суббота, 27 июня 2020 г.

«Снежные драконы» уже в пути. Китай очень хочет стать арктической державой


«Снежные драконы» уже в пути. Китай очень хочет стать арктической державой

КНР готовится стать одной из ведущих арктических держав. На фоне периодических заявлений российских властей о важности освоения Арктики, у Китая уже есть союзники и потенциальные партнеры. Владимир Кузьменкин рассуждает о возможностях, которые дает глобальное потепление Поднебесной.

Экологическая катастрофа, к которой привела авария на ТЭЦ «Норильского никеля», вызвала массу самых разных вопросов, включая сакраментальный «а зачем нам это все надо?» Стоит ли вкладывать огромные ресурсы в освоение территории, где кроме как вахтовым методом и не проживешь? Один только факт прекращает любую дискуссию: в Арктике сосредоточена треть мировых запасов газа. Получить доступ к ее богатствам хотят многие страны, которые к арктическим отнести никак нельзя. Даже при самом большом желании. Например, наш великий друг и сосед – Китай.

«Полярный шелковый путь»

Существует Арктический совет – уважаемая организация, объединяющая восемь стран: Россию, США, Канаду, Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Его очень желает пополнить целый ряд стран. А Китай, например, даже успел получить статус временного наблюдателя. Само присутствие в клубе важно, а возможность влиять на повестку дня тем паче.
Китай всячески демонстрирует, что его стремление участвовать в международном освоении Арктики – это не каприз, а продуманная стратегия. Собственно, она у него даже официально есть – была принята в 2018 году. В Белой книге по политике Китая в Арктике, изданной Госсоветом КНР, говорится о желании развивать торговлю в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». Логика Китая понятна: Арктика принадлежит всем, а не только циркумполярным странам, значит, развивать ее и качать ресурсы тоже могут все. Другое дело, что под силу такое очень немногим.
Явление на полярных территориях Китая страны Арктического совета не приветствуют по понятным причинам, но у него есть большой опыт, как поступать в подобных ситуациях. Артур Инджиев, написавший книгу «Битва за Арктику», объясняет: «Они не хотят быть отрезанными от доступа к Арктике, активно продвигая мысль о том, что у России, контролирующей существенную часть региональных ресурсов, нет ни технологий, ни капитала для добычи этих богатств. Поднебесная, конечно же, печется только о своих интересах». Думая об освоении Северного морского пути и получении доступа к богатствам Арктики, Китай будет показывать всему миру, как много он занимается наукой.
Еще в начале 1980-х в Пекине открылся первый научно-исследовательский институт, а девять лет спустя в Шанхае появился Институт полярных исследований Китая. Наукой ведает специальное управление по Арктике и Антарктике.

Герой уже есть

Чтобы продвигать идею в массы, нужен герой. В Советском Союзе была эпопея челюскинцев, герои-летчики и Папанин с Кренкелем, о которых знала вся страна. В Китае, который очень тщательно изучал советский опыт во многих сферах жизни, такой герой тоже есть.
Им стал старший научный сотрудник исследовательского института телеизмерительных приборов при академии наук Китая Лю Шаочуан. Он стал первым китайцем, который в одиночку пешком добрался до Северного полюса. В 2002 году он прошел из Пекина до Хатанги, где «гостеприимные россияне угостили жареной олениной и водкой». Водка, по словам путешественника, его просто потрясла: «Я даже впал в оцепенение».
Дальше российским вертолетом Лю Шаочуана забросили на остров Комсомолки. С мыса Арктики он и стартовал, прихватив груз общим весом 160 кг. Рассказ о встречах с белыми медведями и трещинами во льду можно опустить. Важен сам факт, что со второй попытки китайский исследователь добрался до Северного полюса. На родине это событие отмечали широко и обрадованный Лю Шаочуан пообещал: «В недалеком будущем я пешком совершу экспедицию в Арктику еще раз. Я заготовил красное вино для празднования победы».

Северный морской путь – преимущество китайской экономики?

Сотрудник Даляньского морского университета Ли Чжэнфу в 2010 году изрек сакраментальную истину: «Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики». За словами уже давно идут дела, поэтому никого не удивило появление в Стокгольмском Институте исследования проблем мира работы Линды Якобсон под названием «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда».
Вывод исследовательницы таков: из-за глобального потепления «торговые пути станут короче, и появится доступ к нетронутым энергоресурсам», поэтому Китай и решил выделить большие средства на исследование Арктики.
Что же значит для мировой экономики тот факт, что арктические льды продолжают таять? То, что станет проще осваивать природные ресурсы – это понятно, но это явно не ближайшая перспектива. А вот новый импульс для судоходства по Северному морскому пути – это уже не фантазии, а реальность. Все ведь уже подсчитано. Путь морем через Арктику от Шанхая до Гамбурга на 6400 км. короче, чем через Суэцкий канал. Да и пираты здесь не водятся – только белые медведи… Подсчеты продолжаются. The Washington Post сообщила, что путь морем из Южной Кореи до Германии через Суэцкий канал занимает 34 дня, а через прибрежные арктические воды России — всего 23 дня. В итоге Китай рассчитывает 20 процентов внешнеторговых перевозок осуществлять к 2025 году через Северный морской путь.
Все замечательно, но как же быть со льдами?

Вывести «снежных драконов» 

Россия – мировой лидер по части ледокольного флота: и по качеству, и по количеству. Но в Китае сомневаются, не станет ли Россия брать слишком дорого за проводку кораблей по Северному морскому пути? Сами по себе корабли КНР, естественно, пройти через льды не смогут – до такой степени потепление все-таки не поможет.
Проблемой предусмотрительные китайцы озадачились давно, и уже в 1994 году у них появился свой ледокол. Точно так же, как и первый их авианосец, он появился на свет на украинских верфях . Созданный в Херсоне корабль назвали «Снежный дракон» (Xue Long) и тут же отправили в экспедицию на Север. С тех пор самый большой в мире неатомный ледокол доставил в Арктику и в Антарктику не одну исследовательскую экспедицию. Между прочим, во время одной из них – в 2010 году – китайские полярные исследователи высадились на вертолете на Северном полюсе. В 2012 году ледокол прошел по Северному морскому пути из Циндао в Исландию, а в 2013 году пытался помочь российскому судну «Академик Шокальский», заблокированному льдами. Он может брать на борт до 100 научных сотрудников, имеет свой глубоководный спускаемый аппарат. До 2030 года он точно будет в эксплуатации.
Xue Long китайцы использовали на все сто. Уже спущен на воду его полный близнец, который построен на китайской верфи. Причем Xue Long-2 не станет последним в серии – Институту полярных исследований нужны новые «Снежные драконы».

Норвежский след

В Антарктиде первая китайская научно-исследовательская станция появилась в 1984 году, а сейчас уже строится пятая. В Арктике пока есть только одна станция «Желтая река» – совсем рядом с Шпицбергеном. На ней постоянно работают с 2003 года до 20 специалистов. Изучают они погоду, льды и северное сияние.
Хотелось бы большего, поэтому Китай не скрывает своего желания прикупить арктической землицы. Речь идет об участке площадью 217 кв. км, выставленном на продажу его частными владельцами. Именно здесь есть уголь –от 20 до 25 млн тонн, чего хватит для стабильной добычи на протяжении 20 лет. Китай готов восстановить и шахту и инфраструктуру, чтобы показать, что он полноправный участник международного освоения богатств Арктики.
Все решает география, а потому Китаю просто необходим стратегический союзник среди стран Арктического совета. Сейчас таковым и международные, и российские эксперты считают Норвегию. Именно Норвегия выступает за то, чтобы Китаю в Арктическом совете был предоставлен статус постоянного наблюдателя.
Представитель норвежского МИДа подтвердил эту позицию на международной конференции «Арктические рубежи». Норвегия была бы очень не прочь финансовую помощь Китая в освоении Арктики. Сближению двух стран помешал тот факт, что Нобелевскую премию мира за 2010 год присудили правозащитнику и диссиденту Лю Сяобо. «Существенное ухудшение», однако, длилось недолго. И вот уже норвежский МИД констатирует: «Мы добились полной нормализации политических и дипломатических отношений с Китаем. Это открывает широкие возможности для сотрудничества».

Исландский вариант

Если не все срастется с Норвегией, у Китая уже есть запасной вариант. Исландия пережила тяжелый финансовый кризис, поэтому и появилась мысль повторить там сценарий Шпицбергена.
Официальные структуры, как обычно, не при делах – с инициативой выступил миллионер, поэт и спортсмен, горячий энтузиаст туризма и один из богатейших китайцев Хуан Нубо. Он просто предложил властям продать ему 300 кв. км острова, что, кстати сказать, составляет почти треть Гонконга.
Официально миллионер-экстремал из Поднебесной намерен развивать элитный туризм и гостиничный бизнес. Но методы проникновения Китая в другие страны известны достаточно хорошо, поэтому в Исландии пошла волна протестов и, в конце концов, правительство страны добро на сделку не дало. Хотя деньги ему очень нужны.

«Русские считают Арктику своим владением»

Китай, несомненно, будет искать все новые варианты проникновения в Арктику для реализации своих стратегических целей. Есть вариант, о котором пока не особенно говорят – возможное тесное сотрудничество с Россией. Геополитическая картина современного мира тому сейчас явно способствует.
А потому командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго в прошлом году предался размышлениям на этот счет. Обошелся без дипломатии: «Важно, чтобы Россия и Китай нигде и ни в чем не получали инициативы. Они хотят, чтобы все перспективные коммерческие проекты – а Северный морской путь является еще и стратегическим – не находились под контролем потенциальных противников США. Вашингтону важно, чтобы Москва нигде и никогда не одерживала психологических побед».
Адмирал отметил, что он наблюдает «значительную совместную деятельность Китая и России», да еще все осложняется тем, что «русские считают Арктику своим владением».
В общем, явление «снежных драконов» в арктических просторах несет с собой неизбежные перемены. Какими они окажутся? Вопрос остается открытым: судить об этом пока не берутся даже эксперты.

Владимир Кузменкин

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле