Траты в Заполярье составят десятки триллионов, если не поставить во главу угла экономичность и экологическую эффективность инфраструктуры
Арктическая зона - это 60% площади России. Заполярье раскинулось по длинной дуге от Мурманской области до Чукотки. При этом ширина арктической полосы вглубь континента насчитывает от нескольких сотен до 2000 километров. И это не считая многочисленных островов в Ледовитом океане.
Несмотря на глобальное изменение климата и ряд техногенных катастроф, Арктический регион по-прежнему один из последних малоизмененных и экологически чистых регионов Земли. Но его экологичность – хрупка, ведь Заполярье, пожалуй, более чем другие регионы планеты становится жертвой глобального потепления.
Золотой лед
И здесь возникает дилемма – с одной стороны, спасение арктических систем лежит в снижении давления антропогенных факторов, то есть человеческой деятельности.
С другой стороны, регион – кладовая России, здесь добывается до 90% газа и 60% нефти, воплощаются в жизнь самые широкомасштабные проекты, в том числе добычи полезных ископаемых на шельфе. В стратегической перспективе Арктика – это важнейший для Российской Федерации регион, зона судьбы.
Как удержать лидерство, не погубить Арктику хозяйственной деятельностью и в то же время не прогореть при инвестировании – вот арктический треугольник вопросов, формулу которого приходится выводить уже сейчас.
Вопрос денег - вопрос не праздный. Арктика для России, конечно, долгосрочный резерв ресурсов. И освоение региона будет распланировано на десятилетия, если не на столетия вперед.
Но вложения инвесторов в освоение Севера, добычу полезных ископаемых (особенно трудноизвлекаемых) – дело не дешевое. Проект занимает в реализации в среднем 10 - 15 лет, здесь нужно стратегическое планирование и длинные деньги.
Уже сейчас размер финансирования даже одного масштабного проекта может доходить до 1 – 2, 5 триллионов рублей. Общий объём вложений в Арктику на 15-20 лет, по прогнозной оценке, может составить умопомрачительные 35-45 триллионов. И все эти деньги могут пойти прахом. Если неправильно вложиться в инфраструктуру.
Избегая катастрофы
По словам экспертов, мировой опыт возведения зданий и сооружений в тундре и вечной мерзлоте вряд ли можно назвать международным. В большинстве своем технологии и наработки в экстремальных условиях принадлежат только одной – советско-российской школе строительства.
Богатая практика породила богатый опыт. Скважины, платформы, объекты промышленного назначения, железнодорожные и автомагистрали, целые города – наша страна построила полярных сооружений больше, чем все другие арктические страны.
Глядя на то, какими характеристиками должны обладать объекты, приходим к выводу, что в основу должна быть положена экономичность, состоящая из низких затрат и высокой долговечности. Здания сооружения, материалы, конструкции, оборудование и изделия, должны обеспечить высокий жизненный цикл продукции. Если нет окупаемости и не обеспечена долговечность, то такие проекты допускать в Арктику просто нельзя.
Наравне с экономичностью стоят экологичность, а с недавних пор и экологическая эффективность. Последняя измеряет результаты управления окружающей средой, специально контролирует экологические аспекты.
На севере и здания, и сооружения располагаются, как правило на свайных основаниях в вечной мерзлоте. При потеплении вода, содержащаяся в мерзлом грунте, превращает землю в болото, и сваи просто теряют достаточную несущую способность. Результат - катастрофа.
И если она будет развиваться, то может быть потеряна добыча на Уренгойском, Заполярном, Ямбурском, Бованенковском, Ванкоровском, других газовых и нефтяных месторождений. Перестанут существовать и железные дороги, и автомобильных трассы, большинство из которых на Севере построено исходя из непреходящего характера вечной мерзлоты. Россия от одного этого может потерять десятки триллионов долларов упущенной выгоды.
Главное, уже сейчас соблюдать экологические требования к проекту. Детали и конструкции, материалы и оборудование, транспортировка, монтаж и, конечно эксплуатация – все должно рассматриваться через призму экологической эффективности.
Быстро и не тяжело
Температурные перепады между наружной и внутренней средой на Крайнем Севере могут достигать 80-90 градусов. Обеспечение стабильных требований температурного режима и снижение энергопотребления смогут обеспечить качественную эксплуатацию объектов при низких затратах.
Но как такое возвести? Быстрота строительства и фактор времени вообще носят приоритетный характеров. Сезон теплых дней составляет от 3 до 5 месяцев, а строительные работы выполняются только при положительной температуре. Поэтому скорость в таких условиях имеет существенное значение.
Это потребует серьезной логистики. Выбор логистических схем доставок грузов имеет решающее значение и может доходить до 60 % затрат. Кстати, от производителя продукции до объекта строительства может быть 4 и более перевалки грузов. И если возведение котельной в Подмосковье стоит 1 единицу, то возведение такой же в 450 км от города Певек, может стоить в 10-12 раз дороже.
На помощь может прийти оптимизация веса объекта. Малый вес имеет критическое значение при строительстве на вечной мерзлоте. Строительство тяжелыми бетонными и ЖБТ конструкциями в условиях Арктики вероятнее всего будет сильно ограничено.
Помогут ли инновации?
Эксперты в арктической экономике едины во мнении - только переход на собственное оборудование и стандарты позволит успешно решать вопросы по освоению Арктики. Здесь нужны собственные инновации и ноу-хау. И здесь все не слишком радужно.
Подсчитано, что упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год. Кроме того, российская экономика крайне энергорасточительна - на производство ВВП у нас расходуется в два раза больше энергии, чем в развитых странах. А рост производительности труда зависит даже не от высокой новизны внедряемых технологий (рост производительности - 50%), а от революционной новизны, при которой рост производительности сможет увеличится в 2 и более раза.
Среди инноваций на севере первое место займет укрупненная сборка. Идея применения внедрена при освоении Ямбургского месторождения в 80-х. Цеха полной заводской сборки доставлялись суперблоками волоком по зимнику.
Если говорить просто, то суперблок– это крупногабаритный блок, размеры которого значительно больше габаритов погрузки традиционными видами транспорта. Масса суперблока составляет от 200 до 1000 тонн. В условиях Крайнего Севера, при отсутствии инфраструктуры, применение этого метода возведения промышленных объектов является просто палочкой- выручалочкой.
Экономический эффект укрупненной сборки составил 40% от финансового расчёта. Сборка оборудования в заводских условиях обеспечила высокое качество монтажа всех элементов и резко снизила травматичность и заболевания строителей связанные с работой в условиях Крайнего Севера.
Кстати, живым и осязаемым подтверждением эффективности этого метода может служить главная полярная достопримечательность России - плавучая атомная электростанция «Ломоносов» в городе Певек.
При внедрении инновационных материалов и конструкций, вероятно, должен применяться опыт Китая. Там после утверждения новой технологии, материалов, изделий или оборудования они становятся обязательными для проектирования объектов.
Но какая бы технология ни была применена - Крайний Север не прощает даже мелких просчетов: на начальном этапе они могут быть мизерными, а концу вырасти в чудовищные затраты. И чтобы этого не случилось, думать и планировать нужно серьезно и уже сейчас.