среда, 30 марта 2022 г.

10 секретов успешного резюме



Большинству соискателей хорошо известны основные принципы создания резюме: оно должно быть написано грамотно и в деловом стиле, а объём не превышать одной страницы. Однако кроме базовых правил существуют и другие важные моменты. Рассказываем о десяти приёмах, которые помогут сделать ваше резюме ещё лучше.

Ирина Мамаева

Ирина Мамаева

психолог, журналист

⏱ Время прочтения — 5 минут

1. Только по делу


Первый и, пожалуй, главный принцип создания резюме звучит так:


«Пишем только то, что относится к делу».


Задача любого резюме — побудить работодателя пригласить вас на собеседование. Поэтому перед тем как добавить тот или иной пункт в деловой документ, задайте себе вопрос: «Работает ли эта информация на эту задачу?» Если ответ «нет» — смело удаляйте её.


Важно отметить, что одна и та же информация может быть уместна для условной вакансии Х и неприемлема для вакансии Y.

Пример

Кандидат претендует на должность менеджера по продаже банковских продуктов. За свою жизнь он прошёл с десяток различных курсов и тренингов. Стоит перечислять их все? Однозначно — нет. Из всего списка нужно выбрать лишь те, которые соотносятся с конкретной вакансией. Например, тренинги по коммуникациям и стрессоустойчивости будут «в тему», а вот курсы живописи — вряд ли.


2. Потребности работодателя


Ни одна компания не нанимает работников просто так, лишь потому, что у неё есть на это деньги. Каждый сотрудник в организации выполняет конкретные функции и приносит ей пользу. Другими словами, компания имеет определённые цели и нанимает специалиста для их достижения. Поэтому задача кандидата — показать в резюме, что именно он способен хорошо выполнять эти функции.


Пример

Вы решили купить мультиварку в интернет-магазине. Как сделать, чтобы покупка не разочаровала? Понять, для каких именно блюд она вам необходима в первую очередь, — исходя из этого будет ясно, какими функциями и характеристиками должен обладать прибор.

Например, приверженцу правильного питания не обойтись без режима «Приготовление на пару», а семье с маленькими детьми — без опции «Каша».

А теперь представьте, что производитель не указал в описании перечень функций заинтересовавшей вас мультиварки. Не зная, есть ли в ней необходимый вам режим, купите ли вы её?


То же и с резюме: важно понять, какие потребности есть у работодателя, и попасть в них как можно точнее. Для этого внимательно изучите текст вакансии и доработайте своё резюме в соответствии с его требованиями.


Это не значит, что нужно приписывать себе несуществующие навыки или опыт! Будьте честны, но вынесите «на видное место» именно то, что работает на запрос работодателя, — чтобы он захотел вас «купить».

3. Сопроводительное письмо


В этом материале не будем подробно останавливаться на том, для чего и как составлять сопроводительное письмо, — об этом можно прочитать в другой нашей статье. Скажем лишь о паре нюансов, которые помогут выделиться из потока кандидатов.


● Начните с комплимента


Все любят, когда их хвалят, компании в том числе. Коротко и по-деловому отметив в начале письма успехи и достижения потенциального работодателя, вы заработаете себе дополнительные баллы. Это не значит, что нужно заискивать или намеренно пытаться понравиться, не переборщите! Вы откликаетесь на вакансию, значит, компания чем-то привлекла вас, так расскажите об этом.


● Отталкивайтесь от интересов компании


То, что вы профессионал своего дела — прекрасно и важно, но в сопроводительном письме в первую очередь нужно показать, как ваши знания и умения помогут решить задачи организации. Внимательно изучите текст вакансии и найдите в ней точки пересечения со своим опытом. Расскажите, как именно он пригодится на этой должности, — опишите ту выгоду, которую получит компания, пригласив вас на работу.

4. Хобби


Один из пунктов, вокруг которого не утихают споры среди рекрутеров, — нужно ли писать в резюме про хобби. Однозначного ответа здесь нет: информация об увлечениях может как сыграть на руку, так и оттолкнуть потенциального работодателя. Чтобы не навредить себе, хорошо проанализируйте информацию о вакансии и компании и подумайте, стоит ли включать в резюме упоминание о хобби или нет.


Пример

Вы претендуете на должность преподавателя в вузе. В резюме в качестве увлечений указываете сноуборд, горные лыжи и прыжки с парашютом. Очевидно, что это довольно экстремальные хобби, которые чреваты травмами и больничными. Стоит ли их указывать? Моё мнение — лучше не надо.

Другой пример: вы отправляете резюме на вакансию «Продавец-консультант товаров для спорта». В разделе «Хобби» вы указываете велопрогулки и бег. В этой ситуации увлечения явно послужат плюсом.


Указывать хобби имеет смысл, только если оно что-то говорит о ваших личных качествах или навыках, полезных для работы.

5. Личные качества


«Коммуникабельность», «ответственность», «инициативность» — эти слова в разделе «О себе» давно стали «белым шумом», рекрутеры в лучшем случае не обращают на них внимания, в худшем — раздражаются. И дело не в том, что компании не важны личностные особенности кандидата. Просто указание подобных «стандартных» качеств не даёт реального представления о соискателе.


Как же быть? Возьмите 2−3 своих качества, которые считаете важными для позиции, на которую откликаетесь, и «подсветите» их уместным контекстом — расскажите, как пригождались вам эти качества в работе.

Пример

Вы претендуете на вакансию оператора кол-центра и в резюме указываете умение разрешать конфликты. Как рассказать нагляднее? Приведите пример реальной истории, когда вы успешно разрешили трудную ситуацию со сложным клиентом.

Или такое качество, как пунктуальность. Расскажите, как, работая бухгалтером, вы всегда сдавали отчётность в положенный срок.


Указывайте только те качества, которые будут актуальны для конкретной вакансии. Так, экономисту вряд ли понадобятся на работе творческие способности, а программисту — умение общаться с клиентами.

6. Только правда


Резюме — тот случай, когда врать точно не стоит. Почему?


Во-первых, сегодня любую информацию легко проверить. С помощью интернета потенциальный работодатель может без труда выяснить, что у вас нет высшего образования и трудились вы не директором, а младшим менеджером. Во-вторых, открывшийся факт обмана поставит крест на вашей деловой репутации и возможности когда-нибудь найти достойную работу.

7. Достижения


Одним из важных пунктов резюме является «Успехи и достижения». К сожалению, многие кандидаты пренебрегают им, считая, что хвастаться нехорошо. Но это мнение ошибочно. Работодателю важно знать об успехах соискателя: это даёт представление о потенциале кандидата.


Поэтому обязательно укажите свои основные карьерные достижения. При этом избегайте расплывчатых формулировок: приводите конкретные факты и измеримые результаты.

Пример

● «За два месяца привлёк пять крупных клиентов и увеличил оборот компании на 40%» (менеджер по работе с корпоративными клиентами).

● «Сократил текучесть персонала с 25% до 18% через работу с мотивацией и вовлечённостью сотрудников» (HR-менеджер).

● «Вывел на рынок новый продукт, который помог заработать компании 200 000 $ за полгода» (продакт-менеджер).


8. «Активный залог»


Ещё один неочевидный, но важный нюанс, который поможет выделить ваше резюме на фоне остальных. Чтобы показать свою активность, в описании прошлых обязанностей стоит избегать пассивных формулировок вроде «помогал», «участвовал» и т. д. Намного эффективнее использовать варианты «добился», «освоил», «повысил», «внедрил» и т. д.


Работодатель всегда хочет видеть инициативного и ответственного сотрудника, даже если речь идёт о стартовых позициях.

Хотите получать больше приглашений на интервью? Воспользуйтесь нашим сервисом «Готовое резюме».


9. Дополнительные опции


По отзывам многих работодателей, соискатели нередко игнорируют дополнительные требования, указанные в вакансии. Потому перед отправкой резюме ещё раз внимательно изучите текст вакансии и выполните пожелания компании, если таковые имеются. Например, начать письмо с определённой фразы, ответить на какой-то конкретный вопрос, приложить фото или ссылку на портфолио.

"Обычно мы просим потенциальных авторов приложить ссылки на три своих лучших материала в СМИ и придумать для нас пять тем. К сожалению, не более чем в 30% кандидатов выполняют эти просьбы. Но только они проходят первичный отбор, даже если предлагаемые темы не идеальны, а уровень компетенций не так высок, как нам хотелось бы."

Ольга Синицкая, редактор крупного российского онлайн-портала

10. Проактивность


Итак, миссия (почти) выполнена: вы создали резюме и разместили его на специализированном портале или разослали в интересующие компании. Казалось бы, что на этом работа закончена: можно расслабиться и спокойно ждать откликов. Но как раз сейчас важно не останавливаться, а продолжать действовать.


После отправки резюме в компанию позвоните и убедитесь, что письмо получено. Заодно можно поинтересоваться, в течение какого времени можно ожидать обратную связь. Такая активность покажет вашу заинтересованность в вакансии.


Размещая резюме на портале по поиску работы, не ждите, что компании в тот же день наперебой начнут вам звонить и приглашать на собеседования. Если вы не суперредкий, уникальный, единственный в своей сфере специалист, с этой мыслью можно попрощаться. Потому ежедневно просматривайте вакансии и откликайтесь на интересующие вакансии. Также не забывайте периодически обновлять резюме.

На hh.ru можно подключить функцию автоподнятия и продвижения резюме: оно будет показываться в первых строчках в откликах и результатах поиска работодателей, а также выделено ярким цветом и станет более заметным.


Идеального резюме не существует: оно либо подходит для конкретной должности, либо нет. Потому ваша задача — адаптировать свой опыт и знания под требования вакансии. Но даже если вы всё сделали правильно, а откликов мало — это не повод считать себя плохим кандидатом и опускать руки. Просто продолжайте действовать, и рано или поздно вы найдёте ту работу, о которой мечтаете.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле