— Арктика сегодня – настоящая территория драйва. Принципиально важно, что это не просто слова и призывы, а набор конкретных решений со стороны государства. Мы получили уникальные преференции в Арктической зоне Российской Федерации и на территории опережающего развития «Столица Арктики», — сказал губернатор Андрей Чибис, выступая на сессии «Новый раунд развития Арктики: вызовы и возможности». Мероприятие прошло сегодня в Петербурге в рамках деловой программы международного экономического форума (ПМЭФ-21).

В Арктике сосредоточено около 40 процентов мировых запасов редкоземельных металлов, 30 процентов алмазов, 20 процентов платины и водных биоресурсов, 10 процентов никеля и титана. Включение этих ресурсов в глобальный хозяйственный оборот продиктовано объективной экономической логикой, а также глобальными климатическими изменениями.

В России разработан пакет стратегических документов, формирующих экономическую повестку развития арктических регионов на ближайшие десятилетия. Государство последовательно и прагматично насыщает ее реальным содержанием – новыми инфраструктурными и индустриальными проектами.

Реализуется беспрецедентная программа строительства атомных ледоколов нового поколения. Разработана система преференций для инвесторов, включающая налоговые льготы, упрощенные административные режимы, субсидии на строительство инфраструктуры.

Какие проекты уже реализуются в Арктике? Чем привлекает инвесторов Крайний Север? С какими трудностями сталкиваются местные предприниматели? Насколько эффективен предложенный государством комплекс мер поддержки? Как сохранить уникальную арктическую экосистему? На эти вопросы искали ответы участники дискуссии.

— Во всем мире наблюдается новая волна интереса к Северу. Китай недавно объявил себя околополярной державой. А из стран, которые стремятся стать наблюдателями в Арктическом совете, выстроилась в очередь, — подчеркнул министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Министр выделил три основных арктических вектора: экономика, люди и экология. Рекордные 33 миллиона тонн грузов провели по Севморпути. Россия близка здесь к круглогодичной навигации. Это об экономике. Люди – это туризм. В Арктике побывал миллион человек. И эту цифру, считает Чекунков, можно увеличить кратно. Экология – перевод судов на сжиженный природный газ. Мы также лидеры в развитии технологий мирного атома. Взять хотя бы первую в мире плавучую АТЭС «Академик Ломоносов», установленную на Чукотке.

— Роль Минпромторга в развитии Арктики очень важна, — отметил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных. — Ключевые направления – производство оборудования и технологий для освоения шельфа: разработка комплексов морской сейсморазведки и оборудования для сжижения природного газа, а также компонентов для подводной добычи. Второй блок – транспортное обеспечение. Мы планируем построить 15 судов-газовозов для проекта «Арктик-СПГ», по 5 единиц, начиная с 2023 года. Плюс 12 танкеров на двухтопливных силовых установках дизель-СПГ. Добавьте к этому группировку новых атомных ледоколов. Головной уже передан Атомфлоту, еще три передадут до 2026 года, а ледокол «Лидер» – до конца 2027 года.

— Несмотря на пандемию, прошлый год дал нам колоссальный рост инвестиций. Он был для нас успешным, — продолжил Андрей Чибис. —  Помимо новых проектов и инвестиций, мы имеем соглашения с инвесторами о социальном партнерстве. Дополнительные деньги идут на здравоохранение, образование, развитие наших городов и поселков. Принципиально важно, что Арктика – территория смелых людей. Они энергичные, мобильные, с сильным характером. И сегодняшнее возрождение интереса к Арктике возрождает их самосознание.

— За полярным кругом живет более 60 тысяч наших работников. Мы несем социальную ответственность, — взял слово вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев. — Вместе с государством мы построили новую взлетно-посадочную полосу в Норильске. В рамках государственно-частного партнерства проводим переселение граждан с Севера в районы с более благоприятным климатом. Мы также вложились в оптоволоконную линию связи. Провели тысячу километров от Нового Уренгоя. Обеспечили 180 тысяч норильчан и 20 тысяч жителей Дудинки Интернетом, который не хуже, чем в Питере или Москве. Перспективное направления – изменение облика Норильска. Программа реновации предусматривает расходы в объеме 120 миллиардов рублей, 70 процентов из которых заплатит компания.