На Совете Арктики и Антарктики представлен доклад о концепции госпрограммы «Дети Арктики»



Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия ГАБЫШЕВА 28 февраля 2020 года на заседании Совета Арктики и Антарктике при Совете Федерации РФ на тему «Особенности развития системы образования и арктических регионах Российской Федерации» представила доклад о концепции государственной программы «Дети Арктики».
В 2019 году глава Республики Саха (Якутия) Айсен НИКОЛАЕВ выступил на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге с инициативой разработки программы «Дети Арктики». Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр ГОГОЛЕВ озвучил о необходимости разработки такой программы на общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в г.Южно-Сахалинске.  Инициативу Якутии поддержали Архангельская, Мурманская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республики Карелия и Коми.
Народный депутат Феодосия Габышева в своем докладе, ознакомив с текущей ситуацией в образовании в Арктике, представила видение Якутии о комплексной программе «Дети Арктики». По ее словам, программа должна иметь несколько направлений. В проекте госпрограммы должен быть отдельный блок по сохранению здоровья детей. Ряд регионов отмечает необходимость федеральной поддержки в организации оздоровления детей, в том числе с круглогодичным использованием инфраструктуры курортов Краснодарского края, Крыма и других оздоровительных центров.
Другим направлением программы «Дети Арктики» будет являться создание условий для повышения качества образования. «По переписи 2010 года, уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше в районах Крайнего Севера проигрывает населению в целом по России, имеющему послевузовское, высшее и незаконченное высшее образование: 257 против 280 в расчете на 1000 человек», — сказала Феодосия Габышева. Проектом предполагается расширение перечня образовательных организаций, строящихся за счет федеральной программы. Стоимость строительства в Арктике весьма высокая. Предлагается в программе предусмотреть строительство типовых зданий многофункциональных центров, предназначенных для малочисленных населенных пунктов, включающих блоки для детских садов, учреждений дополнительного образования, спортивные залы, библиотеки, проектное пространство. 
Предлагается выделить в отдельное направление поддержку образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, более 2 тысяч детей дошкольного и более 4 тысяч детей школьного возраста ведут кочевой или полукочевой образ жизни.
В программе также предлагается уделить особое внимание кадровому обеспечению и эффективному преподаванию, которое предлагается рассмотреть в комплексе. Отказ ехать в сельские школы, тем более в арктические, усугубляется факторами, ложная транспортная логистика, отсутствие интернета, современной инфраструктуры. Предлагается предусмотреть проект «Учитель Арктики» аналогичный проекту «Земский учитель».
Необходимо также увеличить финансирование на укомплектование учебниками и методическими пособиями по родным языкам малочисленных народов. В связи с малой численностью детей, изучающих родной язык и литературу, цена за один учебник при тираже 500 экз. составляет более 1500 рублей, при тираже 250 экз. – около 3 тысяч рублей.
В заключение своего выступления народный депутат озвучила предложения Республики Саха (Якутия) по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере образования:
— узаконивание особенностей образования для детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни;
— рассмотрение на отдельном заседании вопроса заработной платы учителей в арктических регионах Российской Федерации. Совершенствование механизмов финансирования в отношении школ с малой численностью обучающихся.
— передача в регионы полномочий по организации разработки примерных основных образовательных программ и учебно-методических комплектов по родным языкам коренных народов по единым подходам, но с учетом состояния родных языков, поликультурных и полилинвальных школ.
— выделение во всех национальных проектах арктической составляющей в отдельный проект «Арктическое образование».
По итогам заседания Феодосия Габышева выразила удовлетворенность проведенным заседанием и комплексным подходом к вопросам образования в Арктике.
«Хочу отметить объемлющий доклад заместителя министра Дальнего Востока и развития Арктики Александра КРУТИКОВА. Мы почувствовали, что у нас появилось отдельное ведомство, которое комплексно рассматривает вопросы развития образования в особых условиях макрорегиона, начиная от строительства объектов и заканчивая трудоустройством. Очень интересно было выслушать практику регионов, в том числе, о целевой подготовке специалистов для Арктики в Красноярском крае, о мониторинге потребности в кадрах, проводимого Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.Ломоносова», — сказала Феодосия Габышева.
Мероприятие провел председатель Совета по Арктике и Антарктике, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор из Якутии Александр АКИМОВ. В заседании также принял участие советник главы республики Вячеслав ШТЫРОВ. На заседании Совета также выступил ректор СВФУ имени М.К. Аммосова Анатолий НИКОЛАЕВ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультации по трудоустройству, как устроиться в Арктику собираем документы

В Петербурге готовят кадры для освоения Арктики

Нормально ли писать работодателю в WhatsApp?