понедельник, 11 октября 2021 г.

Человек, который сделал Россию богаче на триллионы в долларовом эквиваленте


грамберг

В 1940 году Игорь Грамберг переступил порог Ленинградского института кинорежиссеров. Амбициозный студент мечтал о большом экране и представить себе не мог, что станет всемирно известным ученым, в честь которого назовут ведущий в стране НИИ в области морской геологии.

Последние лет десять Арктика не пропадает из новостной повестки. Так, Китай, не имеющий своего выхода к океану, завершил 12-ую арктическую экспедицию, Норвегия, несмотря на возмущения экологических организаций, продолжает распределять участки в Баренцевом море среди добывающих компаний, а Россия и США модернизируют системы космического мониторинга над полярным регионом. Такое внимание совершенно логично. По оценкам экспертов, ресурсы мирового шельфа оцениваются в 457 млрд тонн нефтяного эквивалента. Например, на отечественном секторе находится до 25% запасов нефти и до 70% всех разведанных запасов газа РФ.

арктика

Еще 60 лет назад не то, что добыча, даже разведка углеводородов на дне Северного Ледовитого океана казалась научной фантастикой. Геологи довольствовались сушей, тем более что недра дарили один подарок за другим. В середине прошлого века была открыта легендарная Западно-Сибирская провинция. Тысячи геофизиков и буровиков поехали осваивать тюменскую, томскую и красноярскую нефть.

Тот факт, что российская Арктика в акватории морей уникально богата нефтью и газом было установлено ученым Игорем Грамбергом, который несмотря на всеобщий азарт, продолжал смотреть туда, где заканчиваются берега. Удивительно, но изначально Игорь Сергеевич даже не помышлял о карьере геолога.

После окончания школы юноша поступил в Институт кинорежиссеров, однако обучение прервала Великая Отечественная война. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт и служил в стрелковом полку 3-ей гвардейской дивизии Северо-Западного фронта. Поколение, родившееся с Игорем Сергеевичем в один год, оказалось практически подчистую выкошено. Его же самого «спасли» ранения. Первое получил под Старой Руссой, но в 19 лет, как он говорил, все быстро заживает. Второе – под Ленинградом – едва не стало смертельным.

Война круто изменила приоритеты молодого человека. После госпиталя он перебрался к родственникам в Свердловскую область, и о кинематографе больше не вспоминал. Его дядя, аспирант Ленинградского горного института, в то время работал на Урале, и первые навыки профессии Грамберг получил от него. Игорь Сергеевич устроился коллектором в геологическую партию, и хотя передвигался еще с большим трудом, в течение полутора лет участвовал в поисково-разведочных работах.

В 1943 году молодой человек поступил в Свердловский горный институт, но к третьему курсу перевелся в старейший технический вуз России - ЛГИ. Сразу после получения диплома с отличием в 1949 году выпускник распределился в НИИ геологии Арктики (НИИГА – ныне ВНИИОкеангеология).

грамберг

До этого момента о морской геологии Игорь Сергеевич и не думал – занимался рудными месторождениями, ураном, ториевыми минералами. Вместе с тем, в те годы вся страна жила Арктикой – знаменитые экспедиции, первые полярные станции, имена исследователей и летчиков были у всех на слуху. Поэтому когда Грамберга пригласили в только что созданный институт, который должен был помогать геологическим партиям искать нефть в Заполярье, он без долгих раздумий согласился изменить курс.

Первый этап научной деятельности геолога принято называть «сибирским». В 1949—1955 годах он как начальник тематической партии отдела нефти НИИГА участвовал в полевых работах в Якутии и на Таймыре. В период с 1955 по 1959 год уже в качестве начальника сектора геологии нефтегазоносных районов института проводил работы в Верхоянье, Норильском и Мурманском районах, на Дальнем Востоке СССР. Успехи молодого специалиста не остались незамеченными, и в 1959 году Грамбергу поручили возглавить отдел горючих полезных ископаемых.

грамберг

Параллельно Игорь Сергеевич стал кандидатом, а затем и доктором наук. Исследования диссертаций были посвящены стратиграфии, литологии и гидрохимии осадочных толщ севера Сибири и сделали Грамберга известным в стране и за рубежом экспертом в данных областях. Предложенный ученым метод палеогидрохимической реконструкции по поглощённым катионам получил широкое развитие в геологической практике.

Особенно большое внимание Игорь Сергеевич уделял прогнозу и поиску конкретных зон накопления углеводородов в Заполярье. В результате в 1967 году под его руководством была составлена первая в стране карта перспектив нефтегазоносности арктического побережья и шельфа СССР масштаба 1:5000000, а также проведено нефтегазогеологическое районирование шельфа с использованием результатов морских геофизических исследований и геологических данных по островам и берегам. Эти работы определили первоочередные направления исследований в Арктике.

грамберг

В этот момент произошел коренной разворот курса всего НИИГА с суши на акваторию. В 1972 году было создано Научно-производственное объединение «Севморгео» Министерства геологии СССР, куда вошел сам научный институт и четыре геологоразведочных экспедиций. Директором объединения и одновременно НИИ стал Игорь Грамберг.

Под руководством ученого в кратчайшие сроки был заложен фундамент морской нефтяной отрасли страны и создана эффективная океаническая геологическая служба Министерства геологии. Одним из важнейших результатов этой деятельности стало открытие Западно-Арктической шельфовой провинции, включающая нефтегазоносные и перспективные структуры Баренцева с Печорским и Карского морей. Ее недра содержат до 80% ресурсов арктического шельфа России. В пределах провинции было выявлено и разведано более 10 промышленных месторождений, включая 4 уникальных (Штокмановское, Ледовое, Ленинградское и Русановское) и 4 крупных.

«В европейской части страны масштабных запасов нефти и газа не осталось. Перспективы Восточной Сибири связаны с тремя районами, располагающимися на огромном расстоянии друг от друга. Трубопроводом их не свяжешь. То есть единого региона она не представляет, и заменить при необходимости Западную Сибирь не получится. Что будет, если произойдет падение притоков или проблемы с нефте- или газопроводом. Перекрыли, вывели из строя… Европейская часть России и Европа останутся без газа. Это колоссальная катастрофа и потеря рынка. Западно-Арктическая провинция – относительно компактная область. Нефтяные месторождения здесь в основном на суше, газовые - главным образом на акватории. Обычная глубина пластов - пять-восемь километров, а в Баренцевом море этот показатель достигает восемнадцати километров! Она гарантирует нам страховочный вариант. Лишь Западная Арктика может быть дополнением и заменой Западной Сибири», - подчеркивал Игорь Грамберг.

грамберг

Направления исследований ученого включали анализ эволюции океанов Земли, геохимию водной толщи и осадочного чехла океана, изучение газовых гидратов как геологического феномена и глубоководной области Северного Ледовитого океана. Достижения Игоря Сергеевича были высоко оценены правительством. Он дважды (1983 году - за исследования в области океанологии и 1995 году - за научное обоснование и открытие крупной сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности на шельфе Западной Арктики) получал Государственную премию, орден «За заслуги перед Отечеством» и другие награды.

Кроме того, геолог принимал участие в работе многих научных центров. Так, он был председателем Научного Совета РАН по проблемам геологии и проблемам месторождений, вице-президентом Международного Арктического научного комитета, членом комиссии ООН по Мирового океану.

Однажды во время интервью журналист обвинил геологов в лице Грамберга в том, что они, открывая месторождения, толкают экономику России на экстенсивный, сырьевой путь развития, уводя ее от «единственно разумного инновационного пути». Спустя 20 лет по-прежнему можно услышать подобные рассуждения.

арктика

«Высокие технологии не рождаются бесплатно. Как правило, это рисковые разработки. Если мы хотим создавать инновационный продукт, сначала надо профинансировать соответствующие исследования. Ставка на высокие технологии очень правильная, но при этом должен пополняться бюджет, а денежные потоки – попадать в прорывные направления. Каков источник этих поступлений? Сегодня – только наши недра. Как в обычной семье, когда родители работают на заводе, чтобы дети могли учиться в университете и осваивать новые знания – основу будущих технологий. Если все уйдут в свободный поиск, кто будет содержать семью?», - отметил Игорь Сергеевич.

Директором НИИГА-ВНИИОкеангеология Игорь Сергеевич был до своей кончины в 2002 году. В последний год жизни 80-летний ученый представил научной общественности последний труд - подробную карту рельефа дна Северного Ледовитого океана в масштабе 1:5000000 с сечением рельефа 200 м. Она не имела аналогов в отечественной и зарубежной картографии по обоснованности фактическим материалом и являлась наиболее полным отражением строения поверхности дна океана. В том же году за создание карты Грамбрегу присудили Премию Правительства РФ, а в 2003 году – его имя были присвоено научному институту, в рамках которого он сделал все свои открытия.

арктика

Выступая с заключительным словом на Заседании Учёного Совета ВНИИОкеангеология, посвящённом своему 80-летнему юбилею, академик закончил обращение к коллегам словами Уинстона Черчилля: «Да, жизнь осталась позади, но это ещё не конец…»

Так, научные представления Грамберга получили дальнейшее развитие в альма-матер геолога – Санкт-Петербургском горном университете.

«С каждым годом вопросам нефтегазоносности Мирового океана и арктического шельфа уделяется все большее внимание со стороны политиков, экономистов, ученых и бизнесменов. В нашем вузе освоение углеводородов Заполярья является одним из приоритетных направлений для Научного центра «Арктика», а ряда профильных кафедр. Прежде всего, среди профильных исследований Горного - изучение глубинного строения, тектоники и нефтегазоносности Западной Арктики на базе геодинамических реконструкций по трансрегиональным профилям ГСЗ; разработка модели глубинного строения Белого моря; уточнение углеводородного потенциала акваторий Баренцева, Печорского, Карского и Берингова морей на основе бассейнового моделирования, использования статистических методов оценки и метода геологических аналогий. Кроме того, сотрудники университета занимаются разработкой геологических моделей малоизученных акваториальных осадочных бассейнов с целью выявления новых зон нефтегазонакопления в Печорском море», - рассказал заведующий кафедрой геологии нефти и газа Санкт-Петербургского горного университета Олег Прищепа.

Последние по времени исследования по нефтегазоности и строению арктических шельфов РФ, проведенными специалистами вуза, вошли в крупную монографию «Шельфовые осадочные бассейны Российской Арктики: геология, геоэкология, минерально-сырьевой потенциал».

арктика

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле