среда, 18 марта 2020 г.

«Газпром» провел традиционные комплексные учения по реагированию на ЧС в Арктике

В ходе учений были отработаны навыки по тушению пожара на буровой платформе, ликвидации разлива нефтепродуктов и спасению человека, оказавшегося за бортом
В 2019 г. «Газпром» построил в Карском море 2 скважины: разведочную №4 на Ленинградском газоконденсатном месторождении и поисково-оценочную №1 на Скуратовском лицензионном участке.
Компания уделяет большое внимание безопасности работ в море, на шельфе и ежегодно проводит комплексные учения по реагированию на чрезвычайные ситуации.
Мероприятия направлены на отработку совместных действий различных служб и подразделений, например, по ликвидации пожара или разлива нефтепродуктов.
Только в прошлом году в учениях в Карском море приняли участие более 600 человек, 15 судов и вертолет экстренной медицинской эвакуации.

Подробнее — в фоторепортаже «Газпрома».

Арктика-01.jpg

«Газпром» считает своей сверхважной задачей защиту и сохранение уникальной части нашей планеты — Арктики — и поэтому относится с особым вниманием и осторожностью ко всем проводимым здесь работам.

Арктика-02.jpg

У специалистов «Газпрома», работающих на шельфе Карского моря, есть всего около 100 дней в году, чтобы успеть построить морские разведочные скважины в так называемый межледовый период, который обычно длится с июля до середины октября.
Но даже летом и в начале осени здесь сохраняется суровая погода: плотные туманы, сужающие видимость до нескольких метров, штормы высотой с двухэтажный дом, ледяной ветер с порывами до 40 м/с (144 км/ч).

Арктика-03.jpg

Более того, осложняют ситуацию расстояния.
Места проведения геологоразведочных работ зачастую удалены от береговых баз снабжения и портов на расстояние до 250 км.

Здесь заканчивается территория человека и начинается дикая природа, со своими законами и особенностями.
Чтобы не нарушить хрупкую экосистему Арктического региона, «Газпром» строго соблюдает правила промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Каждый, кто работает здесь, — всегда готов к любым ситуациям.

Например, ко встрече с белыми медведями: они любопытны, практически не боятся людей и техники и часто подходят вплотную к местам проведения работ.
Такие встречи могут быть весьма опасными.
Поэтому в ходе специального инструктажа работникам рассказывают, как себя вести в этих ситуациях.

Арктика-04.jpg

Моржи, напротив, не проявляют активности и интереса к геологоразведчикам: они достаточно пугливы.
Чтобы их не потревожить, специалисты стараются обходить места скопления этих животных.

Арктика-05.jpg

Учения 2019 г. по традиции были направлены на проверку готовности специалистов и техники к оперативным действиям во время нештатных ситуаций.

1й «нештатной ситуацией» в ходе учений стал «пожар» на буровой платформе.
Для борьбы с условным очагом возгорания были задействованы многофункциональные аварийно-спасательные суда (МФАСС).
Они оснащены пожарными лафетными стволами, которыми при необходимости управляют дистанционно из рубки.

Арктика-06-01.jpg

Система пожаротушения использует забортную воду, а создаваемое давление позволяет бороться с огнем на расстоянии 100 м.
Кроме того, суда такого класса имеют систему самоомовения мелкодисперсной водой.
Это позволяет подходить к очагу максимально близко, исключая опасный нагрев корпуса.

Арктика-06.jpg

Арктика-06-02.jpg

После успешной ликвидации «пожара» специалисты отрабатывали навыки по локализации и дальнейшей ликвидации условного разлива нефтепродуктов.
Для этого была спущена на воду боновая система — специальные заграждения.
Развертывание системы прошло за 1,5 ч силами 7 человек палубной команды и катера бонопостановщика.
В каждую секцию бона, перед тем как выпустить в море, закачали воздух.
Это позволило создать монолитное заграждение длиной 250 м, которое ограничило «растекание нефтепродуктов».
В их качестве использовался специальный сорбент из органических опилок и рисовой шелухи, совершенно безопасный для местной флоры и фауны.

Арктика-07.jpg

Арктика-08.jpg

Затем с помощью специального устройства — скиммера (нефтесбощика) — был произведен сбор «нефтепродуктов» с поверхности воды.
Эта работа выполняется с помощью системы щеточных конвейеров: скиммер забирает водно-нефтяную смесь и сепарирует ее, после чего «нефтепродукты» сливаются в специальные емкости для дальнейшей утилизации на берегу.

Арктика-09.jpg

Следующая отрабатываемая на учениях внештатная ситуация — «человек за бортом».
Его роль выполнял манекен.
В этой операции крайне важна оперативность, ведь температура воды в Карском море в летние месяцы колеблется от 0 до +7 °С.
Находиться в такой воде человек может не более 15 мин.
«Пострадавшего» забрали с поверхности воды и оказали первую помощь.
На всех МФАСС постоянно дежурят врачи, суда оборудованы лазаретами и медицинской техникой, позволяющей, в том числе, провести реанимационные мероприятия.

Арктика-10.jpg

По сценарию учений после оказания помощи на борту судна «пострадавшего» необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег.
Для оперативной транспортировки используется вертолет Ми-8 МТВ экстренной медицинской эвакуации, оборудованный системами жизнеобеспечения.

Арктика-11.jpg

Помимо возможных нештатных ситуаций с людьми и техникой, Арктика кроет в себе еще одну опасность — айсберги и льдины.
Они способны нанести серьезный урон буровым платформам и судам при столкновении.
Во избежание таких ситуаций компания изучает ледовые объекты в Арктике и совершенствует операции с ними.

Арктика-12.jpg

Лед айсберга состоит из замерзшей пресной воды, плотность которой примерно на 10% ниже плотности морской, что позволяет ему уверенно держаться на поверхности моря.
Однако около 90% айсберга находится под водой, поэтому важно контролировать и прогнозировать перемещение таких ледовых объектов при проведении геологоразведки.

Арктика-13.jpg

Перед стартом работ проводится обязательная ледовая разведка с помощью ледоколов.

Арктика-14.jpg

Для наблюдения за географическим положением и строением больших льдин площадью в несколько квадратных километров специалисты компании высаживаются на ледовые поля и устанавливают до 3х радиобуев по краям и один в центре.
После таяния и разрушения льда буи попадают в воду.
Их собирают с поверхности аварийно-спасательные суда и ледоколы.

Арктика-15.jpg

Если с высадкой на льдину особых проблем не возникает, то с айсбергами все сложнее.
Здесь важную роль играют беспилотные летательные аппараты, которые также могут устанавливать радиобуи для получения необходимых данных.

Арктика-16.jpg

Кроме того, за айсбергами ведется наблюдение из космоса.
Потенциально опасные ледовые объекты выявляются и отслеживаются благодаря спутникам, ведущим радиолокационную, мультиспектральную и оптическую съемку морских участков.
Информация попадает в аналитический ледовый центр Морспасслужбы, специалисты анализируют ее и выдают прогнозы дрейфа и разрушения ледовых объектов.
Ежедневно отчеты о спутниковом мониторинге передаются на все суда, находящиеся в районе работ.

Арктика-17.jpg

Есть лишь 1 способ избежать неприятных последствий от встречи с дрейфующей глыбой льда — подвинуть айсберг на безопасное расстояние.
Во время учений 2019 г. специалисты ООО «Газпром геологоразведка» (с января 2020 г. — ООО «Газпром недра») впервые в России осуществили буксировку айсберга стальными тросами.
Водоизмещение айсберга составило 1,5 млн т.
Ранее для таких операций использовались полипропиленовые тросы.
В 2018 г. «Газпром геологоразведка» даже поставила отраслевой рекорд, отбуксировав айсберг объемом 2 млн т.
Использование стальных тросов позволяет увеличить скорость буксировки и в перспективе «захватывать» айсберги большей массы.

Операция происходит следующим образом: суда подходят друг к другу, металлический трос крепится к кормовым частям судов, затем они огибают айсберг с 2х сторон, охватывая его тросом, и начинают движение параллельным курсом.
Ледовые объекты буксируются на 2 мили (около 4 км) в безопасный район для изменения траектории дрейфа.

Арктика-18.jpg

Таким образом, во время традиционных учений специалисты достигли всех поставленных целей, подтвердив готовность сил и средств.
Такая регулярная отработка навыков по реагированию на чрезвычайные ситуации наряду со строжайшим соблюдением правил региона, обеспечением промышленной безопасности и охраной окружающей среды является гарантом сохранения первозданной природы Арктики.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле