понедельник, 15 июня 2020 г.

«Арктику» сдадут к зиме Атомный ледокол будет эксплуатироваться с ограничением мощности

Как выяснил “Ъ”, самый мощный атомный ледокол «Арктика» на 60 МВт, у которого в феврале частично вышел из строя электродвигатель на правом валу, может быть все-таки сдан осенью. До конца месяца он должен выйти на ходовые испытания. Предполагается, что «Арктика» будет принята в эксплуатацию с ограничениями по мощности, а смена двигателя запланирована в августе 2021 года.

Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 может быть сдан осенью, говорят собеседники “Ъ”. По словам некоторых из них, ледокол готовятся принять в сентябре–октябре, но другие источники “Ъ” дают более осторожный прогноз — четвертый квартал.
Ледокол «Арктика» изначально должен был быть сдан в 2017 году (контракт был заключен в 2012 году за 37 млрд руб.). Строительство ведет входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзавод. Сроки уже переносились дважды — сначала на май 2019 года, потом на апрель 2020 года. Однако в феврале в ходе швартовых испытаний у «Арктики» частично вышел из строя правый гребной электродвигатель (ГЭД, см. “Ъ” от 10 февраля), что поставило под вопрос сдачу судна в этом году. Всего по данному проекту законтрактовано пять ледоколов.
Основная задача — до конца месяца выйти на ходовые испытания, по предварительной оценке, это займет порядка трех недель, уточняют источники “Ъ”.
Затем «Арктика» вернется в порт для проведения ревизии механизмов (займет около месяца). После этого ледокол будет сдан с ограничениями «под определенные гарантии и обязательства». Пока, не считая проблем с ГЭД, остальные этапы швартовых испытаний прошли штатно, говорит один из собеседников “Ъ”. Какова будет реальная потеря мощности относительно проектной из-за проблем с ГЭД, будет выяснено в ходе испытаний, уточняют источники “Ъ”. Один из них добавляет, что предположительно «Арктика» потеряет 8–12 МВт. Ранее собеседники “Ъ” предполагали, что в ходе эксплуатации придется снижать мощность и на левом электродвигателе, что может привести к общей потере в 20 МВт (см. “Ъ” от 19 февраля).

«Атомфлот» закажет док под атомные ледоколы

Как сообщал “Ъ” 30 марта, уже сейчас понятно, что двигатель не подлежит восстановлению и ледокол придется в будущем ставить в док для замены ГЭД. Предположительно работы будут произведены в Кронштадте. Собеседники “Ъ” говорят, что замена ГЭД планируется на август 2021 года. Как сообщили “Ъ” в ОСК, правый ГЭД атомохода «Арктика» в рабочем состоянии, но потерял 10 МВт мощности. По расчету 50 МВт на трех винтах будет достаточно для обеспечения проектной ледопроходимости, уточняют в корпорации. Судно будет сдано и введено в эксплуатацию до конца 2020 года, добавляют там. К концу третьего квартала 2021 года планируется изготовить новый двигатель и провести агрегатную замену, говорят в ОСК. Оптимальная технология будет определена после проработки всех вариантов, замена ГЭД в доке Кронштадтского морского завода также рассматривается, заключили в корпорации.
Источник “Ъ” в аппарате правительства РФ говорит, что даже с ограничениями по мощности в одном из трех двигателей ожидается, что в ходе испытаний будут подтверждены все характеристики ледокола.
Поэтому на данный момент планируется принять «Арктику» в эксплуатацию, окончательное решение должно быть принято на неделе, заключает он. В «Росатоме», который должен эксплуатировать ледокол, тему не комментируют.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев считает, что принятие в эксплуатацию «Арктики» в сложившихся обстоятельствах — наиболее правильное решение. В немалой степени это связано с тем, что позволит провести натурные испытания ледокола. Один из вопросов, на который испытания должны дать ответ,— возможность эффективной работы этих двухосадочных ледоколов на мелководье Обской губы и Енисея. Так, Михаил Григорьев приводит мнение профессора ЦНИИМФ Лолия Цоя, который полагает, что в связи с превышением весового водоизмещения ледокола и увеличением минимальной осадки до 9,3 м (вместо 8,55 м по проекту) следует ожидать значительного падения его ледопроходимости на мелководье (более чем в 1,5 раза).

Арктика: как туда попасть, кого там можно встретить и как там вообще выжить

Как добраться?


Организованные туры на Север стоят невероятно дорого: например, круиз на крупнейшем в мире атомном ледоколе «50 лет Победы» обойдется примерно в $30 000 или ₽2 300 000 с одного человека. Помимо атомного ледокола, есть и дизельные. Цена меньше, но всё равно кусается — €9 000 или ₽750 000 с человека. Продолжительность таких туров обычно составляет от 11 до 15 дней, но есть и программы покороче.
Например, можно долететь на самолёте от архипелага Шпицберген до базы «Барнео», расположенной на дрейфующей льдине. Эта база создаётся каждый год на месяц-полтора, как правило, в апреле, когда уже наступил полярный день, но солнце ещё не растопило лёд. На ней строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74, и отсюда уже открывается новый путь в Арктику — на вертолёте. Стоимость — €23 500 (₽1 970 000) с человека, а продолжительность тура — 6 дней (с проживанием на базе «Барнео»).

Однако норвежский Шпицберген и сам является частью Арктики. Доплыть до него можно за €5 900 или ₽500 000, а путешествие туда и обратно займёт около 10 дней. При этом фауна архипелага крайне разнообразна по сравнению с остальным регионом — здесь можно встретить белых медведей, моржей, тюленей и северных оленей.
Есть и более бюджетные варианты — дальше от Северного полюса и значительно дешевле. Например, можно посетить заповедник «Ненецкий»: там вы будете заниматься бёрдвотчингом — наблюдением за птицами, а также познакомитесь с оленеводами и поучаствуете в пеших походах. Цена такого тура составит около 80 000 рублей на человека. Комфорта меньше, чем на круизном лайнере, но и свободы на порядок больше.
Один из самых нестандартных вариантов — туры к кочующим оленеводам. За пять дней и 45 000 ₽/чел вы познакомитесь с их традициями и ритуалами, будете питаться национальной кухней и ездить на оленьей упряжке.

Природа Арктики


Север не только про лёд и скалы. В Арктике своя, мало знакомая жителям средней полосы флора: множество карликовых кустарников, лишайников и мхов, злаков и трав, и совершенно выдающаяся фауна. Этот ледяной край населяют овцебыки (Ovibos moschatus), белые медведи (Ursus maritimus), снежные бараны (Ovis nivicola) и дикие северные олени (Rangifer tarandus). В тундре живут лемминги и арктические беляки (Lepus arcticus) — пища песцов и волков. Дополняют картину росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики.
В Арктике можно повстречать и более редких животных: например, «единорогов» Северного ледовитого океана — нарвалов (Monodon monoceros). Это единственный представитель своего рода, название которого обыгрывает его «трупный» цвет кожи: в исландском языке narhval образовано от слов «труп» (nar) и «кит» (hval).

Тут же обитают гиганты морей — моржи, тюлени, усатые киты, косатки и белухи. Последних, кстати, можно спутать с другими морскими созданиями: новорождённые белухи вовсе не соответствуют своему названию — их окрас тёмно-синий, а после года — серый. Лишь по прошествии 3-5 лет после рождения цвет кожи этих млекопитающих меняется на белый.
Mesonyx.jpg
Wikimedia Commons Мезохинии
Как и все китообразные, удивительные белухи произошли от мезохиний — сухопутных млекопитающих, вернувшихся обратно в море. Это объясняется и в названии их отряда: «парнокопытных» часто называют «китопарнокопытными» (а также парнопалыми или артиодактилями), чтобы соответствовать всем представителям отряда.
Ну, а еще Арктика — это фантастические пейзажи полярных дней и ночей: сияющая Аврора, огромные скалы, покрытые снегом, гигантские плавающие льдины и бесконечное море вокруг.

Опасности для организма

Полное солнечное затмение в Арктике (2015)
Фото: Владимир Алексеев
В арктическом путешествии важно следить за здоровьем. Влажность, низкая температура, постоянная качка, ограниченное пространство судна для большой группы людей — организм должен мобилизовать все свои силы, чтобы справляться с поставленным объемом задач. Обычно такие факторы быстро отражаются на уровне стресса и вызывают упадок сил.
Научные экспедиции берут с собой все необходимые в экстренных ситуациях медикаменты, а также оснащают учёных — дайверов, пеших исследователей и даже пилотов дронов — устройствами для раннего выявления болезни. В 2019 году под эгидой Русского географического общества были проведены три экспедиции к «вершине» мира, последняя из которых называлась «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019. Северная Земля». Ее целью было изучение не только самого региона, но также реакции человеческого организма на стрессовые условия северных широт и способности его адаптации.
Измерения здоровья участников экспедиции проводились с помощью сервиса Engy Health, позволяющего на основе анализа вариабельности сердечного ритма контролировать уровень нагрузки, стресса и напряжения организма. О принципах работе Engy Health мы писали в материале «С помощью чего космонавты следят за своим здоровьем».
Участники пеших групп, которые много времени проводили на воздухе и ходили в спокойном темпе продолжительное время, улучшили показатели стресса, энергии, баланса и индекса кровообращения. Разумная физическая нагрузка, спокойное правильное дыхание, достаточное количество кислорода смогли выровнять эмоциональный фон, артериальное давление и придали сил даже в экстремальных условиях арктической экспедиции.

Все более популярными становятся экстремальные погружения в воды Северного Ледовитого Океана. Замеры, проводившиеся у дайверов до и после погружения, четко продемонстрировали, насколько важно выполнять погружение с учетом показателей здоровья. При соблюдении режима нагрузок восстанавливалась работа всего организма в целом, о чем свидетельствовали показатели «индекс кровообращения», «энергия» и «баланс». Те, кто погружался без учета показателей ВСР, выходили из воды с упадком сил и повышенным уровнем стресса. У таких дайверов организм восстанавливался намного дольше, что мешало выполнению задач арктической экспедиции в условиях сжатых сроков.
«Три кита, на которых держится самочувствие — это восстановление (сон), питание и физическая активность», — координатор судовых экспедиционных операций и научный предприниматель Сергей Соколов.
Соколов замерял свои показатели вариабельности сердечного ритма утром и вечером. Главная задача использования Engy Health лично для него заключалась в том, чтобы показать динамику восстановления за прошедшую ночь.
«Если с утра мои показатели здоровья были не очень хорошими, значит, в текущий день я заканчивал несрочные дела раньше, и вечером шел спать. Если утренние показатели говорили о хорошем запасе сил, мог немного задержаться вечером с работой. Я старался быть физически активным — то есть не перегружаться, но и не засиживаться на месте», — Сергей Соколов.

«Когда предстояла серия физически сложных погружений, я готовился к ней заранее — тем же восстановительным сном, а после — старался такой нагрузки не давать долгое время. Так и сохранял баланс. Когда ты контролируешь здоровье с помощью анализа сердечного пульса, нормировать свой режим и оставаться в зоне здоровья намного проще. В Арктике контроль и профилактика здоровья особенно важны», — делится своим опытом Соколов.
Важно понимать, что в Арктике стоит сконцентрироваться на себе. Этот удивительный край подарит вам массу впечатлений, но и бросит настоящий вызов возможностям вашего организма. Как следует подготовьтесь к испытаниям — и отправляйтесь познавать Арктику во всей её красе.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле