«Росатом» планирует учредить в июле Главное управление Северного морского пути. В соответствии с поправками в Кодекс торгового мореплавания РФ оно будет регулировать движение по СМП. Такой же функционал был у Главного управления Севморпути, созданного в 1932 году для освоения Арктики.
ФГБУ «Главсевморпуть» будет основано в 90‑летие Главного управления Северного морского пути, их названия символически совпадают. Госкорпорация 14 лет наращивает присутствие на СМП: привела в порядок атомные ледоколы, обеспечила строительство новых судов, выполняет заказы на обустройство портов, получила статус инфраструктурного оператора. В общем, «Росатом» и так все воспринимали как ответственного за СМП. Создание «Главсевморпути» сделает этот статус официальным.
Повторение не следует
В ноябре прошлого года на СМП застряли 24 судна. Сошлись несколько причин: неточный прогноз погоды и ледовой обстановки, несвоевременные выходы в рейс, нежелание заказывать проводку и навигационное сопровождение. Назревал срыв снабжения чукотских городов и поселков, инвестиционных проектов. Огромными усилиями ледокольного флота беды удалось избежать. Суда вызволили, Чукотку обеспечили, оборудование и материалы выгрузили.
Проводки судов, идущих по другим направлениям, затянулись, последствия задержек ощущались всю зимне-весеннюю навигацию. Чтобы ситуация не повторилась, было решено сконцентрировать все полномочия по движению на СМП в одном центре — «Росатоме». Соответствующие поправки в законодательство вступили в силу 28 июня этого года.
Что изменилось
Раньше разрешениями на плавание по СМП заведовала структура Минтранса — Администрация Севморпути. Эта функция переходит новому управлению (до его формирования — дирекции Севморпути «Росатома», куда и войдет «Главсевморпуть»).
Разрешения по-прежнему выдаются на срок до года. Нововведение — за сутки до выхода судна действие разрешения могут приостановить на срок до 30 дней, если условия для плавания неблагоприятные: плохая погода, ледовая обстановка. После корректировки маршрута или улучшения метео- и других условий действие разрешения возобновляется.
Штаб морских операций (ШМО), предоставляющий судам информационное сопровождение, передается из «Атомфлота» в Главсевморпуть.
На первых порах поддерживать контакт с грузоотправителями, их в России около 50, будет дирекция Севморпути. Затем в «Главсевморпути» появится единое окно для разъяснения нововведений и маршрутизации запросов.