понедельник, 9 сентября 2019 г.

Студент целый месяц прожил на необитаемом острове в Арктике

Студент ЛГПУ Дмитрий Урываев целый месяц прожил на необитаемом острове. В Арктике. Там, где всегда мороз, и трутся спиной медведи о земную ось. Отличный вариант для летнего отдыха!

Большинство наших читателей никогда не окажутся на острове Вилькицкого. Во-первых, он расположен очень далеко – на севере страны, в Карском море, примерно в тысячи километрах от Салехарда – столицы Ямало-Ненецкого автономного округа. Во-вторых, из-за огромного расстояния между большой землёй и островом транспортные расходы соответствующие. Только обеспеченные туристы могут позволить себе такую роскошь. Но даже и им будет скучно на острове: кругом грязный песок, груды металла и белые медведи.

18-летнему добровольцу Дмитрию Урываеву не пришлось спускать деньги в трубу. Волонтёром Арктики он стал благодаря федеральному проекту. «Зелёная Арктика» с 2017 года организует экологические экспедиции на остров Вилькицкого. Добровольцы из России и зарубежья очищают территорию от мусора. На экспедиции-2019 липчанин стал единственным представителем нашей области и самым юным участником своей команды.






МЕЖДУ НАМИ ТАЕТ ЛЁД

«Никуда не поедешь», – строго сказала Димина мама, когда сын огорошил её новостью. Ничего себе поездочка! Но финалист конкурса «Молодой лидер Липецка» показал ораторское мастерство и переубедил родительницу. «Такого шанса у меня больше не будет», – завершил Дима свою пламенную речь. Мама растаяла, как полярный лёд, и с волнением, но с пониманием отнеслась к воле сына.

Перед поездкой на остров Вилькицкого Дмитрий вместе с остальными волонтёрами посетил тренировочный сбор на Полярном Урале. Тридцать добровольцев проверили на выносливость, стрессоустойчивость и умение работать в команде. С заданиями справились все. Женщин в экспедицию не брали – тяжёлая работа, без серьёзной физической силы и выносливости на острове не обойтись. Дима – кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, поэтому любые трудности ему нипочём. 

ОБЕД – ПО РАСПИСАНИЮ

«Куда я попал?!» – первым делом подумал Дима, когда вертолёт доставил волонтёров на остров. Ветер не меньше 20 метров в секунду, минимальные бытовые условия и разбросанные по острову металлические бочки и детали от спецтехники, которые за короткое время требовалось сложить в определённых местах. Не подвела погода – днём столбик термометра показывал до 16 градусов.

Раньше на острове работали метеостанция и военная часть. Со временем они закрылись, а тонны металлического мусора остались.  Генеральная уборка проходила шесть дней в неделю, с утра до вечера. Тяжёлый труд  сопровождался перекусами – добровольцам приносили «в поле» горячий чёрный сладкий чай. И, конечно, работа – работой, но обед – по расписанию. Питерский волонтёр Никита Кириллов потчевал коллег кашами и супами. А однажды и Дима покулинарничал – приготовил наивкуснейшие жареные кабачки.

– Главным продуктом на острове была сгущёнка, которую мы употребляли в больших количествах: обилие глюкозы повышало нашу работоспособность. С удовольствие пили чай с лимоном. А вот фруктов не хватало, –  рассказывает Дима.

ЖИВЫЕ «ЭКСПОНАТЫ»

Единственный выходной волонтёры проводили в постели: крепкий сон ещё никому не мешал. А выспавшись, вдоль и поперёк исследовали остров – его длина 18 километров, ширина – около девяти. На прогулках добровольцы познакомились с местными красотами. Например, увидели норвежскую шлюпку не позднее 1985 года выпуска (среди участников экспедиции были историки), которая застряла в глубине острова на расстоянии 500 метров от берега.  Или обнаружили скелет белуги. Но главной достопримечательностью является деревянный маяк 1950-х годов постройки. Добровольцы сделали в нём ремонт и открыли музей.

На пути волонтёров встречались и живые «экспонаты» острова – белые медведи. Одна самка настолько часто приходила в гости, что ей кличку придумали – Маша. Под рукой у участников экспедиции всегда был фальшфейер, который отпугивал нежданную гостью.

НА ГОРИЗОНТЕ – АФРИКА?

Свободное от работы время активисты проводили на своеобразных вечерних мастер-классах. Участники экспедиции – волонтёры, спасатели и учёные – представители разных профессий. Каждый с увлечением рассказывал о своём направлении. Дима посвятил свою лекцию спорту, которым занимается более десяти лет.

Душевные разговоры проходили в модуле «Горизонт», где добровольцы жили и питались. Это металлическая коробка на сваях. Комнаты – небольшие, в коридорах сушилась одежда. Приятное дополнение к спартанским условиям – мини-баня. В общем, впечатлений масса.  Ещё одним напоминанием об острове будет киноплёнка о Бородинском сражении и боевые листы 1986 года, которые Дима нашёл в песке и привёз домой.

–  После экспедиции у меня более трепетное отношение к окружающей среде, хотя и раньше я был неравнодушен к экологическим проблемам. За месяц мы очистили территорию в 60 гектаров, собрали более 500 бочек и 200 тонн металлического мусора, демонтировали двадцать построек.  Благоустройство острова завершится к 2021 году. В перспективе ему хотят присвоить статус особо охраняемой территории, – говорит Дмитрий.

Липецкий студент продолжит совершать добрые дела. В его мечтах – стать волонтёром в Африке, чтобы заниматься  с детьми в местных школах. Надеемся, впереди его ждёт по-настоящему жаркое лето!

Врезка

Остров Вилькицкого открыт в 1874 году. Своё название он получил в честь русского полярного исследователя.

Ростуризм призвал к рекламе туризма в Арктике

Созданию круизных лайнеров для арктического туризма через 3-4 года поспособствует продвижение и маркетинг этого направления, заявил замруководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Сергей Корнеев, сообщает 2 сентября ТАСС.


«Спрос на этот вид туризма растет во всем мире, и с учетом уникальных туристских возможностей России, если поддержать его устойчивым маркетингом, то это будет очень мощный стимул и даже гарантия, что это все будет востребовано — тогда судостроители будут понимать, для чего они строят, и вопрос появления лайнеров — это 3-4 года», — описал ситуацию в отрасли Корнеев, пояснив, что подобным образом появились круизные лайнеры на реках, и такой вид речного туризма стал очень популярен среди иностранцев.



Корнеев подчеркнул, что Ростуризм держит на особом контроле разработку мер по развитию арктического туризма, которые, в числе прочего, включают его популяризацию. Напомним, ранее министр экологии Дмитрий Кобылкин также говорил о необходимости разработки для региона круизных судов, способных ходить в разреженных льдах, а Ростуризм сообщал об особом интересе к Арктике туристов из Китая.

Читайте также: Министр экологии: массового туризма в Арктике не будет еще очень долго

Российская Федерация активно развивает и исследует арктический регион. Так, в 2015–2018 годах российскими гидрографами были открыты свыше тридцати новых мысов, бухт и островов. В августе 2019 года «Атомфлот» и Балтийский завод объявили о планах построить два атомных ледокола типа «Арктика» для проводки судов по Севморпути к 2026 году. При этом в развитии Севморпути Россия предполагает сотрудничать с Китаем.

Как добывают нефть в Арктике

Бесконечные белые пейзажи создают ощущение, что ты попал на другую планету. Здесь солнце не появляется над горизонтом по 6 месяцев, а температура опускается до -60 градусов.
29 комментариев
В закладки

Тайна этого региона продолжает привлекать ученых и специалистов, несмотря на суровый климат. В людях, которые приезжают сюда на работу, продолжает жить дух первооткрывателей. Сейчас их руками создается будущее российской энергетики. Сложно представить, но 60% всех разведанных запасов углеводородов России находятся именно в арктическом регионе.






Однако найти месторождения полезных ископаемых недостаточно. Для освоения Крайнего севера нужны технологии и инфраструктура. На службу в Арктику приходят новые современные танкеры и ледоколы, которыми управляют передовые цифровые системы. Здесь появляются уникальные морские платформы и нефтеналивные терминалы. Вся история покорения Арктики связана с технологическим прогрессом, мужеством и преодолением.
Остров «Приразломная»

Приразломное месторождение стало первым проектом добычи нефти на арктическом шельфе России. Платформа «Приразломная», специально построенная для этого, установлена в Печорском море в 60 километрах от берега. Казалось бы, это совсем недалеко, но дорога на шельфовый промысел начинается почти за тысячу километров от него — в Архангельске.

Сначала от самого крупного города на севере европейской части России нужно на самолете долететь до вахтового поселка Варандей, а оттуда уже на вертолете до самой платформы. Но это если погода летная. Бывает, что вылета приходится дожидаться несколько дней — и это чтобы пролететь всего чуть больше полусотни километров.

Здесь действуют международные правила безопасности перелётов — все пассажиры обязаны надевать специальные гидрокостюмы из плотной резины, в которых, в случае форс-мажора, можно продержаться в ледяной воде 40 минут.

Зима в заполярье длится девять месяцев, и температура нередко опускается до -50 градусов и ниже, часто регион накрывает непогода. Платформа прекрасно защищена от самых яростных арктических бурь и способна выдерживать максимальные ледовые нагрузки — прямой удар волны высотой 10 метров.

Буровая вышка расположена в 122 метрах над уровнем моря и закрыта от ветра, так что бури ей не страшны. Она выдерживает нагрузку ветра, дующего со скоростью 51 м/с. А это уже самый настоящий ураган. Бурят на платформе круглосуточно и в любую погоду. А скважины достигают в длину 8 км.

«Приразломную» можно сравнить с небольшим городом, построенным на острове в открытом море. Здесь постоянно работают 200 человек. Кроме работы нефтяники ходят в кинозал, занимаются спортом, а больше двух лет назад прямо на платформе состоялся уникальный футбольный матч с командой «Зенит».

Платформа массой полмиллиона тонн установлена прямо на дне. Вокруг основания платформы создали мощную каменную насыпь, чтобы грунт не размывало.

На платформе все продумано до мелочей, обеспечена максимальная безопасность. Установлена защита от выброса нефти и газа: полностью автоматизированная система в случае опасности перекроет все скважины за несколько секунд.

Кроме того, все технологические операции проводятся внутри этого «острова» — нигде нет никакого контакта с морем. Это касается и отходов производства: «Приразломная» работает по принципу «нулевого» сброса, поэтому они или закачиваются в специальную поглощающую скважину, или вывозятся на берег и уже там безопасно утилизируются.

Воду для технологических нужд забирают через специальные устройства, защищающие морских обитателей, и даже вертолеты летают над морем не ниже 500 м, чтобы шум не пугал животных. В общем, безопасность и забота об экологии превыше всего.
Мессояхская группа месторождений

Восточно-Мессояхское месторождение — самое северное материковое нефтяное месторождение. Расположено на Гыданском полуострове. Вернее, это целая группа Мессояхских месторождений, которую открыли еще в 1985 году. Первая нефть получена в 2012 году, а в промышленную эксплуатацию месторождение запущено в сентябре 2016 года.

Климат здесь суровый. Зимой несколько недель длится полярная ночь, температура опускается до -60 градусов, а снег лежит 8 месяцев в году.

Ближайший к месторождению населенный пункт — поселок Тазовский — находится от Мессояхи в 136 километрах. У промысла нет постоянного сообщения с Большой землей. С декабря по май работает зимняя дорога, по ней на месторождение доставляют грузы и оборудование. До недавнего времени здесь не было инфраструктуры для вывоза нефти — только бескрайняя тундра. Сейчас для транспортировки нефти построен трубопровод, длиной 98 км.

Здесь бурят самые необычные и сложные скважины в отрасли — «фишбон». Свое название она получила за схожесть с рыбьим скелетом — fishbone — «рыбная кость», каждое ответвление скважины попадает в тонкие нефтяные пласты. Эта технология позволяет успешно добывать сложную нефть.

Нефть Мессояхи залегает не очень глубоко, но она вязкая и быстро застывает даже при не слишком низкой температуре. Поэтому, перед тем как отправлять по трубопроводу, ее приходится подогревать. Кроме того, залежи нефти покрыты мощными газовыми шапками, что затрудняет добычу.

Планируется, что газ Восточно-Мессояхского месторождения, которое уже разрабатывается, будет закачиваться в подземное хранилище на Западно-Мессояхском месторождении, которое ждет своей очереди освоения. Это уникальный проект для отрасли: попутный нефтяной газ будут добывать и подготавливать на одном месторождении, а закачивать на другом.Потом эти запасы можно будет распечатать и рационально использовать.

Впрочем, и сейчас попутный газ Мессояхи, который добывается вместе с нефтью, используется рационально. Он становится топливом для газотурбинной электростанции, печей нагрева нефти и котельных. Это не только повышает эффективность работы месторождения, но и значительно сокращает выбросы парниковых газов — ведь раньше его просто сжигали.

Кроме того, промысел не оказывает никакого влияния и на природу арктической тундры: сохранить слои вечной мерзлоты позволяет система термостабилизации опор зданий промысла и нефтепровода, проложенного над землей.
Новопортовское месторождение

На полуострове Ямал, где разрабатывается Новопортовское месторождение также не было никакой инфраструктуры, как и на Мессояхе. Поэтому ключи к огромным запасам нефти и газа, обнаруженным еще в 1964 году, удалось подобрать только в 2012-м.

Строить трубопровод до ближайшей магистральной линии было слишком дорого, вывозить нефть зимниками — неэффективно, поэтому возникла очень смелая идея — организовать транспортировку нефти по морю: по Обской губе, а потом по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. Для этого прямо в акватории Обской губы в 3,5 км от берега был возведен уникальный нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», с которого на танкеры отгружают нефть.

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, работает в круглогодичном режиме в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 метра, а пресноводный лед Обской губы более твердый и прочный, чем соленый морской.

Для того, чтобы круглый год вывозить нефть с Новопортовского и Приразломного месторождений, «Газпром нефти» пришлось не только строить «Ворота Арктики» и арктический флот, но и создать уникальную логистическую схему отгрузки нефти.

С Новопортовского месторождения нефть загружается на танкеры ледового класса Arc7, которые способны преодолевать лед толщиной до 2,5 метров. В Обской губе им помогают два мощных суперсовременных дизель-электрических ледокола нового поколения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», а по Северному морскому пути ведут атомные ледоколы «Росатомфлота». Затем нефть перегружают на гигантский танкер-наполнитель «Умба», который стоит на рейде в Кольском заливе неподалеку от Мурманска. Далее нефть отправляется покупателям.

Управление всей арктической логистикой ведется с помощью цифровой системы «Капитан». Цифровая система, разработанная компанией, обеспечивает бесперебойный и безопасный вывоз нефти сортов ARCO и Novy Port с Приразломного и Новопортовского месторождений.

Проложив морскую дорогу арктической нефти в порты Европы, «Газпром нефть» формирует на полуострове Ямал мощный добывающий кластер сразу из нескольких перспективных месторождений, которые будут опираться на инфраструктуру Нового порта. Но планы в Арктике еще шире: компания создала задел для развития своих новых проектов на Гыдане и в устье Енисея.

Новый КАМАЗ-Арктика с кабиной К5 на Комтранс-2019

Лидер российского грузового автомобилестроения ПАО «КАМАЗ» на международной выставки коммерческого автотранспорта «COMTRANS» 2019 (с 3 по 7 сентября) в Москве представил свою новую разработку с точки зрения конструкции — КАМАЗ-6355 с колёсной формулой 8×8 — «КАМАЗ-Арктика». Вездеход предназначен для работы в районах Крайнего Севера и Арктики при температурах минус 50-60 градусов.

Машина оснащена силовым агрегатом Р6 и кабиной К5, а также автоматической КПП. Ключевая особенность вездехода — шарнирно-сочленённая рама: машина поворачивает не за счёт колес, а за счёт «ломающейся» рамы. Проблему проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах помогают решить особые, широкие шины.

Человек, который защитит вас в Арктике

Михаил Корельский только что вернулся из Арктики в 40-й раз. Он госинспектор нацпарка "Русская Арктика" и лучше других знает, когда природу надо спасать от туриста, а когда — туриста от природы

Михаил Корельский побывал на Северном полюсе, наверное, больше всех архангелогородцев вместе взятых. В арктических экспедициях он сопровождает туристские рейсы в высокие широты.

"Охраняю туристов от опасностей арктической природы, ну и природу от людей иногда тоже. Но туристы в Арктику обычно едут подготовленные, стараются не навредить", — уточняет Михаил.
Зимняя куртка в июне

В первый раз он отправился на полюс в 2001 году, сразу после армии, причем все вышло случайно. Тогда на архипелаге Земля Франца-Иосифа действовал одноименный федеральный заказник, на Северный полюс туристов возил атомный ледокол "Ямал", рейсы проходили через ЗФИ.

Задача сотрудника заказника, который идет в рейс, — следить за соблюдением природоохранного законодательства: чтобы посетители не рвали цветы, не подкармливали белых медведей и песцов. Охраной туристов от хищников представители заказника тогда не занимались.

"Я только из армии вернулся, как раз думал, куда пойти устраиваться. Но такие высокие широты, конечно, не рассматривал, — вспоминает Михаил. — А у меня мама работала в том же здании, где находился офис заказника. К ней подошел Геннадий Данилов, директор заказника, и говорит: У тебя сын из армии пришел, он на север не хочет сходить?"

Маме идея понравилась, а вот сын сначала отнесся скептически, однако потом решил, что это должно быть интересно. И начал собираться. Самым сложным оказалось в начале лета купить в Архангельске теплую куртку.


"Мы пришли на рынок, нам говорят: "Какие зимние куртки, июнь на дворе! Вы что, на Северный полюс собрались?" Мы с мамой в один голос: "Ага!" — смеется Корельский.

В итоге экипировку для будущего полярника согласились поискать на складе, и поиски завершились успешно.
По морю, как по облакам

Во время своего первого рейса молодой эколог с палубы вообще не уходил: не мог наглядеться на ошеломившие его виды.

"Настолько все вокруг было фантастично: эти толстые льды, которые ледокол ломает, эти птицы, все такое разное. Потом появились медведи. С борта мы увидели медведицу с медвежатами. Они шли по льду, на котором были огромные проталины. Погода была прекрасная, в воде отражалось небо, и было ощущение, что они идут по облакам.

Как рассказывает Михаил, тот сезон был очень благоприятным: круиз считается удачным, если удалось побывать на разных островах — а это напрямую зависит от погоды — и увидеть много животных. И это был тот редкий случай, когда белый медведь встретился в районе Северного полюса. Это очень далеко от традиционных мест обитания полярных хищников — они предпочитают держаться кромки льда, где охотятся на тюленей.

"Это был четвертый круиз сезона, в августе. Мы пришли на точку 90 градусов северной широты, то есть на полюс, а потом начали искать крепкую льдину, на которой можно высадиться. Нашли, подготовились к высадке, смотрим — а там медведь. Но он прошел мимо", — вспоминает Корельский.

В 2001 году на полюсе видели только следы медведей, а до этого был случай, когда туристы уже вышли с ледокола, и в это время с капитанского мостика увидели медведя, который направлялся прямо к судну. Всех, конечно, сразу вернули на борт.

Михаил говорит, что, наверное, все-таки белые медведи бывают на полюсе чаще, чем люди.
© Brian Battaile/U.S. Geological Survey via AP

Еще одна удивительная встреча произошла в том же рейсе: около острова Рудольфа экспедиция наблюдала нарвалов — морских единорогов.

"Мы увидели большое стадо — голов 20. Мы со скалы наблюдали, довольно близко: были видны их рога или зубы. Вода буквально кипела, когда они шли вдоль острова, это было очень круто. С тех я больше нарвалов не видел" — не скрывает восхищения Корельский.
На эту тему
Редкий, еще реже. Что мы знаем об арктическом морском единороге

После тех четырех рейсов Корельский какое-то время поработал в заказнике, но из полярников ушел, был даже главой муниципальной администрации. И вернулся в высокие широты, когда в 2011 году начал действовать национальный парк "Русская Арктика", в состав которого вошла и Земля Франца-Иосифа.

"Когда создали парк, мне позвонил Геннадий Егорович и спросил, не хочу ли я опять в Арктику съездить. Мол, ты уже был, знаешь территорию, а многие, кто пришел работать в парк, ее себе даже не представляют. Так я вернулся", — рассказывает Корельский.
Медведь в пяти метрах

Михаил отправился работать на острова, где планировалась очистка от мусора — так называемая арктическая уборка. На точках проводились исследования: где, как и в каком объеме нужно будет убирать. Сотрудники парка теперь не только следили за соблюдением природоохранного законодательства, но и охраняли исследователей от медведей. Сейчас госинспекторы нацпарка отвечают и за безопасность туристов.

В 2012 году Михаил с коллегами приехал заниматься обустройством базы "Русской Арктики" на мысе Желания — это самый север архипелага Новая Земля. На мысе оставались брошенные строения метеостанции, которые начали приводить в порядок и приспосабливать под жилье.

"Помню, приезжаем, а дверь в домике выломана, хотя в прошлом сезоне было закрыто все. Мишка! Зашел в дом, навел небольшой бардачок, хорошо — не очень сильно, и ушел. Хулиган полярный, в общем, приходил," — смеется Михаил.

Но однажды ему было не до смеха. Тогда на мысе Желания Корельский оказался с белым медведем буквально нос к носу.

"Пришел "Михаил Сомов" (научно-экспедиционное судно Севгидромета — прим. ТАСС), наши товарищи приехали, мы пошли их встречать, — рассказывает полярник. — Нам с "Сомова" машут, и мы машем в ответ, в рации что-то шипит, но не разобрать. На мысе Желания, когда выходишь из домика, к морю надо идти вниз, а берег там довольно крутой. Мы идем спокойненько, а с борта-то, как выяснилось, не просто так машут: спускаемся, а на нас поднимается медведь, метрах в пяти всего. Ружья у нас с собой были, но мы их даже поднять не успели".
Мыс Флигели Ирина Скалина/ТАСС
Мыс Флигели
© Ирина Скалина/ТАСС

Для медведя встреча тоже оказалась неожиданной. "Он, видимо, тоже за "Сомовым" наблюдал и нас не чуял. И тут мы выходим. В итоге мы в сторону, он в другую от неожиданности, прошел мимо и пошел дальше вдоль берега".

Михаил говорит, что при такой встрече важно не паниковать и не бежать. Если медведь видит, что кто-то убегает, значит, это жертва, и можно начать преследование. Нельзя и ложиться на землю, как иногда советуют поступать при появлении бурого медведя.

"В случае с белым, раз лег, значит, тюлень. А тюлень — это добыча".
Договориться с птицей и туманом

С некоторыми обитателями Арктики полярники общаются много лет, и с ними приходится договариваться. Остров Чампа Земли Франца-Иосифа знаменит своими гигантскими круглыми камнями, которые сосредоточены на небольшой участке мыса Триест. Каменные шары показывают туристам, но прежде чем привести туда гостей, инспекторы формируют маршрут, который "согласовывают" с поморником.

"На Чампа есть вредный поморник, который там гнездится много лет и всех атакует, если зайти на его территорию. Гнездо семейство делает каждый год не на одном и том же месте, но обязательно в районе круглых камней. Мы высаживаемся, проверяем территорию на наличие белых медведей. И смотрим на поведение этого поморника, "договариваемся" с ним и после этого уже расставляем флажки, обозначая тропу", — рассказывает Михаил.
Туристы на острове Чампа Ирина Скалина/ТАСС
Туристы на острове Чампа
© Ирина Скалина/ТАСС

Он постоянно напоминает, что погода в Арктике невероятно переменчива и солнечное безветрие за считаные минуты может смениться снежным штормом. Или туманом, как однажды случилось на самой северной точке России и Евразии — мысе Флигели острова Рудольфа.

"Мы высаживались с группой индусов на мыс Флигели. Предполагалась совсем короткая вертолетная экскурсия, на берегу минут 15−20. Иностранцы зачастую на них отправляются так: куртку набросил на футболку, сапоги на босу ногу, без шапки, капюшон накинул и пошел гулять".

Вертолет высадил группу на мыс, и тут остров накрыл туман. Михаил сравнивает его со стеной, настолько он был плотным и появился мгновенно. К отвесной скале на лодке было не подойти, и туристы вместе с рейнджерами надолго оказались пленниками Арктики.

"Мы семь часов просидели на острове Рудольфа. Индусы в совсем легкой экипировке, в их ярких шарфах и тюрбанах, мы их чаем из термоса поили, потом игры стали всякие придумывать, чтобы двигаться и согреться. Костер ведь не разжечь, да и не из чего — голая скала. Замерзли жутко… Потом маааленькое окно в тумане открылось, вертолет очень шустро всех забрал", — вспоминает полярник.
Сувенир своими руками

Для пассажиров на ледоколе Корельский проводит мастер-классы по лепке из глины. Смеется: чтобы они не думали, что инспектор парка — это только суровый товарищ с ружьем, который ругается на разбредающихся туристов.

Увлекся лепкой когда-то в армии, начинал с фигурок из хлебного мякиша: человечков, драконов, зверушек разных и, кстати, медведей. За рейс проходит несколько занятий, особенно эти уроки любят китайцы.
Во время мастер-класса по лепке из глины Личный архив Михаила Корельского
Во время мастер-класса по лепке из глины
© Личный архив Михаила Корельского

"Китайцы — очень шумные и эмоциональные. Порой пытаешься что-то объяснять, а ничего не слышно, пока переводчик не попросит их быть потише".

Лепят моржей и тюленей — это вариант попроще, и для продвинутых — белых медведей. Самое сложное — это рассчитать пропорции, чтобы не получилось слишком короткое туловище или чрезмерно круглая голова.

"С медведями сложно. Я спрашиваю обычно: "Кому нужна помощь, поднимите руки". И тут поднимают все 20 человек!"
Потепление климата

На полярных островах Михаил бывает по несколько месяцев каждый год и может сравнивать, как они меняются с изменением климата в Арктике. По словам Корельского, проявления даже на глаз заметны.

"Снега летом стало поменьше. Где-то растаяло, где всегда раньше снег лежал или лед был. Хотя в 2001 году в августе, уже ближе к сентябрю, мы пришли в географическую точку на 90 градусов — а там льда вообще не было, одна открытая вода. С тех пор больше ни разу такого не было: приходим — всегда лед".

А зима на Земле Франца-Иосифа иногда может оказаться мягче, чем в Архангельске.

"В 2015 году я зимовал на Земле Александры, в Архангельске морозы были под –40 °C, а у нас –2 °C, а то и ноль, красота…" ​

В 2020 году Интернет в Арктике будет доступен на скоростях оптоволоконного подключения

     Компания OneWeb анонсировала подробный план по развертыванию высокоскоростных Интернет-услуг с малой задержкой соединения в Арктике. OneWeb развернет инфраструктуру общей пропускной способностью 375 Гбит/с в регионе к северу от 60 параллели северной широты.
Услуги будут доступны в 2020 году, и выделенных ресурсов хватит для того, чтобы подключить к Интернету на скорости, сопоставимой со скоростью оптоволоконного соединения, сотни тысяч семей, работников авиации и судоходства – всего миллионы людей во всей Арктике.

Плотное и гибкое покрытие спутников OneWeb на полярной орбите в сочетании с высокоскоростными каналами связи и малой задержкой обеспечат отличное подключение на 48% территории Арктики, где сегодня нет доступа к широкополосному Интернету. Совсем недавно компания OneWeb уже продемонстрировала возможности своей системы в рамках тестовых HD-видеотрансляций: ее первые шесть спутников обеспечили высокую скорость соединения и сверхнизкую задержку в 40 миллисекунд.

Глобальное арктическое покрытие услугами Интернета от OneWeb будет развернуто уже на начальных этапах, а емкость инфраструктуры будет в 200 раз превышать возможности планируемых систем. Доступ к основному пакету услуг будет предоставлен ближе к концу 2020 года, а полноценное постоянное покрытие появится в начале 2021 года, что обеспечит полный охват даже самых отдаленных участков Полярного круга.

«Доступ к сети в условиях современной экономики является критически важным фактором, – говорит сенатор США от штата Аляска Лиза Меркауски (Lisa Murkowski). – Наличие недорогой и надежной широкополосной связи по мере освоения Арктики сделает этот процесс безопаснее и стабильнее, а также создаст новые возможности для развития инфраструктуры следующего поколения в этом динамичном регионе планеты».

Адриан Штекель (Adrian Steckel), генеральный директор OneWeb: «Доступ к услугам связи сегодня – важнейшая потребность и основное право человека. Наша спутниковая группировка обеспечит универсальное высокоскоростное покрытие всей Арктики раньше любой другой из предлагаемых систем, что позволит удовлетворить потребности в повсеместном доступе к Интернету во всем регионе».

Арктика, где живут миллионы людей, становится все более важным центром внимания множества важных отраслей. Полноценная глобальная сеть OneWeb упростит интеллектуальную доставку грузов, обеспечит связью авиацию, поможет в сборе климатических данных и поспособствует развитию цифровой экономики в регионе.

Новые промышленные технологии ускорят рост Арктики в качестве ключевого экономического региона, существенно улучшив ситуацию с безопасностью и связью, а также способствуя развитию образования, здравоохранения и экономики в самых отдаленных уголках.

Система OneWeb уже действует в Норвегии и на Аляске, где ее наземные антенны будут полностью введены в эксплуатацию к январю 2020 года и начнут обслуживать арктический регион. Название одного из первых действующих спутников OneWeb – Нанук-Сат (Nanuq-Sat) – переводится с инуктитута как «белый медведь». Название придумали дети, жители города Анкоридж, штат Аляска, США.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле