пятница, 18 сентября 2020 г.

Петербург хочет отправлять туристов на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа

 Петербург постарается стать «туристическими воротами» в земли арктического региона России. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил глава комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.



Широков напомнил, что в городе завершается формирование Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики, который был создан еще в 2017 году. Частично он уже начал свою работу.


«Есть площадка в Петербурге, и, кроме этого, на Земле Франца-Иосифа этот центр проводит работу в бухте Тихая. Там будет музейная экспозиция и планируется определенный туристический комплекс. Поэтому туристы, которые выходят на ледоколе на Северный Полюс, смогут посещать, останавливаться там. Там будут представлены артефакты, которыми богата наша российская Арктика: это и самолеты, которые участвовали, и техника, и так далее. Это направление, которое, на наш взгляд, достаточно символично, потому что этот участок земли берется в аренду на 49 лет, и я говорю, что флаг Санкт-Петербурга появится и на Земле Франца-Иосифа», — сказал Широков.


Он подчеркнул, что российское руководство в последнее время уделяет довольно много внимания теме арктического туризма. Петербург смог бы стать отправной точкой для неподготовленных пока путешественников.


«Наверное, не совсем интересно прилететь на Новую Землю, на ЗФИ и другие точки неподготовленным. На мой взгляд, нужно прибыть в Санкт-Петербург, несколько дней посмотреть Музей Арктики и Антарктики, сходить на «Красин» — нигде такого ледокола нет — вооружиться, потом перелететь в Архангельск или Мурманск и оттуда уже стартовать. То есть изучение и познание Арктики начнется в Санкт-Петербурге. По крайней мере, так хочется», — заявил Широков.


Напомним, в 2021 году в Петербурге состоится международный арктический форум «Арктика — территория диалога». С 2021 по 2023 год Россия будет председательствовать в международном Арктическом совете.


По словам Широкова, Петербург намерен максимально участвовать в этих мероприятиях в сферах экономики, промышленности, образования, культуры и патриотического воспитания.


«В следующем году знаковая дата — 80 лет начала полярных конвоев в Великой Отечественной войне. Будут мероприятия и в Архангельске, куда первым «Дервиш» пришел, и в Петербурге», — обещал Широков.


Арктический конвой «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года со стратегическими грузами. Он стал первым малым океанским тихоходным спецконвоем, отправленным в СССР во время войны.

среда, 16 сентября 2020 г.

Банк России выпустил монету с ледоколом «Арктика»

 15 сентября Банк России выпустил в обращение юбилейную монету «75-летие атомной промышленности России». На серебряной трехрублевой монете изображены атомный ледокол «Арктика», плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» и Нововоронежская АЭС.





Как сообщает пресс-служба финансового регулятора, тираж партии составил 3 тысячи штук. Масса драгоценного металла в чистоте — 31,1 грамма в каждой монете, проба сплава — 925.


Монета является законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации и обязательна к приему по номиналу во все виды платежей без всяких ограничений.

Доисторического медведя нашли в Арктике

Удивительную находку сделали каслающие оленеводы. Тушу древнего медведя они случайно обнаружили на острове Большой Ляховский, входящего в архипелаг Новосибирских островов. Отмечено, что в целом животное хорошо сохранилось благодаря вечной мерзлоте.

Изучать хищника будут сотрудники лаборатории Музей мамонта и Молекулярная палеонтология НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета совместно с российскими и зарубежными учёными. «Данная находка имеет огромное и важное значение для всего мира. На сегодня это первая и единственная находка в своём роде – целая туша медведя с мягкими тканями. Она полностью сохранена, все внутренние органы на месте. По фотографии видно, что у медведя сохранился даже нос. Ранее находили только черепа и кости», – подчеркнула Лена Григорьева заведующая лабораторией «Молекулярная палеонтология» Точный возраст медведя ещё предстоит выяснить. Однако, как говорят учёные, скорее всего животное жило в каргинском межледниковье. Это интервал времени ледникового периода, прошедший от 50 до 24 тысяч лет назад. Изучать находку будут с использованием современных технологий, среди них: молекулярно-генетические, клеточные и микробиологические исследования.

Форум «Арктика. Сделано в России»: СВФУ показал лучшие решения проблем Арктики

По итогам Всероссийского молодежного форума «Арктика. Сделано в России» победу одержал проект Международного центра «Future Skills: NEFU» Северо-Восточного федерального университета. Представители вуза также вошли в топ-4 лучших команд в решении кейсов по улучшению жизнедеятельности в арктической зоне.

Первое место занял проект высокотехнологичного лесоперерабатывающего кластера на территории Архангельской области. Регион известен своими рыбными, лесными ресурсами, говорит руководитель инжинирингового кластера центра «Future Skills: NEFU» Алексей Скрябин. «Так как область входит в Арктическую зону РФ, социально-экономические проблемы аналогичны нашим. Поэтому, когда шла дискуссия выбора уникального проекта для дальнейшей стратегической разработки кейса, решение, разработанное нашим центром, было поддержано и адаптировано под лесную промышленность. Для меня лично принципиальным было сохранение схемы реализации и привлечения инвестиций, а также максимальное сохранение тех моментов, которые были бы реализованы у нас на территории Якутии», – комментирует Алексей Скрябин.

По положению конкурса победившая команда приглашается на стажировку в ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Росатомфлот, правительство Архангельска и в другие организации области, заинтересованных в сотрудничестве с молодыми специалистами из других регионов, обращает внимание победитель. «Меня пригласили на стажировку в проектный офис правительства Архангельской области. В 2024 году будет реализован ряд проектов по лесному комплексу – наше предложение дало конкретные решения проблем, которые уже заложены в планах стратегического развития. В дальнейшем планируется оптимизация проекта, было бы интересно поработать вместе с проект-менеджерами, инженерами федерального уровня», – сказал Алексей Скрябин.

Для Алексея Скрябина победа в таком масштабном конкурсе приятное удивление: одобрение проекта и поддержка ребят из Крыловского государственного научного центра, Томского государственного университета и коллег из Северо-Арктического федерального университета дорогого стоит. «Для центра «Future Skills: NEFU» и СВФУ – это подтверждение того, что деятельность проектного офиса будущих специальностей поставлена правильно и студенты, прошедшие курс, могут конкурировать в стратегических проектах. Развитие Арктики – это большая комплексная работа, где необходимо учесть все аспекты, одним техническим или научным решением тут не обойтись. Считаю, что у нас теперь есть работающие методики, которые оценили представители крупных госкорпораций работающих в Арктике», – резюмировал он.

Команда, в которой состоял студент четвертого курса физико-технического института Сарыал Борисов, заняла второе место. «Наша команда нашла решение кейса развития мусороперерабатывающей отрасли в регионе, получая из переработанных отходов топливо RDF. Благодаря этому уменьшается выброс углекислого газа и топливо в дальнейшем можно использовать в промышленности. Таким образом, в будущем получится очистить от мусора арктические регионы РФ, куда входит наша республика, перерабатывая его в полезные продукты», – рассказал студент.

От форума у Сарыала Борисова остались только положительные впечатления. «Я приобрел колоссальный опыт в умении мыслить неординарно, пообщался со спикерами, которые являются мастерами своего дела, среди которых были и победители предыдущего форума, познакомился с участниками из других регионов», – заключил он.

Полюс притяжения

 Мы представляем новый проект — «Полюс притяжения». Он будет рассказывать о том, что происходит на Таймыре, в Арктике, в северных морях. Обо всём, что так или иначе связано с арктической территорией, её развитием и безопасностью — о новых технологиях, проектах, обороне. О её народах и земле, которую они населяют, их взаимоотношениях с исследователями и недрапользователями. О природе, путешественниках и туристах.

Политика государства в отношении Арктической зоны обрела статус глобального национального проекта. И если сначала деятельность в этом регионе носила в некотором смысле случайный характер, то этим летом был принят федеральный закон о предпринимательской деятельности в Арктической зоне, а две недели назад он официально вступил в силу. Определилась страна и с программой развития Арктики, рассчитанной на долгосрочную перспективу — до 2035 года, поставлены первые конкретные задачи — например, увеличение грузооборота по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году, да и сам Севморпуть совсем недавно официально стал длиннее, протянувшись до Сахалина и Камчатки.

И самое главное — Таймыр стал территорией реализации, наверное, самого амбициозного проекта современности под названием «Восток Ойл». Он предусматривает разработку огромных запасов полезных ископаемых и углеводородов, сосредоточенных на Таймыре в колоссальных, по оценкам экспертов, объёмах.

Так и хочется сказать: «Мы стоим на пороге великих открытий!». Проект объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые площадки на Таймыре. Для выхода «Восток Ойл» на промышленные мощности понадобится возведение в Арктике с нуля масштабной инфраструктуры, в том числе обеспечивающей круглогодичную транспортировку нефти по Северному морскому пути. А это предусматривает строительство нефтеналивных судов, морских терминалов, передающих систем, усиление ледокольного флота и многое другое.

Реализация проекта только–только стартовала, и когда в 2024 году нефть польётся в танкеры, это будет уже совсем другая история, говорят нефтяники и экономисты. На первом этапе флагманским для «Восток Ойл» станет ресурс Западно–Иркинского месторождения — это более 1 млрд тонн углеводородов. Общий ресурсный потенциал проекта составляет 5 млрд тонн лёгкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал роста добычи «Восток Ойл» в 2024 году — 25 млн тонн, в 2027 году — 50 млн тонн, в 2030–м — 115 млн тонн.

«Роснефти» предстоит построить на Таймыре все необходимые инфраструктурные объекты. По информации компании, с частью подрядчиков уже заключаются договоры: с «Интер РАО» подписано соглашение об основных принципах исполнения контракта под ключ по строительству системы электроэнергетической генерации на 2,5 тыс. мегаватт и электросетевого хозяйства протяжённостью свыше 5 тыс. километров.

В перечне создаваемой инфраструктуры порядка 2 тыс. км магистральных трубопроводов, около 7 тыс. км межпромысловых трубопроводов, парки для подготовки и хранения нефти. В планах — обустройство десяти вертолётных площадок и трёх аэродромов, около 50 судов ледового класса будет заказано для организации работы в порту «Бухта Север» и вывоза сырья по Северному морскому пути.

Порт «Бухта Север», расположенный в сорока километрах от поселка Диксон, станет одним из ключевых объектов проекта — крупнейшим в Арктической зоне морским портом. Нефтеперевалочный терминал планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. Мощности будут расти соразмерно развитию проекта «Восток Ойл»: с 25 млн тонн, затем до 50 млн тонн с выходом на полную мощность в 115 млн тонн к 2030 году. Параллельно с возведением порта будет вестись строительство танкеров, первоначально вывоз нефти по Севморпути будет осуществляться с использованием десяти судов дедвейтом 120 тыс. тонн, маршруты транспортировки нефти «Восток Ойл» предполагают вывоз нефти в Европу и Азию.

Проект «Восток Ойл» также включает в себя Пайяхскую группу месторождений «Нефтегазхолдинга», которая принадлежит бизнесмену Эдуарду Худайнатову. «Пайяха» в 2019 году дала крупнейший прирост запасов в России — 1,05 млрд тонн по категориям C1+C2. Специалисты считают, что запасы огромны и не определены окончательно — здесь всё ещё идет разведка.

На Ванкорском и Пайяхском месторождениях корреспондентам «ЗП» удалось побывать лично. Пришло время объединить отдельные публикации в общий журналистский проект. Пусть он развивается вместе с национальным проектом «Восток Ойл», освоением Таймыра и Арктики. Пусть он станет для всех нас тем самым полюсом
притяжения. 

Америка не готова противостоять Китаю и России в Арктике

Cтратегическая борьба с Китаем и Россией стала важным аспектом Арктической стратегии США, хотя всего пять лет назад призывы обратить пристальное внимание на арктический регион, обращенные к Соединенным Штатам, только начинали звучать. Рассмотрим, к

примеру, тот вывод, который был сделан в Докладе Министерства обороны по Арктической стратегии, представленном в конгрессе США в июне 2019 года: «У Соединенных Штатов есть широкий ряд взаимосвязанных интересов национальной безопасности, имеющих отношение к Арктическому региону… Арктика — это потенциальный коридор для стратегического соперничества. Арктика — это потенциальная площадка для агрессии и расширенного соперничества между крупными державами, которая охватывает пространство между двумя ключевыми регионами — Индо-Тихоокеанским регионом/Европой и территорией Соединенных Штатов. Интересы Соединенных Штатов включают в себя сохранение гибкости для проекции глобальной мощи, в том числе путем обеспечения свободы судоходства и полетов, а также ограничение способности Китая и России использовать регион в качестве коридора для соперничества, который позволит им продвигать их стратегические цели посредством агрессивного поведения».

Арктика — это регион, на который американские политики редко обращают внимание, но который играет ключевую роль в политике мировых держав. Из-за последствий изменения климата в Арктике открываются новые экономические возможности, и крупные мировые державы все чаще заявляют о своем намерении доминировать в этом регионе. К несчастью для американских стратегов, Вашингтон сильно отстает от своих соперников. К примеру, в распоряжении Береговой охраны США есть всего два ледокола. Хотя у Китая тоже всего два ледокола, для полноты картины необходимо отметить, то у российского флота в настоящее время есть как минимум 40 ледоколов, а к 2035 году у нее будет на 13 атомных ледоколов больше. Хотя использовать данные о числе ледоколов в качестве единственного показателя для оценки перспектив стратегического соперничества в Арктике — это, конечно, не совсем правильно, учитывая разнообразные угрозы, с которыми в этом регионе сталкиваются такие соперники, как Китай и Россия, все же разрыв действительно существует, и размеры ледокольного флота — это только вершина айсберга.

Согласно Закону о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2021 год, который в настоящее время находится на рассмотрении в конгрессе США и в котором содержится ссылка на документ о стратегических перспективах Береговой охраны США от апреля 2019 года, «продемонстрировав стремление к оперативному присутствию, Канада, Дания и Норвегия уже сделали стратегические инвестиции в строительство патрульных кораблей с ледокольными возможностями… Соединенные Штаты — это единственное арктическое государство, которое не сделало подобных инвестиций в надводные корабли с ледокольными возможностями, позволяющими обеспечивать безопасность на море».


Помимо шагов для решения вопроса с инвестициями в законопроекте Палаты представителей также содержится призыв к созданию консультативного комитета по морским перевозкам в Арктике и обращенное к Береговой охране требование предоставить отчет об арктическом потенциале вооруженных сил (особое внимание предлагается уделить сравнению с потенциалами вооруженных сил иностранных государств). Наконец, этот законопроект призывает Министерство обороны США создать Региональный центр исследования безопасности в Арктике, что станет большим шагом в направлении изучения этого региона.

На макроуровне в новом тысячелетии глобальная стратегия Соединенных Штатов становится все более бесконтрольной и неразумной. Значение Ближнего Востока как направления первостепенной важности уменьшилось, а мысли американских политиков все больше занимает подъем Китая. Администрация Обамы попыталась обозначить этот радикальный сдвиг приоритетов термином «поворот к Азии», сконцентрировавшись на том, чтобы сдерживать Китай преимущественно экономическими средствами, главным образом посредством торгового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. В период работы нынешней администрации пропаганда жесткой позиции в отношении Китая достигла своего максимума, и предвыборные штабы Трампа и Байдена теперь обмениваются ударами, пытаясь продемонстрировать свою готовность дать отпор Китаю — по крайней мере на период предвыборной кампании, — то есть сопротивление неконтролируемому росту Китая стало важным приоритетом по всей ширине политического спектра.

Очевидно, Китай представляет собой угрозу, которая радикальным образом отличается от всего того, с чем Соединенные Штаты сталкивались прежде. Пекин демонстрирует вопиющее неуважение к международным законам и нормам (как мы могли наблюдать на примере споров вокруг Южно-Китайского моря) и откровенно презрительное отношение к демократии и правам человека (в Гонконге или на примере уйгуров в Китае). Более того, учитывая растущую зависимость глобальной экономики от Китая, становится ясно, что Пекин будет той многосторонней и сложной проблемой, которую придется решать не одному поколению американских политиков.

Стремительный рост Китая оставался практически незамеченным, и, игнорируя его, Соединенные Штаты забыли даже о главных принципах своей глобальной стратегии. Подумайте, к примеру, о постепенном проникновении Китая в Западное полушарие, где он убедил 19 государств Латинской Америки и Карибского бассейна подписать с ним соглашения в рамках инициативы Си Цзиньпина «Один пояс, один путь». Китай проник практически во все регионы мира. От Индо-Тихоокеанского региона и Африки, до Европы и Латинской Америки — Китай уже начал укреплять свои позиции и бросать вызов международному порядку. Вторая холодная война уже началась, а Соединенные Штаты грелись в лучах своей славы слишком долго.

В январе 2018 года Китай провозгласил себя «околоарктическим государством» — чем рассмешил картографическое сообщество, — и начал готовиться к реализации своей инициативы «Полярный Шелковый путь». Стратегическое значение тех экономических возможностей, которые открывает Арктика, пока до конца не ясно, однако уже сейчас очевидно, что Китай заявил о своем решительном стремлении стать важным игроком в относительно эксклюзивной игре. Как и в случае с инициативой «Один пояс, один путь», Китай будет использовать инвестиции в качестве своего билета на шоу — в 2013 году Китай получил статус обозревателя в Арктическом совете, межправительственном форуме, посвященном сотрудничеству «арктических государств» (Соединенные Штаты, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Российская Федерация) в Арктике. Более того, Китай сотрудничает с Россией в реализации проектов по добыче энергоресурсов на полуострове Ямал на севере России, а в 2018 году Россия и Китай запустили совместный проект по строительству СПГ-танкера с ледокольными возможностями — проект, которым руководят компании Cosco и «Совкомфлот» и в котором часть расходов берут на себя российская компания «Новатэк» и Фонд Шелкового пути. Противостояние в Арктике такому противнику, как Россия, влечет за собой целый ряд вызовов, однако перспектива совместного российско-китайского вызова интересам Соединенных Штатов в Арктике — это потенциальный техно-триллер и ночной кошмар, противостоять которому Америка совершенно не готова.


Арктика — это не только «потенциальный коридор для стратегического соперничества» и не только «потенциальная площадка для расширенного соперничества между крупными державами». Эта игра уже началась, и американские политики отстают от своих коллег из других стран в реакции на эту угрозу. Геологический комитет США подсчитал, что в Арктике находится примерно 90 миллиардов баррелей неразведанных запасов нефти, что составляет около 13% мировых запасов, и примерно треть неразведанных запасов природного газа. Гонка уже началась, и Соединенные Штаты в настоящее время не в состоянии ее возглавить.

Администрация Трампа продемонстрировала готовность воспользоваться частью этих природных ресурсов, когда в 2017 году после принятия довольно неоднозначного законопроекта конгресс США решил позволить американским энергетическим компаниям начать исследование природных ресурсов в Арктическом национальном заповеднике дикой природы (Arctic National Wildlife Refuge). Этот заповедник, находящийся под управлением Министерства природных ресурсов, представляет собой крупный участок «Последней великой девственной природы» и включает в себя примерно 78 тысяч квадратных километров в районе Норт-Слоуп на Аляске — по площади он примерно равен Чешской Республике. Администрация уже приступила к реализации планов по постепенному открытию этих территорий для бурения на нефть и газ посредством программы сдачи участков в аренду энергетическим компаниям. Поскольку господство в области энергетики является важным приоритетом администрации Трампа, вряд ли призывы защитников окружающей среды и местных племен, которые выживают благодаря стадам северных оленей, каким-то образом изменят ситуацию. (Между тем низкие цены на нефть и резкое падение мирового спроса могу замедлить темпы реализации этих планов.)

До настоящего времени Соединенные Штаты закрывали глаза на амбиции Китая практически во всех регионах мира. Эти амбиции Китая были направлены в том числе на Арктику, и, чтобы помешать России и Китаю диктовать правила игры во всем арктическом регионе, Америка должна как следует подготовиться к тому, чтобы защищать свои интересы там. Разведочные работы, изучение этого региона и отчеты Береговой охраны — это важные шаги в совокупности с планами конгресса построить еще шесть ледоколов в ближайшие несколько лет, что позволит немного изменить соотношение сил. Если Китай и Россия объединят свои силы для осуществления совместной деятельности в Арктике, это соотношение составит 42 ледокола против восьми, то есть перевес будет на стороне Москвы и Пекина. Если Пентагон считает, что его миссия в Арктике заключается в том, чтобы «ограничивать способность Китая и России использовать этот регион в качестве коридора для соперничества, который позволит им продвигать их стратегические цели», тогда он совершенно не подготовлен к выполнению этой миссии.

Майкл Лайонс — исследователь, живущий в Германии и специализирующийся на вопросах безопасности в Европе и на Ближнем Востоке. Он сотрудничал с Институтом Кеннана и является выпускником Венской школы международных исследований (Vienna School of International Studies). 

Арктика продолжает обновлять рекорды тепла

Первый осенний месяц в России отметился на арктических островах аномальным теплом. Особо отличился Красноярский край.

На Острове Голомянный с 1 по 11 сентября обновлялись инструментальные наблюдения, да и 12 число не стало исключением. Воздух разогревался до 7.1, что выше предыдущего рекорда на 1.3 градуса, продержавшегося с 2016 года. На втором месте Остров Визе, где рекордно высокие температуры наблюдаются в течение 11 дней, 12 сентября было зафиксировано 6.6, прежний абсолютный максимум для этого дня 4.8 градуса и тоже случившегося в 2016 году.

Рекордно высокие значения температуры фиксируются и на Мысе Челюскин, 12 сентября столбик термометра поднялся до отметки 9.2, что выше предыдущего на 0.6 градуса более, чем восьмидесятилетней давности. 

Запуск российского спутника для мониторинга климата Арктики отложили

Запуск с космодрома Байконур первого спутника "Арктика-М" для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе перенесен с 9 на 24 декабря, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

В феврале другой источник агентства в отрасли рассказал, что старт намечается на 9 декабря. В мае генеральный директор предприятия-производителя НПО имени Лавочкина Владимир Колмыков сообщил РИА Новости, что запуск планируется в конце года.
"Старт первой "Арктики-М" ушел на 24 декабря", - сказал собеседник агентства.
В пресс-службе "Роскосмоса" сообщили РИА Новости, что "точная дата (запуска) будет утверждена позднее".
Спутник планируется вывести на орбиту ракетой-носителем "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат".


Угроза столкновения МКС и американского спутника миновалавысокоэллиптической орбите, что позволит ему собирать метеорологическую и гидрологическую информацию о состоянии полярных областей Земли, которые плохо просматриваются с "Электро-Л".
После выведения на орбиту двух аппаратов "Арктика-М" Гидрометцентр будет непрерывно получать оперативную информацию о состоянии атмосферы и поверхности на полюсах Земли. Это позволит повысить точность моделей при составлении краткосрочных прогнозов погоды и даст ученым большой объем новых данных для изучения феномена глобального изменения климата.
Запуск второго спутника "Арктика-М" намечается в 2023 году. В 2021 году ожидается заказ еще трех таких аппаратов.

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

«Арктика. Сделано в России»: на форуме в Архангельске подведены итоги конкурса кейсов


Накануне на всероссийском молодежном образовательном форуме «Арктика. Сделано в России» подвели итоги недельной проектной деятельности участников. В течение шести дней команды в рамках темы «Возможности малого и среднего предпринимательства в условиях развития Северного морского пути и развития инфраструктуры» прорабатывали возможные пути развития Арктики.

В команду вошли специалисты разных направлений: геолог, горный инженер, инженер лесного хозяйства, регионовед, специалист в области IT-технологий, специалист промышленной безопасности, строитель ПГС/ГТС, судостроитель-океанотехник, эколог, экономист, медик. Наличие таких экспертов было обусловлено необходимостью эффективной работы команды в плане определения возможностей малого и среднего предпринимательства в высоких широтах.
Команды защищали свои кейсы перед жюри, в состав которого вошли директор арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Константин Зайков, проректор по научно-инновационному развитию САФУ Марат Есеев, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит и начальник научно-образовательного центра «Газпром ВНИИГАЗ» Наталья Анисимова.
Победителем стала команда, работавшая над кейсом «УстАФ». Это установка «Арктического фасада», предлагающая новый подход к процессу переработки леса. Капитан команды победителей Владимир Исаев поделился впечатлениями о прошедшей неделе:
— Всё прошло очень хорошо, я благодарен ребятам, вместе с которыми создавался этот кейс. Из возможных направлений развития малого и среднего бизнеса в Арктике это показалось нам наиболее привлекательным. Кейс проектировался с учетом экологических норм, что немаловажно для Арктического региона.
Напомним, что команда-победитель получит возможность пройти стажировку на арктических предприятиях ПАО «Газпром», стать участником международного арктического форума «Арктика – территория диалога» и войти в оргкомитет форума «Арктика. Сделано в России» в 2021 году.
В заключение одну из команд, уступившую победителю, ждал неожиданный сюрприз: директор Атомфлота Мустафа Кашка сообщил о готовности компании реализовать кейс ребят, предложивших установку в водах Северного морского пути специальных маячков, фиксирующих среди прочих показателей и движение льда. Эта задумка может упростить перемещение судов в опасном регионе.
Напомним, что организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи и правительство Архангельской области.
Подведение итогов и закрытие молодежного образовательного форума «Арктика. Сделано в России» прошло в Архангельске 11 сентября, сообщает 12 сентября пресс-служба правительства Архангельской области.

Согласно сообщению, в последний день форума защищались социально-значимые проекты на гранты Росмолодежи до 1,5 млн рублей. При этом те, кто побеждал на конкурсе, могли пройти стажировку на арктических предприятиях «Газпрома».


В результате гранты в размере от 150 тыс. рублей до 1,15 млн рублей получили семь инициатив. Среди победителей: проекты «Первый скейт-парк в ГО Карпинск», «Саамский костюм. От истоков к современности», «Малый слет оленеводов для детей тундровиков».