среда, 14 апреля 2021 г.

Покупка Шпицбергена и новая геополитическая реальность

 

Покупка Шпицбергена и новая геополитическая реальность


Великобритания борется за часть Шпицбергена

После Брексита Великобритания долгое время рассматривала покупку участка Шпицбергена к северу от Полярного круга. Эта территория была нужна, во-первых, для увеличения своих рыболовных вод, во-вторых, для строительства системы наблюдения за военной активностью в Арктике. 

Идея о покупке части норвежской земли появилась у высокопоставленного чиновника Великобритании Тобиаса Элвуда, который возглавлял военное ведомство с 2017 по 2019 годы. Под прицел Лондона попала группа северных островов архипелага Шпицберген.

Вопрос о приобретении арктических островов встал ещё в 2016 году, однако не всем членам правительства понравилась эта идея. В первую очередь, против выступал действующий в то время министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд. Тобиас Элвуд хотел приобрести острова норвежского архипелага за 250 миллионов долларов и, учитывая стратегическое положение островов для стран-членов НАТО, использовать их, в первую очередь, в качестве военного наблюдательного пункта. 
Г-н Элвуд, который в настоящее время является председателем специальной комиссии министерства обороны Великобритании, до сих пор продолжает прорабатывать вопрос покупки. Наибольшую поддержку он находит в оборонном ведомстве. 

«Часть архипелага Шпицберген – очень важный участок недвижимости. С геостратегической точки зрения это также важно как остров Вознесения [остров в Атлантическом океане в Южном полушарии], Фолклендские острова [группа островов на южной оконечности Южной Америки] или даже Гибралтар. Особенно если мы будем использовать его в качестве базы», – заявляет Тобиас Эдвуд.

Кроме того, потенциальная сделка прорабатывается с возможностью получения прав на промысел в водах, а также на участие в разведке запасов нефти и газа. Большая часть архипелага является домом для белых медведей и в значительной степени покрыта ледниками, что может послужить и развитию научных исследований.



Фото: rustur.ru


Геополитический треугольник 

Арктика, Евразия и Индо-Тихоокеанский регион традиционно рассматривались как отдельные и самостоятельные образования в международных отношениях. Однако их общая морская география в сочетании с экономическими и стратегическими факторами может создать единое геополитическое пространство. В западном экспертном сообществе формируется позиция о появлении новой глобальной структуры, которая напрямую начинает конкурировать с атлантической системой и выступает в качестве центра экономического, военного и политического господства. Эта система заключена в треугольнике Арктики, Евразии и Индо-Тихоокеанского региона. 

Арктика, известная как «последний рубеж», претерпевает быстрые изменения в результате антропогенного изменения климата и глобального потепления. Главная ценность Арктики сегодня – это её возможности для судоходства и освоения ресурсов.
Генеральным игроком Арктики выступает Россия, которая опирается на поддержку своего военно-морского и подводного флота. Китай, со своей стороны, считает себя «будущей» арктической сверхдержавой и работает над полярной стратегией в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Полярная стратегия Китая стоит на трёх столпах: безопасность, природные ресурсы и научные исследования. Ведущие западные исследователи уверены, что в скором будущем мы будем наблюдать тесное сотрудничество между Китаем и Россией по вопросам развития Арктики. При этом хотя в Арктике легко увидеть военные и стратегические инициативы, нельзя упускать из виду потенциальные области сотрудничества в области рыболовства, миграции, научных исследований.

Китай, Россию и Арктику связывает между собой евразийское пространство, которое формирует единый регион. Атлантические государства чаще всего игнорируют государства Центральной Азии как территорию дипломатического взаимодействия, сотрудничества и инвестиций. Однако Китай и Россия проявляет к этой части континента повышенный интерес. В контексте сближения Арктики и Индо-Тихоокеанского региона страны Центральной Азии станут важным компонентом этого взаимодействия.  

Евразийская конвергенция также будет неполной без стран Восточной Европы. Китай пытается подключить восточноевропейские государства к общеевразийской системе через проекты «Один пояс, один путь» и механизму 16+1, который является платформой для сотрудничества между Китаем и 16 странами Центральной и Восточной Европы. Предполагается, что механизм позволит расширить взаимодействие между Китаем и этими странами в области инвестиций, инфраструктуры и транспорта, финансов, науки и технологий, образования и культуры.

Таким образом, западное экспертное сообщество наблюдает формирование нового геополитического центра, который объединяет Арктику в качестве логистического хаба, Индо-Тихоокеанский регион во главе с Китаем, а также евразийское пространство, где лидерство занимает Россия. Пока что не существует никаких инструментов, которые способствовали бы регулированию отношений в этом треугольнике. Однако, по оценке экспертов, эта роль будет распределена между Китаем и Россией. 

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле