пятница, 8 июля 2022 г.

Главсевморпуть: новые возможности с опорой на исторический опыт

«Росатом» планирует учредить в июле Главное управление Северного морского пути. В соответствии с поправками в Кодекс торгового мореплавания РФ оно будет регулировать движение по СМП. Такой же функционал был у Главного управления Севморпути, созданного в 1932 году для освоения Арктики.

ФГБУ «Главсевморпуть» будет основано в 90‑летие Главного управления Северного морского пути, их названия символически совпадают. Госкорпорация 14 лет наращивает присутствие на СМП: привела в порядок атомные ледоколы, обеспечила строительство новых судов, выполняет заказы на обустройство портов, получила статус инфраструктурного оператора. В общем, «Росатом» и так все воспринимали как ответственного за СМП. Создание «Главсевморпути» сделает этот статус официальным.


Повторение не следует

В ноябре прошлого года на СМП застряли 24 судна. Сошлись несколько причин: неточный прогноз погоды и ледовой обстановки, несвоевременные выходы в рейс, нежелание заказывать проводку и навигационное сопровождение. Назревал срыв снабжения чукотских городов и поселков, инвестиционных проектов. Огромными усилиями ледокольного флота беды удалось избежать. Суда вызволили, Чукотку обеспечили, оборудование и материалы выгрузили.


Проводки судов, идущих по другим направлениям, затянулись, последствия задержек ощущались всю зимне-­весеннюю навигацию. Чтобы ситуация не повторилась, было решено сконцентрировать все полномочия по движению на СМП в одном центре — ​«Росатоме». Соответствующие поправки в законодательство вступили в силу 28 июня этого года.


Что изменилось

Раньше разрешениями на плавание по СМП заведовала структура Минтранса — ​Администрация Севморпути. Эта функция переходит новому управлению (до его формирования — ​дирекции Севморпути «Росатома», куда и вой­дет «Главсевморпуть»).


Разрешения по-прежнему выдаются на срок до года. Нововведение — ​за сутки до выхода судна действие разрешения могут приостановить на срок до 30 дней, если условия для плавания неблагоприятные: плохая погода, ледовая обстановка. После корректировки маршрута или улучшения метео- и других условий действие разрешения возобновляется.


Штаб морских операций (ШМО), предоставляющий судам информационное сопровождение, передается из «Атомфлота» в Главсевморпуть.


На первых порах поддерживать контакт с грузоотправителями, их в России около 50, будет дирекция Севморпути. Затем в «Главсевморпути» появится единое окно для разъяснения нововведений и маршрутизации запросов.


Арктика сегодня: «Росгеология» создаст испытательный центр в Кольском Заполярье

 АО «Росгеология» планирует открыть в Мурманской области морской арктический испытательный центр для проверки оборудования в условиях Заполярья. Глава крупнейшего в России геологоразведочного холдинга Сергей Горьков озвучил это предложение в ходе совещания с губернатором региона Андреем Чибисом. 



«Росгеология» производит широкую номенклатуру высокотехнологичной продукции для геологоразведочных работ, делая особый акцент на замещении импортных решений, агрегатов и узлов. Данная продукция нуждается в адекватной проверке – в том числе и в суровых условиях Арктики. Все это делает Кольское Заполярье идеальной испытательной площадкой для изделий «Росгеологии». С одной стороны, для региона характерен жесткий климат, формирующий агрессивную среду, которая позволяет подвергнуть изделия холдинга стресс-тестированию. С другой, область располагает развитой инфраструктурой, а ее акватория является незамерзающей, что обеспечивает хорошую экономику проекта.


Запуск центра даст возможность не только создать новую точку роста в Мурманской области, но и упрочить статус региона как важного научного, производственного и интеллектуального хаба Арктической зоны. А это – еще один шаг в диверсификации областной экономики.

СОТРУДНИКИ "РУССКОЙ АРКТИКИ" ВЫВЕЗЛИ С БОЛЬШИХ ОРАНСКИХ ОСТРОВОВ СТАРИННОЕ ПОМОРСКОЕ СУДНО

 Остатки старинного поморского карбаса удалось вывезти с Больших Оранских островов участникам экспедиции "Арктический плавучий университет". Сотрудники национального парка "Русская Арктика" доставили ценную находку на борт научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". Изучение исторического объекта продолжится в Архангельске.


Поморский карбас обнаружили на самом севере Новой Земли ещё шесть лет назад. В 2016 году и позднее вывезти судно не дали сложные погодные и ледовые условия. Арктика проявила благосклонность только в этом сезоне. Спокойное море и слабый ветер позволили специалистам национального парка высадиться на Больших Оранских островах и забрать уникальный артефакт.


За многие столетия древесина потеряла былую прочность. Поэтому для транспортировки прямо на острове собрали специальный силовой каркас для киля и досок бортов судна.


— Судно представляло собой небольшой промысловый карбас длинной около 7–8 метров. Все доски бортов и элементы силового каркаса скреплены между собой еловыми побегами — "вицей", как будто ниткой. Поэтому судно и является шитым, то есть выполненным с использованием архаичной технологии строительства, — рассказал начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов.


"Профессор Молчанов" доставит карбас в Архангельск. Затем судно перевезут на базу национального парка.


— Поморское наследие является важнейшей частью истории нашего региона. Очень важно, что и сейчас появляются такие важные находки, как шитое судно на Оранских островах. Ещё важнее то, что оно обнаружено в Арктике, самой северной точке архипелага Новая Земля. Изучение поморского шитого судна на Больших Оранских островах может дать новую информацию о конструкции поморских судов и технологиях поморского традиционного судостроения, — подчеркнул значимость события директор национального парка "Русская Арктика" Александр Кирилов.


Детали поморского карбаса сохранились благодаря суровому арктическому климату. Но перемещение в более тёплые и сухие условия может стать причиной их деформации и разрушения. Вывезенные фрагменты придётся медленно высушить, законсервировать и подробно описать. Параллельно разработают проект реконструкции судна для дальнейшего экспонирования.

Норвегия сворачивает нефтяные проекты в Арктике

Правительство Норвегии приняло решение исключить три проекта в Баренцевом море по разведке нефти в Арктике из своего лицензионного раунда в рамках сделки с оппозицией, чтобы обеспечить поддержку бюджета на 2022 год.


Социалистический блок правительства потребовал, чтобы проекты были исключены из очередного раунда лицензирования в качестве условия для поддержки бюджета, представленного левоцентристским правительством Норвегии. Такое решение стало последствием норвежских выборов в парламент 2021 года, когда победу одержали силы левоцентристской оппозиции. При этом в повестке депутатов-левоцентристов значится сокращение добычи энергоресурсов в арктических регионах в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Основная причина этому – сохранение экосистемы арктических вод и ледникового покрова, который является важным местом кормления обитателей Северного Ледовитого океана.


Норвежское лобби нефтяной промышленности, которое имеет существенный вес в принятии политических решений, разочаровано решением компаний прекратить бурение в рамках трёх морских проектов в Баренцевом море, – особенно в тот момент, когда Европа ищет новые источники нефтяных поставок, чтобы постепенно отказываться от импорта российских углеводородов.


«Мы находимся в эпицентре энергетического кризиса, являясь вторым по величине производителем нефти и газа в Европе, когда Европейский союз пытается максимально избавиться от российских энергоносителей. ЕС также просит Норвегию поставлять как можно больше газа. При этом правительство страны ведёт двойственную политику в вопросах добычи углеводородов», – говорится в сообщении союза нефтяной промышленности Норвегии


Предложение в 2022 году объявить раунд публичных консультаций, в рамках которого корпорации получают лицензии на разведку и добычу нефти в 23 местах (с учётом исключённых трёх проектов) в Северном, Норвежском и Баренцевом морях, появилось в марте, а сам раунд переговоров был запущен в середине июня. Распределение лицензий на разведку и добычу нефти в Арктике произойдёт уже в первом квартале 2023 года.





Вашингтон сможет управлять норвежскими территориями в Арктике

Норвегия и США заключили новое соглашение об обороне в рамках защиты арктических территорий. Эти договорённости расширяют возможности Вашингтона в норвежской Арктике.


Соглашение было подписано по американской инициативе, и США утверждали, что принятие новых условий сотрудничества является «необходимым предварительным условием» для осуществления новых инвестиций в инфраструктуру Норвегии. Вашингтон будет иметь безусловное право на доступ и использование четырех «согласованных районов», два из которых – в Арктике: военно-морская база Рамсунн и авиабаза Эвенес.


Так называемые «согласованные районы» – это в основном ограниченные места, которые совместно используются США, Норвегией и другими союзниками в военных целях. В этих районах Вашингтон может проводить тренировки и учения, размещать силы и хранить оборудование, припасы и другое снаряжение.


Новое соглашение даёт США эксклюзивное право ограниченно управлять территориями, а также осуществлять судебные действия над американскими военнослужащими, совершившими правонарушения на территории военных баз Норвегии. С такими условиями не согласились правоохранительные органы Норвегии, а также социалистический блок правительства страны, однако соглашение было подписано в обход их мнения.


Концепция «согласованных районов» является новшеством по сравнению с существующими соглашениями. По сути, американский административный и военный персонал в рамках своей деятельности на норвежской арктической территории может осуществлять полномочия правоохранительных органов, если что-то мешает «обеспечению безопасности». При этом конкретные применяемые меры в соглашении не указываются.


В пункте соглашения о безопасности также говорится, что американские войска должны координировать свои планы по обеспечению безопасности с норвежскими властями. Это должно стать средством для предотвращения чрезмерного и случайного использования власти, однако здесь также нет никакой конкретики. Впрочем, предыдущей опыт подсказывает, что норвежский контроль в вопросах использования американскими военными власти на арктических территориях практически ни на что не влиял.

В Арктике появилось сообщество для женщин-предпринимателей

АНО «Национальное агентство развития предпринимательства» совместно с Проектным офисом развития Арктики запустили сообщество «Женщины в бизнесе. Арктика». Его концепцию представили на заседании Экспертного совета ПОРА 7 июля 2022 года.


Сообщество «Женщины в бизнесе. Арктика» является частью экосистемы национальных агентов развития предпринимательства. Оно будет способствовать выстраиванию конструктивного диалога между участниками экосистемы развития предпринимательства, содействовать поддержке и внедрению лучших практик устойчивого развития, выявлять проблемные точки и барьеры в развитии предпринимательства. Кроме того, сообщество призвано повысить эффективность госполитики в этой сфере.


«Убеждена, что тема женского предпринимательства в Арктической зоне заслуживает особого подхода в развитии и продвижении. За 2 года исследований мы выявили ряд важных потребностей у женщин-предпринимателей в Арктике. В частности, это потребность в объединении у тех, кто уже запустил бизнес, и тех, кто только ищет способы реализации себя в предпринимательской деятельности. Это потребность в поддержке единомышленников, в синергии реализующихся на федеральном и региональном уровнях мер поддержки со стороны государства. Сообщество «Женщины в бизнесе. Арктика» даст ответы на эти запросы. Важно, что результаты его работы будут зависеть от активности каждого из участников», – говорит Юлия Алферова, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства», член Экспертного совета ПОРА.


Эксперт отметила прямую связь между оттоком населения из регионов Арктики и показателем индекса счастья. При этом она подчеркнула, что именно женщины, руководствуясь заботой о семье, играют ключевую роль при принятии решения о смене места жительства. Поэтому, считает специалист, необходимо обеспечить поддержкой мам-предпринимателей в открытии собственного дела.


«Предпринимательство позволяет развивать территорию естественным способом, удовлетворяя те потребности, которые существуют здесь и сейчас. Создание сообщества - своевременное и важное решение, которое позволит поддержать женщин, готовых вести бизнес в Арктике, а также помочь тем, кто только рассматривает для себя этот путь, усилит возможности по обмену опытом, привлечет экспертов со всей территории страны, позволит применять лучшие подходы в развитии предпринимательства на территории АЗРФ», – считает Ольга Вильковская, директор по развитию экосистемы и стратегических партнерств АНО «Национальное агентство развития предпринимательства».


Координатор Экспертного Совета ПОРА Александр Воротников считает, что дело не только в развитии гендерного равенства. «Если женщина, живущая в Заполярье, не будет обеспечена работой, она не почувствует себя востребованной, и в конце концов начнет влиять на мужчину, мужа и говорить о том, что надо отсюда уезжать. И эта порочная практика будет воспроизводиться из раза в раз. Если мы не дадим женщине себя реализовать, тогда мы потеряем людей, которые весьма успешно могли бы работать в Арктике», – убежден эксперт.

На Таймыре отметили День работников речного и морского флота

В Дудинке прошло празднование Дня работников речного и морского флота. Для сотрудников Заполярного транспортного филиала (ЗТФ) «Норникеля» в кино-досуговом центре «Артика» организовали праздничный концерт, а лучших работников наградили благодарственными письмами и почетными грамотами.


С профессиональным праздником портовиков поздравил директор ЗТФ Алексей Новаков: 


«Мы особенно чувствуем свою причастность к замечательному, важному и непростому делу, которое позволяет целому региону функционировать, а нам – гордиться результатами работы. Праздник – это возможность выразить хотя бы часть того признания и уважения, которые наш коллектив, безусловно, заслуживает. От всей души поздравляю портовиков и говорю спасибо за ваш ответственный подход к работе, за ваш труд».


Со славами поздравления к портовикам также обратились глава Таймыра Евгений Вершинин, замглавы Дудинки по правовым вопросам и правотворческой деятельности Дмитрий Евгеньевич Иванов, замглавы Норильска по городскому хозяйству Павел Алексеевич Пискунов и другие представители власти.


Грамоты, благодарственные письма и почетные звания получили более 70 человек.


Так, звание «Заслуженный работник Заполярного транспортного филиала» получил старший стивидор производственно-перегрузочного комплекса №2 Андрей Яровой, а звание «Ветеран труда» – докер-механизатор производственно-перегрузочного комплекса №2 Сергей Яриновский, завскладом товароперевалочного комплекса Елена Бурова и слесарь по ремонту автомобилей производственного комплекса малой механизации Александр Мицкий.



Званием «Кадровый работник» отметили работников единого складского комплекса Марину Зорину и Марину Варнакову, а также машиниста бульдозера автотранспортного комплекса Олега Гангана.


Кроме этого, докер-механизатор производственно-перегрузочного комплекса №1 Петр Ходжаев отмечен дипломом и присвоением специального почетного звания «Лучший рабочий по соблюдению требований в области промышленной безопасности и охраны труда».


Напомним, в этом году у ЗТФ большой юбилей – 85-летие работы Дудинского порта в Российской Арктике.


Дудинский морской порт, первый ряжевый причал в Дудинке построили в 1936 году. В 1937-м, 3 ноября, порт выделили как самостоятельную единицу в составе Дудинской товарной экспедиции транспортного отделения Норильского комбината.

среда, 6 июля 2022 г.

Во всех арктических районах Якутии построят логистические центры

 В прошлом году торгово-логистические центры появились в Абыйском и Усть-Янском районах. 


 Во всех 13 арктических районах Якутии появятся логистические центры. Об этом рассказала председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.

 «С этого года началось строительство четырех логистических центров, в прошлом году были построены два таких центра, и глава республики ставит вопрос строительства логистических центров по всем тринадцати арктическим улусам», ㅡ сказала она на пресс-подходе во время отчета о деятельности исполнительных органов государственной власти в 2021 году в парламенте Якутии.


В высокоширотной Арктике найдены полюса потепления

 Самый «горячие точки» столкнувшейся с глобальным потеплением Арктики находятся на норвежском архипелаге Шпицберген и российской Земле Франца-Иосифа. К такому выводу пришел международный коллектив ученых, проведя масштабный анализ климатических данных. Выводы обнародованы в журнале Scientific Reports.


Исследованиями занимались ученые из Норвежского Метеорологического института, Арктического и антарктического НИИ, Петербургского государственного университета и Полярного геофизического института. Коллеги проанализировали огромный массив данных о температурах приземного слоя воздуха, температуре и солёности поверхности моря и скорости таяния льдов на Полярном Севере с 1981 по 2020 годы.


Полюсами потепления признали два острова в Северном Ледовитом океане. Один из них необитаем.


«Полюсами потепления, по мнению учёных, можно считать норвежский остров Карла XII на северо-востоке от архипелага Шпицбергена – там зафиксировано среднегодовое повышение температуры на 2,7°C за десятилетие и на 4°C в осенний период, а также российский остров Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа – здесь отмечено повышение на 2,2°C за десятилетие и на 3,8°C зимой», – отметили в ААНИИ.


Интенсивность потепления на островах сильно увеличилась с 2001 по 2020 годы. Такие тенденции характерны для севера и востока Баренцева моря (остров Карла XII находится близко к его акватории). Эксперты уже называют темпы потепления, превысившие среднеарктические в 5-7 раз, исключительными.


Процесс изменения погоды в полярных широтах связывают с повышением температур моря и уменьшением площади морского льда. В некоторых локациях Баренцева моря невосполнимые потери достигли 7-25 процентов за десятилетие. С середины 1980-х годов площадь ледяного покрова сократилась с 550 до 330 тысяч квадратных километров.

На Чукотке начинается строительство энергетической инфраструктуры для Баимского проекта

 Резидент АЗРФ «Чукотатомэнерго» (подразделение ГК «Росатом») разворачивает строительство морского терминала, предназначенного для обеспечения энергией проекта по освоению Баимского рудного месторождения. Об этом сообщил глава Чукотского автономного округа Роман Копин.


На терминале разместятся четыре модернизированных плавучих энергоблока общей мощностью 318 мегаватт. Сумма капиталовложений в их создание составит порядка 150 млрд рублей. Начало эксплуатации первых двух энергоблоков запланировано на I квартал 2027 года; третьего – на I квартал 2028 года; четвертого – на середину 2031 года.


Это не единственный объект инфраструктуры, который будет сооружен в регионе в целях запуска добычи на Баимском месторождении. По словам губернатора, в рамках проекта будут построены объездная дорога в Певек и новые терминалы аэропортов в Певеке и Билибино. Соответствующие заявки уже поданы в правительство РФ.



Напомним, по данным геологов, суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет порядка 23 миллиона тонн меди и 2 тысячи тонн золота. Для освоения этих богатств в регионе появится горно-обогатительный комбинат мощностью 70 миллионов тонн руды в год. Инвестор проекта – компания KAZ Minerals – намерена вложить в его реализацию 620 млрд рублей.


Баимский проект обещает стать одним из мощных драйверов не только экономического, но и социального развития Чукотского АО. Проект сформирует крупные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, позволит создать тысячи новых рабочих мест, повысит логистическую и транспортную связанность региона, комплексно улучшит его автономное энергоснабжение.


Более 950 миллионов рублей инвестиций привлекут пять новых резидентов Арктической зоны РФ

 В июне заключено пять соглашений с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Проекты предполагают более 950 миллионов рублей инвестиций и создание 102 новых рабочих мест. 


В Архангельске один из новых резидентов АЗРФ планирует открыть линию по производству панелей для каркасно-панельного домостроения, а другой – кафе. Еще три резидента планируют реализовать проекты в Северодвинске – будет построен жилой комплекс, откроется детский реабилитационный медицинский центр, а также магазин формата «у дома».



— Ежедневно наши специалисты ведут работу с компаниями, которые рассматривают возможность стать резидентами Арктической зоны, – отметил генеральный директор агентства регионального развития Максим Заборский. – Всего с августа прошлого года было проведено около 600 консультаций по возможностям привлечения мер государственной поддержки при реализации проектов в Арктике.


На сегодняшний день статус резидента Арктической зоны РФ получили 132 компании региона. Общий объем запланированных инвестиций составляет более 71,2 млрд рублей, будет создано 5186 новых рабочих мест.


Как отметил заместитель председателя правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор Иконников, в новых экономических условиях преференциальный режим, созданный для резидентов Арктической зоны РФ, дает дополнительные инструменты для развития.


— Напомню, что на региональном уровне резидентам Арктической зоны доступны льготы по налогу на прибыль: первые пять лет с момента получения первой прибыли будет применяться ставка 5%, последующие пять лет – 10%, – сказал заместитель председателя правительства. – Кроме того, для резидентов снижены ставки по налогу на имущество организаций: первые пять лет – 0,1%, последующие пять лет – 1,1%.


На территории Архангельской области для резидентов Арктической зоны, работающих по упрощенной системе налогообложения, установлены пониженные ставки. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, ставка будет равна 1%. Для резидентов, выбравших УСН по базе «доходы минус расходы», ставка налога составит 5%.

Кто господствует в Арктике?

 С переменой климата на севере открываются новые возможности, и Россия "играет мышцами", пишет The Economist. Больше половины береговой линии Арктики приходится на Россию. Таяние льдов открыло судоходный коридор через Берингов пролив между Сибирью и Аляской до Баренцева моря.


Полярный круг простирается вокруг Земли примерно на 16 000 км. К северу от этой черты каждый год бывают минимум одни сутки полной тьмы и минимум сутки полного света. Эти территории делят между собой восемь стран: Америка (через Аляску), Канада, Дания (за счет Гренландии), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция. Они составляют научно-политический клуб под названием Арктический совет наряду с 13 странами-наблюдателями – причем среди них оказался даже Китай, который именует себя "при арктическим государством" и рассчитывает воспользоваться ее морскими путями и ресурсами в рамках "полярного шелкового пути". Недавно борьба за контроль над регионом усилилась.


В мае министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Арктика принадлежит России. "Но всем прекрасно было давно известно, что это наша территория, это наша земля", – заявил он. 53% береговой линии Арктики приходится на Россию. Кроме того, Москва наращивает военные инвестиции: с 2007 года вновь открылось минимум 50 военных баз советской эпохи. Но другие арктические государства смотрят на вещи иначе. В 2018 году НАТО впервые за 27 лет отправила за полярный круг свой авианосец. В прошлом году британские и американские военные корабли впервые с 1980-х годов вошли в Баренцево море к северу от Норвегии, неподалеку от ключевых военно-морских баз России. В следующем году Норвегия проведет за Полярным кругом крупнейшие военные учения со времен холодной войны. Чем объясняется это бряцание оружием – и чья же в итоге Арктика?

Бóльшая часть Арктики – это лед и вода. Причем скорее второе: в прошлом году ледяной покров сжался до абсолютного минимума за всю историю наблюдений. Минимальное покрытие в 2020 году оказалось почти на миллион квадратных миль меньше среднего минимума за период с 1981 по 2010 год. "Интерес стран к региону подстегнула перемена климата", – объясняет Андреас Эстхаген (Andreas Østhagen) из Института Фритьофа Нансена близ Осло. Таяние льдов открыло судоходный коридор через Берингов пролив между Сибирью и Аляской до Баренцева моря. Маршрут остается подо льдом до девяти месяцев в году. Но в 2020 году его прошли свыше 1 000 грузовых судов – на 25% больше, чем в предыдущем. Маршрут проходит через российские территориальные воды, и Москва взимает за это плату. Но открытие Северного морского пути для России – палка о двух концах. Лед был последним бастионом, защищавшим ее северное побережье – и с его исчезновением страна стала уязвимее. В преддверии саммита в Брюсселе 14 июня НАТО заявила, что таяние льдов может привести "к новой геополитической напряженности".

 

Кроме того, арктические государства соревнуются и за контроль над морским дном: таяние льдов сделало доступнее месторождения полезных ископаемых – в том числе нефти и газа. Чтобы предъявить претензии на земли за пределами своих территориальных вод (12 морских миль от берега), страны должны доказать, что морское дно – продолжение их континентального шельфа, того же массива суши, что и их территория. Геология – штука субъективная: на хребет Ломоносова, подводный горный массив, пролегающий под Северным полюсом, претендуют Канада, Дания и Россия. Чтобы доказать свою правоту, некоторые страны идут на крайние меры. В 2007 году российская подводная лодка установила на морском дне под Северным полюсом титановый трехцветный триколор. А в 2013 году Канада выдала Деду Морозу свой паспорт. Такие жесты вполне могут показаться шутливыми, но на фоне усиления военной активности это реальная попытка правительств заявить о своих правах. Пока что преимущество у России. Но по мере таяния льдов интерес других стран к Арктике будет лишь расти.

понедельник, 4 июля 2022 г.

США возобновит работу Арктического совета без участия России

На днях получила свое развитие история с приостановлением в марте работы Арктического совета семью его участниками — США, Канадой, Данией, Швецией, Финляндией, Норвегией и Исландией, которое было обосновано новой геополитической ситуацией в мире. Теперь, три месяца спустя, на сайте госдепартамента США появилось совместное заявление стран — участниц совета, в котором сообщалось о решении возобновить его работу, но без участия России.


«Мы намерены осуществить ограниченное возобновление нашей работы в Арктическом совете в проектах, которые не предполагают участия Российской Федерации. Эти проекты, содержащиеся в плане работы, одобренном всеми восемью арктическими государствами на министерской встрече в Рейкьявике, являются жизненно важным компонентом нашей ответственности перед населением Арктики, включая коренные народы», — говорится в заявлении. В то же время в нем отмечается, что остальные члены организации поддерживают ее и «по‑прежнему убеждены в непреходящей ценности Арктического совета для полярного сотрудничества».


Такое намерение вызвало, естественно, негативную реакцию российской стороны. Решения, принятые в рамках Арктического совета без участия РФ, будут лишены легитимности. Об этом сообщил посол России в США Анатолий Антонов. Он добавил, что Москва обеспокоена планами возобновить работу совета без нее. «Подобный шаг не может не вызывать обеспокоенность не только России как действующего председателя совета, но и всего международного сообщества, заинтересованного в дальнейшем устойчивом развитии этого региона. Констатируем, что данный уникальный формат межгосударственного взаимодействия продолжает политизироваться. Решения от имени Арктического совета, принятые без нашей страны, будут нелегитимными и нарушают принцип консенсуса, предусмотренный его руководящими документами», — заявил Антонов. Дипломат выразил уверенность, что без привлечения РФ урегулировать проблемы Крайнего Севера невозможно. «Причина очевидна: в российской части Заполярья, занимающей порядка 60 % от всей территории региона, проживает более половины коренного населения Арктики. Осуществляется более 70 % всей экономической активности высоких широт», — пояснил Антонов.


Ранее посол по особым поручениям МИД России и председатель комитета старших должностных лиц совета Николай Корчунов предупредил, что остановка работы организации ставит под удар безопасность в Арктике. «С марта деятельность Арктического совета, включая проектную, фактически остановилась. Нынешняя пауза неизбежно приведет к тому, что риски и вызовы мягкой безопасности в Арктике будут нарастать. Это решение чревато негативными последствиями, в том числе для благополучия населения Арктики, включая коренные народы», — подчеркнул дипломат. По его словам, скорейшее возобновление работы Арктического совета в полном формате отвечает интересам не только арктических государств, но и всего международного сообщества. «Россия выражает готовность к возобновлению диалога в высоких широтах», — сказал посол.


Такое решение вызвало критику даже с западной стороны. В частности, американский Совет по международным отношениям (CFR) еще в мае отметил, что остальные участники организации планируют «коренным образом перестроить систему арктического управления, сформировав новую международную структуру без России, известную как Nordic Plus». Однако пользы от такого формата будет немного, считают в организации. «При общности ценностей и норм управления Nordic Plus был бы лишен институциональной легитимности и прогресса, наработанных в рамках Арктического совета. Кроме того, наличие подобной организации без участия Москвы представляется малополезным», — говорится в материале, опубликованном на официальном сайте CFR. В организации напомнили, что «на Россию приходится почти половина населения Арктики, более половины ее побережья и большая часть промышленности». «В Арктике России также принадлежит первенство в производстве энергии, рыболовстве и грузоперевозках», — подчеркивает CFR.


Намерение западных участников Арктического совета возобновить его работу без России принято под давлением США, однако это неэффективный и неработающий план, полагает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. «Арктический совет нужен был для того, чтобы проводить границы и договариваться о научных исследовательских проектах. Но в первую очередь, чтобы определить, где есть чья территория. Выход из Арктического совета, где председательствует Россия, остальных семи стран — понятно, что под давлением США, — это американская стратегия запутывания карт, развала договоренностей, создания высокого уровня хаоса в расчете на то, что этот хаос окажется непереносимым для остальных контрагентов и в мутной воде получится ловить свою рыбку. Такой хаос США целенаправленно соз­давали по всем ключевым международным соглашениям», — отметил Коктыш.


Эксперт подчеркнул, что РФ в состоянии самостоятельно осваивать свою Арктическую зону. «Россия, по сути, одна реализует проект Северного морского пути, который дооборудован, оснащен хорошей, а местами просто замечательной наземной инфраструктурой. Российский ледокольный флот — крупнейший в мире, он таким остается, и он абсолютно функционален. То есть свою зону Арктики Россия успешно осваивает и ни в чьей помощи не нуждается», — заключил аналитик.


Близкой точки зрения придерживается и заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН член Общественной палаты России Никита Данюк, считающий, что решение возобновить работу совета без РФ максимально политизировано, поскольку «Россия контролирует самую протяженную Арктическую зону, и большая часть этого региона относится к исключительной экономической и политической сфере РФ». «Все решения, которые примут в рамках «обновленного» Арктического совета, будут лишены легитимности, так как они противоречат основным документам, согласно которым такая деятельность может осуществляться только на основе полного консенсуса. И самое главное — нет никакого инструмента по приостановке членства и лишению права РФ участвовать в заседаниях Арктического совета. Иными словами, это очередное попрание юридических норм договоров, на которое готов пойти Запад с единственной целью — выстроить иллюзорную изоляцию России», — уверен эксперт. С его точки зрения, у РФ остается полное право не руководствоваться теми решениями, которые будут приняты в формате Арктического совета без ее участия.


«Проблема заключается в том, что данный институт выстраивался довольно долго, его деятельность была достаточно плодотворной. В рамках Арктического совета получалось достигать консенсуса так, чтобы взаимные интересы всегда были важнее существующих противоречий», — поясняет Данюк. По его мнению, если говорить о международной деятельности по арктической проблематике в целом, то ни одно важное решение принять в данной сфере без участия России невозможно. «Исходя из этого, дальнейшие решения, принятые в этом формате, приведут к тому, что Арктический совет перестанет восприниматься как легитимный. Его вердикты абсолютно ни на что не будут влиять, это будет «клуб по интересам», а главный интерес — как можно сильнее насолить России, потому что без ее участия международное сотрудничество, особенно в Арктике, не представляется реальным», — заключает эксперт.

МИД и МГУ договорились о сотрудничестве в развитии Арктики

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов и ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на встрече в рамках Петербургского международного экономического форума обсудили важность междисциплинарного изучения Арктики в части климата, экологии и биоразнообразия, сообщает пресс-служба вуза. Встреча прошла в период председательства России в Арктическом совете. Оператором событий плана российского председательства является Фонд Росконгресс.



На встрече также присутствовал специальный представитель России по морской деятельности в Арктическом регионе Николай Шабалин. Стороны договорились о сотрудничестве в целях развития эффективного взаимодействия между государственными структурами и университетами и обговорили возможные пути сотрудничества по созданию экспертного центра по координации деятельности научных организаций России в области изучения Арктики.

Помимо этого, Корчунов, Садовничий и Шабалин подчеркнули необходимость применения современных морских технологий и научного подхода при освоении Арктического региона. Встреча прошла на стенде Минвостокразвития России «Арктика — территория диалога».

«Встреча позволила конкретизировать направления совместной работы государства и вузов в целях развития Арктического региона. Создание экспертного центра по координации деятельности научных организаций в области изучения Арктики приведет к систематизации данных и аккумулирует эффект от взаимодействия госструктур и научных организаций», — сказала представитель Минвостокразвития России, Председатель рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию Абидат Магомедова.

Комплексная программа российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. направлена на продвижение сотрудничества по повышению благосостояния и качества жизни населения Арктики, включая коренные народы Севера, его адаптации к последствиям изменения климата, сохранению арктического биоразнообразия и уникальных экосистем, обеспечению социально-экономического развития, поиску решений в области глобальной энергетической и транспортной безопасности, продвижению научного сотрудничества в высоких широтах и укреплению Арктического сотрудничества. 

В Северодвинске подвели итоги проекта «Наш дом – Арктика»

С сентября по май в рамках проекта прошло 15 массовых мероприятий, пять конкурсов, пять встреч с полярниками, 36 экскурсий в городской музей и 36 квестов. Всего в мероприятиях проекта поучаствовали более 20 тысяч человек. Более 700 северодвинских мальчишек и девчонок в течение года, играя и развлекаясь, смогли узнать о климате, растительном и животном мире Арктики.


Благодаря проекту в городском парке появилась интерактивная площадка, тематическая образовательная площадка, включающая пять полярных станций: Остров Врангеля, Северная Земля, Бухта Солнечная, Остров Виктория, Полярная станция Мыс Желания. В путешествиях участников экспедиции в Арктику сопровождала ростовая кукла - девочка Арктика, которая является исследователем и хранителем парка с незамерзающим сердцем. И, конечно, волонтёры. В проекте приняли участие 200 добровольцев. Помощь студентов Северодвинского техникума электромонтажа и связи была просто неоценима при проведении квестов.


В городском музее прошли многочисленные экскурсии, где научные сотрудники рассказывали посетителям об Арктике и её освоении. Также в рамках проекта прошли мастер-классы, конкурс лэпбуков, открытый показ фильмов, посвящённых Арктике, мероприятия, направленные на сохранение полярных медведей и Фестиваль творчества для всей семьи «Северное сияние».


Так, через квесты и интересные занятия дети узнавали о хрупкой природе Арктики и усваивали, как можно внести вклад в её сохранение. Эти знания особенно ценны, так как образовательных программ по Арктике в наших школах пока нет.


Участниками проекта были не только школьники, но и воспитанники детских садов. И в одном из конкурсов наибольшее количество баллов набрали воспитанники детского сада «Золотой петушок». Также в мероприятиях проекта отличились ученики Северодвинской прогимназии № 1, школ № 3 и № 20.


Благодаря проекту «Наш дом - Арктика» дети получили массу новых впечатлений, а педагоги - полезные методические разработки. Общее финансирование проекта составило более 4 миллионов 250 тысяч рублей, из них почти 2 миллиона 600 тысяч - это средства Фонда президентских грантов.


Проект завершился, но у авторов и партнёров много новых планов. Изучение Арктики для северодвинских ребят не закончится. В администрации Северодвинска сообщили, что партнеры работают над подготовкой следующей проектной заявки.

В России планируют построить 37 судов для Северного морского пути

 


Планом развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) предусмотрено строительство 37 судов, включая 8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов, в том числе ледоколы проекта 22 220 и проекта «Лидер». Об этом на заседании государственной комиссии по вопросам Арктики 23 июня сообщил статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.


По словам Евтухова, два ледокола «Арктика» и «Сибирь» уже функционируют в Северном морском пути. В ноябре этого года запланирована сдача в работу универсального атомного ледокола «Урал».


По информации госкорпорации «Росатом», для обеспечения устойчивой эксплуатации Северного морского пути необходимо предусмотреть строительство дополнительно 6 ледоколов, а также 16 аварийно-спасательных судов и судна атомного технологического обслуживания. Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка ещё 32 транспортных судов ледового класса.


На заседании также обсуждалось строительство газовозов и танкеров-челноков, 15 из которых будут произведены на судоверфи «Звезда», находящееся в городе Большой Камень Приморского края. В планах — строительство дополнительных судов для транспортировки продукции инвесторов по Севморпути.


Как сообщало ИА REGNUM, транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предполагает комплексное развитие морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта арктической зоны России




Экспедиция «Роснефти» изучит в Арктике редкую белую чайку, а в Ноябрьске заметили колибри

Экспедиция отправилась в северо-восточную часть Карского моря, чтобы изучить популяцию белой чайки. Как сообщил Арктический научный центр «Роснефти», необходимо способствовать сохранению этого редкого вида чайки.

Тем временем на Ямале заметили необычную для этого региона гостью. Жители Ноябрьска спорят, что на опубликованном в городской группе во «ВКонтакте» — насекомое или экзотическая птица колибри. Обычно она водится в тропических лесах Америки. Эти птички питаются нектаром цветов. Некоторые жители города допустили, что это может быть бабочка—бражник.


Экспедиции для наблюдения за популяцией белой чайки компания «Роснефть» начала еще в 2020 году в рамках корпоративной программы по изучению, сохранению ключевых видов — биоиндикаторов устойчивости арктических экосистем, сообщило РИА «Новости». В 2022 году ученые исследуют редкий вид птиц на острове Визе в течение всего периода гнездования. Исследователи соберут данные о состоянии здоровья популяции, особенности питания, путях миграции и численности птиц.


В «Роснефти» отметили, что планируют сохранять и восстанавливать природные ресурсы, изучать арктических животных. С 2020 года компания реализует целевой инновационный проект оценки устойчивости арктических экосистем на основании исследования динамики состояния обитателей Севера — белого медведя, атлантического моржа, белой чайки и дикого северного оленя.

Северные ледники тают с рекордной скоростью

Многочисленные небольшие ледники Гренландии тают с огромной скоростью. Таяние усиливается, особенно в арктических регионах, где повышение температуры происходит больше всего, говорится в новом исследовании Бристольского университета.





В Арктике температура повышается сильнее, чем в остальном мире, и это приводит к тому, что самые северные ледники Гренландии тают с рекордной скоростью, как показало новое исследование. Об этом пишет Phys.org.


Работу ученые проводили на небольших ледниках, не имеющих никакого отношения к Гренландскому ледниковому щиту. Эти периферийные ледники составляют всего около четырех процентов покрытых льдом территорий Гренландии, что соответствует примерно той же площади, что и Ирландия, – 72 тысячи квадратных километров. Но на их долю приходится до 11 процентов общей потери льда в покрытых льдом районах Гренландии. Таким образом, они вносят основной вклад в глобальное повышение уровня моря.


«Потеря льда с этих небольших ледников происходит потому, что они более чувствительны к постоянным изменениям температуры и поэтому тают быстрее, чем мы наблюдаем во многих других местах Арктики», – сказал профессор Шфакат Аббас Хан из DTU Space.


Новое исследование показало, что за последние 20 лет таяние периферийных ледников резко возросло. В среднем с октября 2018-го по декабрь 2021 года таяло 42,3 гигатонны льда в год. Для сравнения: с февраля 2003-го по октябрь 2009 года ежегодно таяло всего 27,2 гигатонны.


«Мы видим, что наблюдается заметное увеличение таяния ледников в северной Гренландии. Это показывает, что ледяные массы в Гренландии очень нестабильны и что они вносят значительный вклад в глобальное повышение уровня моря», – сказал профессор Хан.


Хотя изолированные ледники не являются частью Гренландского ледяного покрова, ученые считают необходимым включить их в общую сумму таяния в Арктике, чтобы точно рассчитать, насколько регион способствует повышению уровня моря.


Все эти ледники имеют свой собственный баланс массы, как и ледяной покров Гренландии, то есть соотношение между таянием летом и выпадением снега зимой. Если потеря массы (таяние) больше, чем поступление массы (снегопад), ледник становится меньше, и наоборот. По сравнению с Гренландским ледниковым щитом, периферийные ледники изучены относительно мало.


Ранее мы писали, что белые медведи учатся выживать в условиях потепления. Также «Таймырский телеграф» сообщал, что Сибирь и Арктика «теплеют» в четыре раза быстрее других регионов.

Арктический плавучий университет отправился в экспедицию вокруг Новой Земли

Из Архангельска отправилась в Северный Ледовитый океан экспедиция «Арктический плавучий университет-2022: Меняющаяся Арктика». На борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» - 55 учёных, аспирантов и студентов. Они совершат рейс продолжительностью более трёх недель вокруг архипелага Новая Земля.

Экспедиция проходит во время председательства России в Арктическом совете. 

 




«Лидерство России в Арктике базируется, прежде всего, на науке и технологиях. Крайне важно, что сегодня в эту работу вовлечены не только опытные российские исследователи и титулованные ученые, но и молодежь в лице студентов ведущих российских институтов и университетов. Уверен, что результаты работы участников экспедиции позволят не только расширить наши знания об арктической экосистеме, но и будут иметь практическое, прикладное значение для сохранения экологии, историко-культурного наследия, дадут мощный дополнительный импульс развитию перспективных отраслей - например, арктической медицине. Помогут усовершенствовать уже реализуемые программы по сохранению флоры и фауны. Особо отмечу, что развитие науки и технологий, а также защита экологии, - это важнейшие приоритеты председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021–2023 годах», – подчеркнул Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

 

Кроме того, в 2022 году проект «Арктический плавучий университет» отмечает своё 10-летие - начиная с 2012 года, его ежегодно организует Северный (Арктический) федеральный университет имени МВ. Ломоносова (САФУ) совместно с Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

 

«Десятый год уже мы проводим «Арктический плавучий университет». В этом году будет два рейса, в июле и августе. И коллеги из стран-наблюдателей Арктического совета будут принимать участие», - рассказала ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова на сессии «Система образования и кадровое обеспечение Арктики в условиях новых реалий» Петербургского международного экономического форума 2022.

 

Маршрут экспедиции 24 июня - 15 июля: Архангельск - остров Колгуев - остров Вайгач Русская Гавань и залив Иванова на западном, баренцевоморском побережье Новой Земли - Оранские острова — мыс Желания на северной оконечности Новой Земли - бухта Мурманца и Ледяная Гавань на восточном побережье Новой Земли, со стороны Карского моря - остров Сосновец — Архангельск.

 

Цели проекта «Арктический плавучий университет-2022: Меняющаяся Арктика» -  получение новых знаний о состоянии и изменениях в экосистеме прибрежных территорий архипелага Новая Земля и островов акватории Баренцева моря; комплексная практическая подготовка специалистов по актуальным для Арктического региона дисциплинам - таким как океанология, гидрометеорология. экология, биология, география, геология, химия; продвижение российского научного, историко-культурного и природного наследия в Арктике; популяризация полярных специальностей среди молодёжи.

 


 

Плавучие университеты - уникальная российская образовательная технология, главный принцип их работы - «обучение через исследования». Участвуя в морских экспедициях «Арктического плавучего университета», молодые ученые и студенты проводят научные исследования, приобретают практические знания, необходимые им для будущей работы в полярных регионах.

 

«В экспедициях Арктического плавучего университета прошли подготовку более 300 студентов и аспирантов из разных университетов России и зарубежных вузов-партнёров. Многие из них связали свою жизнь с Арктикой - работают в научных институтах и университетах, в системе Росгидромета, на полярных станциях, в промышленных компаниях, реализующих свои проекты в Арктике. К примеру, заместитель начальника по науке экспедиции 2022 года Анна Трофимова впервые участвовала в Арктическом плавучем университете в 2012 году, будучи студенткой 3 курса. Потом поступила в аспирантуру, стала научным сотрудником», - приводит примеры Александр Сабуров, директор Института стратегического развития Арктики Северного (Арктического) федерального университета, начальник экспедиционного отряда «Арктического плавучего университета».

 

На борту НИС «Профессор Молчанов» в Арктику отправятся исследователи и студенты из Архангельска (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет), Москвы  (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Институт географии РАН, Российский университет дружбы народов, Объединенный институт ядерных исследований), Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет, Арктический и антарктический НИИ, Российский государственный гидрометеорологический университет, Институт экспериментальной медицины), Норильска, Саратова.

 

В научной программе экспедиции - исследования по климатологии и метеорологии, микробиологии и экологии, орнитологии и изучению биоразнообразия, адаптации человека к условиям работы в Арктике и социологии, сохранению и изучению историко-культурного наследия Арктики.

 

«Арктический плавучий университет» проводится при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, правительства Архангельской области, Русского географического общества и Национального парка «Русская Арктика». Спонсоры и партнёры экспедиции - Банк ВТБ, ПАО «Новатэк, ПАО «ГМК «Норильский никель».

России нужно больше спутников для отслеживания погоды в Арктике — на это потребуется 45 млрд рублей



Для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути для доставки грузов на Дальний Восток России потребуются новые технические средства, включая создание дополнительной группировки метеорологических спутников. Ожидается, что это поможет избежать заторов грузовых судов во льдах.


Как сообщает РБК, по данным Минприроды для повышения качества прогнозов ледовой обстановки в акватории Северного морского пути необходимо запустить в 2029-2030 годах семь спутников, что обойдётся в 44,2 млрд рублей.


По информации Минприроды, план разрабатывается в рамках проекта по обеспечению всесезонной навигации в Арктике и предусматривает не только отправку на орбиту нескольких спутников, но и строительство сети автоматических пунктов наблюдений. Материалы о необходимости технологических обновлений направлены министерством в правительство 15 июня — они использовались для подготовки заседания государственной комиссии, посвящённой развитию Арктики, состоявшейся 23 июня.


В проекте плана мероприятий по повышению качества прогноза ледовой обстановки говорится о необходимости увеличить число спутников, контролирующих данный регион. План разработан Минприроды вместе с «Росатомом», «Роскосмосом», Минтрансом и другими ведомствами.


Проблема назрела после того, как в конце прошлого года во льдах застряли более 20 гражданских судов, после чего президент России Владимир Путин поручил Минтрансу «навести порядок» в сфере перевозки грузов на Дальний Восток.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле