понедельник, 11 октября 2021 г.

Минобороны активно реализует программу создания машин для эксплуатации в Заполярье.

 



Северный флот провёл масштабные учения в акваториях Баренцева и Карского морей, моря Лаптевых, в районе Новосибирских островов и архипелага Земля Франца-Иосифа. В них, помимо летательных аппаратов, кораблей и судов обеспечения, использовалось около 800 единиц боевой и специальной техники, в том числе 460 боевых бронированных машин. Помимо этого, было задействовано до 240 орудий, миномётов и реактивных систем залпового огня, которые применяются или обслуживаются с использованием автомобильных базовых шасси.

По оценкам экспертов, Мин­обороны убедительно продемонстрировало, что обладает техникой, необходимой для применения в составе разнородных сил флота по защите коммуникаций Северного морского пути, охране и обороне Арктического региона России.

Арктический вектор
В настоящее время климатическое потепление делает Арктику привлекательной по многим факторам, в том числе по использованию нового транспортного пути, добыче полезных ископаемых. Западные страны пытаются незаконно взять под контроль Арктический регион нашей страны. Они уже не раз угрожали выполнением своих планов с помощью военной силы.
Осенью 2008 года Президент России утвердил Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Одной из основных задач государственной политики стало создание группировки войск (сил) общего назначения Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения благоприятного оперативного режима в Арктической зоне России. В новом документе по Основам государственной политики в Арктике на период до 2035 года поставлена задача по укомплектованию этой группировки современной снегоболотоходной техникой и ВВСТ на её базе.
Здесь уместно вспомнить, что в Арктике и на Крайнем Севере ярко выражено преобладание озёрно-болотистой и тундровой слабозаселённой местности. В физико-географических условиях арктической зоны доминирует суровый климат с резкой пространственно-временной изменчивостью параметров атмосферы. Наиболее характерные особенности в зимний период – экстремально низкие отрицательные температуры окружающего воздуха, а также наземный покров в виде снежной целины с достаточно высокой плотностью, что позволяет её поверхности выдерживать высокие весовые и динамические нагрузки. Сильные ветра формируют снежные перемёты, образующие сильно пересечённую местность. Всё это в совокупности с неразвитой сетью дорог делает регион труднодоступным для автомобилей в неспециализированном исполнении.
Своеобразным наглядным техническим отчётом о проделанной работе стал форум «Армия-2021». Большой интерес у посетителей вызвала экспозиция «Арктика». В рамках научно-деловой программы форума под председательством начальника Научно-технического комитета ГАБТУ полковника Владимира Кужева прошла конференция «Состояние и перспективы развития ВАТ, объектов ВВТ на её базе и системы АТО, предназначенных для применения в арктическом регионе». В мероприятии, организованном ГАБТУ, приняли участие около 60 представителей из более 30 органов военного управления, научно-исследовательских организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Во вступительном слове Владимир Кужев отметил актуальность решаемых задач. Они стоят на особом контроле у министра обороны и его заместителей. В настоящее время Минобороны в рамках обеспечения военной безопасности и поддержания необходимого боевого потенциала России в Арктике продолжает реализацию комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сформированной группировки войск (сил) вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ) для эксплуатации в этом регионе. Особая роль здесь отведена Главному автобронетанковому управлению, 21-му Научно-исследовательскому испытательному институту военной автомобильной техники (21-му НИИИ), 25-му Государственному научно-исследовательскому институту химмотологии (25-му ГосНИИ). Они координируют работы, а также участвуют в реализации различных тематик по созданию военной автотехники для Арктического региона России.

Вехи большого пути
Начальник 21-го НИИИ полковник Роман Петухов выступил с весьма насыщенным в информационном плане докладом «Состояние и перспективы развития ВАТ, предназначенной для применения в арктическом регионе».
С 2008 по 2017 год проведён комплекс научно-исследовательских работ (НИР) и практических исследований путей повышения эффективности применения снегоболотоходных машин и других наземных транспортных средств в Арктике. Они стали базовой основой для создания необходимого задела в нормативно-технической базе, а также в формировании тактико-технических требований на доработку и тактико-технических заданий на опытно-конструкторские работы (ОКР) по перспективным образцам техники для эксплуатации в арктическом регионе.
Исследования показали, для общевойсковых формирований в Арк­тике необходимо сформировать новую структуру перспективного парка.
Предложен переход на единое снегоболотоходное легкобронированное двухзвенное гусеничное базовое шасси грузоподъёмностью до четырёх тонн под монтаж лёгких объектов ВВСТ, ранее размещавшихся на более чем десяти образцах базовых шасси гусеничной и колесной ВАТ, а также бронетанковой военной технике (БТВТ).
Устаревшие образцы базовых шасси грузоподъёмностью от 6 до 30 тонн заменяются высокоунифицированным семейством снегоболотоходных двухзвенных гусеничных машин (ДГМ) – семейством «Вездесущий» (ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ грузоподъёмностью соответственно 10, 20 и 30 тонн).

Особенно актуально решение задач, связанных с обеспечением импортонезависимости в производстве моторных масел

 

На замену устаревшим однозвенным небронированным снегоболотоходным гусеничным транспортёрам-тягачам ГТ-СМ и ГТ-Т грузоподъёмностью одна и две тонны соответственно разработана небронированная ДГМ ГАЗ-3344-20 грузоподъёмностью три тонны.

Колёсные автомобили многоцелевого назначения (АМН) в автопарке арктических подразделений остаются востребованными. При этом было запланировано две работы по их модернизации. Первая – по созданию модификаций АМН «Урал» и КамАЗ в исполнении ХЛ (холодный климатический район), работоспособных при температуре окружающего воздуха до минус 60ºС – уже выполнена.
Другая работа – по повышению их проходимости путём установки шин увеличенного радиуса низкого давления – проводится в настоящее время.
Дополнительно в состав парка колёсных машин предложено ввести внедорожные специальные транспортные средства на шинах сверхнизкого давления «Трэкол», принятые на снабжение Вооружённых Сил.
Перспективным признано расширение модельного ряда парка ВАТ за счёт снегоходов, в том числе оборудованных кабиной, и колёсных мотовездеходов – двухосных и трёхосных, адаптированных из гражданского сектора путём доработки их по требованиям Минобороны.
Результаты НИР нашли отражение при формировании: «Концепции развития и Типажей ВАТ на период до 2020 года», «Типажа ВВСТ ВС РФ до 2025 года», «Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года».
Выполненные исследования, созданная нормативно-техническая база и работа, организованная совместно с предприятиями ОПК, позволили успешно решать задачу по оснащению соединений, частей ВС новыми серийными образцами автотехники, предназначенной для использования в арктическом регионе. На перспективу предусмотрели модернизацию (адаптацию) существующих образцов техники для эксплуатации в условиях низких температур в арктическом регионе и создание научно-технического задела, проведение ОКР по разработке перспективных образцов базовых шасси нового поколения.
Подводя итоги, полковник Роман Петухов констатировал, что научно обоснованные предложения по номенклатуре образцов техники для применения в арктическом регионе и представленные в Типаже ВАТ 2011–2020 гг. реализованы практически полностью.
Приняты на снабжение и закупаются по гособоронзаказу около 10 различных образцов ВАТ. Проверена и подтверждена в ходе типовых испытаний в 2014 году и арктической зимней экспедиции в 2017 году эффективность доработок конструкции ДГМ семейства «Вездесущий», его готовности к применению. Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН «Урал» и КамАЗ в исполнении ХЛ. Проводится работа по созданию ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-ГТ на базе ДТ-30ПМ.
В соответствии с утверждённым «Перечнем ВАТ для ВС РФ на 2020–2031 гг.» и «Концепцией развития подвижных средств ремонта и восстановления ВАТ до 2025 года» определены основные направления развития техники для арктического региона. Прежде всего, это дальнейшее совершенствование конструкций машин с учётом накопления опыта их эксплуатации в войсках и завершение ведущихся ОКР.
Далее в ряду приоритетов идёт модернизация ДГМ всех категорий, снегоходной и мотовездеходной техники, принятой на снабжение, создание модификаций АМН КамАЗ и «Урал» в исполнении ХЛ на арочных шинах или шинах низкого давления, создание полноприводного трёхосного армейского мотовездехода. Отмечена необходимость разработки высокомобильного особо лёгкого амфибийного транспортного средства. Оно должно обладать расширенными возможностями по применению, в том числе на пересечённой местности, снежной целине и на водной поверхности. Отдельной строкой указано создание подвижных средств технического обслуживания и ремонта в кузовах-контейнерах в арк­тическом варианте на базе АМН в исполнении ХЛ.

Запланированная перспектива
В настоящее время Минобороны с целью гарантированного выполнения боевых задач ужесточило требования к эксплуатации машин в арктическом регионе. В частности, создаваемые перспективные образцы должны быть работоспособны при температуре окружающего воздуха до минус 60ºС. Только одно это условие потребовало оперативно решить ряд довольно сложных задач.
Пути их выполнения изложил заместитель начальника 21-го НИИИ по научной работе полковник Вадим Дёмик в докладе «Система обеспечения готовности образцов ВАТ к применению по назначению в арктической климатической зоне, реализуемая его конструктивным исполнением и эксплуатационными мероприятиями АТО в войсках и основные пути её реализации».
Докладчик подробно рассмотрел решение задачи, связанной с влиянием низких температур на готовность техники к применению. Это и другие новые требования должны максимально реализовываться в ходе выполнения ОКР по созданию или модернизации машин в первую очередь конструктивными мероприятиями и применением горюче-смазочных материалов (ГСМ) с соответствующим температурным диапазоном применения.
Для наиболее полной реализации тактико-технических характеристик образцов и обеспечения их соответствия требованиям тактико-технического задания система подготовки образца ВАТ к движению в арктическом регионе должна дополняться эксплуатационными мероприятиями, выполняемыми в ходе автотехнического обеспечения (АТО).
Общая система обеспечения готовности образца техники к применению по назначению в Арктике и на Крайнем Севере была рассмотрена в докладе, а в дальнейшем вызвала активное обсуждение.
В идеале любой образец должен быть готов к немедленному применению по назначению в арктической климатической зоне. К этому необходимо стремиться. И часть задач этой тематики уже решена.
В направлении содержания, обслуживания и ремонта транспортных средств и базовых шасси в отапливаемых помещениях завершено строительство новых баз, выполненных с применением всех современных технологий. Так, на Земле Франца-Иосифа действует база «Арктический трилистник», а на острове Котельный работает «Северный клевер». При отсутствии стационарных хранилищ машины в арктическом регионе целесообразно хранить, обслуживать и ремонтировать в индивидуальных и групповых каркасных или надувных отапливаемых тентовых укрытиях.
Полковник Дёмик отметил, что в системе АТО в арктическом регионе, согласно «Концепции развития средств ремонта и эвакуации до 2025 г.», утверждённой заместителем министра обороны генералом армии Дмитрием Булгаковым, предусмотрено создание мастерской технического обслуживания и ремонта ВАТ и БТВТ в кузовах-контейнерах, смонтированных на базе АМН в исполнении ХЛ.
Помимо этого, для ремонтно-восстановительных органов воинских частей завершаются ОКР по созданию ремонтно-эвакуационной машины гусеничной двухзвенной РЭМ-ГТ на ДТ-30ПМ; машины технической разведки МТР-Г на базе двухзвенного гусеничного транспортёра-тягача ГАЗ-3344-20.
Помимо этого, заместитель начальника 21-го НИИИ по научной работе довёл до собравшихся состояние дел и основные проблемные вопросы, связанные с необходимостью создания комплектующих изделий и новых материалов, без решения которых реализовать номенклатуру «Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года» для применения её в условиях арктической климатической зоны будет достаточно затруднительно.
Представитель 21-го НИИИ предложил включить в «Государственную программу развития ОПК на период до 2027 года» НИОКР по созданию комплектующих изделий двойного назначения, в том числе резинотехнических изделий для ВАТ и БТВТ, работоспособных при температуре окружающего воздуха до минус 60°С со сроком сохраняемости не менее 10 лет, новых типов электрообогревных модульных аккумуляторных батарей с системой автоматического регулирования температуры электролита «САРТА», типоразмерного ряда бортовых автономных источников электрической и пневматической энергии для ВАТ. Институт готов осуществлять их военно-научное сопровождение.

Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН «Урал» и КамАЗ в исполнении ХЛ

Кроме того, в связи с возросшими требованиями к отдельным показателям и свойствам техники для применения в арктическом регионе необходимо включить в план разработку новых, пересмотр и уточнение действующих нормативно-технических документов, в частности по микроклимату на рабочих местах экипажа, общим требованиям по обитаемости и автоматизированным жидкостным подогревателям.
Со стороны участников конференции особый отклик получил доклад «Состояние и перспективы разработки горюче-смазочных материалов для эксплуатации военной автомобильной техники в арктической зоне», с которым выступил заместитель начальника 25-го ГосНИИ химмотологии по научной работе Александр Улитько.
Развитие инфраструктуры и формирование группировок войск в районах Арктики и Крайнего Севера предъявляет особые требования к свойствам ГСМ по обеспечению надёжной эксплуатации техники при температурах до минус 60ºС и кратковременно – до минус 65ºС.
Необходимы горюче-смазочные материалы, обладающие прежде всего улучшенными низкотемпературными характеристиками при сохранении других эксплуатационных свойств на заданном уровне.
При этом, с учётом политики санкций Запада, особенно актуально решение задач, связанных с обеспечением импортонезависимости в производстве моторных масел.
Для решения поставленных задач 25-м ГосНИИ химмотологии совместно с другими научно-исследовательскими организациями, конструкторскими бюро и нефтяными компаниями страны разработан и внедрён комплекс новых высокоэффективных ГСМ с требуемым уровнем эксплуатационных свойств.
Новые ГСМ и специальные жидкости обладают уникальными вязкостно-температурными свойствами и призваны обеспечить надёжную эксплуатацию техники в экстремальных климатических условиях.
Ряд новых материалов уже используется, а остальные планируется допустить к применению по мере завершения полного комплекса испытаний и освоения в промышленном производстве. Возможности их изготовителей гарантированно удовлетворяют потребности Мин­обороны в полном объёме.
В целом, комплекс проводимых научных исследований и полученные практические разработки в области химмотологии позволяют обеспечить имеющейся номенклатурой ГСМ эксплуатационную надёжность ВВСТ в условиях Арктики и Крайнего Севера.
В завершение остаётся отметить, что на конференции с докладами о проделанной работе и перспективных образцах, разрабатываемых для арктического региона, выступили представители ведущих компаний автомобилестроения. После заслушивания каждого доклада происходил обмен мнениями. По итогам живого обсуждения полковник Владимир Кужев довёл решения, принятые на конференции, и поставил ряд задач. В частности, по созданию полноприводного трёхосного армейского мотовездехода, автоматической гидромеханической коробки передач мощностью до 1000 л.с. для модернизации ДГМ семейства «Вездесущий», модификации двигателя ЯМЗ-534 мощностью 300 л.с. для модернизации ДГМ лёгкой категории по массе ГАЗ 3344-20 и ДТ-3ПМ. В связи с возросшими требованиями к отдельным показателям и свойствам ВАТ для применения в арктическом регионе рекомендовано выполнить переработку устаревших и разработку новых научно-технических документов.
Отмечено, что основные направления развития ВАТ и системы АТО для применения в арктическом регионе признаны научно обоснованными, а достигнутый в настоящее время уровень реализации Типажа ВАТ 2011–2020 гг. в части её создания или модернизации – удовлетворительным.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле