На этой неделе в Петербурге смотрели в сторону Северного полюса. О проблемах и перспективах региона говорили несколько сотен ученых из разных стран. Освоение арктической территории входит в стратегию развития России. Севморпуть, строительство ледокольного флота, хозяйственное освоение Арктики — все эти вопросы тесно увязаны еще и с экономикой разных регионов страны.

Сотни тем, десятки разделов. Международное внимание приковано к изменению климата и добыче углеводородов. Активность проявляют даже те страны, которые далеки от полярного круга — Германия, Китай, Индия. На научном форуме дипломаты из Франции, Эстонии, Финляндии.

Глобальное потепление, или новый ледниковый период? Один из вопросов, в котором ученые пока не могут прийти к согласию. По некоторым оценкам, Арктика теплеет в два, а то и в три раза быстрее, чем планета в целом. Такие показатели фиксируют в некоторых областях. Процесс, который неизбежен при потеплении — гидратация мерзлоты. Это одна из причин экологической катастрофы в Норильске, произошедшей летом 2020 года.

В точных прогнозах заинтересованы сотни корпораций. Зарубежные судоходные компании задолго планируют транспортировку груза. Для них Арктика — кратчайший, а значит, менее затратный путь.

«Арктика — это перспективное направление. Есть много новых проектов, в которых мы хотим участвовать, как перевозчик. Нас интересует экспорт угля с Таймыра, нас интересует транзит, потому что это короткий путь», — рассказал представитель судоходной компании Андрей Гупол.

Современные российские атомоходы в будущем могут обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Уже сейчас прогнозируется кратное увеличение перевозимых грузов углеводородов до 130 миллионов тонн в 2035 году. Сейчас этот показатель составляет 32 миллиона тонн.

Развитие регионов повлечет интенсивное освоение арктических территорий. Сейчас в большинстве случаев это вахтовый метод, добыча полезных ископаемых. При этом важно сохранить привычный образ жизни коренных народов, которые могут сыграть не последнюю роль в развитии Арктики.

«На сегодняшний день наше экономическое развитие в первую очередь нацелено на повышение жизненного уровня населения в регионах. И в данном случае не только правительство, но и бизнес рассматривает 39 муниципальных образований Арктической зоны Российской Федерации как некий арктический каркас», — рассказал младший научный сотрудник Института региональной экономики РАН Алексей Микуленок.

Петербург — отправная точка арктических экспедиций. Это судостроительные верфи, выпускающие современные ледоколы. На два дня Северная столица стала и мировым научным центром. Это звание город разделит с Мурманском, в котором пройдет вторая часть конференции «Арктика: История и современность».

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Ковалев.