В 2016 году в музей национального парка «Русская Арктика» в Архангельске были доставлены остатки секретной немецкой метеостанции «Кладоискатель» (Schatzgraber), действовавшей в 1943-1944 годах на арктическом архипелаге Земля Франца-Иосифа. Метеостанция являлась лишь частью «арктического проекта» Третьего рейха.
Полет «Графа Цеппелина»
Известно, что нацисты организовывали экспедиции в разные концы света с
целью проведения научных изысканий. Но в основном это были
археологические экспедиции, задачей которых являлся поиск оккультных
артефактов и доказательств «избранности» арийской расы. По поводу
Арктики тоже существуют теории, утверждающие, что якобы Гитлер
планировал найти там чуть ли не Святой Грааль, или же тайные ходы к
центру Земли, дабы проще было захватить власть над всем миром…
Но скорее всего, цели нацистов в Арктике были куда реалистичнее. Еще до
начала Второй мировой войны германское военное командование начало
строить планы по поводу Северного морского пути. В частности, если бы
немцы смогли контролировать эту территорию, по ней без помех курсировали
бы военные и торговые суда.
В 1931 году, когда отношения между СССР и Германией были еще хорошими,
знаменитый воздухоплаватель и конструктор дирижаблей Гуго Эккенер вместе
с группой немецких исследователей приняли участие в международной
арктической экспедиции. Дирижабль «Граф Цеппелин» с командой советских и
немецких ученых на борту взял курс из Ленинграда через Баренцево море к
Земле Франца Иосифа, а оттуда к Северной Земле, пролетел над Таймыром,
Новой Землей и благополучно возвратился в Берлин. Советское руководство,
не раздумывая, дало добро на этот полет, так как земли Арктики тогда
представляли собой совершенно неизведанное пустое пространство.
Тайные базы
В 1939 году германский Генеральный штаб и, в частности, командующий
подводным флотом Германии адмирал Карл Дённиц воспользовались
результатами отчета об этой научной экспедиции при составлении планов
военных операций в зоне северных морей. Именно по инициативе Дённица
началось строительство специальных подлодок, предназначенных для ведения
боевых действий в условиях Арктики. В связи с этим было решено устроить
в Арктике базы для немецких субмарин. Хотя формально там была советская
территория, граница в этих необитаемых местах практически не
охранялась.
Строительство сооружений велось прямо во льдах, в условиях вечной мерзлоты. Все необходимое доставляли на подводных лодках.
В марте 1941 года советской полярной авиацией над островом Земля
Александры был зафиксирован немецкий самолет Dо-215. А летом 1942 года
советским летчикам удалось запеленговать в этих местах неизвестную
радиостанцию. Также они обратили внимание на то, что кто-то подает с
острова сигналы ракетами. Кроме того, с воздуха на острове были видны
какие-то сооружения, закрытые металлической сеткой.
Однако советское командование на тот момент не располагало ресурсами,
чтобы разобраться, что происходит в этих безлюдных краях: нужно было
решать более важные военные задачи.
Следы «Кригсмарине»
Новая информация о деятельности нацистов в Арктике стала появляться только уже после войны. 12 сентября 1951 года советский исследовательский ледокол «Семен Дежнев» наткнулся в районе Земли Александры на мысе Нимрод на остатки немецкой военной базы. Там находились метеоплощадка с радиомачтой, склады, хозяйственные и жилые строения. Исследователи обнаружили внутри запасы консервов, одежды, различные документы, в частности, касавшиеся работы радио- и метеостанции. Выяснилось, что в годы войны на острове действовала секретная нацистская база № 24 «Кригсмарине». В пяти километрах от нее была обнаружена еще одна база, где, согласно найденным документам, с 1943 по 1944 год располагалась метеостанция «Schatzgraber».
Грот для субмарин
В конце 50-х при строительстве аэродрома на полуострове Полярных
Летчиков были найдены вентиляционные шахты и расположенный под скалой
вход в грот. Правда, пробраться внутрь было сложно из-за приливов: этот
участок то и дело уходил под воду.
Когда данные сведения были преданы огласке, пошли слухи, что в гроте во время войны базировались фашистские субмарины.
Существуют неофициальные данные о том, что в сентябре 1944 года внутри
этой пещеры побывал командир тральщика «Т-116», капитан-лейтенант В.А.
Бабанов. Как он туда попал, не вполне ясно: есть версия, что офицер
получил специальное задание искать секретные базы нацистов.
Так или иначе, Бабанов рассказывал, что внутри грота вниз вела каменная
лестница. В глубине пещеры стояли два пирса с оборудованием, к которому
были подключены исправные электрические кабели. Описание, данное
Бабановым, вполне соответствовало информации, изложенной в своих
мемуарах гросс-адмиралом Карлом Дённицем.
Тем не менее, капитан-лейтенант не составил никакого официального
доклада о своей находке: обо всем известно лишь со слов его знакомых, с
которыми он поделился информацией. Или сведения просто засекретили?