помогает проламывать толстый лёд, и на мелкой осадке в неглубоких акваториях. А они в русском секторе Арктики практически везде – и в заливах, и в устьях рек, и в портах, и по трассе Северного морского пути. Осадка может меняться в пределах от 10,5 м до 8,55 м.
Ширину корпуса тоже стоит отметить: размер пробиваемого во льду коридора комфортен для большинства проводимых ледоколом судов – от 34 метров.

Благодаря этому «Атомфлот» рассчитывает окончательно освоить – в идеале в круглогодичном режиме – восточную часть Севморпути. С тем чтобы обеспечивать проводку газовозов и танкеров с месторождений Ямала и шельфа Карского моря на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дело в том, что на запад газ с того же Ямала везти легче – помогают остатки Гольфстрима, который нагревает Баренцево море. Но вот на восток – к Таймыру и дальше – течение двигаться отказывается и разворачивается обратно, превращаясь в холодное Лабрадорское течение. Соответственно, таймырские и чукотские севера зимою проходить затруднительно. Вот ледоколы типа новой «Арктики» и призваны будут решить это затруднение.

Фото: www.globallookpress.com
Арктика наносит ответный удар 
В России вообще делается много, чтобы уменьшить негативное влияние Севера, морозов и льдов на хозяйственную и вообще на человеческую деятельность в Арктике.
Огромные усилия были, например, потрачены на то, чтобы сделать здешние аэродромы всесезонными, чтобы они были в состоянии принимать самолёты всех типов. И это удалось: фантастика, но даже на самом северном аэродроме России могут теперь приземляться громадные ракетоносцы.

И вот тут Арктика заготовила сюрприз. Как оказалось по итогам 2018 года, температура в её российском секторе превысила норму на 2,48 градуса! И вообще метеорологи отметили, что рост среднегодовой температуры здесь в четыре раза превышает мировые темпы глобального потепления.
А это означает сразу несколько важных вещей.
Первая – что границы сплошных многолетних льдов уходят дальше на север. Как бы не получилось, что и «Арктику» строят зря, да ещё с такими усилиями! А переломить северный климат в инфраструктуре аэродромов чего стоило!
Но на самом деле это, разумеется, не беда и даже не полбеды. На век «Арктики», «Сибири» и «Урала» льдов ещё хватит. Ледовитость вообще очень инерционная система. Хуже то, что именно на севере глобальное потепление проявляется наиболее сильно. Как это ни парадоксально.

Фото: www.globallookpress.com
Основная проблема в том, что в северных регионах в последние годы отклонения от средних годовых значений стали составлять по 5–6 градусов. А это, в свою очередь, способно завести процесс уже неукротимого потепления, потепления как процесса с положительной обратной связью. Размораживаются болота, выделяя в воздух дотоле связанный в них метан. А метан – чистый парниковый газ, который будет всё больше блокировать нормальный теплообмен в атмосфере. Тут же пойдёт размораживание зоны вечной мерзлоты. А это опять поступление новых порций парниковых газов.

К тому же на вечной мерзлоте пролегают дороги и трубопроводы, стоят посёлки и целые города. По интернету периодически начинают гулять кадры с якутской дороги, где в грязи тонут целые самосвалы и трактора. Так это не дорожники виноваты – это так называемый зимник под воздействием тепла расплывается. И представить только, что такое – по всей Сибири и всегда!
То есть потепление в Арктической зоне ещё долго не сделает Чукотку конкурентом Крыма. И виноград под Уэлленом не скоро вырастет. А вот количество аномальных проявлений погоды будет расти быстро и качественно. А это – потенциальный источник многих бед и чрезвычайных ситуаций. И как-то помогать разрешать их сможет только ещё более глубокое и мощное освоение Арктики. Обустройство её в новых климатических и природных условиях.
А поскольку, как уже сказано, тропиков здесь всё равно не получится, освоение это немыслимо без широкого и мощного участия техники. И прежде всего – вместительных и уверенных в себе ледоколов.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле