В поисках «черного золота»: как добывают нефть на Крайнем Севере

Крайний Север из-за сложного климата по-прежнему исследован сравнительно плохо. При этом его территории крайне богаты нефтью. Этот ресурс обеспечивает значительную часть жителей Земли практически всем: энергией, одеждой, бытовыми товарами. Для стран-экспортеров нефти, таких как Россия, цены на нее влияют на курс валют, который определяет покупательную способность граждан.

Но добыча нефти – процесс сложный и весьма объемный, особенно в Заполярье, где «черное золото» скрывается под вечной мерзлотой.

Россия давно осваивает ресурсы Арктики. Сегодня в регионе открыто 360 месторождений нефти и газа, из которых большая часть расположена на суше, и лишь маленький процент – на шельфе. Однако ученые еще не до конца ознакомились со структурой залежей нефти и газа в ряде провинций – в море Лаптевых, Северо-Сибирской провинции, в районе запада Чукотки и в Охотском море.

Особенности добычи нефти в Арктике

Устоявшиеся технологии добычи углеводородов не подходят при отрицательных температурах иногда доходящих до -50 градусов и ниже в течение 8–9 месяцев в году. В течение полугода солнце лишь ненадолго выглядывает из-за горизонта, поэтому территории за Полярным кругом живут в условиях полярной ночи. Более того, в Арктике практически нет транспортных коммуникаций.

Фото: Газпром-нефть
Фото: Газпром-нефть

У надводного способа добычи нефти на арктическом шельфе масса недочетов. В ледовых условиях использовать искусственные острова невозможно – такие сооружения не защищены от волновой и ледяной эрозии и быстро разрушаются. Эта проблема до сих пор не решена.

Нефтегазовые компании предпочитают применять в Арктике подводные способы извлечения нефти. Ликвидировать разливы в таких условиях очень сложно – особенно если нефть разлилась под ледовым покровом. Поэтому необходима полная изоляция скважин, устья которых расположены на морском дне. Важный нюанс: эти промыслы должны быть полностью автономными.

Новопортовское месторождение

Фото: GoArctic
Фото: GoArctic

Лучше понять, как добывается «черное золото» на Крайнем Севере можно на конкретном примере. Российские специалисты обнаружили в ЯНАО уникальный сорт нефти, который по своим качествам превосходит другую российскую марку Urals и ничуть не хуже признанной эталоном Brent. Он получила название Novy Port. Преимущество этой нефти – низкая вязкость: сорт считается одним из самых легких. Обрабатывать его тоже легче благодаря низкому содержанию серы (всего 0,1%) и асфальтенов.

Новопортовское месторождение, благодаря которому сорт получил название, крупнейшее на Ямале. То, что на северном полуострове есть нефть, выяснилось еще в 1960-х. Непростые географические и климатические условия вынудили надолго отложить полномасштабную разработку месторождения. Только спустя почти 20 лет там все-таки пробурили 115 разведочных скважин, и уже в 2010 году началась активная фаза освоения. Месторождение позволяет добывать до семи миллионов тонн нефти в год.

Нефть Novy Port залегает на глубине более двух километров, под панцирем вечной мерзлоты. Толщина залежи – от трех до 15 метров. Чтобы получить доступ к нефти, приходится применять технологию горизонтально направленного бурения. Скважина начинается вертикально, но на подходе к нужной глубине меняет наклон и проходит через залежь параллельно поверхности земли. Скопившаяся в грунте нефть высвобождается благодаря технологии гидроразрыва.

Отрезанные от мира

Новопортовское месторождение практически автономно. Добираются туда на вертолетах. Железной дороги нет, наземный транспорт – и далеко не весь – доедет только зимой, по сезонным трассам. Вывозить же арктическую нефть для переработки можно исключительно морем.

Компания «Газпром нефть» проложила трубопровод от месторождения до села Мыс Каменный на берегу Обской губы Карского моря. В нем поддерживается температура до +40 градусов, при этом сам трубопровод расположен на опорах над землей – это необходимо, чтобы вечная мерзлота под ним не таяла.

На танкеры «черное золото» попадает благодаря нефтеналивному терминалу «Ворота Арктики», который возведен прямо в Обской губе. Грузовые суда проходят по ней в сопровождении современных ледоколов. И уже после этой процедуры нефть отправляется к покупателям для переработки.

Капризы климата и расплата нефтью

Ученые бьют тревогу: области вечной мерзлоты, которая занимает большую часть площади России, за несколько лет уменьшились. Причина – глобальное потепление на Земле. Изменения климата могут привести к экономическим и социальным проблемам. В случае с вечной мерзлотой ее оттаивание грозит разрушением важных объектов инфраструктуры – практически все на Севере строили с расчетом на несущую способность промерзшей на многие метры вглубь почвы.

В зоне вечной мерзлоты добывают почти весь российский природный газ (93%) и нефть (73%) – в сумме почти 70% экспорта из России. Таяние мерзлоты угрожает нескольким российским регионам. В зоне риска и северная часть Ямала, где находится Бованенковское месторождение.

По данным исследователей, за последние 20 лет в зоне таяния вечной мерзлоты случалось больше аварий на объектах инфраструктуры. Причиной стало потепление, нарушение целостности грунтов и ослабление свайных фундаментов. В результате разрушаются постройки, мосты, трубопроводы. На территории нефтяных месторождений в Западной Сибири по этой причине происходит более 7,4 тысячи инцидентов в год. Чтобы поддержать работоспособность трубопроводов и бороться с деформациями, требуются немалые деньги. Но это уже вопрос для рассмотрения в другой статье.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультации по трудоустройству, как устроиться в Арктику собираем документы

Карта новых российских военных баз в Арктике

В Петербурге готовят кадры для освоения Арктики