В свете недавних климатологических прогнозов таяния морского льда, споры о судоходных путях в Северном Ледовитом океане усиливаются. Согласно новому исследованию, к середине века в международных водах, когда-то покрытых летним морским льдом, могут появиться свободные ото льда маршруты. Более доступная Арктика может повлиять на сроки, устойчивость и правовой статус международного судоходства.
Отклонение судов от их первоначальных маршрутов — часто от Панамского или Суэцкого каналов — может сократить время и расстояние в пути для многих международных рейсов. Если бы суда были перенаправлены через Арктику, это могло бы значительно сократить выбросы парниковых газов.
Протяжённость морского льда даже может влиять на сферу действия международного права: в настоящее время статья 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву предоставляет прибрежным странам полномочия по регулированию районов, покрытых льдом большую часть года. Хотя мнения расходятся, некоторые говорят, что сокращение морского льда может ограничить притязания стран на Северный Ледовитый океан.
Некоторые климатологи считают, что нет такого сценария, при котором таяние арктических льдов является хорошей новостью. Но реальность такова, что лёд уже отступает, эти маршруты открываются, и нужно начать критически думать о юридических, экологических и геополитических последствиях.
Степень таяния Арктики зависит от того насколько прогреется мир. Отдельные учёные заявляют, что, нагрев Земли выше 1,5°C будет иметь катастрофические, смертельные последствия.
Для некоторых потепление в Арктике открывает возможности для торговли: согласно обзору международного судоходства за 2021 год, прохождение судов по Северному морскому пути в Арктике на 30-50% короче, чем по Суэцкому каналу. Время в пути может сократиться более чем на 2 недели в зависимости от скорости судна.
Существует, также мнение, что те, кто ищет благоприятную для климата причину для арктического судоходства, могут оказаться разочарованы.
Частные исследования арктического судоходства, показыают, что отклонение небольшого подмножества глобальных морских рейсов сократило их выбросы в среднем на 24%, сэкономив около 264 тонн топлива каждый.
Но эти рейсы составляют лишь малую часть морских перевозок: только 20 из более чем 500 000 международных торговых рейсов экономят деньги и время, выбирая арктический маршрут. Эти отклонения «окажут незначительное влияние на глобальные выбросы».
Согласно результатам отдельных исследований считается, что таяние льда может повлиять на арктические законы. Морской лёд преимущественно отступает из восточной части Арктики вблизи России.
Учёные США заявляют, что сокращение морского льда означает, что государство Россия не сможет предъявлять такой же уровень претензий, по крайней мере, на законных основаниях, на пути через свои воды. Они ссылаются на закон и геополитические отношения, которые определяются наукой об изменении климата.
Но Арильд Моэ, профессор-исследователь из Института Фритьофа Нансена в Норвегии, соавтор Анализа Северного морского пути 2021 года, утверждает, что Россия может сохранить контроль над движением, даже когда исчезнет морской лед: «Я не вижу снижения нормативных разногласий».
Есть много типов судов, которые в будущем могут использовать преимущества свободных ото льда вод: военные суда, круизные лайнеры, контейнеровозы, научные суда и транспортные суда для морских буровых платформ.
Этим кораблям придется столкнуться с множеством проблем во всё более свободной ото льда Арктике. Одним из наиболее заметных является тот факт, что лёд в Арктике сильно меняется из года в год.
На этом сложности не заканчиваются: сложно обеспечить покрытие арктической спутниковой навигации, трудно предсказать ледовый покров, аварийные операции сложны, а судоходство имеет различные ограничения в соответствии с Полярным кодексом, который ограничивает разрешённые размеры транспортных средств.
Даже если одни грузоотправители предпочитают трансарктическую навигацию, другие могут этого не делать. Оценка рисков и страхование играют здесь ключевую роль.
Диверсификация торговых путей — особенно с учётом новых маршрутов, которые нельзя заблокировать, поскольку это не каналы, придаёт глобальной судоходной инфраструктуре гораздо большую устойчивость.