понедельник, 17 января 2022 г.

Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков – о ближайших задачах в Арктике



13 января 2022 года глава Минвостокразвития А.Чекунков дал интервью «Российской газете», в котором рассказал о главных направлениях развития АЗРФ на ближайшую перспективу. Предлагаем резюме основных тезисов министра.


 Потепление – серьезный вызов для Заполярья. Особые опасения вызывает таяние мерзлоты. Для прогнозирования устойчивости зданий и инженерных сооружений Минприроды разрабатывает специальную систему мониторинга мерзлых грунтов. В ее рамках запланировано бурение более ста скважин для анализа грунтов и замера динамики подземных температур.

 В то же время, потепление может открыть и новые возможности для развития. Так, сокращение ледового покрова в Арктике позволит добывать на шельфе углеводородное сырье, тогда как таяние мерзлоты облегчит добычу золота, угля, металлов из полиметаллических руд. Кроме того, расширяется ареал земель, пригодных для ведения сельского хозяйства.

 СМП способен выйти на показатель 80 млн тонн к 2024 году при условии запуска крупных добычных проектов, прежде всего – «Восток Ойл». Для развития Севморпути важна синхронизация развития всех его компонентов. Следует интенсифицировать строительство ледокольного флота, добавив к нему еще два ледокола. Помимо этого, необходимо принять национальный план модернизации флота ледового класса, направленный на плановое восполнение естественной убыли судов, занятых в арктических перевозках.

 На СМП будет развиваться транзит. ГК «Росатом» и компания DP World заключили совместное соглашение о развитии пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике. В свою очередь, предусмотрены меры поддержки (в том числе субсидирование) для продвижения каботажных перевозок в акватории СМП. В первом квартале 2022 года планируется утвердить правила предоставления субсидии перевозчику, а также определить перевозчика по результатам отбора и график рейсов на год.

 Законопроект о северном завозе будет внесен в Госдуму в 2022 году. Он определит понятие северного завоза, очертит круг его субъектов, установит необходимые процедуры. Также предполагается введение электронной системы, которая существенно упростит механизмы завоза. В настоящее время она проходит апробацию в Якутии, где уже оцифровано более 600 населенных пунктов, тысячи логистических точек и несколько сотен судов.

 Одна из актуальных задач – развитие арктического градостроения. Минвостокразвития и Минстрой России завершают работу над арктическим стандартом, который будет применяться при создании городской среды в АЗРФ. В нем задействованы лучшие из решений, используемых в других арктических странах.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле