понедельник, 27 сентября 2021 г.

Пентагон сможет контролировать небо Арктики без пилотов

 


США усиливают группировку, которая начнет действовать в районе Севморпути



севморпуть, арктика, противостояние, сша, рф Фото Reuters

Противостояние РФ и США в Арктике усиливается. В военном флоте США ледоколов не хватает, и важный для РФ Севморпуть (СМП) попытаются контролировать не только американские субмарины, но и самолеты, и беспилотники. Издание Stars and Stripes со ссылкой на Пентагон сообщает, что на авиабазе Кефлавик в Исландии размещены бомбардировщики-невидимки B-2 Spirit. СМИ США сообщают о скором принятии на вооружение беспилотника MQ-9A Big Wing, способного автономно действовать в Арктике более 40 часов.

Минобороны РФ сообщает, что 25 сентября Северный флот (СФ) с тактической группой береговых войск, дислоцированной на о. Котельный архипелага Новосибирские острова, провел учение в море Лаптевых с участием боевых кораблей и зенитно-пушечного комплекса (ЗПК) «Панцирь-С».

Если учесть военные амбиции США, эти учения имеют относительную эффективность. Комплексам типа «Панцирь-С» трудно поразить современные авиасредства США и НАТО, когда та функционирует, не входя в зону действия ПВО вероятного противника. И именно такую авиацию развертывает сейчас в Арктике Пентагон.

Базу Кефлавик в юго-западной Исландии США официально закрыли 15 лет назад. Но в последние годы американские самолеты вновь появились на ней. Американцы выделили на реконструкцию и поддержку аэродрома, по данным западных СМИ, более 52 млн долл. В последнее время на Кефлавике базировались самолеты-разведчики P-8 Poseidon, а также бомбардировщики B-2. И вот теперь там уже появились невидимки B-2 Spirit. «Наличие этих самолетов в театре действий в Исландии позволяет нам реагировать на любой потенциальный кризис или вызов по всему миру», – официально сообщили в Пентагоне. Так США уже действовали в годы холодной войны. Лет 30 назад авиабаза Кефлавик служила для размещения самолетов США и НАТО, которые вели разведку, пытаясь контролировать перемещение советских подлодок, кораблей Северного флота и гражданских судов по СМП, а также занимались перехватом стратегических бомбардировщиков.

Сейчас в связи с потеплением и расширением возможностей освоения Арктического региона эти задачи для США вновь становятся актуальными. Пентагон планирует усилить свое военное присутствие в Арктике, в том числе и в зоне СМП. Министр ВМС США Кеннет Брейтуэйт уже заявлял о том, что, согласно принятой в Пентагоне доктрине «Голубая Арктика», корабли Соединенных Штатов и их союзников совсем скоро начнут регулярное патрулирование у российских берегов в полярных широтах, чтобы препятствовать «наступлению Москвы на Крайнем Севере». Военная авиация уже активизировалась.

Компания-производитель БПЛА General Atomics Aeronautical Systems продемонстрировала модифицированный БПЛА MQ-9A, который выполнил свой первый полет на Крайнем Севере. На сегодняшний день, как считают разработчики, это «самое эффективное в полярных условиях авиационное изделие, которое способно следить за кораблями РФ и Китая». Где представители компании увидели в Арктике китайские военные корабли, остается загадкой, но они полагают, что MQ-9A Big Wing нужны Пентагону в Арктике. Авиабаз США в регионе мало, пополнять запасы горюче-смазочных материалов (ГСМ) для полета БПЛА сложно, связь тоже имеет проблемы. Поэтому БПЛА MQ-9A оснастили спутниковой связью (Inmarsat в L-диапазоне). И за счет увеличения крыльев увеличили продолжительность полета без дозаправки ГСМ до более 43 часов. Этот показатель больше, чем у любого БПЛА, стоящего на вооружении Пентагона.

Также на днях Вашингтон сообщил, что заканчивает создание в Арктике Центра исследований безопасности имени Теда Стивенса. Руководителем его назначен генерал-майор ВВС США в отставке Рэнди Ки Ален. Одновременно он является старшим советником Пентагона по вопросам обеспечения безопасности в Арктике. Одна из целей центра – работать со странами-партнерами «для обеспечения стабильного и основанного на правилах порядка в Арктике, который принесет пользу США и всем арктическим странам».

Военный эксперт, полковник в отставке Владимир Попов обращает внимание на то, что «на архипелаге Новая Земля несут боевое дежурство российские современные комплексы ПВО С-400 «Триумф», а на севере Якутии размещены подразделения нового зенитного ракетного полка, оснащенные системами С-300. Они способны с большой вероятностью уничтожать не только американские БПЛА, но и бомбардировщики-невидимки B-2 Spirit». Но СМП очень протяженный, и на всей его протяженности батареи С-400 не разместишь. Как сообщал в свое время командующий Северным флотом Александр Моисеев, «ближайшими перспективными планами предусмотрено дальнейшее развитие противовоздушной обороны российского сегмента Арктики и северных рубежей нашей страны». По информации Минобороны, для этих целей оборудуются (воссоздаются) военные аэродромы вдоль СМП. На этих аэродромах планируется принимать самолеты-перехватчики, которые будут противодействовать стратегической авиации США. Так, по данным Минобороны РФ, завершается строительство аэродрома Темп на архипелаге Новосибирские острова, где в субботу прошли учения сил ПВО. Кроме этого, как ранее сообщал министр обороны Сергей Шойгу, «для Третьей дивизии ПВО возводится военный городок в поселке Тикси Республики Саха (Якутия)».

«Американцы побуждают Россию увеличивать военные расходы и ресурсы на обеспечение военной безопасности СМП, – говорит «НГ» военный эксперт, подполковник в отставке Владимир Овчинников. – Но эти расходы, думается, будут оправданны. Грузооборот через российские порты арктического бассейна в этом году увеличился. К примеру, в январе он составлял 7,6 млн т, а в июне – уже 8,5». По данным эксперта, доля арктических перевозок в общем грузопотоке через все морские порты России сейчас составляет около 11%: «Это неплохие показатели. И есть надежда, что благодаря действиям Минобороны, направленным на обеспечение безопасности СМП, это показатель будет расти».

Популярные статьи и вакансии

Искать вакансии и отзывы в Гугле