Как выяснил
“Ъ”, самый мощный атомный ледокол «Арктика» на 60 МВт, у которого в
феврале частично вышел из строя электродвигатель на правом валу, может
быть все-таки сдан осенью. До конца месяца он должен выйти на ходовые
испытания. Предполагается, что «Арктика» будет принята в эксплуатацию с
ограничениями по мощности, а смена двигателя запланирована в августе
2021 года.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта
22220 может быть сдан осенью, говорят собеседники “Ъ”. По словам
некоторых из них, ледокол готовятся принять в сентябре–октябре, но
другие источники “Ъ” дают более осторожный прогноз — четвертый квартал.
Ледокол «Арктика» изначально должен был быть
сдан в 2017 году (контракт был заключен в 2012 году за 37 млрд руб.).
Строительство ведет входящий в Объединенную судостроительную корпорацию
(ОСК) Балтзавод. Сроки уже переносились дважды — сначала на май 2019
года, потом на апрель 2020 года. Однако в феврале в ходе швартовых
испытаний у «Арктики» частично вышел из строя правый гребной
электродвигатель (ГЭД, см. “Ъ” от 10 февраля), что поставило под вопрос сдачу судна в этом году. Всего по данному проекту законтрактовано пять ледоколов.
Основная
задача — до конца месяца выйти на ходовые испытания, по предварительной
оценке, это займет порядка трех недель, уточняют источники “Ъ”.
Затем
«Арктика» вернется в порт для проведения ревизии механизмов (займет
около месяца). После этого ледокол будет сдан с ограничениями «под
определенные гарантии и обязательства». Пока, не считая проблем с ГЭД,
остальные этапы швартовых испытаний прошли штатно, говорит один из
собеседников “Ъ”. Какова будет реальная потеря мощности относительно
проектной из-за проблем с ГЭД, будет выяснено в ходе испытаний, уточняют
источники “Ъ”. Один из них добавляет, что предположительно «Арктика»
потеряет 8–12 МВт. Ранее собеседники “Ъ” предполагали, что в ходе
эксплуатации придется снижать мощность и на левом электродвигателе, что
может привести к общей потере в 20 МВт (см. “Ъ” от 19 февраля).
«Атомфлот» закажет док под атомные ледоколы
Как сообщал “Ъ” 30 марта,
уже сейчас понятно, что двигатель не подлежит восстановлению и ледокол
придется в будущем ставить в док для замены ГЭД. Предположительно работы
будут произведены в Кронштадте. Собеседники “Ъ” говорят, что замена ГЭД
планируется на август 2021 года. Как сообщили “Ъ” в ОСК, правый ГЭД
атомохода «Арктика» в рабочем состоянии, но потерял 10 МВт мощности. По
расчету 50 МВт на трех винтах будет достаточно для обеспечения проектной
ледопроходимости, уточняют в корпорации. Судно будет сдано и введено в
эксплуатацию до конца 2020 года, добавляют там. К концу третьего
квартала 2021 года планируется изготовить новый двигатель и провести
агрегатную замену, говорят в ОСК. Оптимальная технология будет
определена после проработки всех вариантов, замена ГЭД в доке
Кронштадтского морского завода также рассматривается, заключили в
корпорации.
Источник “Ъ” в аппарате правительства РФ
говорит, что даже с ограничениями по мощности в одном из трех
двигателей ожидается, что в ходе испытаний будут подтверждены все
характеристики ледокола.
Поэтому на
данный момент планируется принять «Арктику» в эксплуатацию,
окончательное решение должно быть принято на неделе, заключает он. В
«Росатоме», который должен эксплуатировать ледокол, тему не
комментируют.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил
Григорьев считает, что принятие в эксплуатацию «Арктики» в сложившихся
обстоятельствах — наиболее правильное решение. В немалой степени это
связано с тем, что позволит провести натурные испытания ледокола. Один
из вопросов, на который испытания должны дать ответ,— возможность
эффективной работы этих двухосадочных ледоколов на мелководье Обской
губы и Енисея. Так, Михаил Григорьев приводит мнение профессора ЦНИИМФ
Лолия Цоя, который полагает, что в связи с превышением весового
водоизмещения ледокола и увеличением минимальной осадки до 9,3 м (вместо
8,55 м по проекту) следует ожидать значительного падения его
ледопроходимости на мелководье (более чем в 1,5 раза).