вторник, 27 октября 2020 г.

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

 На сайте госкорпорациии «Роскосмос» опубликован доклад генерального директора компании Дмитрия Рогозина, с которым он недавно выступил на совещании по развитию Северного морского пути.

«Об орбитальном освещении обстановки в Арктике и Северном морском пути»

Слайд 2

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

«Создание атомного ледокольного флота нового открывает для нашей страны уникальные транзитные возможности Северного морского пути. Однако без орбитального освещения обстановки в Арктике и на всем протяжении Севморпути наши ледовые караваны будут слепоглухонемы, – сказал Д.Рогозин. – С учетом продолжительной полярной ночи, обычно крайне облачной погоды над Арктикой считаю, что в качестве инструментов освещения обстановки в этом регионе надо задействовать всевидящие радиолокационные спутники, метеоспутники, навигацию ГЛОНАСС, а также устойчивую космическую связь и интернет по всему маршруту».

Рабочей группой государственной комиссии по вопросам развития Арктики определено, что для оценки ледовой обстановки по акватории СМП требуется обеспечивать его покрытие не реже одного раза в сутки с разрешением радиолокационных данных не хуже 20-40 метров.

«Надо сказать, что раньше мы никогда не производили радиолокационные спутники, но сейчас работы над первыми аппаратами мы завершаем, – отметил глава Роскосмоса. – В 2021 и 2022 годах в рамках Федеральной космической программы запланированы запуски следующих радиолокационных спутников — одного «Обзор-Р» (Х-диапазон, запуск 2021) и двух «Кондор-ФКА» (S-диапазон, запуски 2021 и 2022). Это аппараты с многорежимными радиолокаторами. Они обеспечивают как высокодетальное (1 м в полосе 10-20 км), так и обзорное (12-40 м в полосе 120-370 км) наблюдение».

Проведенные госкорпорацией «Роскосмос» расчеты показывают, что группировка из одного «Обзора-Р» и двух «Кондоров» на минимально необходимом уровне обеспечивает выполнение требований потребителей СМП (покрытие СМП — 1 раз в 14 часов (требуется не реже 1 раз в сутки), разрешение 12-40 метров (требуется 20-40 м)).

Необходимое финансирование этих мероприятий предусмотрено, все государственные контракты заключены, контроль работ обеспечен. Наземная инфраструктура управления спутниками, приема и обработки целевой информации создается путем доработки уже существующей.

С учетом гарантийных сроков эксплуатации этих аппаратов (5 лет) это позволит в период с 2022 по 2026 год включительно обеспечивать мониторинг акватории СМП с заданными характеристиками и своевременное предоставление потребителям соответствующей информации и сервисов.

Естественно, задачи мониторинга Севморпути должны обеспечиваться непрерывно и после 2026 года. Для этого необходимо заблаговременно начать тиражирование этих аппаратов и заказать средства выведения для них.

Слайд 3

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

«Помимо упомянутых радиолокационных спутников в 2021-2022 годах запланированы запуски двух спутников типа «Метеор-М», на которых установлены обзорные радиолокаторы Х-диапазона, предназначенные, в том числе, для ледовой разведки. Полоса захвата — 600 км, разрешение — не хуже 400 м. Эти аппараты ранее в наших арктических раскладах не учитывались, но не вижу никаких проблем в том, чтобы и их задействовать в решении задач в интересах Севморпути, так как обладают возможностью определения величины и направления приводного ветра», – продолжил Д.Рогозин.

Слайд 4

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

 

«Теперь о погоде. Как известно, арктический регион недоступен для наблюдения геостационарных метеорологических аппаратов. Для обеспечения контроля и прогнозирования метеорологической обстановки по Арктическому региону и СМП с качеством и периодичностью, аналогичному геостационарным метеорологическим спутникам, в начале 2021 года нами спланирован запуск на высокоэллиптическую орбиту спутника «Арктика-М», –рассказал Д.Рогозина.

По его словам, этот аппарат даст возможность с высокой периодичностью (не реже чем в 15-30 минут) получать обзорное изображение Северной полярной области Земли и прилегающих к ним территорий. Это позволит получать необходимую информацию для повышения достоверности прогнозов погоды как по Арктическому региону, так и для Российской Федерации, для которой Арктика является «кухней погоды».

Запуск второй «Арктики-М» запланирован в 2023 году.

«На ГЛОНАССе я останавливаться не буду. Прием его сигнала в Арктике вопросов не вызывает. Вдоль всей трассы транзита нами уже установлены станции калибровки навигационного сигнала. Здесь проблемных моментов нет», – сообщил Д.Рогозин.

Слайд 5

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

Теперь о хорошей связи. Для осуществления связи с подвижными объектами на акватории Севморпути в настоящее время задействованы возможности геостационарных спутников связи «Экспресс-АМ». Однако для осуществления беспрерывной связи по всему Арктическому региону (выше 60-70 градусов северной широты и до Северного полюса) требуется использование спутников связи именно на эллиптических орбитах.

Создание четырех таких аппаратов «Экспресс-РВ» к 2024 году предусмотрено в программе «Сфера». Введение их в эксплуатацию позволит полностью обеспечить Арктический регион широкополосной связью без ограничений по широте. Каналы связи этих аппаратов будут также надежным средством доведения информации и сервисов ДЗЗ до ледоколов и других подвижных потребителей на Севморпути.

Слайд 6

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

Широкими возможностями по отслеживанию грузов, перевозимых по маршрутам СМП, обладает низкоорбитальная система «Гонец».

12 аппаратов, размещенных на околополярной орбите, совместно с имеющейся наземной инфраструктурой, уже обеспечивают доведение до заинтересованных потребителей пакетной информации о местоположении перевозимых грузов, их сохранности, а также других параметров. К концу ноября мы выведем на орбиту еще 3 «Гонца». «С компаниями ИТЭЛМА и ТРАНСКОНТЕЙНЕР мы сейчас обсуждаем производство контейнерных трекеров, которые позволят с помощью «Гонцов» отправителям и получателям грузов по Севморпути снимать об их местонахождении и состоянии всю необходимую информацию», – отметил Д.Рогогин.

Слайд 7

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

Для приема и обработки данных Роскосмосом развернута наземная единая территориально-распределенная информационная система, включающая пункты приема, высокоскоростные каналы передачи данных, современные комплексы обработки и доведения данных.

В настоящий момент развернуты станции приема на территории России и в Антарктиде. Специально для задач арктического региона развернуты станции приема в Мурманске и Дудинке, планируется к развертыванию станция в Анадыре. В основном эти станции размещены в региональных центрах МЧС. Всё это позволяет в реальном времени реализовывать прием данных по СМП от спутников ДЗЗ и сокращать время доведения информации до потребителей.

Слайд 8

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

Несомненно, для потребителей представляет интерес не сырые данные ДЗЗ, а соответствующие информационные продукты и сервисы. Госкорпорация Роскосмос обладает необходимыми компетенциями и наработками по предоставлению таких услуг.

Для формирования сервисов и услуг задач арктического мониторинга будут использоваться не только данные от радиолокационных «Обзор-Р» и «Кондор-ФКА», но и информация от других спутников Роскосмоса, работающих в видимом, инфракрасном и микроволновом диапазонах электромагнитного спектра.

Такой комплексный подход позволяет не только судить о ледовой обстановке и ее прогнозе, но и с применением нейросетей выстраивать оптимальный маршрут движения судов.

«Мы готовы с 2022 года предоставлять на постоянной основе подобные услуги и сервисы по акватории СМП», – сказал Д.Рогозин.

Слайд 11

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

Роскосмос в рамках Федеральной космической программы наращивает количественный и качественный состав орбитальной группировки ДЗЗ. К 2025 году запланировано обеспечить целевое использование не менее 25 КА ДЗЗ различного типа. Будет обеспечена возможность получения широчайшего диапазона данных как по линейному разрешению (от 30 см до 1 км), так и по спектральным диапазонам (видимый, инфракрасный, радио), что существенно повысит возможности обработки данных и предоставляемых сервисов и услуг.

Слайд 12

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

С учетом растущих возможностей космических средств ДЗЗ Роскосмос ведет комплекс работ по предоставлению потребителям результатов высокоуровневой автоматической обработки и сервисов. Платформа «Цифровая Земля» максимально упростит и ускорит доступ потребителей к информации ДЗЗ и сервисам, а также предоставит возможность работы с данными ДЗЗ и сервисами другим автоматизированным системам без вмешательства человека.

В настоящее время в рамках проекта «Цифровая Земля» Роскосмос завершил работы по созданию 7 цифровых сервисов и начинает их опытную эксплуатацию и внедрение совместно с 8 пилотными регионами. В дальнейшем планируется распространить наработанную практику для всех регионов России.

Слайд 14

Рогозин об орбитальном освещении обстановки в Арктике и на Северном морском пути

«Большое внимание при реализации космической деятельности нами уделяется вопросам импортонезависимости. Планируем, что к 2025 году мы обеспечим практически полную независимость в этом деле. На слайде приведён пример плана-графика перевода радиолокационной аппаратуры «Обзор-Р» на отечественную ЭКБ», – сказал Д.Рогозин.

Аналогичные работы ведутся и по другим типам бортовой аппаратуры.

Стоит отметить, что создаваемая в рамках бюджетного финансирования государственной космической деятельности орбитальная группировка будет обеспечивать лишь минимально необходимые потребности в данных ДЗЗ. Роскосмос планирует развёртывание нескольких работ на условиях государственно-частного партнерства с целью повышения возможностей отечественной группировки ДЗЗ.

Так, например, для существенного повышения периодичности наблюдения на акватории СМП предполагается создание совместно с нашим коммерческим партнером группировки универсальных спутников «Арктика-КН», обеспечивающая получение информации и в радиолокационном, и в видимом, и в инфракрасном диапазонах.

«Мы подготовили наши предложения в проект решения сегодняшнего совещания и просим их поддержать», – резюмировал Д.Рогозин.

Россия построит более 20 судов для освоения Арктики

 Россия построит три мощнейших атомных ледокола проекта «Лидер» и пять судов проекта 22220 для освоения Арктики. Об этом говорится в указе президента России Владимира Путина.



Глава государства в понедельник подписал указ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Текст документа опубликован на официальном сайте Кремля.

В документе сказано о создании «не менее пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220, трёх атомных ледоколов "Лидер", 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, трёх гидрографических и двух лоцмейстерских судов».

Суда проекта «Лидер» — самые мощные атомные ледоколы в мире. Главные их задачи — проведение арктических экспедиций и обеспечение всесезонной навигации по Северному морскому пути. Строительство первого ледокола проекта «Лидер» началось в июле этого года, ввод в эксплуатацию назначен на 2027 год. К 2033 году планируется начать использование трёх судов, построенных по данному проекту.

В Архангельске откроют «точку входа» в Арктику

 В ходе встречи главы Поморья с гендиректором «Атомредметзолото» Владимиром Верховцевым обсуждались этапы реализации проекта. Об этом Александр Цыбульский сообщил в своем телеграм-канале:






«Полевой сезон текущего года стал завершающим этапом изучения месторождения. Сейчас будет проведена оценка минеральных ресурсов и рудных запасов в соответствии с методикой оценки запасов JORC. Это позволит повысить привлекательность проекта с экономической точки зрения и привлечь дополнительное финансирование. Компания готовит документы для прохождения экологической экспертизы, предположительно, подача — в ноябре 2020 года, и главгосэкспертизы — в феврале 2021 года. После получения положительных заключений ПГРК планирует представить полностью готовый к реализации проект в Росатоме, в Минвостокразвития России и в правительстве Российской Федерации».

Глава региона сообщил и о ближайших перспективах участия инвестора по проекту освоения Павловского месторождения в реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Поморья.

«Первым шагом инвестора по участию в социально-экономическом развитии Архангельской области станет финансирование работ по созданию визит-центра „Арктическое посольство“. Это будет „точка входа“ в Арктику, где будет представлена информация о природе и условиях региона, морских путешествиях. Здесь же будут формироваться и продвигаться туры в Арктику — по мере выстраивания туристской инфраструктуры на высокоширотных архипелагах. Одной из основных задач визит-центра станет содействие развитию экологического туризма на ООПТ и экологическое просвещение граждан», — сообщил губернатор.

Он отметил также, что «Арктическое посольство» расположится на третьем этаже здания ОАО «Северное морское пароходство». Сейчас здесь находится подразделение администрации морских портов Западной Арктики, филиал Российского морского регистра судоходства, ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области», морские агентские и конструкторские компании. Такое соседство, по мнению главы Архангельской области, предопределило место расположения визит-центра.

Накануне вопросы развития национального парка «Русская Арктика» глава Поморья обсудил с его руководителем Александром Кириловым, — сообщает пресс-служба областного правительства. 

У Арктики появится посольство

 В Архангельске создадут визит-центр «Арктическое посольство».

«Это будет «точка входа» в Арктику, где будет представлена информация о природе и условиях региона, морских путешествиях. Здесь же будут формироваться и продвигаться туры в Арктику – по мере выстраивания туристской инфраструктуры на высокоширотных архипелагах», – написал в своём официальном Telegram-канале губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.


По его словам, одной из основных задач визит-центра станет содействие развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Арктики и экологическое просвещение граждан.

Эколого-просветительская площадка будет создана при национальном парке «Русская Арктика», который является самой северной и самой большой в стране особо охраняемой природной территорией. В её состав входит архипелаг Земля Франца-Иосифа и северная часть архипелага Новая Земля.

Ранее сообщалось, что на Ямале создадут базу исторических сведений о погибших в Арктике кораблях и самолетах во время Великой Отечественной войны. Клуб «Братство Северных конвоев» возродили в Архангельске. Организация объединила моряков-ветеранов Арктических конвоев и их потомков.

Учёные пройдут путём пропавшей в Арктике экспедиции. Учебники для Арктики издадут на языках народов Севера.

Россия будет развивать аварийно-спасательные центры в Арктике

 Россия собирается развивать сеть комплексных арктических аварийно-спасательных центров, а также проводить учения сил арктических государство по ликвидации ЧП, говорится в стратегии развития арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, утвержденной указом президента РФ.


"Развитие (с учетом решаемых задач и природно-климатических условий) арктический комплексных аварийно-спасательных центров, в том числе расширение их технических и тактических возможностей, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагированием на такие ситуации, совершенствование их структуры, состава и материально-технического обеспечения, расширение инфраструктуры базирования", - говорится в стратегии.


Стратегия также предусматривает проведение тренировок сил и средств арктических государств по ликвидации ЧП природного и техногенного характера.


200 тысяч рабочих мест к 2035 году

 Новые предприятия в Арктической зоне создадут 200 тысяч рабочих мест к 2035 году, средняя зарплата работников превысит 200 тысяч рублей, говорится в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.


Указ президента РФ "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" опубликован в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно целевым показателям реализации стратегии, к 2024 году на новых предприятиях в Арктической зоне будет создано 30 тысяч рабочих мест, к 2030 году — 110 тысяч рабочих мест, к 2035 году — 200 тысяч.

Средняя зарплата работников организаций в Арктике составит 111,7 тысячи рублей к 2024 году, 158,5 тысячи рублей к 2030 году, 212,1 тысячи рублей к 2035 году.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле