НОВАТЭК отправил первую в этом навигационном сезоне партию СПГ с Ямала в восточном направлении напрямую на азиатский рынок. По данным Vesselfinder, танкер Arc7 «Николай Урванцев» должен поставить СПГ-партию в Японию до 2 июля. Сейчас газовоз идет без ледокольной проводки, но атомный ледокол «Ямал» предварительно расчистил ему канал в проливе Вилькицкого и теперь возвращается ему навстречу. В этот раз компания не стала сильно рисковать со сверхранним прохождением маршрута, отправив груз через Севморпуть почти на месяц позже, чем годом ранее.
НОВАТЭК 13 июня запустил поставки СПГ с завода «Ямал СПГ» через Берингов пролив по восточному маршруту. Как следует из данных Vesselfinder, танкер Arc7 «Николай Урванцев» (совладельцы — MOL и COSCO) вышел из порта Сабетта в воскресенье, 13 июня, сейчас он находится на выходе из Обской губы, поворачивая на восток. Конечная точка маршрута — японский порт Сендай, куда танкер должен прийти 2 июля. Пока газовоз идет без ледокольного сопровождения.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что вперед газовоза уже ушел атомный ледокол «Ямал», который должен «открыть» для него пролив Вилькицкого, а после пойти на встречу судну. По прогнозам ААНИИ, ледовая обстановка вполне приличная, тяжелая ситуация в этом году наблюдалась в Карском море, говорит он. Сейчас небольшие проблемы могут возникнуть на выходе из Восточно-Сибирского и Чукотского морей, добавляет источник. При этом большее внимание сейчас приковано к проведению сверхранних рейсов в феврале, заключает он.
Традиционно навигация в восточном секторе Севморпути открывается в июне и заканчивается в декабре. В остальное время танкеры НОВАТЭКа поставляют газ в Азию по более протяженному маршруту — через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что занимает до 45 дней. Маршрут же через Севморпуть занимает 18 дней до Японии, 20 дней — до Китая.
НОВАТЭК старается расширить окно навигации на восток: так, в прошлом сезоне навигация была запущена 18 мая, а в январе без сопровождения ледокола были отправлены танкеры «Кристоф де Маржери» (5 января) и «Николай Евгенов» (6 января), но при прохождении маршрута «Николай Евгенов» повредил один из трех азиподов (двигательных установок), после чего потребовалось ставить судно в док.
«Есть сложности в апреле, мае с ледовой обстановкой... Если удастся, может, в мае месяце также откроем сезон. Если будет напряжно, то будет в июне»,— говорил в конце апреля глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, отвечая на вопрос, когда компания планирует открыть навигацию по Севморпути.
Эксперименты со сверхранними и сверхпоздними проводками грузов НОВАТЭКа важны в контексте возможности дальнейшего запуска круглогодичной навигации в Восточной Арктике. Как заявлял глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов на ПМЭФ-2021, эффективная круглогодичная навигация по Севморпути может начаться зимой 2023–2024 гг. либо 2024–2025 гг.
В 2020 году «Ямал СПГ» отправил по Севморпути 34 партии (2,4 млн тонн, 12,7% от общего объема производства СПГ-завода), следует из годового отчета компании. Это в два раза больше, чем в 2019-м (1,2 млн тонн). Вероятно, число отгрузок в 2021 году останется примерно на прежнем уровне, поскольку НОВАТЭК уже собрал весь флот газовозов ледового класса Arc7.