Как бы жители России ни шутили над глобальным потеплением, именно оно дало исторический шанс полностью перевернуть всю мировую логистику. И пусть Баренцево или Карское моря по-прежнему не подходят для отдыха в отпуске, они становятся отличными путями для транспортных перевозок. Северные воды открывают транзитные пути, маршруты для экспорта российских товаров и ресурсов, возможности для внутреннего сообщения. Многие крупные реки России, такие как Енисей, Обь или Лена, получают доступ к Мировому океану и друг к другу. Арктические территории России из Крайнего Севера могут превратиться в удобное морское побережье.
Газовозу, названному в честь главы концерна Total, трагически погибшему в 2014 году в аэропорту «Внуково», присвоен самый высокий среди существующих транспортных судов ледовый класс — Arc7. «Кристоф де Маржери» в полтора раза мощнее первого в мире атомного ледокола «Ленин» и способен проходить лёд двухметровой толщины. Несмотря на впечатляющие характеристики, это — торговое судно, доставляющее из одной точки в другую товар.
В России строительство танкеров ледового класса Arc7 ведётся на СКК «Звезда». Сейчас в работе 15 судов для перевозки СПГ, до 2027 планируется построить десять нефтеналивных танкеров. Но часть флота создаётся за рубежом, в частности в Южной Корее. Помимо танкеров, строятся ледоколы, спасательные и вспомогательные суда. Также стало известно о планах обзавестись к 2025 году восемью контейнеровозами ледового класса.
Новый флот позволит Северному морскому пути уже в ближайшие годы совершить революцию в транспортных перевозках. Путь из Восточно-Китайского моря до крупнейшего порта Европы в Роттердаме сократится с 48 дней, необходимых сегодня по маршруту через Суэцкий канал, до 19 дней. Но, помимо транзита, Севморпуть нужен самой России для доставки до покупателя добываемых полезных ископаемых. При этом отправка возможна как в Европу, так и в Азию.
Сегодня самая «жаркая» точка северных морей — Ямал, месторождения которого являются важной частью экономики России. В Обской губе (где Сабетта) завершаются дноуглубительные работы, которые позволят заходить за грузом более крупным судам. Однако самый крупный проект реализуется в другом месте — на севере Красноярского края, на Таймыре. Там недавно приступили к бурению новых месторождений, в которых качество нефти сопоставимо с той, что добывается в Персидском заливе. В 2021 году в Енисейском заливе, у берегов полуострова, началось строительство мегапорта «Бухта Север». Объект расположен на 40 километров южнее посёлка Диксон. Уже к 2024 году планируется завершить первую очередь проекта, которая позволит отправлять до 30 млн тонн нефти в год. К 2030 году объём должен вырасти до 100 млн тонн в год. Помимо нефти, из «Бухты Север» смогут уходить суда с СПГ, углём и другими грузами, которые могут быть доставлены по Енисею. Всего для обслуживания новых месторождений, порта и других объектов потребуется порядка 400 тыс. специалистов.
Ну, а немного южнее по Енисею расположены Дудинка и Норильск, их в ближайшие годы ждёт масштабная реновация. В декабре 2021 года правительство России утвердило комплексный план социально-экономического развития муниципального образования город Норильск. По сути, он станет опорной точкой для всего Таймыра.
По маршруту Севморпути также проектируется глубоководный порт Индига на берегу Баренцева моря в Ненецком автономном округе. По нему планируется отправлять на экспорт различные грузы — нефть, СПГ, уголь, металлы, древесину, удобрения и химические продукты. Порт Индига географически удобен для регионов Урала, Западной Сибири и севера Европейской России. Благоприятен и климат — отголоски Гольфстрима препятствуют образованию льда. Развиваются порты Владивостока и Мурманска (в настоящее время — крупнейшие по грузообороту на маршруте Северного морского пути), планируется реконструкция порта в Тикси на севере Якутии.
Над путём в Индию через северные моря размышлял когда-то Михаил Ломоносов. Спустя века, из полумифического проекта создаётся основа нового мощного государства. Глобальное потепление, истончившее льды Северного Ледовитого океана, распространение судов ледового класса, к которым, помимо атомных ледоколов, стали относиться танкеры и контейнеровозы, а также повсеместное распространение современных технологий, упростивших, к примеру, строительство тёплых и комфортных зданий в Заполярье, сделали сложнейшую задачу эволюции организационно-технической. Новая Россия — в том числе и морская держава, логистическое звено между Западом и Востоком. А вот сумеет ли наша страна реализовать своё преимущество и стать геополитическим Центром — покажет время.