Как добывают нефть в Арктике

Бесконечные белые пейзажи создают ощущение, что ты попал на другую планету. Здесь солнце не появляется над горизонтом по 6 месяцев, а температура опускается до -60 градусов.
29 комментариев
В закладки

Тайна этого региона продолжает привлекать ученых и специалистов, несмотря на суровый климат. В людях, которые приезжают сюда на работу, продолжает жить дух первооткрывателей. Сейчас их руками создается будущее российской энергетики. Сложно представить, но 60% всех разведанных запасов углеводородов России находятся именно в арктическом регионе.






Однако найти месторождения полезных ископаемых недостаточно. Для освоения Крайнего севера нужны технологии и инфраструктура. На службу в Арктику приходят новые современные танкеры и ледоколы, которыми управляют передовые цифровые системы. Здесь появляются уникальные морские платформы и нефтеналивные терминалы. Вся история покорения Арктики связана с технологическим прогрессом, мужеством и преодолением.
Остров «Приразломная»

Приразломное месторождение стало первым проектом добычи нефти на арктическом шельфе России. Платформа «Приразломная», специально построенная для этого, установлена в Печорском море в 60 километрах от берега. Казалось бы, это совсем недалеко, но дорога на шельфовый промысел начинается почти за тысячу километров от него — в Архангельске.

Сначала от самого крупного города на севере европейской части России нужно на самолете долететь до вахтового поселка Варандей, а оттуда уже на вертолете до самой платформы. Но это если погода летная. Бывает, что вылета приходится дожидаться несколько дней — и это чтобы пролететь всего чуть больше полусотни километров.

Здесь действуют международные правила безопасности перелётов — все пассажиры обязаны надевать специальные гидрокостюмы из плотной резины, в которых, в случае форс-мажора, можно продержаться в ледяной воде 40 минут.

Зима в заполярье длится девять месяцев, и температура нередко опускается до -50 градусов и ниже, часто регион накрывает непогода. Платформа прекрасно защищена от самых яростных арктических бурь и способна выдерживать максимальные ледовые нагрузки — прямой удар волны высотой 10 метров.

Буровая вышка расположена в 122 метрах над уровнем моря и закрыта от ветра, так что бури ей не страшны. Она выдерживает нагрузку ветра, дующего со скоростью 51 м/с. А это уже самый настоящий ураган. Бурят на платформе круглосуточно и в любую погоду. А скважины достигают в длину 8 км.

«Приразломную» можно сравнить с небольшим городом, построенным на острове в открытом море. Здесь постоянно работают 200 человек. Кроме работы нефтяники ходят в кинозал, занимаются спортом, а больше двух лет назад прямо на платформе состоялся уникальный футбольный матч с командой «Зенит».

Платформа массой полмиллиона тонн установлена прямо на дне. Вокруг основания платформы создали мощную каменную насыпь, чтобы грунт не размывало.

На платформе все продумано до мелочей, обеспечена максимальная безопасность. Установлена защита от выброса нефти и газа: полностью автоматизированная система в случае опасности перекроет все скважины за несколько секунд.

Кроме того, все технологические операции проводятся внутри этого «острова» — нигде нет никакого контакта с морем. Это касается и отходов производства: «Приразломная» работает по принципу «нулевого» сброса, поэтому они или закачиваются в специальную поглощающую скважину, или вывозятся на берег и уже там безопасно утилизируются.

Воду для технологических нужд забирают через специальные устройства, защищающие морских обитателей, и даже вертолеты летают над морем не ниже 500 м, чтобы шум не пугал животных. В общем, безопасность и забота об экологии превыше всего.
Мессояхская группа месторождений

Восточно-Мессояхское месторождение — самое северное материковое нефтяное месторождение. Расположено на Гыданском полуострове. Вернее, это целая группа Мессояхских месторождений, которую открыли еще в 1985 году. Первая нефть получена в 2012 году, а в промышленную эксплуатацию месторождение запущено в сентябре 2016 года.

Климат здесь суровый. Зимой несколько недель длится полярная ночь, температура опускается до -60 градусов, а снег лежит 8 месяцев в году.

Ближайший к месторождению населенный пункт — поселок Тазовский — находится от Мессояхи в 136 километрах. У промысла нет постоянного сообщения с Большой землей. С декабря по май работает зимняя дорога, по ней на месторождение доставляют грузы и оборудование. До недавнего времени здесь не было инфраструктуры для вывоза нефти — только бескрайняя тундра. Сейчас для транспортировки нефти построен трубопровод, длиной 98 км.

Здесь бурят самые необычные и сложные скважины в отрасли — «фишбон». Свое название она получила за схожесть с рыбьим скелетом — fishbone — «рыбная кость», каждое ответвление скважины попадает в тонкие нефтяные пласты. Эта технология позволяет успешно добывать сложную нефть.

Нефть Мессояхи залегает не очень глубоко, но она вязкая и быстро застывает даже при не слишком низкой температуре. Поэтому, перед тем как отправлять по трубопроводу, ее приходится подогревать. Кроме того, залежи нефти покрыты мощными газовыми шапками, что затрудняет добычу.

Планируется, что газ Восточно-Мессояхского месторождения, которое уже разрабатывается, будет закачиваться в подземное хранилище на Западно-Мессояхском месторождении, которое ждет своей очереди освоения. Это уникальный проект для отрасли: попутный нефтяной газ будут добывать и подготавливать на одном месторождении, а закачивать на другом.Потом эти запасы можно будет распечатать и рационально использовать.

Впрочем, и сейчас попутный газ Мессояхи, который добывается вместе с нефтью, используется рационально. Он становится топливом для газотурбинной электростанции, печей нагрева нефти и котельных. Это не только повышает эффективность работы месторождения, но и значительно сокращает выбросы парниковых газов — ведь раньше его просто сжигали.

Кроме того, промысел не оказывает никакого влияния и на природу арктической тундры: сохранить слои вечной мерзлоты позволяет система термостабилизации опор зданий промысла и нефтепровода, проложенного над землей.
Новопортовское месторождение

На полуострове Ямал, где разрабатывается Новопортовское месторождение также не было никакой инфраструктуры, как и на Мессояхе. Поэтому ключи к огромным запасам нефти и газа, обнаруженным еще в 1964 году, удалось подобрать только в 2012-м.

Строить трубопровод до ближайшей магистральной линии было слишком дорого, вывозить нефть зимниками — неэффективно, поэтому возникла очень смелая идея — организовать транспортировку нефти по морю: по Обской губе, а потом по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. Для этого прямо в акватории Обской губы в 3,5 км от берега был возведен уникальный нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», с которого на танкеры отгружают нефть.

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, работает в круглогодичном режиме в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 метра, а пресноводный лед Обской губы более твердый и прочный, чем соленый морской.

Для того, чтобы круглый год вывозить нефть с Новопортовского и Приразломного месторождений, «Газпром нефти» пришлось не только строить «Ворота Арктики» и арктический флот, но и создать уникальную логистическую схему отгрузки нефти.

С Новопортовского месторождения нефть загружается на танкеры ледового класса Arc7, которые способны преодолевать лед толщиной до 2,5 метров. В Обской губе им помогают два мощных суперсовременных дизель-электрических ледокола нового поколения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», а по Северному морскому пути ведут атомные ледоколы «Росатомфлота». Затем нефть перегружают на гигантский танкер-наполнитель «Умба», который стоит на рейде в Кольском заливе неподалеку от Мурманска. Далее нефть отправляется покупателям.

Управление всей арктической логистикой ведется с помощью цифровой системы «Капитан». Цифровая система, разработанная компанией, обеспечивает бесперебойный и безопасный вывоз нефти сортов ARCO и Novy Port с Приразломного и Новопортовского месторождений.

Проложив морскую дорогу арктической нефти в порты Европы, «Газпром нефть» формирует на полуострове Ямал мощный добывающий кластер сразу из нескольких перспективных месторождений, которые будут опираться на инфраструктуру Нового порта. Но планы в Арктике еще шире: компания создала задел для развития своих новых проектов на Гыдане и в устье Енисея.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультации по трудоустройству, как устроиться в Арктику собираем документы

В Петербурге готовят кадры для освоения Арктики

Нормально ли писать работодателю в WhatsApp?