Из открытых источников
Арктическая проблема становится для России актуальной в самом начале исторического периода «Новое время». Данное обстоятельство обусловлено усилением Москвы, выступившей объединительным стержнем будущего государства, созданием новых технических приспособлений, с помощь которых русские купцы получили возможность достигать отдаленных мест, формально не принадлежащих какому-либо государству, и конечно стремлением человека исследовать и покорять.
Важной точкой на исторической карте русского Севера значилась Мангазея, манящая охотников и искателей несметными богатствами. Русские первопроходцы еще за несколько веков до военной экспедиции Ермака в конце 17 века нашли северный путь за Урал: от Архангельска до Карского моря, а затем до Оби и Енисея. Эта «дорога» практически не контролировалась государством и поэтому сулила значительные барыши в случае ее успешного завершения. Русское государство смогло начать получать «мангазейскую» прибыль только после присоединения Сибирского ханства к России, когда в 1600 году по царскому указу из Тобольска русские чиновники отправились в Мангазею с предписанием «острог ставить и ясак збирать, и быть тому до указу».
Так завоевание Сибирского ханства открыло еще одну дорогу в Арктическое будущее России.
Тихо было в Сибирском ханстве, куда в 1563 году пришел правителем хан Кучум из рода Шейбанидов. Будущий Сибирский хан родился на побережье сейчас уже почти исчезнувшего Аральского моря в улусе Алты аул примерно в 1510-1520 годах. Его дед Ибак был ханом территории нынешней Тюменской области.
Сибирское ханство появилось во второй половине XV века в результате распада Золотой Орды. Ханство, как и другие государственные средневековые образования, было подвержено междоусобным конфликтам. Многочисленные сыновья ханов нуждались в личных владениях. Основным противником Кучума выступал хан Едигер, который решил наладить отношения с русским царством, чья земля вплотную подступила к владениям Сибирского хана. Едигер признал себя подданным русского царя, свидетельством чему была дань, которую он добросовестно платил.
Из открытых источников
Скромность нового хана поражает, он не стал строить для себя новую столицу, ограничившись ремонтом дворца прежнего посадника. Перед Кучумом стояло две основные задачи: распространение ислама и расширение территорий ханства.
Попытка обратить местное население в ислам, как это обычно случается, потерпела крупную неудачу. Приказ хана немедленно принять новую веру и в обязательном порядке посещать мечеть не нашел понимания у местных язычников. Жесткие меры были приняты Кучумом после убийства приехавших с ним исламских проповедников.
После жестокого наказания виновных хан начал реализовывать вторую часть плана и совершил несколько военных походов, в которых покорил народы вогул и остяков по Туре и Тавде, а также Иртышу и Оби. В традициях, оставшихся актуальными до сих пор, покоренных обязали платить дань и жить по законам завоевателей. Для предотвращения бунтов и отхода от веры Кучум начал строительство укрепленных точек, где раздавал руководящие должности ближайшим приближенным. Такая политика позволила в перспективе разделить территорию на административные зоны с укрепленными городками в центре и представителями ханской власти: мурзы, даруги, есаулы. Обращает на себя внимание, что все городки, строившиеся при Кучуме, получали название от имени первого правителя.
Источник: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015.
Таким образом, Сибирское ханство при Кучуме обладало значительным количеством мест проживания по городскому типу. Однако после русского завоевания этой территории городки опустели, вероятно, были разграблены и сожжены и впоследствии не восстановлены.
После утверждения власти в ближайших регионах Кучум направил войска выше по течению Иртыша в Барабинские степи. Этот поход также был удачным, власть хана распространилась до Ямышевского озера.
В 1575 году Кучум предложил старшему брату Ахмат-Гирею, ставшему бухарским ханом после смерти отца Мурзы-Хана, прислать в помощь против русских войско и исламских проповедников. Бухарский хан откликнулся на просьбу брата и даже пришел сам во главе войска. Однако был убит во время охоты на берегу Иртыша заговорщиками.
В 1593 году Кучум разбил войско Едигера, став единовластным правителем Сибирского Ханства. На всякий случай, в традициях средневековья, Едигер был казнен победителем, заодно истребили всех родственников побежденного.
Битва царя Кучума с войском Етигера и Бекбулата. Источник: Wikimedia Commons
Кучум хотел создать мощную державу, при этом, в отличие от Едигера, не собирался становиться вассалом русского царя. Будучи человеком последовательным, Кучум перестал платить дань Москве, а для укрепления авторитета начал совершать набеги на соседние русские земли.
К этому моменту просторы, к которым устремился Сибирский хан, имели конкретных хозяев, ими стали купцы и промышленники Строгановы, которым царь пожаловал пограничную территорию. Разорительные набеги Кучума удручали Строгановых, и для защиты своей земли они задумали нанять «частную военную компанию». В это время Ливонская война подходила к своему безуспешному концу, и русские военные искали место применения своему ратному умению. Так на севере появился атаман Ермак.
Сейчас сложно сказать, откуда родом был этот человек, специалисты называют местом его рождения реку Чусовая, Дон, поморские земли… Его настоящее имя точно не известно, год рождения принято считать около 1530-х.
Ермак к моменту принятия предложения Строгановых состоялся как воин и начальник. Он принимал участие в Ливонской войне на стороне Ивана Грозного, «ходил» на Литву в рейды по берегу Днепра, сражался в битвах под Могилевом и Шкловом. Воевал под Псковом и Лялицами.
Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Источник: Wikimedia Commons
Ермак имел в распоряжении несколько сотен боевых казаков. Местом службы им определили Орел-городок на берегах Камы. Однако буйный нрав атамана не позволял ему праздно ждать врага за высокими стенами, Ермак отправился искать победы в землях Сибирского хана.
Идя по притокам Камы, отряд на стругах до начала зимы смог подняться до Тагильского перевала, где казаки построили укрепленную стоянку Кокуй-городок. Весной 1582 года казаки Ермака стояли в устье реки Туры, эта земля принадлежала хану Кучуму. Первый населенный пункт Чинги-Туру войско Ермака заняло без боя, получив при этом самое большое вдохновение – богатую добычу.
Кучум не был искусным воином, сложно воевать с профессионалами, если опыт до этого распространялся только на захватнические походы против мирного населения соседних народов. Сибирский хан начинает совершать ошибку за ошибкой, что впоследствии приведет к поражению.
Разведка хана донесла, что русские вторглись небольшим отрядом. Решение Кучума созрело мгновенно, «нужно выставить против русских значительно превосходящее по численности войско». Ермак последовательно разбивал посылаемые против него ханские рати. Кучум направил против Ермака своего самого удачливого воеводу Магметкула, но «удачливый» не значит лучший, войску хана вновь пришлось отступить с большими потерями.
Тогда хан осознал, что против него сражается профессиональная, хорошо организованная армия, значительно превосходящая в силе и опыте «учебные» войска Сибирского ханства, способные завоевывать соседние народы. 4 ноября 1582 года струги казаков Ермака подошли к столице Сибирского ханства.
Кучум в очередной раз не был готов к битве. Победа куется в тылу, но к моменту прибытия отряда казаков деревянные стены города не могли защитить воинов, древесина просто сгнила, кроме того, ханские пушки с ужасом смотрели в сторону неприятеля, в арсеналах не было пороха. Несколько тысяч воинов хана вышли встречать приближающегося врага на Чувашский мыс Иртыша.
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». Источник: Wikimedia Commons
Казаки были готовы к артиллерийскому бою и встретили войско хана густым пушечным огнем. После артподготовки Ермак выстроил казаков в каре, внутрь которого поставил воинов с пищалями и пошел в наступление. Магметкул хотел рукопашного боя, его воинов было значительно больше, однако огонь пищалей не давал им приблизиться, при этом войско хана таяло на глазах. Кучум, наблюдавший за ходом боя со стороны, бросил свою армию и спасался бегством.
В 1585 году Магметкул был пленен казаками Ермака и отправлен в Москву в качестве почетного пленника. Вместо острога по русской традиции его определили на службу в армию. Позже ханский воевода воевал в составе русской армии со шведами, а затем и с крымскими татарами.
После занятия города Ермак объявил себя защитником его жителей. Вскоре к Ермаку потянулись послы ближних и дальних поселений с дарами. Ермак подвел их под присягу русскому царю, согласно которой все народы объявлялись подданными государя, обязанными платить в его казну дань.
В 1583 году Иван Грозный получил известие о завоевании Сибирского ханства. В знак благодарности Царь отправил атаману подарок – изысканную кольчугу. Кроме того, в Сибирь отправилось официальное войско во главе с князем Семеном Болховским. Этот поход был трагичным, стрельцы не пережили суровую зиму 1583-1584 годов и умерли от голода.
Бывший хан Кучум по традиции искал реванша и надеялся на удачу в борьбе с русскими казаками. Не имея возможности разбить Ермака в открытом бою, хан уничтожал небольшие группы казаков, что приносило результаты. Вскоре отряд Ермака уменьшился до 50 человек. 6 августа 1585 года стал последним днем атамана. Ночью татары напали на лагерь казаков на берегу Иртыша, в бою Ермак был ранен и, стремясь спастись вплавь, утонул в тяжелой царской кольчуге.
После гибели Ермака казаки приняли решение покинуть Искеру. Остатки отряда увел Матвей Мещеряк. Однако это не стало победой Кучума. Царь Федор Иоаннович считал, что Сибирь является частью России, и уже весной 1586 года прислал 300 стрельцов под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, которые заложили Тюменский и Тобольский остроги.
Въезд плененного Кучумова семейства в Москву. 1599. Худ. Н.Н. Каразин. Источник: Wikimedia Commons
В 1591 году воевода Кольцов-Масальский окончательно разбил отряд хана, после чего Кучум окончательно из владыки превратился в беглеца. Ради справедливости стоит констатировать, хан не принял предложение русского царя перейти к нему на службу. Свою жизнь он закончил на просторах нынешнего Казахстана, примерно так же, как и его оппонент Едигер.
Попытки родственников последнего хана поднять на борьбу с русскими местное население удачи не имели, Сибирь навсегда стала частью Руси.