Европа готова пойти на все, чтобы помешать России осваивать Арктику. На этой неделе Еврокомиссия потребовала прекратить разработку природных ресурсов в арктической зоне. Прежде всего это касается газа, угля и нефти. Ультимативные заявления приправлены рассуждениями об экологии и глобальном потеплении. Что на самом деле вызвало "арктический зуд" у Брюсселя? И знает ли Евросоюз, чего он действительно хочет в Арктике?
Еврокомиссия впервые открыто объявила, что Арктика входит в ее стратегическую зону интересов. Евросоюз намерен добиваться запрета на разработку месторождений нефти, газа и угля в арктической зоне. Мотивация – борьба с потеплением климата. Однако, заявленные планы ЕС больше выглядят как угроза России и попытки давления на Арктический Совет, куда Брюссель не входит и никак не может попасть, несмотря на все попытки получить там статус наблюдателя. При том, что страны-члены Совета и без Евросоюза активно и весьма успешно решают экологические вопросы в регионе.
"В Арктическом Совете обсуждается много вопросов, в том числе связанных с добычей нефти, газа и угля. Реализуются проекты, которые направлены на снижение выбросов черного углерода или в принципе углекислого газа. Вот буквально в прошлом году был закончен проект по черному углероду, были достигнуты хорошие результаты", – рассказал Дмитрий Акишин, директор практики "Газ и химия" VYGON Consulting.
Эксперты считают, что время для громкого заявления ЕС было выбрано неслучайно. Требование прекратить разработку природных ресурсов Арктики прозвучало в преддверии конференции ООН по изменению климата в шотландском Глазго. Это может перекроить повестку встречи и переключить внимание с других, более важных климатических проблем.
"Хитрый дипломатический ход на самом деле. Для того, чтобы опять Россию увести в сторону от обсуждения реальных проблем. Это Арктика, это наше, мы столько усилий тратим, и тут же нам сразу втыкают палки в колеса", – заявил Александр Воротников, заместитель гендиректора Проектного офиса по развитию Арктики, член экспертного клуба Общественного совета Минвостокразвития России.
"Зеленый курс" уже давно стал инструментом внешнеполитической экспансии ЕС. В то же время реально запретить кому-либо работать в Арктике Европа не может. Позиция России в этом вопросе понятна: наша страна сама решит, чем будет заниматься на своей территории и в пределах своей исключительной экономической зоны. Что полностью соответствует международному праву. Если же какие-то запреты все-таки будут введены, то Россия в конечном счете выиграет из-за роста цен на энергоносители. И как показал нынешний энергетический кризис в Европе: альтернатив российскому газу не так-то много, "зеленая" энергетика пока не в состоянии согреть европейцев холодной зимой.