пятница, 15 июля 2022 г.

Арктика за неделю: тень НАТО над Петербургом

 Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Арктическое расширение

В центре арктической повестки — старт интеграции Швеции и Финляндии, двух некогда нейтральных заполярных государств Скандинавского полуострова, в военный блок НАТО. Для России этот шаг будет иметь серьёзные геополитические последствия.

В высоких широтах формируется новая реальность: теперь из восьми арктических стран только РФ не будет частью Североатлантического альянса. "Особые позиции" нейтральных государств по ряду вопросов заполярной повестки уходят в прошлое, уступая место консолидированному мнению, сформированному в Брюсселе.

Пространство для диалога в Арктике сужается; на первый план в международно-политических процессах высоких широт выдвигаются проблемы военного баланса и безопасности, бывшие несвойственными для макрорегиона, который даже в годы холодной войны рассматривался как территория мира и сотрудничества.

Всё это формирует новые вызовы безопасности для регионов нашего Северо-Запада, не исключая и Петербурга. Граница с Финляндией становится разделительной линией между Россией и НАТО-блоком, называющим нашу страну своим основным противником.

В прошлый раз Петербург, Карелия, Мурманская и Ленинградская области находились в подобных условиях в межвоенные годы. Напомним, тогда непосредственную угрозу Северной столице удалось нейтрализовать только по итогам двух тяжёлых и кровопролитных войн — Финской и Великой Отечественной. Обращённая к Петербургу пушкинская фраза "Отсель грозить мы будем шведу…" вновь обретает актуальное звучание.

Прорыв Шпицбергенской блокады

Минувшая неделя ознаменовалась завершением конфликтной ситуации, складывавшейся вокруг российских поселений на архипелаге Шпицберген.

Напомним, суверенитет Норвегии над Шпицбергеном ограничен международным трактатом 1920 года: страны-участницы договора (Россия в том числе) вправе вести добычу ресурсов на архипелаге. И Россия пользуется этим правом — отечественный трест "Арктикуголь" разрабатывает на островах месторождения, обслуживаемые шахтёрскими посёлками. Однако с недавних пор их снабжение оказалось под вопросом — присоединившись к санкциям ЕС против России, официальный Осло фактически воспретил доставку грузов на архипелаг.

Российская сторона не стала пассивно взирать на вводимые ограничения, ставящие под вопрос наше присутствие на этих заполярных островах. В качестве одного из вариантов ответа на блокаду спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил парламентскому комитету по международным делам рассмотреть вопрос о денонсации российско-норвежского договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море. Это отрезвило норвежцев, и они пошли на попятную, приняв компромиссную формулу: российские поселения будут снабжаться, но только с помощью норвежских перевозчиков.

Кратко итог этого конфликта можно определить так — "ничья в нашу пользу". В непростых условиях арктической геополитики Россия добилась главного: усадила партнёров за стол переговоров и "продавила" взаимоприемлемое решение.

Большая стройка в ЧАО

На Чукотке начинается сооружение инфраструктуры для Баимского проекта, предполагающего запуск горно-обогатительного комбината мощностью 70 миллионов тонн медной руды в год.

Так, Росатом разворачивает строительство морского терминала, предназначенного для размещения плавучих энергоблоков общей мощностью 318 мегаватт, которые будут производить электричество для проекта. Сумма капиталовложений в их создание составит порядка 150 млрд рублей. Кроме того, в рамках проекта будут построены объездная дорога в Певек и новые терминалы аэропортов в Певеке и Билибино. Соответствующие заявки на финансирование уже поданы в правительство РФ.

Баимка обещает стать одним из мощных драйверов не только экономического, но и социального развития Чукотского автономного округа. Проект даст крупные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, позволит создать тысячи новых рабочих мест, повысит транспортную доступность арктического региона.

Малая авиация: шаг к возрождению?

И ещё одно известие с далёкой Чукотки: вскоре там появится частная авиакомпания в статусе резидента Арктической зоны. Новый авиаперевозчик, парк судов которого пока представлен одним вертолётом, собирается взять на себя непростую задачу по транспортировке грузов и пассажиров по заполярному субъекту России. Если всё пойдёт по плану, авиакомпания закупит новые воздушные суда — спрос обещает иметь место.

Скажем без иронии: это важная новость. Малая авиация нужна Арктике как воздух — наземное сообщение там нередко носит сезонный характер. Огромные расстояния и экстремальные климатические условия обрекают сотни отдалённых поселений на риск изоляции.

При этом крупные авиаперевозчики не заинтересованы в обслуживании местных маршрутов — не их масштаб. А вот небольшие частные фирмы, пусть даже имеющие на балансе один-единственный борт, вполне способны удовлетворить транспортные потребности близлежащих посёлков, стойбищ и кочевий. Чем больше будет таких "частников", тем плотнее будет маршрутная сеть, связывающая наше Заполярье в единое целое.

Южнокорейцы стремятся в Арктику

Единственный южнокорейский ледокол Араон вышел в трёхмесячную арктическую экспедицию. На его борту — команда учёных из Корейского института полярных исследований. Тринадцатая по счёту экспедиция южнокорейских ученых продлится до октября, в сумме преодолев порядка 15 тыс. километров.

В научной программе — проведение широкого спектра работ по морской флоре и фауне Арктики. Особое внимание будет уделено оценке воздействия глобального изменения климата на экосистемы арктических акваторий, в том числе Берингова и Восточно-Сибирского морей, а также моря Бофорта. Результаты, полученные в ходе наблюдений, будут передаваться в институт в режиме реального времени.

Внимание к Арктике зарубежных исследователей, в том числе представляющих неполярные государства, неслучайно. В последние десятилетия Арктика рассматривается как один из наиболее перспективных для освоения, но вместе с тем наименее изученных макрорегионов мира. В то же время, ресурсы для проведения высокоширотных экспедиций и, вообще, поддержания соответствующей школы есть далеко не у всех. Поэтому в наши дни членство в "полярном клубе" является элементом не только научного, но и государственного престижа, важной составляющей международного статуса.

"Снежинка" появится при любой погоде

Россия нацелена на сохранение своего научного лидерства в Заполярье — для нас-то это вопрос не столько престижа, сколько дальнейшего развития вообще. Несмотря на резкое охлаждение в отношениях между Россией и её партнёрами по Арктическому совету, наша страна намерена самостоятельно довести до конца один из ключевых проектов, анонсированных в связи с нашим председательством в этой межправительственной структуре. Речь идёт о "Снежинке" — международной арктической станции, которая должна быть построена в российском Заполярье.

Напомним, станция будет представлять собой два автономных круглогодичных исследовательских комплекса, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики. Цель проекта — изучение прорывных природосберегающих инноваций, проведение исследований в областях искусственного интеллекта, биотехнологий и медицины, телекоммуникаций и новых материалов. Ещё одно важное направление работы "Снежинки" — решение проблем, связанных с экологией, изменением климата, загрязнением окружающей среды вообще и Мирового океана в частности.

Ожидается, что запуск проекта позволит существенно расширить познания человечества о высоких широтах. Помимо этого, "Снежинка" даст России возможность закрепить ведущие позиции в сфере исследований по Арктике и Крайнему Северу. Выход из проекта иностранных партнёров — это неприятно, но не критично. На научную ценность результатов работы "Снежинки" это не повлияет.

Музей заглянет в архив

Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга и Российский государственный музей Арктики и Антарктики подписали договор о сотрудничестве.

В результате достигнутого соглашения музей получит доступ к нескольким тысячам документов, способным пролить дополнительный свет на историю его создания. Многие из оказавшихся в архиве "единиц хранения", будучи как бы заново открытыми, окажутся в научном обороте. Договор позволит музейщикам и архивистам сотрудничать, оцифровывать и исследовать эти редкие источники.

В чём значение этой новости? В широком смысле, в том, что она иллюстрирует постепенное возрождение в России так называемой институциональной памяти – важного нематериального ресурса, напрямую влияющего на функциональность социальных институтов. Институциональная память предполагает сохранение той или иной структурой информации о себе, своей эволюции, прошлых и нынешних механизмах и способах работы. Это позволяет обеспечивать интеллектуальную и ценностную преемственность данного общественного учреждения, тем самым повышая производимую им "добавленную стоимость".

Установка на сбережение институциональной памяти – мировой тренд. Отрадно, что у нас в стране его продвигают именно петербургские организации. И именно те, которые занимаются Арктикой.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле