Полтора десятка лет назад сланцевый бум в США изменил баланс сил на мировом рынке нефти. Но теперь России может снова его изменить в свою пользу с помощью мегапроекта “Восток Ойл”.
“Восток Ойл”, реализуемый “Роснефтью”, является краеугольным камнем арктических планов России. Госкомпания сейчас ведет переговоры с различными группами инвесторов об участии в проекте. И те группы, которым удастся принять участие в разработке этого огромного комплекса месторождений, сыграют немалую роль в мировом нефтегазовом балансе в ближайшие годы.
“Восток Ойл” объединит крупнейшие месторождения на севере Красноярского края. В том числе сверхгигантские нефтегазовые залежи Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское) и Паяхское месторождение нефти, а также Западно-Иркинскийасток.
Причем проект находится в непосредственной близости от Северного морского пути. СМП, прибрежный маршрут которого пересекает Карское море, уже действует. И станет в дальнейшем основным транспортным маршрутом для поставок “черного золота” в Азию, и, в частности, в Китай.
“Восток Ойл” будет усилен поставками новопортовской нефти
Усилия “Роснефти” поддерживаются “Газпром нефтью”, третьей по величине нефтедобывающей компанией страны. В июле 2020 года “Газпром нефть” отправила первую партию сырья, добытого в Арктике, по СМП в Китай. По данным компании, для доставки 144 тыс тонн легкой новопортовской нефти, добываемой на Ямале, в китайский порт Яньтай, потребовалось лишь 47 дней.
Китайская сторона полностью готова соответствовать ожиданиям арктических нефтедобытчиков РФ. И весьма вероятно, что инвестиции КНР в деятельность России по разведке и освоению Арктики будут сосредоточены не только на газовых, но и на нефтяных проектах.