Общественный совет при Минприроды 5 августа направит в
ведомство инициативу о полном отказе от использования нефтяного топлива
в Арктике — его предлагается заменить на сжиженный природный газ (СПГ).
С проектом письма ознакомились «Известия». Переход на СПГ исключит
риски аварийных разливов нефтепродуктов в регионе, сказано в документе.
Майская катастрофа в Норильске показала, что ликвидировать последствия
таких ЧП крайне дорого и сложно. В Минвостокразвития
назвали инициативу об использовании СПГ в Арктике разумной. В аппарате
вице-премьера Виктории Абрамченко отметили, что рассмотрят конкретные
предложения, как только они поступят. Однако перевод крупных предприятий
на сжиженный природный газ потребует более 500 млрд рублей вложений,
подсчитали эксперты.
Как рассказал «Известиям» замглавы Общественного совета Александр Закондырин, переход на СПГ исключит риски аварийных разливов нефти в регионе. Он подчеркнул, что вопрос выделения средств еще не решен. Речь может идти как о государственной программе, так и о финансировании со стороны самих компаний.
Ликвидация нефтяных разливов в Арктике представляет серьезную проблему из-за климатических особенностей региона, пояснил «Известиям» исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов. Так, лед быстро впитывает нефть, а оперативные действия по ликвидации практически невозможны из-за больших расстояний, а также низких температур на этой территории. Более того, сейчас просто нет технологий, которые позволят нейтрализовать катастрофу в Арктической зоне, добавил эксперт.
Отказ от использования нефтяного топлива в Арктике требует детальной проработки, сказали «Известиям» в пресс-службе Минприроды. В ведомстве уже изучают предложения экспертов. Ранее они обсуждались на заседании Общественного совета при министерстве.
В пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей экологические вопросы, сказали «Известиям», что рассмотрят конкретные предложения, как только они поступят.
–– Мы поддерживаем инициативы, которые будут направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ и в целом на улучшение экологической ситуации, — подчеркнули в пресс-службе. — Но необходимо аккуратно подходить к ограничениям, учитывать существующую инфраструктуру и мощности в регионах.
В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос «Известий».
При этом инициативу Общественного совета поддержали в Минвостокразвития.
— Это предложение, безусловно, является разумным с точки зрения обеспечения экологической безопасности в Арктике, — сказал «Известиям» замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.
По его словам, министерство уже предусмотрело комплекс мер, расширяющих использование СПГ на морском и речном транспорте в акватории Севморпути. Это заложено в проекте стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, работу над которым ведомство уже завершило. Включение такой задачи в стратегию поддержали все федеральные ведомства без исключения, отметил Александр Крутиков. Хотя говорить о конкретных сроках реализации пока рано, уточнил он.
Вопрос использования нефтяного топлива в Арктике обострился в конце мая, после масштабного разлива дизеля в Норильске. Эта экологическая катастрофа стала одной из крупнейших в истории России. Из резервуара на территории ТЭЦ-3 (принадлежит «Норникелю») вытекло 21 тыс. т нефтепродуктов, что привело к загрязнению рек Далдыкан и Амбарная. Концентрация вредных веществ в них превысила норму в десятки тысяч раз. На ликвидацию последствий аварии понадобится не один год. 4 августа «Норникель» представил черновик плана работ до 2025-го. Росприроднадзор оценил экологический ущерб почти в 148 млрд рублей — беспрецедентная для страны сумма.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев объяснил «Известиям», что только переоборудование сотен крупных резервуаров, которые сейчас используются для транспортировки и хранения нефти в Арктике, будет стоить от 200 до 500 млрд рублей. Эта сумма не включает объекты тысяч средних и мелких предприятий. Эксперт добавил, что новая задача потребует перевести на газомоторное топливо транспорт, заменить на предприятиях котельное оборудование, а также установить газотурбинные генераторы вместо дизельных электрогенераторов.
Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Иван Барсола сказал «Известиям», что даже с учетом крупных вложений невозможно полностью отказаться от нефтетоплива в Арктике. В суровых климатических условиях необходимо иметь резерв, отметил он. В случае с СПГ даже незначительное повреждение емкости с резервом приведет к полной его утрате, так как газ быстро улетучивается, а восполнить запасы оперативно в большинстве случаев невозможно. Хранилища жидкого топлива, особенно в условиях экстремальных температур, являются существенно более надежным вариантом.
Также следует учитывать высокую стоимость транспортировки сжиженного природного газа, уверен консультант VYGON Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. По его мнению, перевод промышленных предприятий в Арктике на СПГ может быть эффективен только для компаний, которые уже владеют газовыми активами в регионе.
Для безопасности
Общественный совет Минприроды сформировал проект мер по улучшению экологической ситуации в Арктике. Документ будет направлен на рассмотрение в Минприроды уже в среду, 5 августа. «Известия» ознакомились с ним. Один из предлагаемых шагов — перевести предприятия Арктики с нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, керосина и др.) на сжиженный природный газ (СПГ). По предварительным подсчетам, на это компаниям понадобится около пяти лет.Как рассказал «Известиям» замглавы Общественного совета Александр Закондырин, переход на СПГ исключит риски аварийных разливов нефти в регионе. Он подчеркнул, что вопрос выделения средств еще не решен. Речь может идти как о государственной программе, так и о финансировании со стороны самих компаний.
Ликвидация нефтяных разливов в Арктике представляет серьезную проблему из-за климатических особенностей региона, пояснил «Известиям» исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов. Так, лед быстро впитывает нефть, а оперативные действия по ликвидации практически невозможны из-за больших расстояний, а также низких температур на этой территории. Более того, сейчас просто нет технологий, которые позволят нейтрализовать катастрофу в Арктической зоне, добавил эксперт.
Отказ от использования нефтяного топлива в Арктике требует детальной проработки, сказали «Известиям» в пресс-службе Минприроды. В ведомстве уже изучают предложения экспертов. Ранее они обсуждались на заседании Общественного совета при министерстве.
В пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей экологические вопросы, сказали «Известиям», что рассмотрят конкретные предложения, как только они поступят.
–– Мы поддерживаем инициативы, которые будут направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ и в целом на улучшение экологической ситуации, — подчеркнули в пресс-службе. — Но необходимо аккуратно подходить к ограничениям, учитывать существующую инфраструктуру и мощности в регионах.
В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос «Известий».
При этом инициативу Общественного совета поддержали в Минвостокразвития.
— Это предложение, безусловно, является разумным с точки зрения обеспечения экологической безопасности в Арктике, — сказал «Известиям» замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.
По его словам, министерство уже предусмотрело комплекс мер, расширяющих использование СПГ на морском и речном транспорте в акватории Севморпути. Это заложено в проекте стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, работу над которым ведомство уже завершило. Включение такой задачи в стратегию поддержали все федеральные ведомства без исключения, отметил Александр Крутиков. Хотя говорить о конкретных сроках реализации пока рано, уточнил он.
Вопрос использования нефтяного топлива в Арктике обострился в конце мая, после масштабного разлива дизеля в Норильске. Эта экологическая катастрофа стала одной из крупнейших в истории России. Из резервуара на территории ТЭЦ-3 (принадлежит «Норникелю») вытекло 21 тыс. т нефтепродуктов, что привело к загрязнению рек Далдыкан и Амбарная. Концентрация вредных веществ в них превысила норму в десятки тысяч раз. На ликвидацию последствий аварии понадобится не один год. 4 августа «Норникель» представил черновик плана работ до 2025-го. Росприроднадзор оценил экологический ущерб почти в 148 млрд рублей — беспрецедентная для страны сумма.
Миллиарды в снегу
В Арктике работают крупные предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, а также электроэнергетические объекты. Кроме того, по данным Минвостокразвития, там зарегистрировано более 90,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр крупного бизнеса ведомство не ведет.Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев объяснил «Известиям», что только переоборудование сотен крупных резервуаров, которые сейчас используются для транспортировки и хранения нефти в Арктике, будет стоить от 200 до 500 млрд рублей. Эта сумма не включает объекты тысяч средних и мелких предприятий. Эксперт добавил, что новая задача потребует перевести на газомоторное топливо транспорт, заменить на предприятиях котельное оборудование, а также установить газотурбинные генераторы вместо дизельных электрогенераторов.
Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Иван Барсола сказал «Известиям», что даже с учетом крупных вложений невозможно полностью отказаться от нефтетоплива в Арктике. В суровых климатических условиях необходимо иметь резерв, отметил он. В случае с СПГ даже незначительное повреждение емкости с резервом приведет к полной его утрате, так как газ быстро улетучивается, а восполнить запасы оперативно в большинстве случаев невозможно. Хранилища жидкого топлива, особенно в условиях экстремальных температур, являются существенно более надежным вариантом.
Также следует учитывать высокую стоимость транспортировки сжиженного природного газа, уверен консультант VYGON Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. По его мнению, перевод промышленных предприятий в Арктике на СПГ может быть эффективен только для компаний, которые уже владеют газовыми активами в регионе.