В августе состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по энергетическому сектору. Индия ищет новый источник энергетического сырья, а Россия – новые рынки сбыта для арктической нефти и газа.
Встречи проходили в онлайн-формате, что стало уже привычной практикой современности. Кульминацией череды заседаний стали переговоры индийского министра нефти Хардипа Сингх Пури с министром энергетики России Николаем Шульгиновым.
Совокупные инвестиции Индии в нефтегазовые проекты России превышают 15 миллиардов долларов США – это крупнейшее направление индийских зарубежных инвестиций в нефтегазовый сектор. В то же время для Нью-Дели Москва является крупнейшим инвестором в энергический сектор Индии.
Бо́льшая часть индийских финансов идёт в арктические СПГ-проекты, а в прошлом году была совершена сделка между Indian Oil Corp и Роснефтью по ежегодной поставке 2 тонн сырой нефти, которая добывается в Арктике. Это первая сделка, которая сформировала ежегодные поставки арктического сырья из России в Индию.
Ближайшая цель энергетического сектора Индии – экспорт сжиженного газа. Индийские компании финансово заходят в инфраструктурные проекты Новатэка по производству СПГ. Второй этап сотрудничества Нью-Дели и Москвы – отладка поставок арктического газа.
Традиционно Индия полагается на Ближний Восток для удовлетворения большей части своих потребностей в нефти и газе, однако стремится к диверсификации поставок, налаживая партнёрство с Россией и США.
Автономные системы наблюдения НАТО в Арктике
НАТО в целях изучения меняющейся арктической среды делает ставку на автономные платформы по сбору данных, искусственный интеллект и большие данные. Альянс разрабатывает стратегию инвестирования в эти проекты совместно с подведомственным Центром морских исследований.
Автономные устройства НАТО по сбору данных об окружающей среде в Арктике работают уже десять лет. Этот многолетний опыт ляжет в основу достижения ключевого показателя Альянса до 2030 года - стать ведущей международной организацией, которая оперативно изучает изменение климата в Арктике и интерпретирует это на вопросы безопасности. Для этого потребуется увеличить количество автономных систем наблюдения в Арктике, а также снастить их искусственным интеллектом для оперативного получения качественных данных о регионе.
Для реализации этих планов центром совместно с НАТО была разработана арктическая научно-техническая стратегия на 2021-2030 годы. Документ определяет критические метрики по вопросам арктической экологии и безопасности. При этом стратегия будет «живым» документом, который пересматривается каждый год.
Часть стратегии сосредоточена на разработке и подготовке автономных платформ и других технологий, которые могут помочь отслеживать эти меняющиеся метрики меняющиеся метрики.
Норвегия укрепляет арктическую оборону в небе
Норвежские Боинги P-8А обновят нынешний военный авиапарк Норвегии, патрулирующий Баренцево и Норвежское моря. Совершенствование разведывательного флота связано, со слов официальных представителей норвежского военного ведомства, с более агрессивной средой в Арктике.
К миссии по патрулированию Арктики присоединятся пять новых разведывательных самолётов, первый из которых приступит к своей службе уже в этом году. Окончательно укомплектовать военно-воздушные силы Норвегии планируют к 2023 году. На самолёты будут установлены системы обеспечения боевого применения.
«Боинги P-8А – это средство, которое поможет Норвегии улучшить качество борьбы с подводными и надводными целями, сбора данных, наблюдения и разведки, а также поисково-спасательных работ в дополнение к развитию важного регионального сотрудничества и оперативной совместимости со странами НАТО», — заявил представитель Североатлантического Альянса Джонас Томсен.
Сейчас самолеты P-3 ВВС Норвегии дислоцируются на авиабазе Аннёйа (северный остров Норвегии). С появлением новых Боингов P-8 производство полётов будет перенесено на заполярный аэродром Эвенес, откуда недолго лететь до важных морских районов у берегов северной Норвегии.
Самолеты P-8A оснащены радиогидроакустическими буями, позволяющими обнаруживать подлодки. Кроме того, самолеты способны запускать торпеды для уничтожения подлодок противника.